Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 5 (49) за 2020 г.
Александр Ананьев, Андрей Рыбалко, Сергей Филатов, Александр Лазорак
Программное обеспечение автоматизированных расчетов по обоснованию потребных нарядов летательных аппаратов из состава смешанных тактических авиационных групп
Актуальность включения разведывательно-ударных комплексов (РУК) беспилотных летательных аппаратов (БпЛА) отмечается многими военными специалистами. Особую значимость на практике приобретают БпЛА малого класса (МК), условно ограниченные взлетной массой 30 кг.
Среди отечественных разработок к БпЛА МК самолетного типа относятся «Феникс», «Орлан-10» и др. По своим летным характеристикам БпЛА МК «Феникс» способны барражировать в воздухе до 16 часов со скоростью полета 130–150 км/ч. Таким образом, дальность автономного полета БпЛА МК соизмерима с тактическим радиусом модернизированных фронтовых бомбардировщиков (ФБ) Су-24М и приближается к пространственным возможностям современных многофункциональных авиационных комплексов (МАК) типа Су-34, Су-30СМ и Су-35.
Полезная нагрузка БпЛА МК достигает 8–10 кг и позволяет использовать не только разведывательную аппаратуру видимого и инфракрасного диапазонов (оптико-электронной и инфракрасной разведки), но и радиолокационные станции видовой разведки, аппаратуру радиоэлектронной борьбы (РЭБ), а также специальные боеприпасы малого калибра и др. Малая радиоэлектронная заметность БпЛА МК позволяет им действовать в зонах поражения систем противовоздушной обороны (ПВО) средней и большой дальности, а слабое инфракрасное излучение от двигательной установки и относительно низкая акустическая заметность дает выигрыш при преодолении зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) малой дальности (МД) и ближнего действия (БД), по сравнению с МАК.
Таким образом, это может быть использовано для обеспечения действий экипажей МАК в составе авиационных формирований (АФ). Под АФ при этом понимается авиационное тактическое подразделение или часть военно-воздушных сил (эскадрилья, полк, тактическая авиационная группа), включающая совокупность МАК и БпЛА однородного или смешанного состава, систем материально-технического, боевого обеспечения и управления, которые позволяют МАК автономно функционировать при решении своих боевых задач.
Обширную практику совместного применения пилотируемых и беспилотных авиационных комплексов (АК) получили совместные действия экипажей ударной авиации бомбардировочной, штурмовой и армейской, и групп БпЛА МК.
При рассмотрения совместных действий оперативно-тактической (ОТА), армейской авиации (АА) и подразделений БпЛА МК прежде всего будем ориентироваться на огневые задачи, включающие авиационную поддержку войск, поражение десантно-диверсионных сил, аэромобильных частей противника и незаконных вооруженных формирований, поражение средств ПВО противника, а также сопровождение колонн войск на марше.
Факт совместного применения вертолетов фронтовых бомбардировщиков, штурмовиков, ударных вертолетов и БпЛА МК при решении рассматриваемых боевых задач, дает право на использование термина «смешанные тактические авиационные группы» (СТАГ).
Создавая новую боевую систему, или совершенствуя существующую, необходимо прежде всего определиться с основным показателем (совокупностью показателей), которые будут положены в обобщенный критерий оценки ее эффективности. Для уяснения основного критерия эффективности СТАГ необходимо рассмотреть факторы, определяющие текущее и перспективное состояние сущности и целей совместного применения беспилотных и пилотируемых АК.
Первая группа факторов, влияющая на определение актуального подхода к оценке эффективности выполнения боевых задач СТАГ определяется различного рода затратами, или иначе — рисками.
Во-первых, изначально создание боевых беспилотных систем направлено на снижение рисков потери экипажей пилотируемых АК, прежде всего от воздействия ПВО противника.
Во-вторых, как в военной, так и в гражданской авиации и смежных структурах применение БпЛА ориентировано на снижение различного рода затрат, начиная с ресурса АК, далее перечнь расходов включающих затраты на содержание всего персонала, задействованного в несении боевого дежурства (лётного состава, личного состава инженерно-авиационной службы, расчётов пунктов управления, подразделений аэродромно-технического, связи и радиотехнического обеспечения), горюче-смазочных материалов и амортизационную стоимость летательных аппаратов.
Вторая группа факторов, влияющая на формирование обобщенного критерия эффективности СТАГ, определяется относительным уровнем возможностей пилотируемых и беспилотных авиационных комплексов.
Полную версию читайте в печатной версии журнала или электронной версии на сайте https://shop.eastview.com/results/item?sku=1222479PO