Автор: Дмитрий Дрозденко

Шестьдесят лет назад, 22 сентября 1961 года, свой первый полёт совершил вертолёт Ми-2 (В-2). Первый в мире легкий вертолёт с двумя газотурбинными двигателями.

 

Главная «лётная парта» Советского союза и всего социалистического лагеря, воспитавшая десятки тысяч наших пилотов. Машина, которая навсегда впечаталась в память многих поколений вертолётчиков.

 
Аэродром Сокол, 1995 год. Летная группа капитана Сергея Черных: курсанты (будущие летчики) Боровой, Сурков, Кузиков, Шаньгин, Попов, борттехник прапорщик Седых.

Вертолёт, который подарили «дружескому польскому народу», чтобы он сохранил остатки своей авиационной промышленности. С чертежами, с лицензией и самое главное — с гарантированным рынком сбыта! К счастью, единственный, который подарили. 

Серийное производство вертолёта началось в 1965-м году в Польше в связи с загрузкой советских предприятий выпуском других моделей винтокрылых машин (что, на мой взгляд, является красивой политической легендой). За 27 лет было построено более 5400 Ми-2. За это благодарные поляки подарили Михаилу Леонтьевичу Милю модель "ракеты будущего". она до сих пор стоит на столе в кабинете Михаила Леонтьевича.


Музей М.Л. Миля

Ми-2 опылял поля, эвакуировал больных и раненых, наблюдал за движением транспорта, перевозил грузы и людей. Наиболее ярко его харизма показана в легендарном фильме Георгия Данелия «Мимино». Вахтанг Кикабидзе тогда из вертолётной авиации пробился в большую, международную. Полетал на сверхзвуковом Ту-144 и вернулся назад, к своему другу Ми-2 в свои родные грузинские горы.


Летчик Мимино в исполнении Вахтанга Кикабидзе

«Двойки» активно использовались в качестве корабельных вертолётов на ледоколах для разведки ледовой обстановки и связи между судами. Применялся Ми-2 и в Полярной авиации, хотя такая эксплуатация была сложной для этого вертолёта. Машина поставлялась более чем в 20 стран. И в России, и за рубежом до сих пор несут службу десятки Ми-2.

На мой взгляд, главным предназначением Ми-2 было обучение курсантов лётных училищ и ДОСААФ.

Сызранское, Саратовское, Уфимское. Именно с него молодые мальчишки начинали свой путь в небо.

 
Парково-хозяйственный день. Летать, любить, ухаживать.

Из личного

Помню свой первый лётный день. Было это в летнем лагере, на полевом аэродроме «Звезда». Он относился к Безенчуку — 851 УВП Сызранского ВВАУЛ. Утром нам дали вкусную лётную пайку, и потом началась газовка. Десятки Ми-2 крутили винты на малом газе. Мы садились в кабину, расширяли свои глаза и смотрели, как бегают стрелки. Для относительно неокрепшего юношеского уха это был страшный шум. Мы привыкали к вертолёту. На следующий день Ми-2 оторвался земли и, наклонившись вниз, не упал, но начал разгоняться. Под ногами, в нижнем блистере летела земля, руки и ноги чувствовали движения инструктора — перед взлетом он сказал: «Держи ручку, но не напрягайся, смотри». Ручка на себя, и земля полетела вниз — привет, любимое небо, привет, облака!


Стенгазета Сызранского ВВАУЛ. Курсант Василий Непогодин стал летчиком — совершил свой первый самостоятельный полет. 

Потом были жаркие и очень трудные дни — мы учились на Ми-2, а Ми-2 учил нас. Учил всему. Как летать по кругу и в зоне, как висеть, как не дергать ручку и как не психовать, когда всё шло вразнос. Иногда вертолёту в этом помогал инструктор: и добрым словом, и добрым делом. На Ми-2 мы учились летать, на Ми-2 мы стали лётчиками. На парково-хозяйственном дне мы его всей лётной группой мыли. Мыли до блеска — ведь он трудился всю неделю, осматривали, любили. Это был наш борт, он нас учил, он старался, воспитывал. Благодаря ему, мы перешли из разряда мальчишек в разряд молодых мужчин. Уверенных мужчин — тех, которые умеют летать.


Курсанты 42 КО 1 роты выпуска 1989 года возле памятника Ми-2. 

Конечно, всё описанное выше — это не только заслуга вертолёта. Главное в нас вкладывали наши преподаватели, лётчики-инструктора, наши учителя, а Ми-2 в этом им помогал. Но День варенья сегодня у Ми-2, и мы его поздравляем! 

Новое поколение

Нынешние курсанты летают на новых вертолетах. Машину XXI века зовут «Ансат». В переводе с татарского  — «Простой». машину разработали на Казанском вертолетном заводе.


Ансат на аэродроме Сокол, Сызранское ВВАУЛ.

Ансат — хорошая машина, современная. К примеру та модификация на которой летают нынешние курсанты оборудована электро-дистанционной системой управления. Такая стоит на новейших истребителях. Конечно, с машиной еще есть проблемы, но это проблемы роста и со временем их решат. А пока...

Учитесь и летайте, ребята! 


Дмитрий Дрозденко

 

P.S. Из воспоминаний тех лет. Уже были самостоятельные полёты. Лечу в зону, справа мой товарищ Андрей Гусельников. В зоне немного хулиганим: Ми-2 хорошенько триммируется в горизонте, летит ровненько, как утюг… Я отпускаю управление, после чего мы с Андреем синхронно отклоняемся в сторону. Подчиняясь изменению центровки, вертолёт нехотя, градус за градусом, входит в вираж, , потом мы меняем наклон и — следующий вираж…

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru