Вчера, 21 мая 2020 года от нас ушел последний из легендарных «реактивных» асов Корейской войны  — Герой Советского Союза Сергей Макарович Крамаренко.

 

Война

Март 44-го года. Самолет Ла-7, которым управлял Сергей Крамаренко, швырнуло в сторону.  Летчик почувствовал острую боль в левой ноге, а через секунду пламя уже перекинулось в кабину. Очнулся он уже на земле, когда его обыскивали немцы. Перевязали раны на ногах, ожоги и отвезли в штаб на допрос.

Узнав, что он летчик допрашивающий офицер приказал его расстрелять, но более высокое немецкое начальство отменило приговор и отправило в госпиталь в лагере военнопленных. По дороге немцы снова спасли его от бандеровского прихвостня, который хотел убить нашего летчика.  «Возница спрыгнул с телеги, схватился за ружье и орет: «Щас я тебя москалюка, сам расстреляю!»

Спасли меня немцы – отобрали у него винтовку, ведь  у них был приказ – доставить меня в госпиталь, а воинскую дисциплину они соблюдали», - вспоминал Крамаренко.

Врачи были наши, из числа пленных — хорошо обработали раны и ожоги, дали болеутоляющее. На седьмой день своего плена Крамаренко услышал звуки боя, и увидел, как немцы поджигают бараки с военнопленными. Но барак, в котором он находился, по каким-то причинам не подожгли. В 12 часов дня его двери открыли советские солдаты.

Лечение и восстановление заняло несколько месяцев. Ранения ног и ожоги оказались тяжелыми. Но Сергей Макарович убедил врачей что годен к летной службе без ограничений.

В это время его полк переименовали из 19-го в 176-ой Гвардейский. На счету летчиков полка уже было более 200 сбитых немецких самолетов. В это же время в полк был зачислен уже дважды Герой Советского Союза Кожедуб. Крайний воздушный бой летчика Крамаренко в Великой Отечественной войне состоялся 20 апреля 1945 года в небе над Берлином.

«Против нас в этом бою было 24 Фоке-Вульфа. Мы сбили пять штук, и они развернулись и ушли. Немецкие воздушные асы, надо сказать прямо, сражались с нами только до 1943 года. А потом пошли уже неопытные, молодые летчики, сразу из училищ, видимо. Они нам были не соперники», - вспоминал военный летчик.

За время участия в Великой Отечественной войне Сергей Макарович Крамаренко совершил 66 боевых вылетов и участвовал в 26 воздушных боях, в которых лично сбил 2 самолета противника и 1 немецкий дирижабль-разведчик.

Китайский летчик «Ли Си Цин»

«В 1950 году мы стали учить корейский язык. Тогда Ким Ир Сен обратился за военной помощью к Советскому Союзу. Вот Сталин и послал своих «соколов» хотится на американские бомбардировщики и истребители. Но официально мы там не были. Нам даже корейские имена давали для радиосвязи во время воздушного боя. Меня звали «Бай-Да». Летали мы тогда на самых современных – реактивных самолетах ЯК-15, а потом и МиГ-15», - рассказывал Сергей Крамаренко.

Командиром группы, которая была оформлена как 324-я истребительная авиадивизия, был назначен блестящий летчик, выдающийся ас Второй мировой войны, трижды Герой Советского Союза полковник Иван Кожедуб. Самолеты были разобраны чуть ли ни до винтика и погружены на железнодорожные платформы.

На границе с Кореей советских летчиков переодели в китайскую военную форму: хлопчатобумажные брюки синего цвета и китель цвета хаки, хромовые сапоги, суконную шинель горчичного цвета и светло-коричневую шапку-ушанку с козырьком. На кармане кителя иероглифы – «Китайская народно-освободительная армия».


МиГ-15

«В столовой нас пытались кормить «русскими блюдами» – макаронный суп, иногда капустный. На второе те же макароны, иногда картошка с мясом или рыбой. Очень часто – яичница, а иногда специфическое китайское блюдо – трепанги, которых мы сразу прозвали «морскими огурцами», - вспоминал ветеран.

Противостояние

Первый воздушный бой между советскими и американскими самолетами произошел 1 ноября 1950 года. В небе Северной Кореи встретились четыре МиГ-15 и три американских «Мустанга». В результате боя были сбиты 2 «Мустанга», у нас потерь не было.


Американский истребитель F-86 Seibr

Первые же схватки в воздухе показали, что американские реактивные самолеты F-80 «Шутинг Стар» и F-84 «Тандерджет» значительно уступают советским МиГ-15 по скорости, скороподъемности и особенно по вооружению, в результате чего воздушные бои заканчивались их поражением и бегством. Господство американской авиации в корейском небе закончилось.


Северокорейские пленные... мальчишки

«Нам, конечно же, очень хотелось обо всем этом написать домой, но мы не могли, не имели права. Мы должны были «зашифровывать» все. Так, например, о воздушных боях мы писали: «играли в футбол», о сбитом самолете: «Я забил гол в ворота противника».

Потери американских ВВС в воздушных боях с МиГ-15 вынудили командование ВВС США срочно направить в начале 1951 года на Корейский полуостров свои новейшие истребители F-86 «Сейбр».


Сбитый советскими летчиками Boeing B-29 «Superfortress» «Суперкрепость» 

По своим летно-тактическим данным этот истребитель был примерно равен МиГ-15: уступая в скороподъемности и удельной тяге, он превосходил его в лучшей маневренности, большей дальности полета и в наборе скорости на пикировании. Зато МиГ-15 имел существенное преимущество в вооружении. Его три пушки: две калибра 23 мм и одна калибра 37 мм с прицельной дальностью 800 метров - значительно превосходили вооружение «Сейбра»: 6 пулеметов калибра 12,7 мм с дальностью стрельбы 400 метров.


Американский истребитель F-86 «Сейбр»

«Мы учились воевать с «Сейбрами» по ходу дела. Задача была непростая, тем более, что нам категорически было запрещено летать над водой, а ведь дело происходило на Корейском полуострове – как не летать над водой? Но приказ – есть приказ, и иногда исполнение этого приказа сильно затрудняло, сковывало наши действия, но мы все равно победили», - рассказывал Сергей Крамаренко.

Справедливость. Уважение. Удача

В одном из боев Сергей Макарович «простил» австралийского летчика (Австралия участвовала в военном конфликте на стороне сил США-ООН - Ред.). «Глостер Метеором», по словам ветерана, управлял явно молодой, неопытный  пилот. И советский летчик решил его не сбивать. Сам же Крамаренко испытал на себе совсем другое отношение, когда его самолет был сбит противником, и ему пришлось катапультироваться.

«Когда я спускался на парашюте, дважды американец, делая заходы на своем истребителе, пытался меня расстрелять из крупнокалиберных  пулеметов, но мне повезло – ни одной царапины», - вспоминал летчик.

На земле Крамаренко тогда тоже сопутствовала удача. Было немало случаев, когда сбитые советские летчики безуспешно доказывали подобравшим их  китайским или корейским солдатам, что они советские, а не американские пилоты. Ведь никаких документов, удостоверяющих это, у них не было, а одеты они были в форму Китайской народной армии. Такие ситуации порой заканчивались трагически. Крамаренко «задержали» северокорейские крестьяне, правда, не обошлось без объяснений.


Инструктаж советских пилотов перед вылетом

«Я им говорю: «Ким Ир Сен – хо!» – то есть «хорошо». Затем указал пальцем на себя: «Сталин – хо!», - рассказывал о своем спасении Сергей Макарович.

За десять месяцев участия в боевых действиях в Корее летчики дивизии под командованием полковника И.Н. Кожедуба сбили 215 самолетов противника, потеряв своих 10 пилотов и 23 самолета. Главным в этих событиях Крамаренко считает то, что наши летчики нанесли существенный урон стратегической авиации США, чем спасли миллионы мирных корейских жителей.


Корейская война была несправедлива по отношению к народу не по ту не по эту сторону баррикад. Это была война двух систем. Противостояния существует и в наше время и решить его не дают именно действия США, которые направлены на сохранение своего военного присутствия в этом регионе 

За проявленную отвагу  майору Крамаренко было присвоено звание Героя Советского Союза. После возвращения из Кореи он поступил в Военно-Воздушную академию, а закончив ее, продолжил службу в разных местах страны. Прошел путь от заместителя командира истребительного авиаполка до заместителя командующего отдельной армии ПВО и заместителя начальника штаба 23-ей Воздушной армии. Как опытного специалиста его направляли обучать безопасности полётов лётчиков в 1970-71 гг. в Ирак, а с 1973 по 1975 годы Сергей Крамаренко служил в Алжире.


Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Сергей Макарович Крамаренко и певец и композитор, подполковник ВС Белоруссии Николай Анисимов

«Летчики не умирают – они улетают и не возвращаются». Антуан Де Сент Экзюпери

 

Александр Скрипник

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru