Автор: Дмитрий Дрозденко

Шестьдесят лет назад, 22 сентября 1961 года, свой первый полёт совершил вертолёт Ми-2 (В-2). Первый в мире легкий вертолёт с двумя газотурбинными двигателями.

 

Главная «лётная парта» Советского союза и всего социалистического лагеря, воспитавшая десятки тысяч наших пилотов. Машина, которая навсегда впечаталась в память многих поколений вертолётчиков.

 
Аэродром Сокол, 1995 год. Летная группа капитана Сергея Черных: курсанты (будущие летчики) Боровой, Сурков, Кузиков, Шаньгин, Попов, борттехник прапорщик Седых.

Вертолёт, который подарили «дружескому польскому народу», чтобы он сохранил остатки своей авиационной промышленности. С чертежами, с лицензией и самое главное — с гарантированным рынком сбыта! К счастью, единственный, который подарили. 

Серийное производство вертолёта началось в 1965-м году в Польше в связи с загрузкой советских предприятий выпуском других моделей винтокрылых машин (что, на мой взгляд, является красивой политической легендой). За 27 лет было построено более 5400 Ми-2. За это благодарные поляки подарили Михаилу Леонтьевичу Милю модель "ракеты будущего". она до сих пор стоит на столе в кабинете Михаила Леонтьевича.


Музей М.Л. Миля

Ми-2 опылял поля, эвакуировал больных и раненых, наблюдал за движением транспорта, перевозил грузы и людей. Наиболее ярко его харизма показана в легендарном фильме Георгия Данелия «Мимино». Вахтанг Кикабидзе тогда из вертолётной авиации пробился в большую, международную. Полетал на сверхзвуковом Ту-144 и вернулся назад, к своему другу Ми-2 в свои родные грузинские горы.


Летчик Мимино в исполнении Вахтанга Кикабидзе

«Двойки» активно использовались в качестве корабельных вертолётов на ледоколах для разведки ледовой обстановки и связи между судами. Применялся Ми-2 и в Полярной авиации, хотя такая эксплуатация была сложной для этого вертолёта. Машина поставлялась более чем в 20 стран. И в России, и за рубежом до сих пор несут службу десятки Ми-2.

На мой взгляд, главным предназначением Ми-2 было обучение курсантов лётных училищ и ДОСААФ.

Сызранское, Саратовское, Уфимское. Именно с него молодые мальчишки начинали свой путь в небо.

 
Парково-хозяйственный день. Летать, любить, ухаживать.

Из личного

Помню свой первый лётный день. Было это в летнем лагере, на полевом аэродроме «Звезда». Он относился к Безенчуку — 851 УВП Сызранского ВВАУЛ. Утром нам дали вкусную лётную пайку, и потом началась газовка. Десятки Ми-2 крутили винты на малом газе. Мы садились в кабину, расширяли свои глаза и смотрели, как бегают стрелки. Для относительно неокрепшего юношеского уха это был страшный шум. Мы привыкали к вертолёту. На следующий день Ми-2 оторвался земли и, наклонившись вниз, не упал, но начал разгоняться. Под ногами, в нижнем блистере летела земля, руки и ноги чувствовали движения инструктора — перед взлетом он сказал: «Держи ручку, но не напрягайся, смотри». Ручка на себя, и земля полетела вниз — привет, любимое небо, привет, облака!


Стенгазета Сызранского ВВАУЛ. Курсант Василий Непогодин стал летчиком — совершил свой первый самостоятельный полет. 

Потом были жаркие и очень трудные дни — мы учились на Ми-2, а Ми-2 учил нас. Учил всему. Как летать по кругу и в зоне, как висеть, как не дергать ручку и как не психовать, когда всё шло вразнос. Иногда вертолёту в этом помогал инструктор: и добрым словом, и добрым делом. На Ми-2 мы учились летать, на Ми-2 мы стали лётчиками. На парково-хозяйственном дне мы его всей лётной группой мыли. Мыли до блеска — ведь он трудился всю неделю, осматривали, любили. Это был наш борт, он нас учил, он старался, воспитывал. Благодаря ему, мы перешли из разряда мальчишек в разряд молодых мужчин. Уверенных мужчин — тех, которые умеют летать.


Курсанты 42 КО 1 роты выпуска 1989 года возле памятника Ми-2. 

Конечно, всё описанное выше — это не только заслуга вертолёта. Главное в нас вкладывали наши преподаватели, лётчики-инструктора, наши учителя, а Ми-2 в этом им помогал. Но День варенья сегодня у Ми-2, и мы его поздравляем! 

Новое поколение

Нынешние курсанты летают на новых вертолетах. Машину XXI века зовут «Ансат». В переводе с татарского  — «Простой». машину разработали на Казанском вертолетном заводе.


Ансат на аэродроме Сокол, Сызранское ВВАУЛ.

Ансат — хорошая машина, современная. К примеру та модификация на которой летают нынешние курсанты оборудована электро-дистанционной системой управления. Такая стоит на новейших истребителях. Конечно, с машиной еще есть проблемы, но это проблемы роста и со временем их решат. А пока...

Учитесь и летайте, ребята! 


Дмитрий Дрозденко

 

P.S. Из воспоминаний тех лет. Уже были самостоятельные полёты. Лечу в зону, справа мой товарищ Андрей Гусельников. В зоне немного хулиганим: Ми-2 хорошенько триммируется в горизонте, летит ровненько, как утюг… Я отпускаю управление, после чего мы с Андреем синхронно отклоняемся в сторону. Подчиняясь изменению центровки, вертолёт нехотя, градус за градусом, входит в вираж, , потом мы меняем наклон и — следующий вираж…

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru 

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2021 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html

Подписаться на электронную версию журнала «Арсенал Отечества» можно по ссылке.
Стоимость годовой подписки — 
12 000 руб.

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн