17 июля около четырех утра стало известно, что на Крымском мосту произошло чрезвычайное происшествие в районе 145-й опоры со стороны Краснодарского края. В результате было остановлено автомобильное движение.

Вторая атака Крымского моста произошла 17 июля 2023 в 03:04 и 03:20 утра. Украина нанесла два удара по мосту, в результате обрушился один пролёт, ещё один сошёл с опоры. Национальный антитеррористический комитет назвал ЧП на Крымском мосту террористической атакой, и сообщил, что атаку произвели два украинских беспилотных надводных аппарата. Возбуждено уголовное дело по статье "Теракт". Следствием устанавливаются лица из числа украинских спецслужб и вооруженных формирований, причастные к организации и исполнению этого преступления. Во время ЧП на Крымском мосту 17 июля погибла семейная пара из Белгородской области и сильно пострадал их ребенок, девочка.

Предположительно атака была произведена уже знакомыми надводными беспилотными катерами-камикадзе, которые Украина называет «Микола». Аналогичные изделия уже попадали к нам в руки еще в сентябре прошлого года. Тогда поблизости от Солдатского пляжа в бухте Абрамова на берегу был обнаружен первый экземпляр этого изделия.

После этого было несколько атак на наши корабли в том числе и находящиеся на большом удалении от берегов Украины. Так 24 мая 2023 года примерно в 140 км к северо-востоку от пролива Босфор
двумя беспилотными катерами-камикадзе был атакован корабль Черноморского флота «Иван Хурс», который обеспечивал безопасность газопроводов «Турецкий поток» и «Голубой поток». Все катера противника были уничтожены огнем из штатного вооружения и к вечеру 26 мая корабль, выполнив свою задачу и без повреждений вернулся в Севастополь.

Украина уже показывала производство данных катеров и даже декларировала их примерную стоимость – немногим более 16 млн.руб. При этом ничего экстраординарного в конструкции катера нет. Это 5-6 метровая лодка из алюминия, массой около одной тонны. Предполагаемая автономность хода составляет до 60 часов, а максимальная скорость - 80 км/ч. На катере, судя по видео/фото материалам, стоит австрийский бензиновый двигатель Rotax, вероятнее всего, серии 900 ACE, мощность которого может достигать 300 л. с. Этот коммерческий мотор используется на гидроциклах Sea-Doo, а форма реверсора тяги напоминает модели GTX или Fish Pro.

Для управления беспилотным катером, по мнению руководителя АНО «Центр развития транспортных технологий» Алексея Рогозина, используется софт с открытым кодом ArduPilot, а существенная часть «засвеченного» оборудования произведена китайской Fujian Jinhua, которая с 2018 года внесена в санкционный список США по соображениям национальной безопасности.


Масса взрывчатки может составлять до 200 кг, однако масса полезной нагрузки будет варьироваться от удаленности целей — или взрывчатка или топливо. Хотя изменение общих размеров и мощности водомета может эти показатели серьезно изменять.

Два контактных взрывателя, похожие на те, что используются в фугасных авиабомбах находятся на носу катера-камикадзе.


Катер имеет камеры наблюдения с тепловизионным каналом, что обеспечивает неплохую картинку даже в сложных метеоусловиях и лазерный дальномер. Канал связи с оператором поддерживается с помощью спутникового терминала Starlink с защищенной антенной. Он установлен на корме катера. Скорее всего в систему управления включена спутниковая навигация.

В общем конструкция не самая сложная, но надо понимать — это достаточно опасный беспилотник. В отличие от воздушных дронов, его непросто обнаружить, а заряд взрывчатки от несет несоизмеримо больший. К тому же катер практически не видно над водной поверхностью и самое главное — против него пока нет эффективных средств обнаружения и уничтожения. Во всех случаях катера обнаруживались визуально и уничтожались огнем из штатного огнестрельного оружия. Наличие защищенного спутникового канала управления дает большие возможности по автономному использованию дрона.

Например, его можно выпустить с борта любого гражданского судна, что похоже уже было, и оставить в режиме ожидания в заданном районе. Герметичная конструкция морского дрона дает ему возможность спокойно дрейфовать в заданном районе в ожидании цели для разведки или нанесения удара. После получения данных от других разведывательных источников — спутник, БпЛА разведчик  или что-то другое оператор морского дрона, который может находиться хоть в Очакове, на базе 73-го специального центра морских операций, хоть на другом континенте, в Сан-Диего, дает команду на выполнение боевой задачи.    
Использование морских беспилотников против Российского флота – это уникальный опыт. Украинцы совместно с иностранными инструкторами впервые в мировой практике атаковали безэкипажными судами корабли, как стоящие в порту, так и находящиеся на «открытой воде», провели атаку на мощное и хорошо защищенное (как нам говорили) стационарное сооружение. Проще говоря, человек впервые на море встретился с плавающими дронами.
Как мы видим не только воздушные дроны стали определенным открытием этой войны но и морские беспилотные аппараты начинают менять ее условия и правила.  Украинский конфликт выступает полигоном для натовской войны будущего.


Александр Бутырин

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru