Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 2 (46) за 2020 г.

Евгений Лосев, капитан 1 ранга в отставке, доктор военных наук, профессор кафедры «Артиллерийского и зенитного вооружения» филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»

Руслан Балажигитов, капитан 1 ранга, кандидат военных наук, начальник кафедры «Артиллерийского и зенитного вооружения» филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»

Владимир Шматченко, майор, адъюнкт филиала ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»

Вооруженные силы Российской Федерации, переживая процесс модернизации, становятся все более эффективными и маневренными, способными быстрее реагировать на изменяющиеся внешние угрозы. Вследствие этого и ВМФ изменяет структуру боевых задач, под которые получает сегодня новые современные корабли. Происходит внедрение новых образцов ракетно-артиллерийского вооружения, от степени их технической обеспеченности и укомплектованности боеприпасами зависит боевая готовность кораблей в целом. При этом быстро изменяется среда самой системы технического обеспечения, в том числе и ракетно-артиллерийского технического обеспечения (РАТО). Изменяются номенклатуры боеприпасов, сроки их эксплуатации, условия опытного хранения боеприпасов на новых кораблях, технология погрузки, транспортировки, технического обслуживания, ремонта и многое другое.

Процесс обеспечения боеприпасами кораблей ВМФ представляет собой сложную организационно-техническую задачу и является одной из важнейших составляющих боевой готовности флота. Поэтому обеспечение боеприпасами должно осуществляется в любых случаях, не только когда корабли находятся в местах постоянной дислокации, но и в море, на рейде, в самых различных условиях в том числе, тропических и арктических широтах.

В мировой практике особое значение приобрело комплексное обеспечение сил флота в открытом море. Для российского ВМФ этот вопрос пока еще является проблемным, в особенности при снабжении кораблей в море. А привлечение большого числа кораблей к несению боевой службы, в том числе и в арктической зоне, может еще обострить эту проблему.
В советский период ВМФ накопил богатый арсенал способов снабжения кораблей, находящихся на боевой службе. Это подвижный (дрейфовый) с использованием кораблей комплексного снабжения, плавучих баз подводных лодок и различных судов, а также транспортов снабжения. Рейдовый — с использованием тяжелого рейдового оборудования на шельфе, банках с глубинами до 300 метров; береговой — использованием специально оборудованных пунктов базирования на островах и арендуемых территориях дружественных государств.
Сегодня для рассредоточения и эшелонирования должна осуществляться подача оружия в передовые и океанские (морские) зоны для сил, выполняющих боевые задачи. Поэтому проблема обеспечения кораблей боеприпасами продолжает оставаться актуальной.
В вооруженных силах в том числе и на флоте основную часть нагрузки по транспортировке боеприпасов выполняют автомобили высокой проходимости. Однако они имеют ряд недостатков, связанных с гарантийной доставкой боеприпасов кораблям.
Во-первых, автомобили зависят от дорожно-транспортной обстановки, и при сильной загруженности дорог водители вынуждены искать объездные маршруты, а это не всегда возможно и связанно с рисками, задержками, увеличением стоимости доставки, либо и вовсе влекут за собой потерю груза при террористических актах.
Во-вторых, при столкновении колоны с водной преградой потребуются дополнительные силы и средств по перегрузке на другой вид транспорта или для наведения переправы, что также негативно сказывается на обеспечении войск (сил) флота.
Кроме того, недостатком автомобильных перевозок является и человеческий фактор, часто срыв транспортировки грузов происходит по вине водителя. Это — неисправности транспорта, нарушения скоростного режима, неверные действия водителя в сложной дорожной обстановке, усталость, необходимость правильной организации отдыха, и т. д.
Для обеспечения боеприпасами в условиях Арктики и районов Крайнего Севера современный автомобиль высокой проходимости обязан отвечать очень жестким требованиям. Он должен функционировать при температурах окружающего воздуха минус 50–60 градусов Цельсия. Обладать автономностью до нескольких недель. Передвигаться в условиях полного бездорожья: не только по снежному покрову, но и в условиях слабонесущих грунтов, весенней распутицы, работать на зимниках. Иметь достаточную грузоподъемность и способность буксировать тяжелые объекты, что крайне необходимо в арктическом походе, когда все запасы приходится везти с собой (топливо, продовольствие и др.).

Полную версию читайте в печатной версии журнала или электронной версии на сайте https://shop.eastview.com/results/item?sku=1222479PO

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru 

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2019 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html

Подписаться на электронную версию журнала «Арсенал Отечества» можно по ссылке.
Стоимость годовой подписки — 
12 000 руб.

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн