Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 6 (50) за 2020 г.

Евгений Лосев, Денис Лосев

Долгое время советские историки уверяли своих читателей и слушателей в том, что Красная Армия и только она разгромила вооруженные силы нацистской Германии, а наши союзники внесли в победу ничтожный вклад.

В подтверждение этой концепции приводились следующие аргументы:
Во-первых, англо-американские бомбардировки Германии были крайне неэффективными и привели лишь к большим жертвам среди мирного населения, никакого влияния на подрыв боевого духа нации не оказали, военно-промышленную базу страны не разрушили, более того, якобы, несмотря на бомбардировки, военное производство даже возрастало.
Во-вторых, поставки по ленд-лизу составили всего лишь 4% от советского военного производства и получали мы некачественные (устаревшие или уже бывшие в употреблении) образцы боевой техники и вооружений.
В-третьих, Второй фронт был открыт, когда Германия уже агонизировала, и до самого конца войны оставался второстепенным, то есть приковывал к себе незначительную часть сил Вермахта.
В-четвертых, война на море, которую вели англо-американские военно-морские силы против Кригсмарине, также имела малое воздействие на исход войны в целом, так как он зависел от хода боевых действий на суше.
В конце 80-х и начала 90-х годов, в период сближения Запада и Востока, образовалась другая крайность в «историческом» мышлении. Стали говорить о том, что наши союзники по Антигитлеровской коалиции сыграли заметную роль в общей победе над врагом, но, если они без наших усилий не победили бы нацистов, то мы без западных союзников все равно дошли бы до Берлина и взяли бы его.
Сегодня, спустя 75 лет после победы, отечественной военной историей представляется иной более взвешенный взгляд на проблему. На самом деле Победа была достигнута благодаря объединенным усилиям.

Отдадим должное нашим союзникам

В результате стратегического авиационного наступления англо-американцев на фашистскую Германию большинство крупнейших ее городов были превращены в сплошные развалины, под которыми остались лежать более 500 тысяч погибших.
Стирались с лица земли металлургические и машиностроительные, танковые и авиационные заводы, разрушалась транспортная сеть. Только восстановлением постоянно атакуемых с воздуха заводов по производству синтетического топлива было занято более 300 тысяч рабочих.
К середине 1944 года и эта трудовая армия уже была не способна поднимать из руин топливную промышленность Германии. Когда же к этому добавилась потеря нефтеносных районов Румынии в результате советского наступления, тогда наступил полный топливный коллапс Третьего Рейха.
Вторая мировая война была войной моторов, а большинство немецких авиационных и бронетанковых соединений было парализовано, планирование военных операций во многом свелось лишь к лихорадочному поиску горюче-смазочных материалов для боевых и транспортных машин. Наиболее осведомленный в этой области человек — руководитель немецкой военной промышленности Альберт Шпеер так вспоминал об этом: «12 мая 1944 года противник окончательно одержал победу в сфере военного производства. До этого нам удавалось, несмотря на значительные потери в вооружении, в общем и целом, удовлетворять потребности вермахта. После налета 935 бомбардировщиков из состава 8-го американского воздушного флота на заводы по производству искусственного горючего в центральной и восточной частях Германии начался совершенно новый период воздушной войны; он положил начало полному краху немецкой военной промышленности».
Массированные бомбардировки в сочетании с успешными диверсионными действиями сорвали атомную программу нацистов и грандиозные планы ракетных атак Германии на жизненно важные центры ведущих стран Антигитлеровской коалиции. Попытки же Люфтваффе противостоять стратегическому воздушному наступлению наших союзников вынудили держать в Германии значительную, а временами наибольшую и качественно лучшую часть истребительной авиации, тогда как в ней ощущалась крайняя необходимость на фронтах. То же самое можно сказать и о зенитной артиллерии: десятки тысяч современных орудий не были получены воюющей на Востоке армией, и огненный шквал далеко не так часто поднимался на пути советских самолетов, как это могло бы быть в ином случае.
Как отмечает в своих мемуарах тот же Альберт Шпеер, «наиболее ощутимый ущерб нанесли Германии вынужденные оборонительные меры; стволы десяти тысяч тяжелых зенитных орудий на территории рейха были направлены в небо, хотя их можно было бы перебросить в Россию и использовать для стрельбы по танкам и другим наземным целям. Если бы не активные действия авиации союзников против Германии — своего рода второй фронт, — наша противотанковая артиллерия получила бы гораздо больше боеприпасов. Кроме того, на отражение ее атак были брошены сотни тысяч молодых солдат. Треть предприятий оптической промышленности изготовляла прицелы для зенитной артиллерии, половина всех электротехнических заводов производила для нее радиолокационное оборудование. Поэтому, несмотря на высокий уровень развития этих отраслей германской промышленности, армии западных союзников были гораздо лучше оснащены современными приборами, чем наши фронтовые части».

Авиация США и Великобритании оказала существенную помощь объединенному военно-морскому флоту в боевых операциях по блокаде побережья Германии и ее союзников, уничтожению нацистских военно-морских сил и обеспечению всем необходимым стран Антигитлеровской коалиции.
Война на море почти полностью легла на плечи англо-американских моряков. Советский флот был малочисленным, маломощным и с самого начала войны был заперт во внутренних морях и водах. 97% потерь немецкого и итальянского флотов — заслуга наших союзников. Так, из 789 подводных лодок, потерянных Кригсмарине в годы войны, только несколько были потоплены на Востоке (из 39 тысяч подводников погибли 32 тысячи), из 4 линкоров все были уничтожены нашими союзниками, из 3 карманных линкоров — все три и т. д.
Гитлер прилагал огромные усилия для того, чтобы создать могучий флот. Если 1 сентября 1939 года военно-морские силы Германии насчитывали 159557 человек, то в начале 1945 года — уже 700 тысяч. В 1939–1945 годах было построено 1157 подводных лодок (в дополнение к всего лишь 57, которыми германские ВМС располагали накануне войны), в большинстве своем океанских. Для защиты своих субмарин немцы развернули строительство поистине циклопических железобетонных сооружений вдоль французского, бельгийского, голландского, немецкого и норвежского побережья. Все это поглощало весьма серьезные материальные и людские ресурсы Третьего Рейха. Вот впечатляющий факт: потери союзников за годы войны составили 2603 боевых корабля и торговых судна общим водоизмещением 13,5 миллиона тонн (имеются в виду только подтвержденные данные); погибло 70 тысяч военных моряков и 30 тысяч моряков торгового флота.
Трудно переоценить и тот вклад в победу, который принадлежит поставкам по ленд-лизу. После тяжелейших поражений 1941–1942 годов обеспечение Красной Армии современной связью и автотранспортом было заслугой наших союзников. Связь стала управляемой и мобильной.
До сих пор малоизвестной стороной ленд-лиза остается его исключительная значимость для железнодорожного транспорта СССР. Союзники поставили 1981 паровоз и 11156 железнодорожных вагонов различного назначения (в Советском Союзе за все годы войны было построено всего лишь 92 паровоза и 1 тысяча вагонов).
Всего в СССР из США, Англии и Канады было направлено 17,9 миллиона тонн грузов, к месту назначения было доставлено 16,6 миллиона тонн (1,3 миллиона тонн составили потери при потоплении судов).

Военные грузы поступали в СССР разными маршрутами — через Тихий океан, через Иран, северными арктическими конвоями, через Черное море из Турции. Три маршрута — Тихоокеанский, Трансиранский и арктические конвои — обеспечили в сумме 93,5% общих поставок.
Самым быстрым, но и самым опасным маршрутом являлись арктические конвои. Морская часть пути от восточного побережья США до Мурманска занимала всего около двух недель. 40% всех поставок шло именно этим маршрутом. Однако около 15% грузов, отправленных этим путем, оказались на морском дне благодаря интенсивной деятельности немецких люфтваффе и военно-морских сил.
Тихоокеанский маршрут, обеспечивший около половины поставок по ленд-лизу, был относительно безопасным. Но с началом войны между США и Японией (7 декабря 1941 года) здесь появились свои сложности. Все незамерзающие проливы контролировались Японией, и советские суда часто подвергались принудительному досмотру, а иногда и просто топились японцами. Морская часть пути от западного побережья США до дальневосточных портов СССР занимала 18–20 суток.
Первые поставки в СССР по Трансиранскому маршруту начались в ноябре 1941 года. Чтобы увеличить объемы поставок, требовалось провести масштабную модернизацию транспортной системы Ирана, в частности портов в Персидском заливе и Трансиранской железной дороги. С этой целью союзники (СССР и Великобритания) в августе 1941 года оккупировали Иран. С мая 1942 года поставки составляли в среднем 80–90 тысяч тонн в месяц, а во второй половине 1943 года — до 200 000 тонн в месяц. Далее доставка грузов осуществлялась судами Каспийской военной флотилией, до конца 1942 года подвергавшимися активным атакам немецкой авиации. Морская часть пути от восточного побережья США до берегов Ирана занимала около 75 дней. Специально для нужд ленд-лиза в Иране было построено несколько автомобильных заводов под управлением фирмы General Motors, где и собирались знаменитые военные грузовики «студебеккер».
За годы войны с иранских предприятий в СССР было отправлено 184 112 автомобилей. Автомобили перегонялись по следующим маршрутам: Тегеран — Ашхабад, Тегеран — Астара — Баку, Джульфа — Орджоникидзе.

Следует отметить, что в годы войны существовало еще два воздушных маршрута ленд-лиза. По одному из них самолеты «своим ходом» летали в СССР из США через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив. По второму маршруту, известному под названием «Алсиб» («Аляска — Сибирь»), было переброшено 7925 самолетов.
Всего за годы войны в СССР было поставлено 22 150 самолетов, 12 700 танков, 51 503 легковых джипа и вездехода, 427 284 грузовых машины. Но вот винтовок только 8218 штук, автоматического оружия — 131 633, пистолетов — 12 997 штук. Более существенными для советской экономики являлись поставки сырья: цветных металлов — 802 000 тонн, алюминиевых труб — 5807 тонн, изолированной медной проволоки — 181 616 тонн, нефтепродуктов — 2 670 000 тонн, хлопка — 106 893 000 тонн.
Кроме того, поставлялись нефтеперегонные заводы в полном комплекте, радиолокаторы, морские мины, палатки войсковые, штабные и госпитальные, мостовые краны для машиностроительных предприятий, полевые хлебозаводы, кухни полевые, цемент и так далее.
Отдавая должное нашим союзникам по антигитлеровской коалиции, всё же СССР сыграл выдающуюся, безусловно, главную роль в победе над фашистской Германией. И сколько, и как бы не переписывали историю, факт остается фактом. Мы — Победили!

Авторы: Евгений Лосев, профессор, доктор военных наук, действительный член Академии военных наук; Денис Лосев, доцент, кандидат военных наук, профессор Академии военных наук

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru 

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2021 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html

Подписаться на электронную версию журнала «Арсенал Отечества» можно по ссылке.
Стоимость годовой подписки — 
12 000 руб.

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн