Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 2(10) за 2014 г.

18 апреля 2014 года в Москве состоялось юбилейное Общее собрание Российской академии ракетных и артиллерийских наук, посвященное 20-летию воссоздания РАРАН. Начало деятельности Академии относится к 1993 году, когда ведущие ученые и создатели средств вооруженной борьбы, озабоченные состоянием оборонного комплекса страны, выступили с инициативой создания Академии как учреждения, способного возглавить работу по предотвращению отставания от высокоразвитых индустриальных стран при создании вооружения и военной техники (ВВТ), а также способствовать разработке и внедрению в производство передовых технологий в условиях коренных политических, экономических и социальных изменений в стране, военной реформы, реструктуризации оборонного комплекса.

Основной целью было консолидировать усилия ученых, конструкторов, руководителей производств, военачальников для активизации и координации в новых условиях работы по широкому кругу научных проблем в области создания, развития и использования технических средств ведения различных видов боевых действий всеми видами и родами войск, по изучению возможностей применения нетрадиционных средств, новых физических принципов и передовых технологий в военных и мирных целях с конечной целью обеспечения безопасности страны, прежде всего путем предотвращения возможной военной угрозы, а также сохранения оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в интересах укрепления экономики государства и посредством внедрения оборонных технологий в гражданскую сферу.

 

Принятое название «Российская академия ракетных и артиллерийских наук» было обосновано стремлением сохранить традиции отечественной военно-технической и военной науки и указывает на ­правопреемственность существовавшей ранее государственной Академии артиллерийских наук, внесшей большой вклад в развитие науки об артиллерии и заложившей основу достижений в ракетной и космической технике. С докладом на Общем собрании выс­тупил Президент РАРАН Василий Михайлович Буренок. Предлагаем вниманию читателей основные тезисы его выступления.

Мы проводим наше собрание в юбилейный для академии год. 20 лет назад 5 апреля 1994 года Указом Президента Российской Федерации она воссоздана как преемница Академии артиллерийских наук с присвоением наименования Российская академия ракетных и артиллерийских наук. Позвольте поздравить всех вас с этой замечательной датой и пожелать дальнейших творческих успехов и укрепления научных позиций и авторитета нашей академии. Прошедшие годы были периодом становления и развития академии. Начало ее деятельности пришлось на непростой период 1990-х годов, когда экономическая и внутриполитическая ситуация в стране была тяжелой, происходил процесс деградации оборонной науки и промышленности. И в это время академия консолидировала вокруг себя ученых и специалистов высокой квалификации, способных решать сложные научные задачи. Мы с вами, конечно, отдаем себе отчет, что усилиями одной только академии те негативные процессы переломить бы не удалось. Но все же РАРАН внесла заметный вклад в сохранение научного потенциала страны в целом и военно-научного в частности. В дальнейшем академия поступательно наращивала усилия в проведении научной работы, в ее структуре появились научные центры, укрепился кадровый состав научного управления, которое является организационной основой научной деятельности. В настоящее время РАРАН представляет собой авторитетную научную организацию, занимающую свое место в структуре научных организация Минобороны и оборонной промышленности. Следует подчеркнуть, что и прошедший отчетный период был непростым. Академией решались сложные организационные и правовые вопросы, совершенствовалась внутриакадемическая работа, нарабатывались новые формы взаимодействия структурных подразделений академии и взаимодействия академии с внешними органами и организациями.

Не могу не сказать о том, что определенный негатив в деятельность академии вносили непрекращающиеся попытки со стороны Академии военных наук навязать различным органам власти рассмотрение вопроса об объединении АВН и РАРАН. По нашей оценке, кроме деструктивного влияния на деятельность научного сообщества и парализации работы обеих академий на долгое время это ничего другого бы не принесло. Тем более, что ясной позиции по целям такого реформирования и задачам новой академии не было и нет.

