Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 6 (50) за 2020 г.
Дмитрий Сосков, Вячеслав Корнилов, Андрей Калинников, Евгений Ложкин
Особенностью современных военных конфликтов является ярко выраженное смещение акцентов от противостояния крупных воинских формирований противоборствующих сторон к борьбе подразделений вооружённых сил с иррегулярными отрядами боевиков, использующими тактику ведения партизанской войны. При этом сами боевые действия, как правило, проходят в урбанизированной местности, а проживающее там гражданское население в той или иной степени оказывается вовлечённым в вооружённое противоборство. В связи с этим особую актуальность приобретают исследования по проблематике оружия нелетального действия (ОНД), предназначенного для временного лишения боеспособности личного состава противника с минимумом стойких нарушений здоровья и смертельных исходов и исключающего жертвы среди мирного населения.
силу целого ряда причин на сегодняшний день первенство в разработке и использовании ОНД принадлежит Министерству внутренних дел (МВД) РФ и войскам национальной гвардии. Используемые представителями указанных ведомств различные образцы нелетального оружия позволяют достаточно эффективно бороться с массовыми беспорядками, групповыми нарушениями общественного порядка, пресекать другие противоправные действия. При этом анализ поражающих факторов (ПФ) существующих образцов ОНД выявил целый ряд особенностей. Увеличение максимальной дальности применения того или иного образца неизменно приводит к снижению избирательности его воздействия и наоборот. К примеру, резиновые палки (ПР-73М, ПР-89 и др.), обладая высокой избирательностью, способны обеспечить нелетальное поражение правонарушителя на дальности не более 1,5 м. Несколько большей дальностью воздействия (до 7–8 м) обладают аэрозольные распылители, однако их избирательность в значительной степени зависит от погодных условий (атмосферных осадков, направления и скорости ветра). Дальность применения аэрозольных гранат определяется дальностью их броска с использованием мускульной силы взрослого человека и составляет приблизительно 25–30 м. Вместе с тем, результатом применения подобного средства, например, ручной аэрозольной гранаты «Дрейф», является образование газодымного облака с непереносимой концентрацией активного вещества объемом 75 м3. Даже при крайне благоприятных погодных условиях говорить о какой-либо избирательности в этом случае не приходится.
Значительно большую дальность воздействия обеспечивают специальные карабины (например КС-23М, КС-К). Однако и это вооружение имеет такие же характерные особенности. Так, газовая граната «Сирень-6» выстреливается на расстояние до 200 м и образует газодымное облако с непереносимой концентрацией активного вещества объемом до 16 м3. Значительно более высокая избирательность достигается в случае применения специального боеприпаса «Волна-Р» с резиновой пулей «Привет». Однако при этом дальность нелетального поражения снижается до 40–50 м. Высокую избирательность и сопоставимую дальность нелетального воздействия (до 60 м) имеют водометные установки, но существует запрет на их применение при отрицательных температурах воздуха.
Аналогичная тенденция прослеживается и в отношении электрошоковых устройств. Высокая избирательность также нивелируется крайне малой дальностью нелетального поражения. Для контактных электрошоковых устройств это длина вытянутой руки, для дистанционных до 4,5 м.
Другой характерной особенностью подавляющего большинства существующих образцов ОНД является широкое использование кинетической энергии либо для непосредственного воздействия на правонарушителя (резиновые пули, водометные установки, резиновые палки и др.), либо для доставки поражающих элементов в нужную точку (гранаты с раздражающим газом). В этом случае имеющиеся образцы нелетального оружия по существу представляют собой дальнейшее развитие обычных средств поражения с той лишь разницей, что последствия воздействия ПФ ОНД на человека не должны приводить к тяжелым повреждениям и увечьям, а также иметь обратимый характер.
Кроме того, образцы ОНД, в которых для воздействия на человека применяются те или иные выстреливаемые снаряды, пули, гранаты и другие подобные средства, предполагают наличие ограниченного по количеству боекомплекта, что требует дополнительных мер по его восполнению, а также определенных временных затрат на снаряжение и перезарядку. Имеет значение и скорострельность ОНД, что особенно важно при отражении групповых нападений противника, атак злоумышленников.
Патофизиологическими механизмами, лежащими в основе нарушения работоспособности, прекращения целенаправленной противоправной деятельности лиц, в отношении которых было применено ОНД, является чрезмерное раздражение рецепторного аппарата органов зрения, слуха, кожи за счет кратковременного применения соответствующего физического фактора при уровнях воздействия на несколько порядков превышающих гигиенические нормативы.
Относительно раздражающих газов, в настоящий момент определено, что в первые минуты после воздействия специальных аэрозольных композиций (САК) на биообъекты включаются защитные механизмы организма в виде появления кашлевого рефлекса и активного слезотечения. Характерная динамика кашлевых рефлексов, вызванных воздействием специальных аэрозольных композиций, вероятно, связана с формированием оптимальной приспособительной реакции организма на новый раздражитель. При более продолжительных воздействиях раздражающий эффект оказывается менее выраженным, что, может быть обусловлено защитной физиологической реакцией и адаптацией к действию ПФ.
Появление выраженного кашлевого рефлекса и обильное слезотечение способно привести к полной утрате способности к целенаправленной деятельности и оказанию сопротивления людьми, находящимися в зоне воздействия аэрозольного облака в течение первых 30 минут и частичной утрате работоспособности в ближайшее время (до нескольких часов) после прекращения воздействия САК.
Воздействие резиновой пули из травматического оружия способно нанести человеку проникающее ранение на дистанции 2–3 метра, а свыше этой дистанции — нанести травматическое повреждение и болевой шок. Поскольку дистанция огневого контакта является динамической величиной, контролировать которую достаточно трудно, то эффект от применения травматического оружия порой непредсказуем. При попадании поражающего элемента его энергия поглощается целью, что, в свою очередь, ведет к повреждению тканей. Передача большого количества энергии живой цели ведет к возникновению болевого шока, и объект воздействия теряет способность к целенаправленным действиям. Чем меньше калибр и чем более обтекаема форма поражающего элемента, тем меньше энергии пули затрачивается на ее проникновение в преграду. В зависимости от расстояния выстрела и поражаемой области тела, а также других динамических характеристик взаимодействия пули с преградой, могут возникать различные по характеру и степени тяжести повреждения. Кроме того, в настоящее время широко используются пули повышенного останавливающего действия, деформирующиеся при попадании, что увеличивает площадь контакта с целью. Эти меры направлены на то, чтобы попадание в любую часть тела приводило к болевому шоку, при котором человек теряет способность целенаправленно действовать.
Полную версию читайте в печатной версии журнала или электронной версии на сайте https://shop.eastview.com/results/item?sku=1222479PO