Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 6 (68) за 2023 г.
Окончание. Начало — читать Часть 1
Григорий Никоноров, Игорь Родионов, Алексей Болгарь
Работа с задержанными лицами на первоначальном этапе требует внесения изменений в алгоритм ее проведения.
Во-первых, это связано, с тем, что около 4 % задержанных гражданских лиц были досмотрены и в конечном итоге задержаны для выяснения личности, находясь по месту своего проживания. Подозрительным для в/сл. ВС РФ, НМ ДНР, ЛНР в основном стало: принадлежность в прошлом к ВСУ; наличие на гражданах верхней одежды военного образца; перемещение по территории, подконтрольной РФ, без штампа о местной прописке в паспорте или же его пребывание в состоянии алкогольного опьянения.
Во-вторых, задержанные лица, прибывшие в фильтрационный лагерь, в основном (85 %) находятся без документов и средств сотовой связи. Вся информация о ФИО, принадлежности к ВСУ, звании, должности и обстоятельств задержания может являться его вымыслом в целях скрытия правды, за которую придется отвечать, так как, находясь в фильтрационном лагере, все задержанные лица вырабатывают себе легенду, согласно которой почти все они являются «связистами», «поварами», «водителями». На данный момент больше негде получить или проверить эти данные о гражданах Украины, полученные от них самих, хотя поступление необходимой информации по различным структурам и ведомствам задача трудная, но очень важная. Далее в ходе оперативной работы сотрудников учреждений выясняется, что кто‑то из задержанных является не тем, за кого себя выдавал первоначально. К сожалению, это происходит через продолжительное время, учитывая то, что в разных учреждениях информация, полученная от одного задержанного лица, может быть разной (находясь в одном учреждении, он говорит одно, в другом другое, в третьем — третье).
Сложными и на данный момент не решаемыми остаются вопросы финансирования для формирования личных дел на каждого гражданина Украины. В формировании личного дела на задержанных лиц привлекаются как сотрудники УФСИН (группа специального учета, оперативные уполномоченные оперативной группы), так и представитель военной комендатуры. Сотрудником группы специального учета на оформление личного дела задержанного тратится от 13 до 15 листов формата А4. Оперуполномоченными для материалов оперативно-розыскной информации расходуется до 25 листов. Представитель военного органа дознания использует 20 листов формата А4. В среднем получается, что оформление документов на одного задержанного гражданина Украины требует около 60 листов формата А4. В связи со сложностями в обеспечении учреждений ФСИН РФ канцелярскими принадлежностями расходы на приобретение картриджей для принтеров, бумаги, ручек и даже клея приходятся на личный счет сотрудников.
Учитывая то, что стоимость пачки писчей бумаги формата А4 постоянно растет, необходимое количество листов бумаги на оформление задержанных лиц (к примеру, на 300 чел.) составляет 17 220 листов, что равноценно 34,5 пачки бумаги (7 упаковок). Расходы на это не заложены в нормативы снабжения учреждений ФСИН.
Однако проблема работы с лицами, задержанными в зоне боевых действий, не сводится только к технической стороне, связанной с расходами на содержание и оформление личных дел. Основная проблема — это работа по изменению мировоззрения лиц, сознание которых пропитано националистической и экстремистской идеологией. Подобный опыт имеется, и практика работы с военнопленными в Советском Союзе была не только богатая, но и эффективная. Распорядок дня задержанных практически ничем не отличается от распорядка дома отдыха, учитывая, что большинство из задержанных с оружием в руках совершали военные преступления даже по отношению к собственным согражданам (применяя запрещенные средства и методы ведения войны). Даже если принять во внимание необходимость проведения фильтрационных (следственных) мероприятий и нежелательность использования в этот период задержанного контингента на работах (дополнительная охрана, организация питания по месту работы и т. д.?), возникает недоумение по поводу работы с ними в идеологическом плане (денацификации). Почему бы не демонстрировать им видеокадры преступлений ВСУ в отношении мирных жителей, российских военнопленных, не показывать новости о ведении СВО, о жизни в России? С пленными не проводится в массовом порядке работа по склонению их к переходу на нашу сторону (вербовка). Безусловно, отдельные оперативные мероприятия осуществляются, однако нужно помнить, что уже в 1941 году из немецких военнопленных стал формироваться комитет «Свободная Германия», активисты которого активно работали как среди военнопленных, так и на передовой, участвуя в специальной пропаганде (на войска противника).