Изменения в юридическом статусе академии и вытекающие из этого задачи по ее реформированию и уточнению функций отделений

За прошедший период президиумом академии проделана трудоемкая работа по уточнению содержания и утверждению обновленного устава академии. Устав академии утвержден постановлением Правительства России 19 декабря прошлого года. Новый устав, разработанный совместными усилиями президиума академии и ее членов, имеет прогрессивную направленность, поскольку выводит академию в ряд организаций, участвующих в разработке и реализации военно-технической политики государства в полном объеме. Новый устав определяет, что основными направлениями деятельности академии являются следующие:

  1. участие в формировании военно-технической политики, научном обосновании государственных программ вооружения и государственного оборонного заказа, программ развития оборонно-промышленного комплекса и других программ, направленных на совершенст­вование вооружения, военной и специальной техники;
  2. прогнозирование развития средств вооруженной борьбы и изучение путей решения политических и экономических проблем силовыми методами;
  3. определение приоритетов в развитии вооружения, военной и специальной техники;
  4. проведение фундаментальных и прикладных исследований в интересах Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации в области совершенствования традиционных и создания нетрадиционных средств вооруженной борьбы;
  5. проведение научных исследований и участие в разработке вооружения, военной и специальной техники;
  6. оценка состояния и возможностей оборонно-промышленного комплекса России и научное обоснование его реструктуризации и развития;
  7. проведение исследований в области двойных технологий и трансферта технологий;
  8. проведение исследований в области военной экономики и ценообразования на продукцию военного назначения;
  9. осуществление международного сотрудничества;
  10. осуществление образовательной деятельности, подготовка научных кадров высшей квалификации и специалистов.

Кроме расширения научных направлений академии, устав четко определяет полномочия Правительства и Министерства обороны. В уставе содержится понятие филиала академии, к которым отнесены все существующие на данный момент времени научные, в том числе региональные научные центры. Такие изменения потребовали уточнения структуры академии, перечня решаемых отделениями научных задач, перестройки работы внутри академии с учетом накопленного опыта. Цель этих изменений только одна — повышение эффективности и результативности работы академии. Поскольку эти преобразования весьма непросты, мы провели ряд совещаний, в том числе заседание совета старейшин академии, где определили возможную структуру академии. Затем предложения по структуре академии были рассмотрены на президиуме академии, где в целом нашли поддержку и были одобрены 27 марта этого года, так как подобные решения находятся в компетенции президиума. Президентом академии в соответствии с его компетенцией эта структура утверждена. В значительной мере она сохранила преемственность с прежней. В то же время ряд отделений объединены по сферам военных действий, но секции, включенные в состав таких отделений, охватывают все прежние направления научной работы академии. Новая структура академии позволяет более равномерно распределить научные усилия по отделениям.

Краткая характеристика проделанной за отчетный период научной работы и проблемы при проведении исследований

Если говорить о результатах проделанной за отчетный период научной работы, то объективные данные свидетельствуют о ее положительной динамике. Напряженная научная деятельность академии проводится в основном силами нашего научного управления, что позволило выполнить ряд важных комплексных научно-исследовательских работ по заказу Министерства обороны и других минис­терств Российской Федерации. Хотелось бы отметить несколько ключевых аспектов. Первое — это рост количества работ, выполняемых научными центрами академии. Это положительная тенденция, поскольку она свидетельствует о расширении научной деятельности академии. Второй аспект, который хотелось бы отметить, анализируя деятельность академии, — увеличение численности ее научного управления. Это дало возможность увеличить объемы научной работы, выполняемой собственными силами академии. И третье — расширение материальной базы исследований. В академии создан ряд объектов вычислительной техники, позволяющих выполнять значительные объемы работ по открытой и закрытой тематике. В целом можно сделать вывод, что научный потенциал академии за отчетный период существенно вырос.

Благодаря этому академия выполнила ряд крупных и важных научно-исследовательских работ. Эти работы системно охватывают важнейшие направления военно-технической политики нашего государства. Мероприятия, проводимые РАРАН в интересах Минобороны России:

  • подготовка для руководства Минобороны России и Генерального штаба ВС РФ документов по проблемам развития вооружения и формирования ГОЗ;
  • разработка концептуальных и программных документов по созданию, развитию и боевому использованию в ВС РФ образцов ВВСТ;
  • проведение экспертиз, разработка информационно- аналитических справок, предложений, подготовка докладов для заседаний НТС ВПК РФ и других совещаний;
  • разработка концептуальных и программных документов для ОДКБ;
  • организация и проведение конференций, семинаров, круглых столов;
  • организация и участие в демонстрациях новых образцов ВВСТ, показах, выставках, учениях;
  • подготовка кадров высшей квалификации в Диссертационном Совете РАРАН.

