Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 6 (68) за 2023 г.
Виталий Бычков, Роман Долужков
В настоящем материале рассматриваются вопросы наличия и поставок боекомплектов ракетного оружия с предложениями по формированию рационального количества боезапаса на технических ракетных базах для обеспечения боеспособности кораблей Военно-Морского Флота России.
Напряженность современной международной обстановки обусловлена ведением идеологической войны и санкционной политики по отношению к России недружественными государствами, их попытками изолировать Россию на мировой арене. В то же время все более отчетливо видно, что решение боевых задач специальной военной операции (СВО) невозможно без обеспечения боеспособности кораблей Военно-Морского Флота (ВМФ), боеготовности их ракетного вооружения (РВ). В целом, в условиях возрастания внешних угроз безопасности выдвигается требование к укреплению безопасности государства, которое отражено в Концепции национальной безопасности России.
Навязывание Западом системы однополярных международных отношений вынуждает Российскую Федерацию предпринимть шаги к укреплению обороноспособности государства. Составным элементом Военной доктрины страны является вхождение в состав сил постоянной боевой готовности максимального количества надводных кораблей и подводных лодок. Одно из перспективных направлений — ввод в эксплуатацию гиперзвуковых крылатых ракет (КР), который уже осуществлен в этом году. В то же время не менее значимо обеспечение кораблей, находящихся на вооружении и эксплуатируемых на данный момент на флотах, и в первую очередь на Черноморском флоте, высокоточным оружием (ВТО).
Требуемая боеготовность комплексов ракетного оружия (РО) кораблей в общей системе эксплуатации ракетного вооружения (РВ) на флотах поддерживается за счет специально-технического обеспечения. Оно состоит из нескольких видов обеспечения сил флота, в том числе: ракетно-технического (РТО), ядерно-технического (ЯТО), инженерно-ракетного (ИРО).
Ракетно-техническое обеспечение сил флота КР организуется и осуществляется для выполнения следующих мероприятий:
- своевременной подготовки и доставки ракет соединениям (частям, кораблям);
- содержания ракет в установленной степени готовности на технических ракетных базах (ТРБ) (см. фото);
- проведения регламентных проверок и обеспечения мероприятий безопасности при выполнении работ с ракетным оружием, его хранении на базах или арсеналах и транспортировки к местам погрузки при выдаче изделий в необходимой комплектации на ракетные носители.
Исходя из определенных целей данной системы, можно сформулировать следующие основные задачи РТО:
1. Накопление и рациональное эшелонирование запасов изделий, их хранение, рассредоточение, укрытие и обеспечение сохранности.
2. Своевременная подготовка и доставка частям и кораблям ракет в заданных степенях технической готовности.
3. Перевод ракет в установленную степень готовности (см. фото), проведение их технического обслуживания (ТО) и регламентных работ.
4. Контроль над выполнением правил и положений мер безопасного обращения с ракетами при хранении, транспортировке и подготовке к боевому применению ракетного оружия (БП РО) в частях, на кораблях Военно-Морского Флота.
5. Выполнение работ по предупреждению нештатных (аварийных) ситуаций и ликвидации последствий аварий с ракетами.
6. Эвакуация или уничтожение ракет в случае возникновения неотвратимой угрозы захвата их противником в боевых условиях.
7. Обеспечение частей военно-техническим имуществом, запасными инструментом и принадлежностями (ЗИП) и технической документацией, необходимых для эксплуатации и БП РО.
8. Обеспечение живучести и постоянной готовности ракетно-технических частей к выполнению поставленных задач.
9. Организация управления ракетно-техническими частями ВМФ.
Ракетно-техническое обеспечение организуется и осуществляется совместно с ядерно-техническим обеспечением. Это обусловлено тем, что стыковка ядерных боевых припасов (ЯБП) проводится при подготовке КР к выдаче на корабли-носители силами и средствами частей ракетно-технического обеспечения совместно с личным составом частей ЯТО. Доставка к месту погрузки и погрузка ракет с ЯБП на корабли-носители (см. фото) производится личным составом РТО под контролем представителей по ЯТО.
Инженерно-ракетное обеспечение имеет целью поддержание всех систем и составных частей ракетных комплексов (СЧ РК) и ракетно-технических частей в боевой готовности к применению путем проведения технического обслуживания (ТО) корабельных комплексов РО, а также комплексов наземного технологического оборудования, комплексов средств погрузки ракет, контрольно-измерительной аппаратуры (КИА) с устранением возникающих отказов и повреждений, а при необходимости — ремонта.
Существующие виды обеспечения ракетным вооружением — ракетно-техническое и инженерно-ракетное обеспечение — взаимосвязаны, поэтому реализуются, как правило, совместно в практической деятельности. Их объединяют в один вид — ракетное и инженерно-техническое обеспечение (РИТО).
Отметим, что с момента распада СССР до сегодняшнего дня специально-техническое обеспечение в системе эксплуатации РВ накопилось множество проблем и вопросов, требующих значительных материальных ресурсов, усилий представителей промышленности и флота, а также совершенствования системы органов военного управления (ОВУ).
На данный момент организационная структура управления системой эксплуатации РВ и РИТО ВМФ имеет несколько иерархических уровней.
Возглавляет ее заместитель главнокомандующего Военно-Морским Флотом.
Вторым уровнем системы являются ОВУ центрального подчинения, к которым относятся:
- Главный штаб Военно-Морского Флота;
- управление боевой подготовки ВМФ;
- служба ракетно-артиллерийского вооружения Военно-Морского Флота (СРАВ ВМФ);
- аппарат главного специалиста ракетно-артиллерийского вооружения (РАВ) Военно-Морского Флота.
Третий уровень органов военного управления системой эксплуатации РВ включает органы управления флотского подчинения. К ним относятся:
- служба (отделы) ракетно-артиллерийского вооружения флотов (флотилий, военно-морских баз — вмб);
- аппарат главного (флагманского) специалиста РАВ флота (флотилии);
- флагманские специалисты РАВ объединений (соединений) кораблей.
Четвертым уровнем органов военного управления являются командиры, а также личный состав ракетных боевых частей (БЧ‑2), технических ракетных баз, флотских и центральных арсеналов (ФА, ЦА).
В своей деятельности органы военного управления системой эксплуатации ракетного вооружения руководствуются требованиями эксплуатационной документации (ЭД), которая разделена на две группы:
1. документация, регламентирующая организацию процесса эксплуатации ракетного вооружения.
2. документация, определяющая порядок и правила работы с ракетными комплексами и их составными частями.
Современное состояние специально-технического обеспечения и системы эксплуатации РВ не полностью соответствует требуемому уровню обеспечения боеготовности (боеспособности) кораблей, руководящим и эксплуатационным документам. Ошибки, допущенные в период ведения СВО, доказали это. Кроме того, в постсоветский период времени ограниченно производился боекомплект ракет, а сроки находящихся в эксплуатации ракет приближались к предельным срокам (установленным нормативными документами). Помимо этого, из-за ограниченности порой поставок запасов КР возникали проблемы выполнения качественного планового обеспечения кораблей изделиями. При этом часть блоков и устройств крылатых ракет достигли предельных значений ресурса (сроков эксплуатации). Возможности их замены с использованием комплексов наземного технологического оборудования и комплексов средств погрузки ракет в настоящее время не всегда осуществимы.
Сложившаяся ситуация в системе эксплуатации РВ повлияла на снижение показателей надежности СЧ РК, сокращение сроков эксплуатации РВ в целом. Все это привело к необходимости адаптации специального технического обеспечения к современным условиям. Очевидно, что последнее время государство осуществляет финансирование развития разных морских средств поражения с определением рациональной стратегии обеспечения кораблей (соединений) запасами крылатых ракет. В настоящее время совершенствование функционирования и оптимизация системы эксплуатации морского РВ целесообразны с точки зрения обеспечения.
Окончание — Часть 2
Авторы
Виталий Бычков, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, капитан 1 ранга в запасе, преподаватель кафедры морского подводного вооружения подводных лодок Военного института (Военно-морского) ВУНЦ ВМФ «ВМА», Россия, Санкт-Петербург
Роман Долужков, капитан 2 ранга, начальник отдела организации научной работы Военного института (Военно-морского) ВУНЦ ВМФ «ВМА», Россия, Санкт-Петербург