Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 6 (68) за 2023 г.

Григорий Никоноров, Игорь Родионов, Алексей Болгарь

Этот материал посвящен проведению работы с задержанными лицами Украины, препятствующими проведению Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции.

Военно-политическое руководство стран коллективного Запада, несмотря на свои заверения о продвижении миролюбивой политики в отношении Российской Федерации, с 1991 года планомерно расширяет границы своего присутствия вокруг Российской Федерации, втягивая в блок НАТО все новые и новые страны, размещает вооружения и базы передового развертывания, а также под предлогом продвижения демократических ценностей устраивает политические перевороты, насаждая лояльные политические режимы в бывших республиках СССР, создает очаги напряженности вокруг России.
США, стремясь сохранить место лидера в монополярном мире, за последние несколько лет осуществили попытки государственных, антиконституционных переворотов в странах, граничащих с Россией (Украине, Белоруссии, Казахстане), спровоцировали военные конфликты в непосредственной близости от границ Российской Федерации (в Нагорном Карабахе) и в настоящее время превратили территорию Украины в антироссийский плацдарм, поощряя возрождение национализма и нацизма.
Одновременно на подконтрольной территории Украины и других сопредельных стран США и их союзники начали работы в рамках военно-биологических программ с выведением штаммов вирусов, особенно активных по отношению к генным особенностям этноса славянского типа. Кроме того, активизировались учебно-тренировочные полеты стратегической авиации США по отработке нанесения ядерных ударов по территории РФ, которые проводились не только из нейтрального воздушного пространства, но и из воздушного пространства Украины.
Дипломатические попытки Российской Федерации обратить внимание США и объединенной Европы на недопустимость подобных шагов в отношении России ни к чему не привели. После отказа предоставить юридически обязывающие гарантии безопасности Российской Федерации Президент Российской Федерации В. В. Путин принял решение о проведении на территории Украины специальной военной операции (СВО) с целью защиты населения Донбасса и Луганской Народной Республики от агрессии украинского режима, демилитаризации и денацификации Украины и превращения последней в нейтральное государство.
Специальная военная операция началась 24 февраля 2022 года, опередив спланированное Киевом нападение в начале марта на Крым, Донецкую и Луганскую народные республики (ДНР и ЛНР).
В ходе СВО большое количество лиц украинской национальности попали в плен Вооруженным Силам Российской Федерации.
Подавляющая часть попадающих в плен граждан Украины (около 97 %) — мобилизованных, добровольцев, а также кадровых военных — находятся в полностью дееспособном состоянии.
В ходе боевых действий, как правило, их подразделения попадали в окружение, и они вынуждены были сдаться в плен. Около 90 % военнослужащих ВСУ попали в расположение подразделений ВС РФ без оружия и в гражданской форме одежды, объясняя это страхом расстрела военнослужащими Российской Федерации. Логика простая: «Если я в гражданской форме одежды, значит, российские военные сразу в меня стрелять не станут, а к пленным они относятся гуманно». Раненые из числа украинских военнослужащих направляются в лечебные учреждения, располагающихся как на территории Донбасса, так и на территории России, где им оказывается квалифицированная медицинская помощь.
В отличие от российских военнослужащих, которых в плену ждет отнюдь не гуманное обращение, а пытки и издевательства (поэтому подавляющая часть российских военнослужащих в плен не собираются попадать в принципе, с собой всегда граната «для себя»), военные ВСУ, Национальной гвардии, государственной пограничной службы, территориальной обороны, а также гражданские лица, оказавшись в плену, получают шанс выжить и, достаточно комфортно пережив период СВО, вернуться к своим семьям. Практически все задержанные довольны условиями содержания и отношением администрации в исправительных учреждениях России: им предоставлено трехразовое питание, восьмичасовой сон, над ними никто не издевается, не избивает, в них никто не стреляет, не ломает пальцы и не отрезает уши и другие части тела. Для находящихся в плену установлен типовой армейский распорядок. (рис. 1)
Военнопленных ВСУ не принуждают к даче публичных интервью и заявлений «на камеру». Однако в проповедующей «европейские ценности» Украине попавших в плен россиян силой заставляют давать интервью с заранее заготовленными тезисами. Обычно сотрудники СБУ снимают эти видео совместно с военнослужащими Главного управления разведки (ГУР) Украины. За согласие на запись такого ролика пленным россиянам разрешают связаться с родственниками. Причем в информационном обеспечении данного процесса активно участвуют журналисты из США, Британии и Германии.
Для работы с попавшими в плен российскими военнослужащими на Украине создан специальный штаб, который работает в тесной координации со спецслужбами НАТО. Он собирает все личные данные пленных, включая их аккаунты в соцсетях, сведения о родственниках и телефоны родных и близких.
Все это происходит при обязательном непосредственном участии украинских спецслужб. Если спецслужбы стран, входящих в Североатлантический альянс, интересует в основном информация, которую можно использовать в пропагандистских целях (главным образом работа с общественным мнением своего населения — налогоплательщика, которое вынуждено финансировать военную помощь Украине), то СБУ и ГУР пытаются вербовать родственников попавших в плен российских военнослужащих. Шантажируя их угрозой жизни пленному родственнику (мужу, сыну, отцу, брату и т. д.), сотрудники силовых ведомств Украины заставляют выполнять родных задания по сбору информации, а также по проведению различного рода диверсий на территории Российской Федерации (к примеру, многочисленные поджоги торговых центров, крупных магазинов, военкоматов и т. д.), вплоть до устройства взрыва бытового газа в многоквартирном доме, в квартире, где проживают родственники российского военнопленного (о чем свидетельствуют участившиеся случаи взрывов в многоквартирных домах по всей территории Российской Федерации).
Под пытками российских военнопленных на камеру заставляют подписать протоколы о сотрудничестве (вплоть до попыток «скрепить сотрудничество кровью», заставляя участвовать в казнях военнопленных). Цель таких видео — создать компромат и прецедент их судебного преследования после освобождения или обмена на территории России.
Подобным образом киевский режим пытается сформировать у российских граждан чувство страха возвращения на родину, который заставит их отказаться от обмена и стать коллаборационистами. Практика подобной «работы» с военнопленными сильно напоминает практику работы германских нацистов и власовцев в годы Второй мировой войны.
Анализируя весь массив информации о сдавшихся и взятых в плен военнослужащих ВСУ и представителей других силовых ведомств Украины, можно условно разделить причины их попадания в российский плен на организационные и морально-психологические.
К организационным можно отнести в первую очередь нехватку кадровых офицеров. В каждом подразделении назначены «смотрящие» за личным составом из числа лиц, принадлежащих к националистическим организациям («Правый сектор», «Азов» и др.). Эти люди, по сути, являются командирами и принимают решения вместо кадровых военных, причем часто в ущерб своему подразделению (с потерями не считаются). В реальном бою такие подразделения оказываются в условиях двоевластия (немногочисленные кадровые офицеры по стандартам НАТО непосредственно в бою не участвуют, а находятся в тылу воюющего подразделения) и остаются, в конечном счете, без управления, паникуют и, после того как националисты отходят, в тыл или оказываются убитыми, не оказывают сопротивления. В подразделениях же из мобилизованных командные должности часто занимают резервисты, половина из которых не способна руководить личным составом.
Еще одной организационной причиной попадания в российский плен является отсутствие взаимодействия на тактическом уровне. Командиры часто не владеют информацией о соседях, бойцы могут не знать своей задачи. При атаках или артиллерийских обстрелах украинских позиций подразделение бежит в тыл, попадая в плен, российским военнослужащим обошедшим линию опорных пунктов. Известно много случаев, когда подразделение ВСУ активно вели боевые действия со своим соседним подразделением, ввиду отсутствия координации действий.
К причинам морально-психологического порядка можно отнести откровенное неприятие большого числа наемников и военнослужащих стран НАТО (инструкторов, советников и т. д.), участвующих в боевых действиях и относящихся к украинцам, как к расходному материалу, и откровенное желание выжить (пережить время СВО) и вернуться к семьям. Нужно понять, что в условиях закрытых границ и отказа в выезде с территории Украины даже лицам, достигшим 16‑летнего возраста, под насильственную мобилизацию попадают либо те, кто не успел покинуть территорию Украины ранее, либо те, кто не смог обзавестись документами на освобождение от мобилизации (цена на которые приближается к пяти тысячам долларов США). Для большинства граждан весьма небогатой Украины это неподъемная сумма.
Около 90 % попавших в плен украинских граждан на момент пленения были действующими военнослужащими (45 %), добровольцами (25 %) и призванными из запаса (20 %). До конца сентября 2022 г. это были преимущественно выходцы из Донбасса (с территории, подконтрольной Киеву), после — мобилизованные из других украинских регионов, включая и западные области Украины.
В целях организации работы с задержанными гражданами Украины, препятствующими проведению специальной военной операции, а также выполнения требований Женевской конвенции от 1949 года по отношению к ним, из числа военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации были организованы оперативные группы.
В задачи оперативной группы входило:

  • организация взаимодействия с сотрудниками УФСИН, ФСБ, ВСО, СКР, Военной прокуратуры, Военной комендатуры для совместной работы;
  • произведение опроса задержанных лиц и составление анкеты с демографическими данными, а также обстоятельствами их задержания;
  • оформление ходатайства на обмен (при определении их желания на обмен с российскими военнопленными);
  • оформление заявления задержанных лиц об обязательствах не применять оружия при возвращении на территорию Украины;
  • оформление карточек-извещений о взятии в плен на каждого задержанного;
  • оформление удостоверения личности военнопленных;
  • составление таблиц по различным категориям с уточненными данными о задержанных лицах участие в отправке задержанных лиц в учреждения ФСИН, СК, ФСБ РФ, ДНР, ЛНР;
  • участие в приеме задержанных лиц из учреждений ФСИН, СК, ФСБ РФ, ДНР, ЛНР получение от задержанных лиц оперативной информации о размещении ВСУ, складов РАВ, и т. д., а также военнослужащих Украины, совершивших преступления или имеющих отношение к их совершению по отношению к сотрудникам привлекаемых к данной работе ведомств в целях принятия мер по уничтожению указанных объектов или возбуждению уголовных дел;
  • оформление вынесенного постановления о задержании лица;
  • составление заявления на переписку задержанных лиц с близкими родственниками;
  • составление акта приема-передачи задержанных лиц при отправке их в другие учреждения;
  • оформление и отправка документов (отчетов, таблиц, справок) по требованиям старшего начальника.

Предварительная работа с задержанными гражданами Украины, препятствующими проведению специальной военной операции ВС РФ, осуществляется в фильтрационном лагере. (рис. 2)
Основная работа с украинскими военнопленными проводится в исправительном учреждении ФСИН России. В ходе проведения опросов граждан Украины уточняются подробности и детали ведения ими боевых действий, а также обстоятельства их задержания. В случае нахождения задержанного по состоянию здоровья в лечебном заведении (больнице, госпитале) опросы проводятся по месту лечения задержанного гражданина.

Опросы задержанных граждан проводятся сотрудниками УФСИН, ГСУ СК России, ФСБ, а также военнослужащими РФ (представителями ВСО, военной прокуратуры) без наличия на форме фамилии военнослужащего, его звания, принадлежности к роду (виду) Вооруженных Сил или в гражданской форме одежды. В присутствии задержанных лиц все обращения военнослужащих Российской Федерации к сотрудникам силовых структур и ведомств происходят без упоминания звания, имени и фамилии.
Задержанные лица по прибытию в учреждение сразу досматриваются и обыскиваются. Вещи граждан Украины также подлежат тщательному досмотру, так как некоторые задержанные вшивают флэш-носители в складки одежды. При обнаружении у задержанного ценных вещей или драгоценностей сотрудниками учреждения составляется акт изъятия (приема) ценностей, и ценности изымаются для хранения их в отдельном закрытом помещении до перемещения лица в другое место. Затем каждого гражданина Украины фотографируют на белом фоне в целях объективности в случае каких‑либо внешних изменений во внешности в дальнейшем. Далее сотрудники отдела специального учета учреждения предлагают им заполнить анкеты установленного образца. Затем гражданам Украины в целях гигиены сбривают волосы, они также должны снять одежду, в которой поступили в учреждение. Задержанные лица прибывают в исправительные учреждения Российской Федерации в военной, совмещенной или в гражданской форме одежды различной степени изношенности (зачастую босиком, в тапочках, в шортах, в женских пальто, а в некоторых случаях в одежде, снятой с тел убитых, в крови и рваной). Одежда задержанных лиц при возможности подвергается стирке. После стирки одежда укладывается в отдельный мешок с соответствующей фамилией задержанного лица. Отправка граждан Украины для совершения обмена или к своему месту жительства будет осуществляться в той одежде, в которую они были одеты на момент задержания. В связи с этим целесообразно организовать взаимодействие с руководством Министерства обороны РФ на предмет обеспечения задержанных лиц необходимым количеством военной формы одежды 2‑й категории со складов воинских частей ВС РФ взамен непригодной.
После осмотра медицинским работникам учреждения и взятия соответствующих анализов им предоставляется возможность принять душ. Далее задержанным выдается специальная форма одежды.
Затем пленных размещают по камерам по категориям (офицеры с офицерами и т. д.). В этот же или на следующий день проводится геномная регистрация каждого задержанного. Кроме того, каждому гражданину Украины выделяется «индивидуальный гуманитарный пакет», в состав которого входит зубная щетка с пастой, мыло, туалетная бумага (бритвенный станок выдается в бане). В ходе проведения всех мероприятий по приему, размещению и содержанию задержанных лиц вместе с сотрудниками учреждения в усиленном режиме находятся приданные силы спецназа ФСИН России (в качестве усиления выделяются кинологи со служебными собаками).
Лица, получившие ранения в ходе проведения СВО или заболевшие при содержании в учреждении ФСИН, доставляются в лечебные заведения МО РФ и Министерства здравоохранения РФ, так как в учреждениях ФСИН нет возможности оказать им квалифицированную медицинскую помощь. Данная ситуация требует согласования и определения ответственного органа из Министерства обороны РФ или Минздрава РФ за содержание и лечение граждан Украины.
С учетом различных степеней тяжести травм и ранений задержанных лиц на содержание в лечебных заведениях требуется выделение определенного количества военнослужащих из числа личного состава для охраны данного контингента.
Надо отметить, что обыск раненых на месте их погрузки в автомобильный транспорт на предмет нахождения у них оружия и боеприпасов зачастую проводится не в полном объеме или не проводится совсем, что приводит к появлению в больницах и госпиталях стрелкового оружия, а также гранат.
Еще одним негативным фактором является остутствие возможности у украинских военнопленных просмотра телепередач и фильмов в некоторых СИЗО или ИК. Необходимо учитывать, что их сознание длительное время массировано обрабатывалось с целью формирования искаженного восприятия действительности и националистических установок. Около 90 % задержанных знают о ситуации в мире, только исходя из публикаций СМИ, выгодных руководству Украины. В связи с этим необходимо обеспечить каждое исправительное учреждение дополнительными средствами теле- и радиовещания с целью доведения необходимой информации о ситуации в мире, а также о сложившейся обстановке в районах проведения СВО.
Возможность обеспечения задержанных художественной литературой патриотического содержания имеется, однако интерес к чтению среди военнопленных невысок.
Задержанные лица не должны знать о месте своего нахождения. В связи с этим целесообразно со всех предметов, которые могут находиться в доступе граждан Украины в исправительном учреждении, убрать бирки и штампы с указанием города, области или иной местности. Это касается столовых приборов, постельного белья, мебели, а также библиотечного фонда учреждения.
Согласно положений Женевской Конвенции 1949 г., каждый задержанный гражданин Украины собственноручно пишет заявление на имя военного коменданта города для получения разрешения на написание письма родным или близким с обязательным указанием ФИО и адреса абонента. После принятия решения военным комендантом задержанный собственноручно пишет письмо своим родным или близким. Цензор учреждения осуществляет проверку письма и ставит отметку. Далее сотрудники учреждения помещают письмо в конверт международного образца, заклеивают и передают представителю комендатуры для его дальнейшей отправки в Москву, откуда оно и будет отправлено адресатам в целях сокрытия места нахождения задержанных лиц.
В исправительных учреждениях ФСИН имеются стационарные телефоны различных компаний. При желании поговорить с родными заключенный РФ приобретает телефонную карту, производит оплату (или родственники перечисляют денежные средства) и после этого получает доступ к телефонной связи. Все разговоры записываются в автоматическом режиме и прослушиваются в реальном времени. Телефонные звонки задержанные граждане Украины не могут осуществить в связи с отсутствием у них денежных средств. Стоимость звонка на Украину составляет от 22 рублей за минуту разговора.
После принятия решения об обмене военнопленными или о перемещении задержанных лиц в другие регионы Российской Федерации в учреждение поступает утвержденный список граждан Украины, подлежащих перемещению. Представитель военной комендатуры выносит постановление о перемещении задержанного лица, затем составляется акт приема-передачи за подписью старшего конвоя, который будет осуществлять доставку в другое учреждение ФСИН. Задержанные переодеваются в свою одежду, в которой они были при задержании. Одновременно с этим на каждого находящегося в плену гражданина Украины заводится личное дело. По прибытию конвоя представитель комендатуры по акту приема-передачи передает задержанных лиц начальнику конвоя, который проверяет правильность оформления акта и полноту содержания каждого личного дела. Далее пленные в наручниках и с завязанными глазами загружаются в специально оборудованный автомобиль для перевозки заключенных и отправляются в пункт назначения.

Окончание — Часть 2


Авторы:
Григорий Никоноров, кандидат философских наук, доцент
Игорь Родионов, кандидат технических наук
Алексей Болгарь, кандидат военных наук

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru