Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 5 (67) за 2023 г.
Григорий Никоноров, Игорь Родионов
Период становления московского централизованного государства неразрывно связан с усилением Московского княжества и продолжением борьбы великих князей московских с сепаратными устремлениями удельных князей, с одной стороны, и постоянных внешних нашествий, с другой. Политическое противостояние на Западе и Востоке было тесно связано с мировоззренческим (геополитическим) антагонизмом. Поэтому русская военно-философская мысль периода феодальной раздробленности и становления централизованного московского государства неразрывно связана с борьбой за выживание русского народа и сохранение православия как мировоззренческой основы своей национальной идентичности.
Памяти Александра Бухарова
Продолжение. Начало — «Часть 1»
Пережив вторжение татаро-монголов и разгром удельных князей, некогда единая Русь оказалась частично во власти Орды (Северо-Восточная Русь) и частично во власти Литвы (Юго-Восточная Русь). С Запада немцы постоянно грозили новой экспансией. Несмотря на подвиги святых Александра Невского и Довмонта Псковского, на Северо-Западе владычество Ливонского ордена твердо укрепилось на Балтийском поморье Литвы. Латыши («чудь») были обращены в католичество, и слабые зачатки православия были почти уничтожены по всему краю.
Между тем, в Швецию постоянно посылались папские буллы, призывавшие шведов к религиозной войне с Русью (как видно, «центры принятия решений» давно практиковали технологию войны с исторической Россией чужими руками). В 1347 году шведский король Магнус пошел на Новгородские земли. Предварительно он отправил в Новгород послов, прося назначить прения о вере, с тем чтобы все приняли ту веру, которая одержит верх. Владыка Василий ответил, что новгородцам нечего спорить о вере, что приняли они ее от греков, а потому, если сам король желает узнать, чья вера лучше, то пусть шлет послов к греческому патриарху. Тогда король опустошил всю карельскую и горскую землю и повсюду крестил народ в католичество. Однако по удалении его в Швецию завоеванные места снова отложились от шведов, а жители обратились к православию.
На юго-востоке Руси с 1340 года в Галиции водворились поляки, а Волынь соединилась с Литвой. У православных жителей Галиции католики стали отнимать церкви и обращать их в костелы, а затем братья доминиканцы (с благословения папы) утвердили в ней инквизицию для борьбы «с русским миром» (история имеет свойство повторяться).
В самой Руси тем временем шла жестокая борьба удельных князей за первенство (политическое и экономическое) на фоне разрухи, вызванной татаро-монгольским нашествием. Первенство в борьбе захватил московский князь Иван Калита, который сполна использовал выгодное географическое положение — Москва, защищенная лесами и находящаяся на важных речных и торговых путях, не подверглась разгрому. Поэтому туда постоянно бежало население из других разоренных княжеств.
Предшественник Ивана Калиты — князь Даниил поставил под свой контроль все течение Москвы-реки, увеличив территорию княжества втрое, а его сын Иван, воспользовавшись антиордынским восстанием в Твери, разгромил совместно с татарами Тверь вместе с жителями, тем самым избавив Москву от своего основного политического и экономического конкурента. В награду за это он получил у хана право самостоятельно собирать со всей Северо-Восточной Руси, которая входила в состав Орды, дань и доставлять ее хану. Часть из собранного, естественно, оставалась в Москве.
Получив достаточный экономический ресурс, Калита стал скупать граничащие с Московским княжеством уделы и расширил границы Московского княжества в разы, причем без всякой войны. Его сыновья продолжили эту политику, умело лавируя между натиском латинского Запада и притязаниями ордынских князей. Переезд русского митрополита из Владимира-на-Клязьме в Москву (что возвысило ее не только политически, но и духовно) поставил окончательный крест на попытках соперников московских князей вырвать право на сбор «выхода в Орду» из рук московского князя. Соответственно, вся философская (богословская для того периода) мысль отражала этот процесс.
