Появляются первые данные о нашумевшей катастрофе японского истребителя F-35A во время учений. Одно то, что для того чтобы обломки самолета даже гипотетически не попали в руки российских и китайских подлодок, в район катастрофы было выдвинуто беспрецедентное количество японских и американских боевых кораблей.
Cилы самообороны Японии. Прибытие первого F-35A на авиабазу Мисава, Япония, 26 января 2018 г.. (Фото штаб-сержанта Дины Хайцман / ВВС США)
Виноват летчик.
Вероятной причиной авиакатастрофы F-35 в апреле прошлого года является потеря пилотом, майором Акинори Хосоми пространственной ориентировки, сообщает американский портал Defensenews
В пресс-релизе японских военно-воздушных сил самообороны Японии говорится, что последняя радиопередача пилота , за 15 секунд до времени крушения, указала, что он был в сознании и маловероятно, что потеря сознания из-за перегрузок могла привести к аварии.
Также сказано, что не было никаких признаков механических или других проблем с самолетом компании Lockheed Martin.
Как это было
Восстановлены последние секунды полета истребителя, когда пилот F-35, 41-летний майор Акинори Хосоми, заявил, что он в 7:25 по местному времени выполнил учебные атаки против двух из трех самолетов противника. Тренировочный бой с тремя другими F-35 происходил примерно в 85 милях к востоку от авиабазы Мисава в северной части главного японского острова Хонсю.
В 7:26 вечера майору Хосоми было приказано снизится для освобождения зоны для военных самолетов США, работающих поблизости. Он подтвердил приказ и начал снижение по левой спирали с высоты 31 500 футов до 15 500 за 15 секунд, достигнув скорости приблизительно 560 миль в час (900 км\ч).
В этот момент Хосоми, который был лидером, дал команду на окончание учебного боя и продолжил спуск, который закончился на поверхности Тихого океана на скорости около 690 миль в час (1 110 км/ч).
В докладе комиссии по расследованию катастрофы также делается вывод, что майор Хосоми, чьи останки были недавно найдены, не пытался катапультироваться. Большая часть обломков F-35A остается на морском дне, на глубине приблизительно 5 000 футов (1525 м.).
В пресс-релизе также говорится, что Силы самообороны Японии проведут дополнительную подготовку пилотов для распознавания пространственной дезориентации и потери сознания вызванной перегрузкой.
Нельзя исключать, что на восприятие пилотом пространственного положения самолета могла оказать влияние инновационная нашлемная система «Глаз бога», разработанная британскими компаниями Vision Systems International и Helmet Integrated Systems, которая с ограниченным функционалом устанавливается на самолеты Сил самообороны Японии.
Еще на ранних этапах испытаний летчики высказывали серьезные претензии относительно инновационного шлема "Глаз бога". Избыток информации и ее реалистичность вызывали сенсорный сбой у пилотов. В результате этого функционал шлема был ограничен. Достаточно ли?
Александр Скрипник