Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 2 (46) за 2020 г.

 

Павел Кохно, доктор экономических наук, профессор, Заместитель директора по науке АНО «Содействие и развитие инноваций в научно-производственной сфере»

Анна Бондаренко, кандидат экономических наук, научный консультант АНО «Содействие и развитие инноваций в научно-производственной сфере»

Рынок вертолетостроения поделен на два сектора: военные и специальные вертолеты, с одной стороны, гражданские и перспективные вертолеты, с другой. В настоящее время высокотехнологичная и наукоемкая авиационная промышленность реализует множество системообразующих технологически сложных проектов, являющихся стратегическими для отрасли и страны. По результатам исследования выявлено более 60 специфических черт функционирования авиационной промышленности и её предприятий, которые обязательно должны учитываться при создании конкурентоспособной продукции.

Выбор направления развития промышленного предприятия осуществляется с помощью разработки стратегического видения и миссии предприятия, установления целей и выбора стратегии развития, то есть возникает проблема анализа развития структурных характеристик (технологической, материальной, кадровой, сервисной) стратегической эффективности инновационного проекта. Значимость проекта и эффективность его реализации определяются качеством принимаемых стратегических решений.

Анализ состояния и перспектив авиапрома

Наращивание и рациональное использование авиационного потенциала РФ является объективной необходимостью и важнейшим условием её социально-экономического, технологического и инновационного развития. Уникальность отрасли авиационной промышленности (АП) определяется следующими характеристиками: масштабами деятельности, наукоёмкостью продукции, степенью инновационной активности, степенью использования информационных технологий и др. Многие организации АП входят в перечень стратегических предприятий страны.
Недооценка значимости всех этих характеристик при реализации проектов может существенным образом отразиться на эффективности будущих результатов деятельности предприятий АП. На рисунке 1 представлена совокупность предприятий АП, сгруппированных по функциональным сферам деятельности.
В России практически завершен процесс формирования крупных интеграционных образований, который не обошел и АП. Предприятия собраны в крупные интегрированные структуры с государственным участием. АП практически полностью контролируется шестью государственными интегрированными структурами, внутренняя конкуренция отсутствует.
Введение ограничительных политических и экономических мер в отношении РФ повлияло на продвижение предприятиями АП продукции на зарубежные рынки.
В настоящее время большинство предприятий АП продолжают проводить мероприятия технического перевооружения производств, связанные с обновлением и оптимизацией производственных мощностей в соответствии со стратегическими задачами по созданию авиационной техники (АТ), и формированием современной для промышленных предприятий индустриальной модели. Основными задачами АП выступают проектирование, создание и испытание авиационной техники, последующий ремонт и утилизация. Анализ АП проводится по двум основным структурам — сфере финальной интеграции и сфере авиационных компонентов.

Сферы финальной интеграции в самолётостроении

Новшества продуктовой линейки:

  • серийное производство ближнемагистрального самолёта SSJ-100 (и его модификаций, например, SSJ-100–95LR);
  • отдельные поставки магистральных узкофюзеляжных Ту-214 и Ту-204–300 для государственных заказчиков;
  • сертификационные испытания магистрального самолёта нового поколения — МС-21–300;
  • работы по развитию и коммерциализации программы создания семейства самолётов МС-21;
  • работы по программам организации производства региональных турбовинтовых самолётов Ил-114–300 и созданию глубоко модернизированной модификации широкофюзеляжного самолёта Ил-96 — модели Ил-96–400.

Наибольший объем инвестиций в 2017 г. пришелся на НИОКР (68 % от общего объема инвестиций сектора), значительная часть инвестиций в НИОКР направляется на программы Ил-114, МС-21, Су-35, ПАК ФА, Ту-160, СТВСТ и СВТС, Ил-76/78, SSJ-100, ЛВТС, ШФДМС. На техническое перевооружение приходится 28 %. Оставшиеся 4 % инвестиций идут на развитие инфраструктуры.
Планируется, что порядка 75 % всех инвестиций в 2018–2020 годах будут направлены на программы военной авиации, 25 % — на программы гражданской авиации. В военной авиации наибольший объем инвестиций приходится на перспективный сверхзвуковой бомбардировщик на базе Ту-160, ПАК ФА, Су-35 и ПАК ДА. В военно-транспортной авиации приоритетными проектами инвестиционной программы являются разработки проектов 476 и Ил-112. Источники финансирования инвестиционной деятельности на 2018–2020 гг. — около 32 % проектов инициируются и финансируются за счёт собственных средств управляющей организации. Бюджетные средства покрывают 51 % инвестиций в рамках государственных контрактов, в том числе и проекты НИОКР. За счет бюджетных средств посредством вклада в уставный капитал финансируется 17 % инвестиций.

Вертолетостроение

Выручка от продаж вертолетов за 2016 год составила 165 800 000 тыс. руб. В 2016 году выручка от реализации услуг по сервису и послепродажному обслуживанию клиентов составила 45 300 000 тыс. руб. Поставки вертолетов в 2016 году составили 189 машин в 13 стран мира. Капитальные затраты за 2016 г. составили 17,5 млрд руб. Из них объем инвестиций в производственные мощности составил 14,5 млрд рублей. Продолжается реализация проекта «Техническое перевооружение и реконструкция производства АО «СМПП», 2 очередь». Расходы на НИР и ОКР в 2016 г. составили 3,0 млрд рублей. Основной объем НИР и ОКР деятельности в 2016 г. пришелся на проекты по организации и выполнению комплекса НИОКР по созданию и выводу на рынок следующих конкурентоспособных перспективных вертолетов модельного ряда — Ми-38, Ка-62, ПСКВ, Ка-52, Ми-35М, модернизация Ми-28Н (Ми-28НМ), Ми-171А2 (Ми-171М), Ми-26Т 2В, Ми-17В-5 (Ми-8МТВ-5), модернизация вертолета «Ан-сат» (ГМСУ), Ка-226Т. В 2016 г. 50 % капитальных вложений на НИОКР было профинансировано государством в рамках различных федеральных целевых программ. Продолжается наращивание инновационного потенциала. В средней и долгосрочной перспективе общие капитальные затраты составят порядка 3,5–4,5 % от выручки сектора.
По результатам исследования выявлено более 60 специфических черт функционирования АП и их предприятий, которые обязательно должны учитываться при разработке, оценке и реализации проекта по созданию (высокотехнологической) ВТ продукции в АП. Основные актуальные проблемные направления развития АП следующие:
1. Недостаточная ёмкость национального рынка для развития отрасли, низкая загрузка производственных мощностей. Выход российских предприятий на мировой рынок является одним из путей развития АП и стабильного наращивания объемов производства. Низкий уровень межгосударственного партнерства.
2. Низкая конкурентоспособность предприятий АП России по сравнению с ведущими мировыми предприятиями авиастроения. Ограничения ключевых рыночных преимуществ:

  • высокая цена продукции и услуг, низкая надёжность поставок и сервисного обслуживания АТ;
  • слабая активность предприятий и их управляющих организаций в разработке и производстве современной конкурентоспособной ВТ продукции;
  • технологическое отставание, наличие устаревшей материальной базы и неэффективных производств, износ основных фондов;
  • нехватка высококвалифицированных кадров, слабое кадровое обеспечение предприятий;
  • отсутствие современных сертифицированных систем управления и контроля качества;
  • низкий уровень управления проектами, глобальными цепочками поставок и системной интеграции.

3. Регулирование со стороны государства: устаревшая система ценообразования в рамках Гособоронзаказа; недоверчивость государства к руководству предприятий, выполнение им функций арбитра в спорах между предприятиями.
4. Система финансирования. Ограниченный объём собственных инвестиционных ресурсов не позволяет реализовать прорывные проекты.
Государственная программа развития АП РФ определяет стратегические ориентиры развития предприятий. На смену старой (на период 2006–2015 гг.) пришла новая (на период 2013–2025 гг.) Основная цель и задачи Программы отражены на рисунке 2.
Программа утверждена министерством промышленности и торговли РФ. Главное преимущество новой программы в том, что она раскрывает цели, задачи и направления развития по девяти секторам АП, их финансовое обеспечение и механизмы реализации мероприятий, интегральные целевые индикаторы и показатели результативности. Бюджет Программы составляет 991 637 597,4 тыс. руб. Основной объем средств (72 %) выделяется из федерального бюджета.
К недостаткам Программы можно отнести:
1) программа разрабатывается правительством РФ на длительный период и своевременно не корректируется при существенных отраслевых и мировых изменениях;
2) количественные показатели секторов АП (самолетостроение, вертолетостроение, двигателестроение, приборостроение, агрегатостроение и другие) не полностью отражают качественные изменения в развитии АП и их вклад в развитие промышленности в целом;
3) по некоторым секторам отрасли финансирование за счет средств федерального бюджета не предусмотрено;
4) Программа не содержит механизма, позволяющего предприятиям АП оценивать результаты их деятельности в соответствии со стратегической эффективностью проектов. В Программе отсутствуют показатели, учитывающие стратегии развития предприятий и проектов. Отсутствует понимание того, как следует обосновывать целевое финансирование проектов.
Следовательно, необходимо вводить показатель стратегической эффективности проектов. Также необходима разработка и внедрение системы обязательной оценки уровня развития технологического, материального, кадрового и сервисного обеспечения проектов, направленных на создание ВТ продукции. Систему необходимо применять на всех этапах создания (модернизации) российской АТ. Проведение комплексной оценки ВТ проектов с учётом стратегии развития АП возможно при тесной, совместной и регулярной работе Министерства промышленности и торговли РФ с корпорациями отрасли. Переход предприятий АП на материалы и технологии нового поколения, технологическая, материальная и техническая безопасность АП являются стратегическими ориентирами развития отрасли.

Стратегическая эффективность проекта промышленного предприятия

Выбор направления развития предприятия осуществляется с помощью разработки стратегического видения и миссии предприятия, установления целей и выбора стратегии развития. Цели предприятия, наряду со стратегиями, направляют и определяют его развитие.
Стратегическое планирование способствует формированию стратегического мышления, позволяющего отбросить варианты стратегий, не способных достигать требуемого результата. Выбор окончательного варианта стратегии остается за высшим руководством предприятия. Главным остаётся вопрос достижения стратегического соответствия возможностей предприятия его желаемым целям. Самыми распространенными современными стратегиями российских предприятий можно назвать следующие: стратегия первоначального накопления капитала и стратегия долгосрочного присутствия. Первая ориентирована на получение максимальной прибыли любыми способами, вторая — на стабильный рост бизнеса.
Любая стратегия, выбранная в качестве базовой, требует существенных корректировок и адаптации в условиях технологической, материальной безопасности страны, отрасли, предприятий в условиях импортозамещения. Следовательно, целесообразно для промышленных предприятий определить понятие стратегической эффективности проекта с учетом государственных ориентиров и отраслевой проектной специфики.
Анализ показывает, что понятие «эффективность» — сложная категория экономической науки, имеющая разнообразные формы проявления. Единого общепринятого определения не сформировано. Проекты в АП реализуются разнообразными предприятиями в рамках сотрудничества, охватывающих все технологические переделы производства ВС на разных уровнях (агрегатно-сборочное, заготовительно-штамповочное и механическое производства, финальная сборка ВС), образуя при этом единую структуру на основе самостоятельных бизнес-единиц. На каждую бизнес-единицу возложены свои функции по реализации проекта и достижения общих целей.
Стратегическая эффективность проекта определяется на основе определения СЭ конструктивных элементов объекта производства в рамках проекта по созданию ВТ продукции. Руководителям проекта, формирующим стратегию его реализации и бизнес-план, целесообразно определять не только коммерческую эффективность проекта, но и его стратегическую эффективность.

Проблемы анализа

Можно выделить несколько проблем анализа стратегической эффективности проекта по созданию ВТ продукции в АП. В частности, при оценке СЭ проекта, исходя из специфики отрасли, необходимо проводить анализ направлений, тенденций развития промышленного предприятия и отрасли в целом в глобальном масштабе. То есть возникает проблема анализа развития структурных характеристик (технологической, материальной, кадровой, сервисной) СЭ проекта.
Устойчивое функционирование и развитие предприятия необходимо анализировать и характеризовать с позиции динамики, поскольку именно она отражает организационно-экономические изменения, происходящие в деятельности предприятия.
В силу методологических проблем и сложностей расчета, общепризнанной методики разработки стратегии не существует. Чаще всего в литературе встречается лишь характеристика стратегических установок, целей и задач, методов прогнозирования, краткое изложение стадий стратегического планирования и описание основных разделов плана реализации проекта (плана производства продукции, маркетинга, материального обеспечения).
Как правило, выделяет три фазы стратегического планирования: формулирование стратегии, придание стратегии конкретной формы в виде программ, планов и бюджетов, оценка и контроль.
Предприятия АП с учетом сложившихся исторических тенденций представляют собой сложную многофункциональную систему, развитие которой определяется множеством разнообразных факторов. На предприятиях одновременно может разрабатываться и реализовываться широкий круг разнообразных программ и проектов. Формирование перспективного механизма их реализации возможно при использовании комплексного подхода руководства предприятия к анализу воздействующих факторов, которые не всегда можно оценить (см. таблицу).
Внешние воздействия могут сыграть для развития предприятия как положительную, так и отрицательную роль.

Выводы

В целом показатели деятельности предприятий авиационной промышленности носят нестабильный и скачкообразный характер, обусловленный неустойчивым состоянием отрасли. К нерентабельным секторам авиационной промышленности следует отнести самолетостроение. Показатели деятельности предприятий АП России достаточно близки значениям, запланированным в Государственной программе РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 гг.». Однако, доля самолетов российского производства на отечественном и мировом рынках невелика. Положительные тенденции развития наблюдаются в таких секторах авиационной промышленности как агрегатостроение и вертолетостроение.
В авиационной промышленности остается круг нерешенных задач:

  • слабое соответствие модели стратегического развития авиационных промышленных предприятий стратегическим ориентирам развития отрасли в целом;
  • технологическое отставание, наличие устаревших и неэффективных производств, износ основных фондов;
  • нехватка высококвалифицированных кадров, ослабление кадрового обеспечения;
  • отсутствие современных сертифицированных систем управления и контроля качества;
  • высокая степень отраслевой зависимости производства конструктивных элементов ВС от иностранных поставщиков и другие.

Поэтому, в первую очередь, необходимо новое целевое рыночное позиционирование структур, занимающихся созданием, производством и реализацией военных и гражданских самолетов.

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru