Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 5 (49) за 2020 г.
Александр Нерастенко, Павел Вилошкин, Сергей Хрулев
Прогноз развития средств воздушно-космического нападения (СВКН) показывает, что беспилотные летательные аппараты (БЛА) к 2030 году будут являться основными разведывательными и ударными компонентами вероятного противника. При этом перспективным направлением является создание на основе БЛА разведывательно-ударных комплексов, реализующих принцип «обнаружил-уничтожил».
БЛА как объекты радиолокационной разведки
«Сетецентрическая война», как концепция боевого управления, разрабатывается для достижения информационного превосходства над противником за счет создания на театре военных действий (ТВД) единого информационного пространства. В настоящее время в США создание единого информационного пространства лежит в плоскости завершения строительства единой информационно-коммуникационной инфраструктуры министерства обороны, получившей наименование «Глобальная информационная сеть» — GIG (Global Information Grid). Американские военные специалисты считают, что современные и будущие войны — это войны разведок. Разведка будет являться ключом к достижению успеха. При этом все большую роль в качестве оперативных средств наблюдения получают разведывательные средства на БЛА.
Известно, что БЛА могут обладать разной степенью автономности – от управляемых дистанционно до полностью автоматических. Диапазон существующих и разрабатываемых аппаратов очень широк: от микро- и мини-БЛА до тяжелых многотонных аппаратов, а также БЛА, способных выполнять сверхдальние и сверхъвысотные полеты длительностью в несколько месяцев. Вместе с тем, БЛА функционирует не абсолютно самостоятельно, а в составе комплекса. Такой комплекс называют беспилотной авиационной системой — БАС (Unmanned Vehicle System — UVS). В БАС входит не только сам летательный аппарат (аппараты), но также вся инфраструктура и средства обеспечения.
Военный конфликт в Сирийской Арабской Республике (САР) доказал, что дешевые, малозаметные и малоскоростные БЛА, попавшие в руки террористов, способны наносить точечные удары как по военным объектам в САР, так и по объектам гражданской инфраструктуры. В САР массово используются разнообразные кустарно изготовленные и переделанные террористами беспилотники. Анализ тактики применения БЛА показывает, что они маневрируют как по высоте, так и по курсу. В условиях массированного применения противником БЛА остро встает вопрос борьбы с ними.
Малозаметные (эффективная поверхность рассеивания — ЭПР — менее 1 кв. метра), малоскоростные (скорость от 30 до 360 км/ч) БЛА, действующие на высотах от 20 до 2000 метров являются сложными воздушными целями, так как их обнаружение и сопровождение обусловлено рядом особенностей, связанных с физическими принципами распространения радиоволн.
Как известно, дальность обнаружения радиолокационной станцией (РЛС) зависит от ряда факторов, основными из которых являются: высота полета воздушного объекта (ВО); высота электрического центра антенны; и коэффициент использования радиогоризонта РЛС. К примеру, коэффициент использования радиогоризонта современных РЛС в условиях нормальной рефракции радиоволн находится в интервале 0,6–0,98.
В некоторых современных РЛС система селекции движущихся целей (СДЦ) работает по принципу «порога» по радиальной скорости, когда при скорости менее пороговой малоскоростной объект не будет обнаружен. Существенной особенностью работы системы СДЦ являются «слепые» скорости (между периодами повторения импульсов РЛС воздушный объект пролетает расстояние, кратное половине длины волны). При этом на выходе компенсирующего устройства сигнал будет равен нулю. Таким образом, ВО не может быть обнаружен. Для устранения этого фактора в современных РЛС применяют переменную частоту повторения импульсов, когда для одной частоты радиальная составляющая скорости будет «слепой», а на другой частоте повторения ВО будет обнаружен.
История создания маловысотных РЛС
Первой специализированной маловысотной РЛС стала П-15 «Тропа», которая представляла собой мобильную РЛС дециметрового диапазона для обнаружения низколетящих целей. Она была принята на вооружение в 1955 г. Ее модернизация — РЛС П-19 вошла в строй в 1974 г.
К середине 70-х годов типовой ряд маловысотных РЛС составляли станции П-15, П-19. Однако, применение противником низколетящих целей на фоне отражений от местных предметов в условиях применения активных помех, а также переход к концепции использования трехкоординатных РЛС и отказ от радиовысотомеров потребовали создания новой трехкоординатной маловысотной РЛС. Для повышения помехоустойчивости маловысотного поля и получения требуемых точностных характеристик было решено использовать 10-ти сантиметровый диапазон волн. В связи с этим КБ Запорожского завода «Искра» (главный конструктор Мирошниченко М. И.) осуществило разработку маловысотной РЛС боевого режима — 19Ж6. В 1981 году после проведения государственных испытаний РЛС 19Ж6 была принята на вооружение подразделений РТВ.
В ходе войсковой эксплуатации выявился ряд недостатков РЛС 19Ж6 таких, как: незначительная высота электрического центра антенны; недостаточная эффективность системы подавления дискретных пассивных помех типа «ангел-эхо» и др. Для устранения этих недостатков была проведена модернизация РЛС 19Ж6. Созданная в результате модернизации РЛС 35Д6 принята на вооружение в 1987 г.
Полную версию читайте в печатной версии журнала или электронной версии на сайте https://shop.eastview.com/results/item?sku=1222479PO