Почему бы не продумать возможность организации телефонных звонков пленных своим родным за счет бюджета (издержки окупятся, когда пленные, рассказывая о том, как лояльно с ними обходятся россияне, будут тем самым формировать положительное мнение о России у родственников и знакомых, оставшихся на Украине) и т. д. В противном случае пребывание задержанных украинских военнослужащих и представителей других силовых ведомств на территории России выглядит как содержание «обменного фонда».
Таким образом, комплекс мероприятий, связанный с работой с задержанными лицами, препятствующими проведению специальной военной операции ВС РФ, является новым для Вооруженных Сил Российской Федерации в сегодняшних исторических условиях, хотя к нему необходимо быть готовыми при участии Вооруженных Сил в войнах и военных конфликтах. В связи с этим особо остро встает вопрос об ответственности одной из структур исполнительной власти Российской Федерации: Министерства обороны или ФСИН за содержание и размещение граждан Украины на территории РФ.
На данный момент пакет документов на каждого задержанного для его содержания и перемещения в другие учреждения ФСИН на 90 % составляет представитель МО РФ (в основном дознаватель военной комендатуры при наличии такового). Размещением и содержанием граждан Украины занимается ФСИН РФ в лице исправительных учреждений на территории РФ. Получается некоторое подобие двоевластия, т. е. единой ответственной структуры нет.
В ходе проводимой работы необходимо осуществлять ежедневный обмен информацией с представителями ГСУ СК России, ФСБ РФ, ФСИН РФ.
В связи с этим предлагаются следующие мероприятия.
Во-первых, создать из числа подразделений ВС РФ, так называемые «летучие бригады» с задачами:
- собирать задержанных граждан Украины на блок-постах;
- тщательно обыскивать (включая раненых), изымать их документы, сотовые телефоны;
- выяснять на месте совместно с военнослужащими ВС РФ, силовых структур ЛНР и ДНР детальные обстоятельства их задержания;
- составлять сопроводительное письмо, в котором указывать все подробности их задержания;
- составлять опись имущества и документов, изъятых при задержании;
- отправлять задержанных с комплектом документов в фильтрационный лагерь.
На данный момент ситуация такова, что каждому представителю из привлекаемых к работе с данным контингентом структур и ведомств РФ задержанный представляет разные версии своего задержания и определяет степень участия в боевых действиях: при задержании — одну; при перемещении в фильтрационный лагерь — другую; по прибытию в учреждение УФСИН — третью версию. Таким образом, объективной информации об истинных причинах его задержания нет. Из-за отсутствия сотового телефона, разбитого или изъятого при задержании, ничего о контактах (включая переписки в социальных сетях), а также о принадлежности задержанного к националистическим организациям не известно. А ведь в данное время большой массив информации содержится в сотовых телефонах граждан, включая и военнослужащих.
Во-вторых, задержанные лица перед их отправкой в учреждения ФСИН находятся в фильтрационном лагере длительное время — от 30 до 90 суток. За этот период времени у привлекаемых к работе с ними представителей различных структур и ведомств создается некоторая информационная база по каждому задержанному лицу (ФИО, звание, должность, принадлежность к ВСУ, подробности его задержания). По прибытии задержанных в каждое последующее учреждение ФСИН России представители различных структур, привлекаемых к работе с гражданами Украины, заново проводят аналогичную работу по выяснению всех обстоятельств задержания каждого лица, в результате чего теряется время и материальные ресурсы. В связи с этим целесообразно представителям руководства фильтрационного лагеря передавать по закрытым каналам связи эту информацию в те учреждения ФСИН, куда отправляются задержанные лица.