Академией проведена сравнительная оценка уровня развития отечественных и зарубежных ФПИ, которые были использованы при разработке предложений в проект прогноза развития науки и техники в интересах обеспечения обороны и безопасности на период до 2030 года в части ФПИ. На некоторых результатах работы Академии в области авиационного вооружения и военной техники можно остановиться подробнее. Здесь в первую очередь можно выделить комплекс работ по:

  • обоснованию путей создания системы воздушной разведки стратегического уровня;
  • рациональному облику и перспективности авиационного комплекса ДА;
  • развертыванию работ над шестым поколением истребительной авиации;
  • обоснование путей создания перспективного скоростного вертолета.

Проведенные академией работы совместно с головным НИУ МО позволили добиться единого понимания проблемных вопросов и легли в основу соответствующих решений НТС ВПК, что, в свою очередь, в значительной степени способствовало принятию важных решений на государственном уровне. Так, например, по ПАК ДА Президент РФ принял решение о проведении полномасштабной ОКР. По актуальным вопросам создания системы воздушной разведки подготовлены доклады руководству Минобороны России. Развитие ВТО всех видов базирования, в первую очередь ВТО большой дальности — БД (из средств РАВ СВ к данному классу относится РК «Искандер-М» с крылатой ракетой) остро поставило вопрос о несовершенстве системы информационного обеспечения планирования и применения ВТО БД. Академия участвует как в разработке концептуальных документов развития ВТО, так и в конкретных НИОКР по данной тематике. Примечательно, что эти результаты были апробированы в реальных условиях учений «Запад-2013» и получили высокую оценку командования. Так, внедрение разработанных в ОКР элементов опытного образца интегрированного территориально-распределенного комплекса информационного обеспечения ВТО в органы и пункты управления позволило сократить время подготовки пуска ракет по внеплановой цели в 6 раз, что было отмечено в докладе НГШ генерала армии В.В. Герасимова министру обороны РФ генералу армии С.К. Шойгу.

Одним из важнейших направлений создания перспективной системы вооружения является развитие интегрированной системы боевой экипировки для военнослужащих основных воинских специальностей СВ, ВДВ, морской пехоты ВМФ и подразделений специального назначения ВС РФ. Наличие в экипировке большого количества взаимозависимых средств и элементов, непосредственно оказывающих влияние на результаты боевых действий, а также жестких ограничений по массе и габаритам обусловливают проведение комплексных научных исследований по обоснованию ее состава, структуры, облика и тактико-технических требований с целью обеспечения сбалансированного сочетания элементов экипировки и на этой основе повышения эффективности выполнения подразделениями поставленных боевых задач.

В ОКР «Ратник» академия разработала научно-методический аппарат, который обеспечил качественное проведение предварительных испытаний элементов и комплекта боевой экипировки военнослужащих в целом, а также ускорил обработку результатов испытаний и объективность принятия решений по выбору образцов, наиболее полно удовлетворяющих требованиям ТТЗ. Практическая и научная ценность разработанного академией методического аппарата подтверждается и тем, что сотрудником РАРАН Маркеловым Е.Б. в 2013 году по данной тематике успешно защищена кандидатская диссертация. В области создания оружия нелетального действия академия ведет взаимодействие с Министерством обороны и другими силовыми ведомствами по вопросам внедрения разработок промышленности в конкретные образцы и принятия их на вооружение, организации опытной эксплуатации в ходе боевой подготовки войск.

Особую актуальность развитию работ по данному направлению придает тот факт, что перед Вооруженными Силами в настоящее время поставлены задачи по проведению миротворческих и антитеррористических операций. Кроме того, как показали последние события в Крыму, боевые подразделения и части привлекались к решению задач охраны общественного порядка и обеспечения безопасности населения. В этой связи нелетальное вооружение и специальные средства могут стать решающим, а порою единственным средством выполнения войсками поставленных задач и стабилизации общественно-политической обстановки в целом. В области международного военного сотрудничества академия активно участвует в мероприятиях, проводимых в Совете министров обороны, государств-участников СНГ и в Организации Договора о коллективной безопасности, по различным направлениям. При непосредственном участии академии проведен ряд важных конференций, научно-технических советов и других мероприятий на межведомственном, государственном и межгосударственном уровнях. Непосредственно академией организовано в 2013 г. 7 конференций, как организация академия приняла участие в более чем 50 конференциях, симпозиумах, семинарах.

За прошедший год учеными академии подготовлен ряд монографий и значительное количество научных статей по актуальным проблемам развития системы вооружения Вооруженных Сил и других войск России. В числе наиболее значимых можно назвать монографии «Методология программно-целевого планирования развития системы вооружения на современном этапе» и «Особенности программно-целевого планирования развития материалов для вооружения, военной и специальной техники». Сейчас публикации научных статей сосредоточены в двух журналах: печатном — «Известия РАРАН» и электронном — «Вооружение и экономика», где академия является учредителем и которые включены в бюллетень ВАК. Как представляется, наличие указанных двух периодических изданий вполне способно покрыть все потребности членов академии в размещении своих работ. Кстати, при размещении научных статей в этих журналах учет научной активности членов академии будет облегчен.

В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 240-рп, под организационным руководством Министерства обороны РФ ведется работа над фундаментальным 12-томным трудом «Великая Отечественная война 1941-1945 годов». В настоящее время вышли в свет 1-7 тома, 8-й том находится в процессе издания. В создании 1–5 томов принимали участие ученые и специалисты РАРАН: М.В. Виниченко, В.В. Изонов, А.В. Кириллов. Члены РАРАН также разработали материалы в 7-й том фундаментального труда «Экономика и оружие войны» (М., 2013).

Хотелось бы, чтобы издательская работа стала активнее, а члены нашей академии чаще излагали свои взгляды на актуальные проблемы жизнедеятельности Вооруженных Сил и отечественного оборонно-промышленного комплекса на страницах наших изданий. При этом в процессе этой работы необходимо учитывать расширение круга задач, решаемых академией, связанных с утверждением нового устава. То есть деятельность в этой области должна охватывать все вопросы военно-технической политики государства. Это будет способствовать формированию обобщенного взгляда нашей академии на перспективы развития системы вооружения Вооруженных Сил России и оборонно-промышленного комплекса. Представляется, что он будет основой для дальнейшего анализа и подготовки докладов высшему руководству страны, а также постановки и уточнения научных задач в отделениях.

Взгляд академии на перспективы развития системы вооружения ВС РФ и задачи по проведению исследований в предстоящем периоде

Одной из основных задач академии является ее участие в формировании и реализации военно-технической политики, в частности, определении перспектив развития системы вооружения. За отчетный период силами научных коллективов академии проведен анализ тенденций развития вооружения, военной и специальной техники за рубежом, взглядов военного руководства передовых стран мира на их применение в войнах и военных конфликтах, на этой основе сформированы предложения по уточнению направлений развития отечественной системы вооружения. Эти предложения вошли в отчеты по результатам НИР и использованы при подготовке материалов разрабатываемой в настоящее время новой государственной программы вооружения на 2016–2020 годы. Как признают практически все военные аналитики нашей страны, на характер отечественного военного строительства в ближайшей и дальней перспективе решающее влияние будут оказывать следующие факторы:

  1. Неослабевающие попытки Запада наращивать свое влияние в мире и в непосредственной близости от границ России — в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке, в последнее время и на Украине.
  2. Рост экономической и военной мощи, а с нею — и экспансионистских настроений в Китае.
  3. Сохранение опасности масштабных террористических угроз нашей стране, особенно на Кавказе.

Как показал анализ, проведенный учеными Российской академии ракетных и артиллерийских наук, основными угрозами безопасности Российской Федерации в военно-технической сфере в этот период будут следующие:

  • создание полноценной системы ПРО США и основных элементов ПРО Китая;
  • принятие до 2025 года на вооружение армии США гиперзвуковых крылатых ракет;
  • создание странами НАТО технологий высокоскоростного кинетического оружия, лазерных комплексов, высокоточных бортовых систем управления средствами поражения, комбинированных систем наведения оружия, высокоточных бесплатформенных инерциально-навигационных систем, новых взрывчатых веществ и др.;
  • интенсивное развитие в ведущих зарубежных странах космических технологий, в том числе на основе мини-, наноспутников различного функционального назначения (боевых, разведывательных, радиоэлектронного подавления);
  • расширение масштабов применения против Российской Федерации сил и средств информационной войны; использование сил и средств киберопераций;
  • создание и внедрение в ВВСТ технологий шестого технологического уклада. Разработка технических решений на основе нанотехнологий (технологии создания альтернативных источников энергии и др.), биотехнологий (химические и информационные технологии, технологии робототехники, генно-инженерные методы и др.), информационных и когнитивных технологий (технологии «биологической элементной базы», решения слабо формализованных творческих задач) позволит перейти к созданию полностью интеллектуальных образцов ВВСТ, реализовать ранее не достижимые тактико-технические характеристики и реализовать концепцию ведения «знание-центрической» войны;
  • создание и фактическое замещение традиционных систем вооружений беспилотными летательными аппаратами различного назначения, наземными и морскими робототехническими комплексами, разработанными на основе технологий принципиально новых автономных источников энергообеспечения, искусственного интеллекта и способных самостоятельно решать боевые задачи в любой обстановке.

Если говорить в целом — за всем этим стоит стремление ведущих зарубежных стран, прежде всего США, реализовать концепцию «технологической войны», то есть достичь технологического превосходства над любым вероятным противником за счет создания образцов ВВСТ, основанных, в том числе, на новых физических принципах. Все это требует выработки комплекса мер по существенному повышению эффективности системы вооружения ВС РФ для обеспечения противодействие названным выше угрозам.

Какие же существуют пути повышения эффективности системы вооружения, какими параметрами она должна обладать, чтобы соответствовать современным угрозам и вызовам, обеспечивать ведение боевых действий в соответствии с современными взглядами и требованиями?

Если заглядывать в отдаленное будущее, то вопрос можно ставить так: каким путем технического и технологического развития должна идти Россия в целях обеспечения своей безопасности на новом этапе развития цивилизации? Исходя из сути названных выше угроз, можно определить следующие важнейшие задачи, стоящие перед Вооруженными Силами России:

  1. Стратегическое сдерживание противников, имеющих по отношению к России существенное техническое или демографическое превосходство;
  2. Обеспечение неядерного сдерживания и отражения агрессии с применением сил общего назначения;
  3. Формирование научно-технического задела для создания перспективного вооружения и военной техники.

С учетом требований основных нормативных правовых документов в области военного строительства одним из приоритетов Российской Федерации является создание современных Вооруженных Сил, вооружение которых должны составить системы и комплексы ВВСТ, обеспечивающие возможность адекватного ответа технологически превосходящему противнику, а также парирование всего спектра как существующих, так и потенциальных угроз военной безопасности государства. Это может быть обеспечено за счет сохранения и наращивания стратегического ядерного потенциала, а также развития существующей системы вооружения посредством реализации одной из стратегий:

  • широкомасштабное оснащение войск образцами ВВСТ, производимыми в настоящее время отечественным оборонно-промышленным комплексом. Максимальное использование модернизационного потенциала, создание научно-технического задела в обеспечение мероприятий, запланированных в государственной программе вооружения;
  • разработка и поставка в войска образцов ВВСТ нового поколения, основанных на инновационных технических и технологических решениях. Ориентация на заблаговременное создание научно-технического задела по всему спектру критических военных технологий, резкое сокращение типажа образцов ВВСТ, находящихся на вооружении Вооруженных Сил, за счет существенного увеличения их тактико-технических характеристик и расширения спектра решаемых задач.

Первая стратегия характеризуется невысоким риском реализации, возможностью интенсивного перевооружения войск освоенными в производстве образцами. Но при этом в долгосрочной перспективе эффективность формируемой на основе такой стратегии системы вооружения будет интенсивно снижаться по сравнению с армиями передовых зарубежных стран. Соответственно риск реализации второй стратегии более высок, но при этом возможно формирование системы вооружения, отвечающей новым технологическим и военным вызовам и угрозам. Рассмотрим суть этих стратегий подробнее.

Характеристика системы вооружения Вооруженных Сил при традиционной стратегии развития

При реализации традиционной стратегии развития системы вооружения поступательное развитие существующей системы вооружения видов (родов войск) Вооруженных Сил возможно в основном за счет обновления существующего парка образцами, освоенными к настоящему времени в серийном производстве, и частично за счет создания новых образцов ВВСТ, основанных на традиционных принципах построения и боевого применения. Основные усилия концентрируются на полномасштабном серийном производстве и поставке в Вооруженные Силы современных образцов ВВСТ, обеспечении к 2020 году доли современных ВВСТ до 70 % и поддержание его в дальнейшем не ниже данного уровня. Кроме того, в рамках традиционной стратегии предполагается создание и оснащение войск беспилотными (безэкипажными) системами вооружения, отдельными подсистемами вооружения и единичными образцами нетрадиционных ВВСТ, включая лазерные и СВЧ комплексы подавления и защиты, гиперзвуковые средства поражения оперативного назначения.

Развитие стратегических ядерных сил как ключевого фактора сдерживания при традиционной стратегии предполагает принятие на вооружение новых ракетных комплексов стратегического назначения, а также носителей средств поражения — РПЛСН, ПАК ДА. Развитие системы вооружения ВКО предполагает постановку на дежурство новых разведывательно-информационных и огневых средств. Развитие космических средств вооружения ориентировано на поддержание и восполнение орбитальной группировки традиционными типами космических средств и создание ряда перспективных образцов космической техники.

В интересах авиационных сил общего назначения предусматривается поддержание и постепенное повышение уровня обеспеченности современными авиационными комплексами, прежде всего за счет закупок новых самолетов и вертолетов. При этом основу парка составит уже разработанная и разрабатываемая в настоящее время авиационная техника. В боевой состав будут поступать разведывательные и разведывательно-ударные беспилотные авиационные комплексы, способные действовать в оперативной глубине противника, а также комплексы высокоточного оружия большой дальности и гиперзвуковые средства поражения.

В части наземных средств сил общего назначения планируется принятие на вооружение межвидовых самоходных артиллерийских комплексов, основного боевого танка на унифицированной боевой платформе «Армата», а также единого всепогодного самоходного противотанкового ракетного комплекса.

Развитие морских сил общего назначения предусматривает создание и принятие на вооружение атомного подводного крейсера нового проекта, а также глубокую модернизацию атомных подводных лодок. Кроме того, ожидается строительство неатомной подводной лодки с воздухонезависимой энергетической установкой. В части боевых надводных кораблей планируется создание и строительство эсминца нового проекта, который станет ядром боевого состава ВМФ и будет способен решать, кроме основных ударных задач, задачи противоракетной и противокосмической обороны. В части кораблей дальней морской зоны предусмотрено серийное строительство фрегатов проекта 22350 и их модернизация после 2017 года с целью обеспечения их использования в арктических районах.

В части радиоэлектронных средств боевого обеспечения предусматривается:

  • дальнейшее совершенствование АСУ ВС РФ, создание и планомерное оснащение ВС РФ средствами цифровой радиосвязи нового поколения;
  • поэтапное наращивание возможностей и модернизация комплексов радиоэлектронной (радиотехнической) разведки и радиоэлектронной борьбы;
  • совершенствование топогеодезичес­ких, навигационных, метрологических средств в соответствии с действующими требованиями обеспечения применения перспективных средств вооруженной борьбы.

Описанная стратегия, как ­говорится, «имеет право на жизнь» лишь в течение достаточно короткого исторического периода. Новый технологический уклад, к которому мир будет неизбежно переходить в ближайшие десятилетия, требует концентрации внимания и ресурсов на реализации инновационной стратегии развития системы вооружения. При этом традиционный вариант развития системы вооружения Вооруженных Сил характеризуется:

  • неготовностью ведения боевых действий в информационных и когнитивных пространствах;
  • низкой эффективностью при ведении обычной войны с технологически превосходящим противником;
  • широкой номенклатурой (более трех поколений) образцов ВВСТ, стоящих на вооружении, приводящей к значительному увеличению затрат на эксплуатацию, обслуживание и капитальный ремонт;
  • невозможностью или нецелесообразностью дальнейшего наращивания боевых возможностей образцов ВВСТ, созданных на известных технологиях, по критерию «эффективность-стоимость».

Характеристика системы вооружения Вооруженных Сил при инновационной стратегии развития

Общей направленностью инновационной стратегии является поступательное развитие сил стратегического сдерживания, создание боеготовых сил общего назначения и сил специальных операций. Однако акцент при этом должен делаться на оснащении Вооруженных Сил России высокотехнологичным оружием нового поколения и оружием на новых физических принципах, совершенной системой разведки с единым центром управления, распределенной защищенной автоматизированной системой управления войсками и оружием, обеспечивающих ведение бесконтактных и информационных войн. Реализация инновационной стратегии развития системы вооружения Вооруженных Сил должна предусматривать:

  • широкомасштабное переоснащение видов (родов войск) Вооруженных Сил перспективными образцами ВВСТ, основанными на применении технологий искусственного интеллекта и знаниецентрического управления, энерго-информационного воздействия во всех средах (космос, воздух, суша, море, подводное и подземное пространство) и на любой дальности, безэкипажных технических систем доставки поражающего фактора к цели;
  • увеличение доли (до 20-30%) роботизированных образцов ВВСТ в системах вооружения видов (родов войск) Во­оруженных Сил;
  • разработку и поставку в войска оружия на новых физических принципах, средств, обеспечивающих противоборство в киберпространстве;
  • значительное сокращение типажа образцов ВВСТ, стоящих на вооружении видов (родов войск) Вооруженных Сил. К 2030 году на вооружении должно находиться не более двух поколений ВВСТ;
  • наращивание боевых возможностей образцов ВВСТ за счет реализации прорывных научно-технических достижений.

Создание перечисленных образцов ВВСТ, предусмотренных инновационной стратегией, возможно за счет реализации инновационных технических решений и технологических разработок, полученных к настоящему времени отечественными предприятиями ОПК, РАН и высшей школы, в том числе:

  • прямоточных гиперзвуковых реактивных двигателей и систем управления полетом;
  • сверхмощных боевых частей;
  • лазерного оружия различного назначения;
  • унифицированных базовых робототехнических платформ малого, среднего и большого классов, а также информационно-управляющих систем с сетевой структурой для группового применения робототехнических комплексов;
  • энергоустановок на основе электрохимических генераторов и аккумуляторов на водородном топливе для беспилотных летательных аппаратов большой продолжительности полета;
  • высокоскоростных метательных ус­тановок с электротермохимическим и электродинамическим способом ускорения поражающих боевых элементов;
  • сверхмощных генераторов для поражения радиоэлектронных средств противника;
  • многоспектральных оптических головок самонаведения;
  • сверхкороткоимпульсных и сверхширокополосных радиолокационных станций с активной фазированной антенной решеткой на основе радиофотонных элементов;
  • комбинированных систем наведения высокоточного оружия на основе оптико-электронных систем с инфракрасными каналами с матричными фотоприемными устройствами;
  • зональных быстроразвертываемых активно-пассивных гидроакустических систем освещения подводной обстановки;
  • инерциальных навигационных сис­тем, в том числе бесплатформенных, на основе лазерных и волоконно-оптических гироскопов, а также микромеханических чувствительных элементов нового поколения (М”ЭМС-технологий);
  • средств обеспечения скрытной помехоустойчивой радиосвязи на основе сверхширокополосных приемопередатчиков с антенно-фидерной системой;
  • средств ведения информационных и кибервойн, средств когнитивного управления войсками и оружием и других.

С учетом потенциальных угроз безопасности Российской Федерации, прогноза развития науки и техники, тенденций развития ВВСТ в ведущих зарубежных странах, необходимости реализации требований нормативных правовых и доктринальных документов в области военного строительства наиболее целесообразной стратегией долгосрочного развития Вооруженных Сил следует считать инновационную. Вполне очевидно, что ее реализация возможна при существенном увеличении доли ассигнований на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. При прочих равных условиях, то есть при выделении одинаковых по объему финансовых средств, это может негативно сказаться на достижении формальных показателей обновления системы вооружения, заданных руководящими документами к 2015 и 2020 годам. Но попытка обеспечить достижение требуемых значений такого рода показателей в коротком историческом промежутке времени может катастрофично сказаться в дальнейшем, когда такая система вооружения начнет стремительно морально стареть, интенсивно теряя эффективность по сравнению с системами вооружения передовых стран мира, строящихся на инновационных принципах. Если Россия позиционирует себя как передовая держава, способная играть ведущую мировую роль, инновационному развитию системы вооружения альтернативы нет.

Однако формирование инновационной армии — непростая задача. И не только в плане разработки и организации производства новых образцов ВВСТ. Важно рационально встроить инновационный продукт в систему вооружения. В противном случае мы получим рост номенклатуры вооружения, затрат на эксплуатацию его, обучение личного состава и т.п. И может оказаться, что получаемый от инновационного развития эффект будет поглощен непропорционально высокими затратами. Для определения рациональных путей инновационного развития системы вооружния необходима консолидация усилий коллективов военных ученых и ученых оборонной промышленности. Безусловно, эту задачу не решить без творческого сотрудничества с Российской академией наук. Продуктивным может стать вовлечение в процесс выработки согласованных предложений и других академий, таких как Академия военных наук, Российская инженерная академия, Академия геополитических проблем и других. Совместными усилиями мы можем на основе анализа достижений в фундаментальных исследованиях определить направления совершенствования вооружения, военной и специальной техники, сформулировать предложения по содержанию тактико-технических требований к новым образцам, подготовить тактико-технические задания на их разработку и определить возможности оборонных предприятий по реализации этих заданий.

РАРАН может сыграть объединяющую, системную роль при определении путей инновационного развития системы вооружения. Глубокие знания членов нашей академии будут здесь весьма востребованными. В целом деятельность академии за отчетный период была активной, есть достойные результаты. Спасибо всем за проделанную работу! Но и проблем не стало меньше. И только наша общая слаженная работа будет способствовать их безусловному преодолению.

Выступления гостей общего собрания РАРАН

Гости, приглашенные на Общее собрание, поздравляли академию с юбилеем от имени различных организаций и себя лично, выражали признательность за ее плодотворную работу в деле укрепления обороноспособности страны. Некоторые выступающие обратили внимание на актуальные проблемы современной вооруженной борьбы и развития ВВТ.

В частности, президент Академии военных наук генерал армии М.А. Гареев затронул вопрос развития боеприпасов: « В этом году мы отмечаем столетие Первой мировой войны. С точки зрения военных, что самое характерное для Первой мировой? Всю войну войска испытывали страшный голод в боеприпасах. И после этой войны в общей системе вооружений, которой все долгие годы занимались, у нас больше всего недооценивали средства разведки и боеприпасы. Возьмем разведку. Огневые средства даже мотострелковой дивизии могли стрелять на 70 километров. А разведка могла давать целеуказание только на 15 километров. И, конечно, боеприпасы. Когда-то с начальником Генштаба мы с ними разбирались в промышленном институте, который занимался боеприпасами. Когда посмотрели, сколько финансовых средств отпускают на разные исследования, то на последнем месте оказались боеприпасы. А, между прочим, известна формула, что если вы в два раза увеличиваете количество артиллерийских средств, боевая мощь артиллерии увеличивается в два раза. Если вы увеличиваете мощность боеприпасов в два раза, то боевая мощь возрастает в полтора раза. Если вы в два раза увеличиваете точность применения боеприпасов, то боевая мощь любого вида вооружений возрастает в 4-6 раз. Американцы это и на практике показали. Был совсем устаревший самолет Б-52, который давно надо бы списывать. Они поставили на него крылатые ракеты, которые имеют дальность 2,5 тысячи километров, и появилось новое оружие. Дело в том, что совершенствование боеприпасов, особенно, высокоточных, управляемых, приобретает сейчас решающее значение. Я хотел бы посоветовать, чтобы вы все вместе на эту сторона дела больше обращали внимания».

Вице-президент Академии геополитических проблем К.В. Сивков остановился на проблемах комплексного подхода к системам вооружения: «Сегодня фронт борьбы за развитие наших систем вооружений очень широк. Помимо тех проблем, которые очевидные и простые: создание более совершенных танков, более совершенной системы управления наведения, — возникают и несколько другие, более сложные проблемы. Одна из этих проблем состоит в том, чтобы не просто создать систему вооружения, а необходимо создать единую систему функциональной интеграции, единый комплекс. Найти некий критерий, который оценивал бы не просто эффективность отдельно взятого образца вооружения, отдельно взятого боеприпаса, отдельно взятой пушки, корабля или самолета, а единого комплекса вооружений, переходить к системному анализу других процессов. Но переход к системному анализу этих процессов неотделим от определения методов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способов и форм ведения современных войн. Вот простой пример. Если посмотреть систему вооружения Третьего рейха по состоянию на 1939–1940 годы, то по количеству и качеству танков они значительно уступают французам. По артиллерийским системам артиллерия вермахта немного опередила французскую, а по многим позициям уступала. Флот был слабее. Авиация была хороша. Тем не менее, они сумели французов разбить буквально в считанные недели. Чем это было обусловлено? Тем, что у вермахта была создана наиболее передовая военная наука, основанная, опять-таки, на наших разработках и была создана единая система вооружений, когда немецким танкам не нужно было бороться с французскими танками. Эту задачу решали пикирующие бомбардировщики. Самый пикировщик «Штука» был слабеньким самолетом, он обладал маленькой скоростью и практически не обладал системой защиты. Но он действовал в системе, поэтому ему не приходилось бороться с воздушным противником. Он решал задачу точного попадания в цель с пикирования, и эту задачу он решал блистательно. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы создавать вот такие согласованные системы, где одна компонента помогает другой. В этом смысле наша Академия геополитических проблем, которая сосредотачивает свои усилия на исследовании проблем развития мира в целом, выявлении критических точек, где могут возникать военные конфликты, готова в такой единой системе к сотрудничеству с Российской академией ракетных и артиллерийских наук. Я уверен, что это сотрудничество будет расширяться и укрепляться».

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru