Михаил Леонтьевич Миль, выдающийся советский конструктор, оставил неизгладимый след в истории нашей и мировой авиации.
История семьи
Его необычная звучная фамилия досталась ему от Мишиного дедушки Самуила, который был украден из литовской деревни в семилетнем возрасте и сдан в кантонисты. Это была практика во времена правления Николая I, когда после того, как к России в конце XVIII века отошла часть польских земель, евреев стали насильно ассимилировать.
Самуил Миль отслужил 25 лет на флоте и осел в Сибири, в городе Иркутске. 22 ноября 1909 года в семье Миль родился сын Михаил. В семье, кроме Миши, были еще сестра Катя и брат Яша. Родители много времени уделяли воспитанию и образованию детей. Миша учился игре на фортепиано, с сестрой Катей занимался в студии известного художника-педагога И. Л. Копылова, впоследствии основателя Иркутского художественного училища.
В своем дневнике Миша писал: «Я родился в 1909 году в Сибири, в городе Иркутске. Начитавшись разных книг, стал ощущать в себе много талантов, потом благодаря книгам в них разуверился». И здесь же: «Я буду строить самолеты». 20-е годы прошлого столетия – это время массового увлечения авиацией. Тогда были проложены первые воздушные трассы, собирались средства на строительство самолетов и аэродромов, организовывались школьные кружки авиамоделистов. В одном из таких кружков занимался и Миша Миль. Созданная им в возрасте 12-ти лет модель планера получила приз на конкурсе моделистов в Новосибирске.
Учеба
Окончив школу, Михаил продолжил образование в Иркутском коммерческом училище. В 1925 году поступил в Томский технологический институт. Хотя авиационным специальностям там не обучали, при институте работал планерный кружок, в который он тут же записался. Построив с товарищами легкий одноместный планер, летал на нем. Но на 2 курсе студента Михаила Миля неожиданно отчислили, несмотря на хорошую успеваемость. «Был сигнал о том, что у вас дома есть мягкие стулья!» – объяснили в деканате. Как выяснилось, донос на «богача» написал его однокурсник. В середине 1920-х этого было достаточно, чтобы обвинить студента в мелкобуржуазности и припомнить ему не пролетарское происхождение.
Завод
Карьеру пришлось начинать с завода. Михаил устроился на кожевенный завод в химическую лабораторию, где ударно трудился год, усовершенствовал некоторые технологические процессы, получил отличную характеристику, и даже вступил в члены Союза кожевенников. Теперь как настоящий пролетарий он снова мог учиться. Узнав, что на механическом факультете Донского политехнического института есть аэродинамическое отделение, Михаил Миль не раздумывая отправился в Новочеркасск. И был принят сразу на 3-й курс.
Донской политехнический институт, основанный в 1907 году, был первым и самым прогрессивным вузом на юге России: прекрасно оборудованные лаборатории, сильная профессура, богатая научная библиотека. Но главное, здесь была построена аэродинамическая труба, вторая в Советском Союзе (первая находилась в ЦАГИ – Центральном аэрогидродинамическом институте в подмосковном Жуковском). Развиваемая ею скорость воздушного потока – до 170 км/ч – превышала возможности самолетов того времени, а значит политеховцы могли проводить самые сложные эксперименты.
Михаил Леонтьевич и его супруга Пана Гурьевна
Здесь Михаил Миль познакомился с Николаем Ильичом Камовым, инженером, пионером в создании отечественных автожиров (винтокрылый летательный аппарат – так до 1950 года назывались вертолеты). Именно Н. И. Камов привлек его к работе по созданию автожиров. Огромный интерес Михаила к винтокрылым летательным аппаратам и определил его жизненный путь.
Молодой инженер
В 1931 году Миль получил диплом и по рекомендации Н. И. Камова был принят в Центральный аэрогидродинамический институт им. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ). Через год он стал начальником бригады аэродинамики и экспериментальных расчетов и опубликовал свои первые научные работы, после этого он перешел работать к Николаю Ильичу Камову, который руководил тогда заводом автожиров в подмосковном Ухтомском и позвал Миля замом к себе.
Михаил Леонтьевич Миль. 1931 г.
К началу 40-х годов Михаил Леонтьевич стал одним из ведущих отечественных специалистов по теории автожиров.
Великая Отечественная
В годы Великой Отечественной войны, в 1941-1943 годах, Миль работал в эвакуации в посёлке Билимбай на Среднем Урале, ставшем фактически авиационной столицей СССР. Здесь также работали лучшие авиаконструкторы С. А. Лавочкин и Н. И. Камов.
При эвакуации Милю было поручено уничтожить архив Отдела особых конструкций, чтобы он не достался врагу. Но этот архив содержал в себе итог многих лет работы, и уничтожить его Миль так и не решился. Более того, он сумел вынести документы из лаборатории и увез их с собой. Впоследствии спасенные документы пригодились при проектировании вертолётов.
В тяжелые 1941-1942 годы на фронт был переброшен отряд из 5 автожиров, совершивший 20 боевых вылетов. Сам Миль участвовал в битве под Смоленском в составе эскадрильи автожиров-корректировщиков. Но машины не оправдали себя, оказались уязвимыми для пуль, тихоходными и слишком шумными.
Однажды во время наступления немцев Миль сделал все, чтобы винтокрылая машина не попала в руки врага. Несмотря на общую панику, он приказал механикам разобрать автожиры, чтобы вывезти технику. Времени было мало, и моторы буквально вырубали топором. Все автожиры были отправлены в тыл.
Надежда Михайловна Миль, дочка Михаила Леонтьевича
В 1943 году Миль вернулся в ЦАГИ, где продолжил начатые ещё до войны исследования по устойчивости и управляемости самолетов – разрабатывал системы повышения устойчивости для самолетов Ил-2 и Ил-4. Они послужили основой для его кандидатской диссертации, защищенной в 1943 году. За свой вклад в развитие авиационной техники в годы войны Миль был награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды.
Конструктор вертолетов
В 1945 году М. Миль успешно защитил докторскую диссертацию по теме «Динамика ротора с шарнирным креплением лопастей и её приложение к задачам устойчивости и управляемости автожира и геликоптера». В это время было принято решение создать отечественный геликоптер. Кстати, первым като придумал слово «вертолет» был Николай Камов До этого винтокрылые аппараты называли на французский манер – «геликоптер». В 1947 году Милю поручили создать и возглавить новое конструкторское бюро для разработки вертолета. Миль поставил перед собой задачу создать вертолеты, способные выполнять любые народно-хозяйственные и военные задачи.
Первый отечественный вертолет Ми-1 поднялся в воздух в 1948 году. В 1950 году Ми-1 был запущен в серийное производство. Вертолет бил всевозможные рекорды на протяжении 25 лет!
Новогодняя стенгазета КБ Миля. 1967 год.
В 1951 году во время войны в Корее армия США с успехом применяла вертолеты для высадки десанта, всестороннего обеспечения и снабжения десанта, для эвакуации раненых и много другого. И тогда Иосиф Сталин поставил перед Михаилом Милем нетривиальную задачу — за год создать машину, которая превосходила бы по грузоподъемности и потолку высоты лучшие зарубежные образцы. Задача была выполнена и в воздух поднялся вертолет Ми-4, который разрабатывался как десантно-транспортный аппарат для перевозки 12 десантников, легкой полевой пушки или автомобиля. Первый полет состоялся в 1952 году. Были выпущены 3300 вертолетов Ми-4 в военных и гражданских модификациях. Вертолет поставлялся в разные страны мира. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе вертолет получил золотую медаль, а коллектив КБ был удостоен Ленинской премии.
В 1964 году Миль стал генеральным конструктором опытного КБ по вертолетостроению. Под его руководством были созданы вертолеты Ми-6, Ми-8, которые можно использовать как грузовой, пассажирский, поисково-спасательный. К примеру с помощью тяжелых вертолетов Ми-6 шло освоение нефтяных месторождений Западной Сибири.
В 1966 году М. Милю было присвоено звание Героя Социалистического труда.
Самым большим вертолетом в истории до сих пор считается Ми-12. Он разрабатывался для перевозки частей баллистических ракет. В 1969 году был зафиксирован рекорд, который так и остался непревзойденным: Ми-12 поднял груз 44 205 кг на высоту 2250 метров!
Вице-президент американской компании Sikorsky Corporation Сергей Сикорский сказал тогда: «Перед инженерно-техническим достижением, каким является этот вертолет, можно снять шляпу». Но дальнейшая судьба Ми-12 печальна: были собраны всего два опытных экземпляра (один из которых стоит в авиационном музее в Монино, второй на территории Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля), после чего проект свернули. Ракетные комплексы, под которые создавался вертолет, сняли с вооружения, а для гражданского применения машина была слишком велика. У Миля, отдавшего этому проекту слишком много сил, случился инсульт. В январе 1970-го Михаил Леонтьевич ляжет на операцию, наказав сотрудникам не трогать бумаги на его столе. Был уверен, что скоро вернется на работу. Но не вернулся...
Всего под руководством генерального конструктора Миля было создано девять базовых типов серийных машин: Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-10, Ми-10К, Ми-14 и Ми-24 – легендарный «Крокодил», который называют самым воюющим вертолетом в истории. Эти машины стали основой для дальнейшего развития вертолетной техники.
Чертеж вертолета Ми-24А, первого из легендарной серии "Крокодилов"
После смерти конструктора
После смерти своего генерального конструктора «милевцы» продолжили работу. В 1977 году появился МИ-26 – крупнейший в мире транспортник высотой почти с трехэтажный дом. В 1982-м был разработан ударный Ми-28, а в 1996-м – Ми-28Н, или «Ночной охотник». Эти модели продолжили традиции, заложенные Милем, и внесли значительный вклад в развитие вертолетной техники.
Наше время
Сегодня вертолеты марки «Ми» составляют 95% всего отечественного авиапарка (так было и в СССР с конца 1960-х); их используют более чем в 80 странах. Общее количество построенных машин превышает 30 тысяч. По суммарному тоннажу и грузоподъемности воздушный флот Миля соизмерим со всем зарубежным вертолетным парком. На «Ми» установлено около 60 мировых рекордов, многие из которых так и не были побиты.
Страницы из личного дневника Миля. Описание и эскиз пассажирской кабины вертолета Ми-2
Михаил Леонтьевич Миль оставил после себя не только выдающиеся технические достижения, но и наследие, которое продолжает вдохновлять новые поколения конструкторов и инженеров.
Виктория Рысина
Фото: музей М.Л.Миля, холдинг Вертолеты России, Дмитрий Дрозденко