Будучи при малолетнем Дмитрии Донском фактическим руководителем Русского государства, митрополит Алексий помог будущему великому князю удержать власть (посылая Сергия Радонежского с поручением закрывать все церкви в уделах строптивых князей, претендентов на ярлык на великое княжение или на московский престол). Присутствие митрополита в Москве вызывало раздражение литовских князей, а тем более поляков. Обращаясь к нему, литовский князь Ольгерд писал: «..никогда не бывало такого тяжелого митрополита на Руси, как Алексий, что Киев и Литву он вовсе не посещает и любит одного только князя московского». В заключение Ольгеод просит поставить своего митрополита в Киеве, Малой России, Литве, Смоленске, Твери и Нижнем, т. е. во всех местностях, враждовавших с Москвой.
Между тем в Орде проходили важные перемены, которые были связаны, с одной стороны, с борьбой за власть (всего за 25 лет сменилось 25 ханов), а с другой, обращением Орды в ислам, который, как известно, в отличие от батыева язычества, очень жестко относился к иноверцам. Воспользовавшись ситуацией, московский князь перестал выплачивать дань в Орду, а когда незаконный правитель Мамай захватил в Орде власть и потребовал невыплаченной дани за четверть века, Дмитрий Донской отказался это сделать.
Мамай организовал общеордынский поход на Русь с целью вернуть долг и обратить Русь в ислам, что не оставляло московскому князю и другим православным князьям места для политического маневра. На вопрос, адресованный Сергию Радонежскому перед Куликовской битвой: «до каких пор идти на уступки Хану», он получил ответ: «До тех пор, пока это не касается веры!».
В памятнике древнерусской литературы «Задонщина» рязанский священник Сафоний описывает всенародное движение в защиту Русской земли, призывает русских князей объединится против внешнего врага и описывает Куликовскую битву, показывая преимущества русского военного искусства (маневр с засадным полком). К произведениям военно-философской мысли этого периода можно отнести «Сказание о Мамаевом побоище», которое было составлено в стенах Троицко-Сергеевского монастыря. В нем основной упор сделан на роли преподобного Сергия в консолидации русских сил на отпор врагу. На страницах Сказания отражен приоритет в военном деле духовного над материальным, ведь победа объединенных русских сил на Куликовом поле имела не только политическое, но и духовно-мировоззренческое значение, хотя далась тяжелой ценой.
Русь потеряла силы, накопленные со времен Ивана Калиты, а через два года в 1382 году Москва была взята войсками законного наследника, чингизида по происхождению, хана Тохтамыша. Москва была разорена и еще сто лет уплачивала дань в Орду до момента окончательного освобождения во время стояния на реке Угра в 1480 г.
Однако моральная победа была за Русью, ведь со времен Куликовской битвы ярлык на великое княжение оставался в Москве и передавался от отца к сыну без согласования с ханами. Само собой, православный митрополит перестал ездить в Орду, принявшую ислам, за подтверждением своего ярлыка. С 1485 г. московский князь Иван III начинает именоваться князем всея Руси. На смену названию «Русь» приходит новое наименование — «Россия».
На развитие военно-философской мысли XV в. существенное влияние оказал процесс образования феодальной монархии в Московском государстве с жесткой системой государственного и военного управления. В сложившихся условиях Россия не пошла по пути стран Западной Европы в создании наемной армии и избрала строительство вооруженных сил с опорой на служилое дворянство. Учитывая, что в период феодализма главным экономическим активом была земля, а в небольшой Западной Европе всегда имел место ее недостаток, расплачиваться землей за службу западные монархи полноценно не могли и были вынуждены прибегать к наемничеству. Неслучайно слово «солдат» произошло от латинского «солид» — «монета», и возникло оно в Европе, а не на Руси, где всегда применялся термин «ратник».
В России была обратная ситуация — значительный земельный фонд при нехватке денежных средств, поэтому русские цари начали практиковать систему наделения землей служивых людей, за счет которой они сами обязаны были финансировать свое участие в войске.
Опираясь на служивых людей, в преддверии решения «ордынского вопроса» Иван III покончил с многовековым новгородским сепаратизмом. В 1478 году он был вынужден предпринять против Новгорода решительные меры: многие новгородцы были выселены, был снят и вывезен вечевой колокол — символ новгородской вольности и отобраны многие земли, в том числе церковные у архиепископа и (частично) у шести крупнейших монастырей. Это была первая секуляризация церковных имений. В 1480 году был арестован новгородский архиепископ Феофил, обвиненный в отношениях с Литвой. На его место в 1483 году впервые поставлен московский инок Сергий. До этого новгородцы сами выбирали себе архиепископа из новгородцев. Теперь они навсегда лишились этой привилегии — окончательную точку в разгроме новгородской верхушки, постоянно шантажировавшей Москву своей возможностью «отложится на Запад», поставил Иван Грозный.
Тем временем латинский Запад утверждал свое влияние на территории Литвы, а затем Речи Посполитой, в итоге поглотившей государство Литовское и Русское. Вскоре на бывших юго-западных землях Киевской Руси была утверждена Флорентийская уния, опять же для того, чтобы остановить влияние «русского мира». Католическая церковь, видя невозможность распространить на Западной Руси и в Литве чистое латинство, прилагала все усилия к насаждению этой унии — народу обещали православный церковный обряд (внешнее православие), но униатская церковь переходила из подчинения московскому митрополиту в управление Римскому Папе.
Последний, назначенный на русскую митрополию грек Исидор, выехав на Флорентийский собор, подписал по поручению византийского императора и константинопольского патриарха (при этом не поставив в известность московского государя) позорный документ о переходе Руси в униатство и по приезде в Москву сразу же был снят с должности и арестован. Тем самым он стал последним константинопольским назначенцем.
Собором русских епископов был выбран свой митрополит — Иона. Обращаясь к константинопольским духовным властям, объясняя арест последнего византийского назначенца, русские епископы писали: «Мы хотели обратиться к константинопольскому патриарху, но не знаем, есть ли теперь в Константинополе православный патриарх…» После этого последовал закономерный финал тысячелетнего византийского царства, которое, ожидая от Рима военной помощи в борьбе с турками, отказалось от православия и перешло в латинство и, что закономерно, не получив обещанного, пало в 1453 году под ударами османов.
Русская митрополия сделалась самостоятельной и поставлена была первою после иерусалимского патриархата, а константинопольский патриарх, объявивший о том, что вновь возвращается в православие, которому турки оставили в управление один квартал в Константинополе, стал полностью зависеть от денег, поступавших из Москвы, что, кстати, облегчило в дальнейшем процесс получения патриаршества Московской митрополией.
Эти события являлись непосредственными предпосылками создания монахом Филофеем мировоззренческой концепции «Москва — Третий Рим». Первый Рим пал под ударами готов, второй — под ударами турок, Москва — третий, христианский Рим, а четвертому не бывать.
Православие оказало огромное влияние на формирование ментальности многонационального русского народа, проживавшего на огромной территории и объединенного не только единой системой государственного и военного управления, но и единой государственной религией.
В русском народе утвердился идеал социального равенства с укором к богатым (причина меценатства как требования делится частью того, что дал тебе Бог в качестве испытания богатством), идея всеобщего коллективного спасения, а не личного, как в протестантизме, приоритет духовного над материальным.
Таким образом, в конце XIV — начале XV века основная часть русских земель была объединена под властью Москвы и образовалась огромная страна, самая крупная в Европе. К тому же она стала последним носителем и защитником православия во всемирном масштабе, что предопределило дальнейший виток геополитического противостояния с латинским Западом и мусульманским Востоком.
После смерти сына Ивана III, Великого князя Василия III, на престол был возведен его трехлетний сын — Иван IV. Фактически государством управляла его мать — Елена Глинская, которая была отравлена придворными интриганами, когда Ивану было пять лет. Единственным заступником подрастающего царя был митрополит Макарий, на которого в схватке за собственность и власть высшее боярство не обращало внимания, вплоть до убийств в присутствии малолетнего Ивана его политических оппонентов.
В декабре 1546 года по желанию молодого великого князя состоялась его беседа с митрополитом, после которой Иван IV сообщает о решении официально провозгласить себя царем. Царский титул свидетельствовал о преемственности традиций Византийской империи (и предшественники Ивана Грозного иногда называли себя царями), но венчание на царство Ивана IV имело другой характер: это было официальное признание Русского государства православным царством, «Третьим Римом», занявшим место «Второго Рима» — Константинополя. Торжество венчания состоялось в январе 1547 года. Начался самый плодотворный этап деятельности первого русского царя, связанный с реформированием системы государственного и военного управления.
Был введен в действие новый свод законодательства, упорядочены налоги и повинности, проведена передовая на то время военная реформа. Результатами этих преобразований стало присоединение Астраханского и Казанского ханства и включение в его состав Восточной Сибири (расширение территории Государства московского в два раза, чего до сих пор не могут ему простить европейские историки).
Нужно помнить, что именно во время Ивана Грозного были прославлены многие русские святые (в том числе Александр Невский). Картину омрачила болезнь молодого царя, во время которой практически все самые близкие родственники передрались за власть у постели умирающего Ивана IV. Однако, к удивлению нетерпеливых наследников, государь чудом выжил, что не вселило в него жалость к его окружению во время проведения опричнины.
Решив «восточный вопрос» с остатками Орды в виде Астраханского и Казанского ханств в Поволжье, молодой царь ликвидирует с помощью экспедиции Ермака Тимофеевича остатки Сибирского ханства, которое, кстати, исповедовало ваххабизм. Строгановская летопись о походах Ермака содержит определенные военно-философские мысли, главным образом, касающиеся организации дальних военных походов и закрепления новых территорий. В этот же период разрабатываются основы устройства вооруженных сил и вопросы организации несения пограничной службы.
Военно-философская проблематика этого периода затрагивалась в сочинениях Ивана Пересветова. Он считал, что «воинство — сила государства. Главные военные кадры должны состоять из служивых дворян, которые являются опорой царя. О дворянине-воине царь должен проявлять постоянную заботу. Автор рекомендует царю ввести постоянное войско, вооружив его огнестрельным оружием и выплачивая царское жалование, что Иван Грозный и сделал, сформировав стрелецкое войско из пяти полков.
Пересветов рекомендовал царю иметь войско в 40 тысяч стрельцов и 20 тысяч держать вдоль границ в южных крепостях, так как 20 тысяч стрельцов лучше 100 тысяч ополченцев.
Систематизировавший военный опыт предшественников воевода Воротынский создал в 1571 г. первый дошедший до нашего времени Устав сторожевой и станичной службы. Особое внимание Устав уделял несению караульной службы — например, уход с поста карался смертной казнью.
Необходимо отметить и то, что созданное Иваном Грозным стрелецкое войско обучалось по единой установленной системе, которая была разработана на Руси при Иване Грозном.
Увеличив вдвое территорию Московского государства за счет присоединения ордынских земель (тогда же Россия стала многоконфессиональной), первый русский царь сделал попытку пробиться к Балтике, что привело к затяжной Ливонской войне. Первый этап был победоносным. Русская армия, имевшая самое большое количество артиллерии в Европе, за полгода заняла до 20 городов-крепостей в Ливонии. Войска ордена были разбиты, а сам магистр попал в плен. Однако такой расклад не устраивал «европейское сообщество», и в войну с Россией вступили Польша, Дания и Швеция. Первые неудачи русской армии привели к переходу на сторону противника главнокомандующего армией князя А. Курбского (причиной государственной измены которого до сих пор пытаются назвать недовольство действиями русского царя).
Отвечая Курбскому, русский царь пишет: «Мы не придавали своих воевод различным смертям. С Божьей помощью мы имеем у себя много воевод и, кроме вас, изменников. Мук и гонений, казней мы ни для кого не придумывали. Если же ты говоришь об изменниках и чародеях, так ведь таких везде казнят». Далее, отвечая на упоминание былых заслуг А. Курбского, И. Грозный продолжает: «Что же ты хвастаешься своею военною храбростью и хвалишь за нее изменников? … Если бы ты был воинственным мужем, ты бы не считал своих прежних бранных подвигов, а стремился бы к новым, потому-то и считаешь свои былые подвиги, что оказался беглецом, не готовым к новым и захотевшим покоя».
Знаменитая переписка русского царя и Курбского говорит о высоком уровне образования и серьезной аргументации Грозного в обличении перебежчика (Иван IV имел большую библиотеку и много читал). После того как Ливонская война начала принимать затяжной характер, появились недовольства не только в среде боярства, которое выступило за заключение мира на польских условиях, но и среди ближайших подвижников. В таких условиях без укрепления тыла войну продолжать было нельзя.
В 1565 г. царь вынудил боярскую думу подписать закон об опричнине (и тем самым дума подписала себе приговор). Крупнейшие земельные собственники были лишены права владения землей в центральной части государства — опричнине. Им была выделена сопоставимая по размерам (но не обработанная) земля в другой части государства (земщине). Тем самым Иван Грозный выбил экономическую основу у боярской оппозиции. На землях опричнины он расселил помещиков, которые были обязаны за поместье ему лично на условиях пожизненной службы (а содержать опричнину должна была земщина).
Конечно, жестокость имела место, учитывая обстоятельства того времени, но количество жертв опричнины не идет ни в какое сравнение с числом жертв политических репрессий английских монархов или французского двора, где за одну Варфоломеевскую ночь вырезали больше, чем за все время правления русского царя. К тому же необходимо иметь в виду результаты эксгумации Ивана Грозного, в останках которого обнаружилось запредельное количество ртути. Его подпаивал на протяжении десятков лет придворный лекарь-англичанин, после чего царь впадал в невменяемое состояние, о чем его современники хорошо знали. Сколько бы успел сделать первый русский царь, не имея такого лекаря? Кстати, после смерти Ивана IV англичанин не успел бежать и толпа народа разорвала его.
Последний Рюрикович, сын Ивана Грозного Федор, умирает бездетным. Вскоре после пресечения династии начинается Смута.
Вызванные неурожаем и народными восстаниями настроения в Московском государстве спровоцировали Польшу на авантюру с «агентом стратегического влияния» того времени — Лжедмитрием. Тайно принявший католичество (иначе зарубежные спонсоры отказывались финансировать претендента на русский престол), Лжедмитрий объявляет себя чудом выжившим в Угличе сыном Ивана Грозного и, воспользовавшись смертью Бориса Годунова, который был первым «выборным боярским царем», во главе с перешедшей на его сторону армией в 1605 году триумфально въезжает в Москву. Недовольные правлением Бориса Годунова и оказавшие помощь Лжедмитрию московские бояре во главе с Василием Шуйским, видя, что не получили от поляков доступа к казне и должностям, организуют через год восстание в Москве, во время которого Лжедмитрий убит, а его невеста, Марина Мнишек, с помощью изменников бежит из Кремля.
Новым «боярским царем», естественно, выбран В. Шуйский. Пеплом Лжедмитрия Царь-пушка в Кремле делает свой единственный выстрел в сторону Запада, в том направлении, откуда исходит нечистая сила.
Поляки снаряжают второго Лжедмитрия, в котором жена первого (М. Мнишек) «узнала» чудом «выжившего» в Москве мужа (ведь чего не сделаешь за десять тысяч золотых), а потом, устав ждать результата затянувшейся «гибридной войны», вторгаются сами.
На пути захватчиков встал Смоленск с только что отстроенной неприступной крепостью. Польскому королю Сигизмунду не удается «с ходу» завладеть Смоленском и он, разделив армию надвое, устремляется к Москве. В Москве очередной заговор, и на этот раз низложен сам В. Шуйский. Очередные бояре-изменники открывают ворота полякам, и Москва присягает польскому королевичу Владиславу — позорный факт в истории России, но от него никуда не деться.
Смоленск сражается в осаде, а патриарх Гермоген, посаженный поляками в подземелье, рассылает воззвания к освобождению Русской земли, ссылаясь на мужество смолян. Находящийся второй год в осаде гарнизон Смоленска отказывается сдать город, несмотря на категорическое требование пропольского правительства боярина Мстиславского. Нужно сказать, что в определенные времена государственный интерес в провинции всегда понимался более правильно, чем в столице.
В конце концов в 1611 г. в Рязани формируется первое ополчение для освобождения Москвы под командованием дворянина П. Ляпунова, однако взять Москву оно не смогло — пытавшийся наладить военную дисциплину в войске П. Ляпунов был убит казаками. Казалось, спасения нет, первое ополчение распалось, Смоленск после двухгодичной осады взят, оставшиеся в живых взорвали себя в Успенском Соборе, не желая сдаваться врагу. Однако в Новгороде формируется второе ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским. Новгород, имея богатое политическое и коммерческое прошлое, поначалу не нашел денег на спасение Отечества (князю Пожарскому доложили, что денег на формирование ополчения нет). После того как Минин и Пожарский предложили состоятельным новгородцам заложить своих жен и детей, а церковь их в этом поддержала, деньги на формирование ополчения нашлись.
В октябре 1612 г. Москва была освобождена, а затем в 1613 г. состоялся Земский собор, где новым царем («временно», ведь претенденты никак не могли договориться, что грозило новой смутой), по совету патриарха Филарета (Романова), был выбран его сын Миша Романов. К 1618 г. последствия смуты были в основном преодолены, с Польшей заключено перемирие, территориальное единство страны в основном восстановлено, а один из претендентов на царский престол, спаситель Отечества князь Пожарский, отправлен воеводой в заштатный Можайск, где скончался в нищете.
При сыне Михаила Федоровича Алексее Михайловиче Россия сумела вернуть левобережную часть малороссийских земель вместе с многострадальным Смоленском. После Переяславской Рады в 1654 г., поставившей Польшу перед необходимостью признать возвращение земель бывшего Юго-Востока Киевской Руси, попавшей в орбиту сначала Литвы, а затем Речи Посполитой, был заключен очередной «вечный мир» с Польшей на Западе, в 1681 г. Бахчисарайский мир с Крымским ханством на Востоке и Кардисский мир со Швецией на Северо-Западе в 1661 г.
Военно-философская мысль отражала суровые реалии геополитической борьбы этого периода.
На основе отечественного и зарубежного опыта развития русской военно-философской и теоретической мысли, которая кристаллизовалась не в отвлеченных философских трактатах, а в уставах и наставлениях, позволявших Московскому государству выстоять и победить в бесконечных отражениях нашествий и внутренних смутах, Анисим Михайлов Радищевский становится автором первой русской военно-технической книги «Устав ратных, пушечных и других дел». Вслед за Уставом по прямому указанию царя Алексея Михайловича в 1647 году было опубликовано «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» — один из первых дошедших до наших дней русских трактатов по военному делу (также может рассматриваться как воинский устав). «Учение» представляет собой вольный, адаптированный к реалиям Русского царства перевод труда известного военного специалиста, капитана нидерландской армии Иоганна Якоби фон Вальхаузена — Kriegskunst zu Fuss («Военное искусство пехоты», 1615).
Труд являлся наставлением для формируемых полков «нового строя».
В нем были критически осмыслены уставы западноевропейских армий и сделан вывод о необходимости не слепого копирования, а применения тех положений, которые «работают» с учетом российской специфики (вывод, актуальный на все времена, правда, о нем потомки периодически забывают).
Оба устава настолько соответствовали российским реалиям, что прослужили в качестве основного руководства всестороннего обеспечения военных действий вплоть до знаменитых Петровских артикулов.
«Бунташный век» подходил к концу, знаменуя итоги периода второго этапа русской государственности — Московского централизованного государства. Сложилась великорусская народность с центром в Северо-Восточной Руси. По мере включения в состав России в XVI в. народов Поволжья, Сибири и Дальнего Востока, ориентированных на восточный тип развития, нарастала цивилизационная неоднородность.
Однако московское правительство, перенеся на новые территории сложившуюся в Великороссии государственно-правовую организацию и не проводя насильственную христианизацию вошедших в состав Московского государства народов, проводя политику учета национальных особенностей, создало уникальный тип государственного устройства, в корне отличного от классических империй Запада, где правовой статус жителей метрополии кардинально отличался от правового статуса населения колоний. Складывалась империя «наоборот», где все народы, вошедшие в состав Московского государства, получали правовой статус государствообразующего русского народа с переходом в соответствующее сословие, а национальное деление не играло роли, так как основным критерием различия была не национальность, а вероисповедание.
Продолжение — Часть 3
Авторы:
Григорий Никоноров, кандидат философских наук, доцент
Игорь Родионов, кандидат технических наук