Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 4 (48) за 2020 г.
Эдуард Мухитов, Евгений Лосев
Лет десять назад, после первых демонстраций широкой публике БМПТ «Терминатор», вооруженной двумя 30 мм автоматическими пушками 2А42 в СМИ разразилась бурная дискуссия о целесообразности выбора калибра артиллерийского вооружения и необходимости его увеличения, причем не только для сухопутных войск (СВ), но и для флота.
Из различных направлений развития артиллерийских комплексов малого и среднего калибра в последние четверть века наибольший интерес в мире вызывают комплексы с использованием орудий и боеприпасов «телескопической» схемы.
Со временем у 30 мм пушек начали проявляться недостатки, связанные с тем, что вероятные противники интенсивно наращивают защиту своей бронетехники, принимают на снабжение новую защитную экипировку для своих солдат. Уже к середине 80-х годов XX века, стало ясно, что по крайней мере для СВ, требуется более мощное автоматическое орудие под более крупный боеприпас. Эти и другие обстоятельства обуславливают в перспективе целесообразность перехода автоматического орудия на более крупный калибр в диапазоне (от 40 до 50) мм.
На наш взгляд, одним из изящных путей решения этой проблемы могло бы быть внедрение принципиально нового боезапаса. Так называемой «телескопической» схемы. В них, в отличие от обычных, снаряд размещается внутри гильзы, стенки которой выполнены из метательного порохового вещества.
После срабатывания капсюля инициируется заряд метательного вещества, и снаряд, двигаясь в направляющей втулке, высвобождает четыре отверстия в ее донной части, через которые в заснарядное пространство поступают пороховые газы. Внешне такие патроны напоминают пивную банку. Как оказалось, их использование эффективнее обычных боеприпасов.
Появление 40-мм «системы вооружения с телескопическим патроном» берет свое начало в 1954 г., когда сотрудники лаборатории ВВС США впервые разработали концепцию «телескопических» боеприпасов, предусматривающую помещение снаряда внутри цилиндрической гильзы. То есть выстрел представлял собой цилиндр (корпус), в котором был полностью заключен снаряд, окруженный метательным зарядом. В декабре 1983 г. компания ARES Inc подала заявку и получила патент US4599933А «Сборка затвор-казенник для автоматической пушки». Его автором являлся известный американский изобретатель Юджин М. Стоунер.
В 1984 г. Компания ARES получила патент на «электронно-управляемую автоматическую пушку с внешним питанием», в 1987 г. — патент на «телескопический патрон», а в 1988-м — патенты на «автоматическое оружие под телескопический патрон» и рассыпную патронную ленту для него. Неизвестно, кто стал инициатором разработки — фирма ARES или М. Стоунер, но можно предположить, что именно рубеж 1983 г. является началом работ по 45-мм пушке ARES, которые являются продолжением исследований по «телескопическим» патронам, начатых в 1954 г. ВВС США. В 1991 г. был готов демонстрационный стенд по использованию «телескопического» боеприпаса с диаметром гильзы 45 мм «телескопической системы вооружения» (CTWS).
Не отставали и европейцы. В конце 1992 г. американская «Эллиант Тексиситемз» и французская «GIAT Интернэшнл» подписали соглашение о сотрудничестве для продвижения 45-мм оружейной системы в соответствии с ранее заключенным тройственным соглашением (Франция, Великобритания, США) по стандартизации НАТО, касающегося «вооружения с телескопическим патроном с гильзой» (СТА, или Cased Telescoped Armament).
В Великобритании, признавая устаревание состоящей на вооружении 30-мм автоматической пушки RARDEN, начали исследования с целью сформировать концепцию орудия среднего калибра, которое подходило бы для борьбы с новыми советскими боевыми машинами. Эти исследования побудили компании Франции и Великобритании объединить усилия и капиталы для реализации оружия принципиально новой схемы.
В настоящее время роль «телескопических» боеприпасов, ранее казавшимися «излишней тратой средств», переосмыслена. Они считаются весьма перспективным решением в плане увеличения мощности артиллерийских установок, как для сухопутной бронетехники, так и для кораблей ВМФ РФ, и кроме того, обнаружены достоинства, которых лишены «классические» патроны.
Сегодня, необходимо признать, что это — перспективное направление. Интерес к этой теме вызван не только тем, что телескопический патрон, как выяснилось, имеет ряд преимуществ перед патронами с цилиндрической или бутылочной формой гильзы. Его использование в орудии с поворотным патронником и перезаряжанием по оси цапф, делает орудие более компактным, а систему боепитания очень простой. Телескопические выстрелы компактные, при равных прочих характеристиках, могут вмещать в себя больше пороха, удобнее и компактнее в укладке, что способствует увеличению возимого боекомплекта.
Очень важным следствием «телескопической» схемы орудия является минимизация и упрощение автоматической беззвеньевой системы боепитания, а также возможность селекции 2–3 типов боеприпасов.
