Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 2 (46) за 2020 г.
Александр Чаднов, старший научный сотрудник Военной академии связи им. С. М. Будённого
В настоящей статье предлагаются основные решения по организации связи технологии беспилотной интеллектуальной авиационной систем нового сетецентрического типа (БИАС СТ) двойного применения. Технология этой системы определяется как совокупность инфотелекоммуникационной технологии 5-го поколения (ИТК технология 5П) двойного применения и технологии искусственного интеллекта (ИИ). На их основе проработаны сетецентрические принципы, решения по интеллектуализации, варианты организации сети связи для обеспечения контроля и управления в данной системе.
Актуальность опережающего развития технологии БИАС СТ обусловлена следующей необходимостью:
- выполнения требований российских и международных документов к построению беспилотных авиационных систем и обеспечению полетов воздушных судов без пилота (экипажа) на борту в общем российском и международном воздушных пространствах (ВП);
- использования ИИ в качестве «обязательного элемента» технологических решений для беспилотного транспорта и робототехнических комплексов (Указ Президента РФ «О развитии искусственного интеллекта в РФ»);
- учета решений, принимаемых оперативной целевой группой МСЭ по ИИ для поддержки автоматизированного вождения транспортных средств (FG-AI4AD);
- применения компонентов ИИ в ИТК технологии 5П исходя из результатов работ оперативной целевой группы МСЭ по машинному обучению и обеспечению интеллекта в будущих сетях, включая 5G (FG-ML5G).
БИАС СТ — это новый компонент общей авиационной системы РФ, который представляет собой организационно–технический комплекс взаимоувязанных элементов в составе одного или нескольких (в составе группировки) беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), станций внешнего экипажа пунктов дистанционного пилотирования (ПДП), подсистемы сетецентрической комбинированной навигации, подсистемы безопасности и подсистемы связи, а также дополнительных средств обслуживания (например, средств обеспечения взлета, посадки и руления).
Для осуществления сетецентрических принципов и реализации технологии ИИ в качестве «обязательного элемента» системы БИАС СТ ИТК технология 5П (и развертываемая на ее основе глобальная защищенная ИТК сеть 5П) предлагают новые возможности:
- по сетевому объединению составных подсистем БИАС СТ в целостную систему (экосистему) и обеспечению производства полетов БПЛА в различных видах и классах воздушного пространства РФ;
- по вписываемости БИАС СТ в единую систему организации воздушного движения (ЕС ОрВД) РФ и в единое информационно-телекоммуникационное пространство (ЕИТП) страны;
- по поддержке полетов БПЛА на основе всеохватывающего покрытия сетями радиодоступа (наземными, воздушными, спутниковыми и морскими) глобальной защищенной ИТК сети 5П;
- по организации сетей связи системы БИАС СТ с компонентами ИИ в качестве сетеобразующей этой системы на основе абонентских виртуальных сегментов глобальной защищенной ИТК сети 5П;
- по обеспечению приложений подсистем БИАС СТ необходимыми информационными и телекоммуникационными услугами с высокой достоверностью, гарантированным качеством обслуживания и мобильностью как в пределах системы, так и в рамках ЕИTП страны;
- применение технологий «облачных» вычислений, «больших» данных и смешанной реальности;
- реализация на основе распределённого ИИ и клиент/серверной архитектуры;
- когнитивной функции по предотвращению столкновений в ВП, включающей в себя процедуры обнаружения, прогнозирования и интеллектуальной выработки вариантов маневрирования (например, с применением «S-образной» структуры маневра);
- функций планирования (с учетом покрытия сетями радиодоступа глобальной защищенной ИТК сети 5П) дистанционного и автономного полета;
- функций когнитивного выбора и перестройки рабочих частот излучения;
- функций когнитивной адаптации в радиолиниях путем расчета отношений сигнал/помеха и анализа состояния каналов;
- функций когнитивного противодействия преднамеренным помехам (в частности, помехам средств радиоэлектронной борьбы);
- функций когнитивной защиты от разнообразных сетевых атак (разновидности спуфинга, сниффера трафика, отказ в обслуживании и др.;
- функций когнитивного выбора регламента радиосвязи (например, дежурный радиоприем) и перехода между регламентами в зависимости от плана, окружающей воздушной среды и электромагнитной обстановки автономного полета.
Полную версию читайте в печатной версии журнала или электронной версии на сайте https://shop.eastview.com/results/item?sku=1222479PO