В-третьих, в целях проведения расследования в рамках уголовного дела № 201/837072–14 от 30.05.2014 г. по определению лиц из числа граждан Украины, причастных к совершению тяжких и особо тяжких преступлений против мира и безопасности человечества, целесообразно представлять базы различных структур и ведомств по просьбе их представителей или формировать единую информационную базу сведений о задержанных лицах, препятствующих проведению специальной военной операции ВС РФ.
Взаимодействие с должностными лицами, привлекаемыми к работе с задержанными лицами, из различных структур и ведомств в плане обмена информации позволит оперативно передавать полученные от них сведения о местах размещения ВВТ ВСУ, аэродромов, учебных центров, полевых или стационарных складов РАВ и ГСМ противника, перемещении личного состава ВФУ для их дальнейшего уничтожения Вооруженными Силами РФ.
Например, в ходе проведенных опросов военнопленных выяснено, что руководство Вооруженных сил Украины в период 7–8 марта 2022 г. запланировало наступление на Донецкую и Луганскую народные республики. На первом этапе предусматривался мощный удар артиллерии и реактивных систем залпового огня. После этого — удар авиации (30 самолетами СУ‑27 и 24 самолетами-штурмовиками СУ‑25). На третьем этапе планировались действия сухопутных войск. Основной удар отводился оперативно-тактической группе «Восток», которая должна была отделить Донецкую Народную Республику от Луганской.
Одновременно наступление предусматривалось с двух вспомогательных направлений: на Луганск должна была двигаться оперативно-тактическая группа (ОТГ) «Север», а со стороны Мариуполя вдоль границы с Россией — оперативно-тактическая группа «Юг». Встреча этих двух ОТГ должна была состоятся в районе поселка Комсомольский. Общая численность созданной группировки войск должна была составить 150 тыс. человек (рис. 3).
По замыслу, прорвавшиеся украинские войска на территории ДНР и ЛНР в течение трех суток должны были блокировать Донецк, Луганск и другие города. Блокада их должна была осуществляться до момента сдачи населения в плен.
Предполагалось в течение пяти дней выдавить и переселить из Донбасса русскоязычное население на территорию России, а всех ополченцев отправить в концлагеря.
Исходя из вышесказанного, необходимо организовать своевременную совместную работу сотрудников ФСБ и МО РФ тех регионов России, ДНР, ЛНР, которые содержат задержанных лиц с целью передачи полученной от них оперативной информации в другие регионы для проведения комплексной работы. Информация, добытая в ходе опросов задержанных, устаревает, так как граждане Украины находятся продолжительное время, и не в одном учреждении ФСИН, а перемещаются в два или три места. Достоверность полученных сведений зависит от своевременности их передачи и перепроверки, так как за время пребывания задержанных лиц в учреждениях ФСИН нестационарные объекты ВСУ (полевые склады, позиции различных родов войск ВФУ) могли изменить районы дислокации несколько десятков раз. Тем не менее, эта информация может быть и очень полезной. К примеру, тесное взаимодействие с должностными лицами ВКС позволило оперативно решать вопросы по уничтожению мест размещения ВВТ ВСУ, аэродромов, а также полевых, стационарных складов РАВ и ГСМ противника. Из всей полученной информации от задержанных лиц 35 % соответствовало действительности, что позволило после проведения дополнительной разведки нанести эффективные удары по скоплениям ВФУ и военным объектам ВСУ.
Можно утверждать, что работа с военнопленными является не новым видом деятельности для органов отечественной исполнительной власти. В Российской империи и Советском Союзе имелась значительная историческая практика (вплоть до создания специального управления по работе с военнопленными), к которой необходимо обращаться, внося в нее коррективы, связанные с сегодняшним днем. Учитывая военно-политические установки США и их союзников по НАТО в отношении России, необходимо быть готовыми к использованию исторического опыта работы с военнопленными на неопределенную историческую перспективу.
Авторы:
Григорий Никоноров, кандидат философских наук, доцент
Игорь Родионов, кандидат технических наук
Алексей Болгарь, кандидат военных наук