«Телескопический» патрон инициируется посредством осаживания снаряда направляющей частью ствола, оборудованной утонченными стенками (т. к. давление при выстреле снаружи и изнутри различается незначительно). За снарядом установлен шток ударника, который воздействует либо на капсюль, либо на фрикционный (терочный) воспламенитель. При выстреле нарезы ствола максимально приближены к ведущим устройствам снаряда, что уменьшает время их контакта с раскаленным стволом и позволяет закрутить снаряд «с места» (т. е. перед набором скорости), что позволяет исполнять ведущие устройства из пластика. Снаряд прочно закатан в осевой трубе и расположен в герметичном отсеке, закрытом защитной мембраной и заполненным нейтральным газом, предотвращающим окисление внутренних элементов патрона и высокотемпературной смазкой, находящейся в кольцевых выточках перед двумя ведущими кольцами. Снаряд установлен в патроне так, что ствол контактирует с ним только при осаживании и во время движения снаряда по стволу, т. е. очень непродолжительное время. При вхождении снаряда в ствол, ведущие устройства сплющиваются, выдавливая смазку из проточек, которая, к тому же, под действием центробежной силы от вращающегося снаряда распространяется по поверхности ствола и затем размазывается ведущими устройствами, снижая их трение при движении по нарезам, а также отводя тепло от ведущих устройств, чем меньше нагревает ствол. Высокая температура от выстрела в момент вспышки пороха локализуется в гильзе, а не в стволе, поэтому нагрев ствола при стрельбе будет меньше. В следствие этого может возрасти длительность артиллерийской очереди и эффективность стрельбы в целом.
Кроме всего прочего предлагаемое решение по патрону позволяет сохранять его боевые свойства при длительном хранении, обеспечить повышение его боевых и эксплуатационных качеств.
Наиболее последовательным сторонником этого направления является Владимир Алексеевич Одинцов. В свое время он очень активно отстаивал идеи увеличения калибра артиллерийского патрона в прессе.
К сожалению, сегодня технические решения, прописанные в патентах, из-за слабой проработанности пока еще не могут служить основой для создания отечественных телескопических артиллерийских систем.
Для стрельбы таким патроном орудие выполнено с подвижными стволом и патронником, вращающимся в плоскости оси ствола прижимной втулкой. Все остальные устройства и системы — охлаждающая, противооткатная, гидротормоз, надульные устройства, вращения патронника, перезаряжания, принудительное воспламенение осечного патрона и др. — имеют большую вариативность исполнения.
В новых «телескопических» выстрелах могут быть использованы типовые снаряды, хотя время требует производства инновационных снарядов с возможностью траекторного подрыва и формирования осколочного поля самой разной формы. А вот для стрельбы такими снарядами, которых, к сожалению, пока нет, потребуются принципиально иные орудия, поэтому об унификации с другими системами речи не идет.
Сегодня до серийного образца доведены только 40-мм франко-английская система CTAS и, кто бы сомневался, китайская пушка, установленная в боевой модуль CS/AA5 бронетранспортера VP10 корпорации «China North Industries Group Corporation» (CNGC или NORINCO).
Анализ отечественных и зарубежных научных трудов и публикаций в ведущих военно-технических журналах позволяет сделать следующий вывод.
В случае реализации изобретений в области использования орудий и боеприпасов «телескопической» схемы уже сегодня возможно получить не только перспективный патрон, но и улучшенные конструкции артиллерийских установок, способных увеличить дальность стрельбы и бронепробиваемость современных наземных и воздушных целей.
Это и упрощение конструкции комплекса, облегчение системы в целом и уменьшение его габаритов.
Конструкция патрона позволит:
максимально приблизить входной участок направляющей части ствола, оборудованного нарезами, к ведущему и/или обтюрирующему пояску снаряда;
оборудовать снаряд относительно мягким полимерным ведущим и/или обтюрационным пояском, т. к. отсутствует разгон снаряда и резкая смена поступательного движения на поступательно-вращательное, передачу крутящего момента на снаряд можно выполнить ведущим пояском пониженной твердости;
отказаться от дорогостоящего термостойкого материала для ведущих поясков и использовать менее термостойкий материал;
отказаться от вышибного заряда для подачи снаряда в ствол и использовать в патроне только метательный заряд низкой плотности;
упростить патрон, убрав из него направляющий канал, оставив осевую трубу;
увеличить полезный объем для метательного заряда;
повысить обтюрацию газов в стволе, скорость снаряда и увеличить ресурс ствола посредством применения смазки ведущих устройств и использования полимерных ведущих устройств;
обеспечить безопасность использования боеприпасов после длительного хранения;
заполнить снарядный отсек патрона нейтральным или инертным газом, который предотвратит окисление смазки и элементов снаряда при длительном хранении или использовании его в неблагоприятных условиях;
использовать для корпуса снарядов специальные полимерные и/или биоразлагаемые материалы, или снаряжать снаряд нестандартной полезной нагрузкой;
упростить технологию изготовления и сборки патрона;
обеспечить воспламенение заряда более дешёвыми средствами;
разместить капсюль-воспламенитель внутри патрона;
использовать различные типы капсюлей-воспламенителей ударного задействования — фрикционный, ударный, пьезоэлектрический, химический, электрический;
оснащать патроны управляемыми снарядами, способными осуществлять энергичное маневрирование во время полета к цели.
Авторы: Эдуард Мухитов, кандидат военных наук, подполковник запаса; Евгений Лосев, капитан 1 ранга в отставке, доктор военных наук, профессор кафедры «Артиллерийского и зенитного вооружения» филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»