Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 2 (46) за 2020 г.

Александр Чаднов, старший научный сотрудник Военной академии связи им. С. М. Будённого

В настоящей статье предлагаются основные решения по организации связи технологии беспилотной интеллектуальной авиационной систем нового сетецентрического типа (БИАС СТ) двойного применения. Технология этой системы определяется как совокупность инфотелекоммуникационной технологии 5-го поколения (ИТК технология 5П) двойного применения и технологии искусственного интеллекта (ИИ). На их основе проработаны сетецентрические принципы, решения по интеллектуализации, варианты организации сети связи для обеспечения контроля и управления в данной системе.

Актуальность опережающего развития технологии БИАС СТ обусловлена следующей необходимостью:

 

  • выполнения требований российских и международных документов к построению беспилотных авиационных систем и обеспечению полетов воздушных судов без пилота (экипажа) на борту в общем российском и международном воздушных пространствах (ВП);
  • использования ИИ в качестве «обязательного элемента» технологических решений для беспилотного транспорта и робототехнических комплексов (Указ Президента РФ «О развитии искусственного интеллекта в РФ»);
  • учета решений, принимаемых оперативной целевой группой МСЭ по ИИ для поддержки автоматизированного вождения транспортных средств (FG-AI4AD);
  • применения компонентов ИИ в ИТК технологии 5П исходя из результатов работ оперативной целевой группы МСЭ по машинному обучению и обеспечению интеллекта в будущих сетях, включая 5G (FG-ML5G).

БИАС СТ — это новый компонент общей авиационной системы РФ, который представляет собой организационно–технический комплекс взаимоувязанных элементов в составе одного или нескольких (в составе группировки) беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), станций внешнего экипажа пунктов дистанционного пилотирования (ПДП), подсистемы сетецентрической комбинированной навигации, подсистемы безопасности и подсистемы связи, а также дополнительных средств обслуживания (например, средств обеспечения взлета, посадки и руления).
Для осуществления сетецентрических принципов и реализации технологии ИИ в качестве «обязательного элемента» системы БИАС СТ ИТК технология 5П (и развертываемая на ее основе глобальная защищенная ИТК сеть 5П) предлагают новые возможности:

  • по сетевому объединению составных подсистем БИАС СТ в целостную систему (экосистему) и обеспечению производства полетов БПЛА в различных видах и классах воздушного пространства РФ;
  • по вписываемости БИАС СТ в единую систему организации воздушного движения (ЕС ОрВД) РФ и в единое информационно-телекоммуникационное пространство (ЕИТП) страны;
  • по поддержке полетов БПЛА на основе всеохватывающего покрытия сетями радиодоступа (наземными, воздушными, спутниковыми и морскими) глобальной защищенной ИТК сети 5П;
  • по организации сетей связи системы БИАС СТ с компонентами ИИ в качестве сетеобразующей этой системы на основе абонентских виртуальных сегментов глобальной защищенной ИТК сети 5П;
  • по обеспечению приложений подсистем БИАС СТ необходимыми информационными и телекоммуникационными услугами с высокой достоверностью, гарантированным качеством обслуживания и мобильностью как в пределах системы, так и в рамках ЕИTП страны;
  • применение технологий «облачных» вычислений, «больших» данных и смешанной реальности;
  • реализация на основе распределённого ИИ и клиент/серверной архитектуры;
  • когнитивной функции по предотвращению столкновений в ВП, включающей в себя процедуры обнаружения, прогнозирования и интеллектуальной выработки вариантов маневрирования (например, с применением «S-образной» структуры маневра);
  • функций планирования (с учетом покрытия сетями радиодоступа глобальной защищенной ИТК сети 5П) дистанционного и автономного полета;
  • функций когнитивного выбора и перестройки рабочих частот излучения;
  • функций когнитивной адаптации в радиолиниях путем расчета отношений сигнал/помеха и анализа состояния каналов;
  • функций когнитивного противодействия преднамеренным помехам (в частности, помехам средств радиоэлектронной борьбы);
  • функций когнитивной защиты от разнообразных сетевых атак (разновидности спуфинга, сниффера трафика, отказ в обслуживании и др.;
  • функций когнитивного выбора регламента радиосвязи (например, дежурный радиоприем) и перехода между регламентами в зависимости от плана, окружающей воздушной среды и электромагнитной обстановки автономного полета.

Полную версию читайте в печатной версии журнала или электронной версии на сайте https://shop.eastview.com/results/item?sku=1222479PO

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru