Как мы уже писали в предыдущем материале «Какой беспилотник атаковал Крымский мост»  это предположительно был украинский USV «Микола-3» (Unmanned Surface Vessels или беспилотный надводный аппарат), который по утверждению украинского руководства разработали они сами. Конечно, не будем отрицать существующие технологические возможности Украины, тем более что в наследство от СССР она получила неплохой научный и технологический задел, но такого рода самоуправляемые катера-камикадзе достаточно новое слово в военной промышленности.


Украинский USV дрон «Микола-3»

 

Страны, обладающие компетенциями в проектировании и строительстве плавающих беспилотников, можно пересчитать по пальцам – США, Россия, Норвегия, Израиль, Великобритания и Китай. Понятное дело, что Украина самостоятельно, вот так сразу, не смогла бы разработать подобную машину, особенно с использованием не специализированных технологий. Конечно, ей помогали, а скорее всего просто за украинцев разработали. В точности как было с якобы кустарными БпЛА, которые атаковали нашу авиабазу в Сирии. Вроде «летающая фанера», но разработана изощренным умом высококлассного специалиста. И в украинском случае скорее всего так и было.

Технологическим (идеологическим) донором для украинских морских беспилотников возможно стали американские морские дроны USV MANTAS T-12, которые пришли на Украину еще в первой половине 2022 года. Количество изделий не оглашалось, но общая стоимость поставок приблизилась к 800 млн долларов.


Американский морской дрон USV MANTAS T-12

Американские морские беспилотники MANTAS (Man-Portable Tactical Autonomous Systems — с англ. «переносные тактические автономные системы») T-серии представляют собой многоцелевые безэкипажные надводные аппараты нового поколения разработки компании Maritime Tactical Systems (MARTEC). Известно о восьми различных модификациях беспилотника MANTAS с различными возможностями. Они предназначены для выполнения боевых задач ВМС США по всему миру. MANTAS Т-12 — одна из последних модификаций в T-серии. Аппарат MANTAS Т-12 был представлен в 2018 году на Национальном симпозиуме Ассоциации надводного флота (SNA) Военно-морского института США, проходившем в Вашингтоне, округ Колумбия. По аналогии с морскими скатами получил прозвище «морской дьявол». Беспилотник обладает расширенными возможностями по сравнению со своими предшественниками. Он предназначен для выполнения задач разведки, наблюдения и рекогносцировки (изучение местности и обороны противника перед началом боевых действий лично командиром (командующим) и офицерами штабов, — прим. aif.ru), а также способен выступать в качестве дрона-камикадзе.

В 2020 году сообщалось, что партию MANTAS T-12 приобрела Великобритания. В октябре 2021 года стало известно, что надводные аппараты под управлением американских операторов приступили к патрулированию акватории Персидского залива. Также MANTAS T-12 были протестированы во время военно-морских учений Digital Horizon («Цифровой горизонт») 5-го флота США (прошли с 23 ноября по 15 декабря 2022 года в Бахрейне, направлены на отработку и применение морских автономных систем и беспилотных летательных аппаратов, их интеграцию в единую систему боевого управления с использованием алгоритмов искусственного интеллекта).


Современная модификация MANTAS Т-12 с солнечными батареями и спутниковой антенной на корме

Длина MANTAS Т-12 — 361 см, ширина — 91,5 см, высота — 36 см. Его осадка составляет 18 см, а максимальный вес — 95 кг.

Беспилотник имеет гидродинамический корпус в виде катамарана, плоскую верхнюю поверхность и гладкий профиль. Это позволяет ему двигаться на более высоких скоростях с хорошей маневренностью.

Максимальная крейсерская скорость составляет 20 узлов (37,04 км/ч), максимальная дальность плавания — более 220 км, масса полезной нагрузки — до 63,5 кг.

Управление MANTAS Т-12 осуществляет специальная станция с использованием сети сотовой связи. Она может находиться на берегу, на корабле — где угодно. Станция способна контролировать одновременно несколько надводных аппаратов, выполняющих различные задачи.

MANTAS T-12 имеет одновинтовой или двухвинтовой электрический двигатель. Он работает от высокопроизводительных батарей, поставляемых американской фирмой Oakridge Global Energy Solutions.

Аппарат может быть оснащен электрооптической системой SeaFlir 230, устройством бокового сканирования Teledyne Reson T20-P, перспективным гидролокатором Teledyne BlueView M900 и беспилотной воздушной системой Black Hornet nano (UAS) для выполнения задач рекогносцировки. Также на его борту установлены видеодатчики высокой четкости, которые обеспечивают обзор на 360°. Канал связи обеспечивает целым рядом радиотехнических устройств позволяющих передавать информацию не только по каналам SatCom Iridium, но и внутри сети в которой каждый дрон может работать как подвижный роутер.

Как мы видим MANTAS Т-12 это весьма высокотехнологичное изделие с модульной, открытой архитектурой, которая позволяет осуществлять большое количество разведывательно-поисковых операций.


Александр Бутырин

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru