Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 1 (69) за 2024 г.
Памяти Александра Бухарова
Григорий Никоноров, Игорь Родионов
Этот материал является продолжением цикла исторических статей, посвященных развитию военно-политической мысли в Российском государстве. Цикл охватывает исторический период, начиная с IX века. Предыдущие материалы были опубликованы в № 4 и № 5 журнала «Арсенал Отечества» за 2023 год.
Продолжение. Начало — «Арсенал Отечества» №№ 4, 5 за 2023 г.
В XVIII век Россия вошла, по словам современников, как корабль, спускаемый на воду под стук топоров на верфи. Капитаном корабля, вне всяких сомнений, был первый русский император Петр I.
Пережив тяжелейший период борьбы за власть, который едва не закончился для него трагически во время Стрелецкого бунта, спровоцированного его двоюродной сестрой Софьей (в память о той страшной ночи у него на всю жизнь при сильном волнении происходили конвульсивные движения лица), Петр принял государство в 1696 году (после смерти двоюродного брата царя Ивана).
Обстановка при дворе была стандартной для всех периодов российской государственности — борьба за власть и сферы влияния придворных кланов. Петр быстро понял, что опираться на представителей вечно соперничающих друг с другом боярских группировок смысла нет. Придворные борцы за власть были далеки от решения геополитических задач, стоящих перед Россией. К ним, несмотря на значительное расширение территории государства, относилась борьба с внутренней оппозицией (вопрос с которой так и не был решен при проведении опричнины) и борьба Российского государства за выход к морям (попытка прорваться к Балтике во время Ливонской войны при Иване Грозном была пресечена концертом европейских держав). Таким образом, философская мысль XVII века отражала проблематику этих важнейших вопросов через актуализацию проблем, решение которых способствовало укреплению государственного и военного управления России этого периода.
Попытка прорыва к южным морям (первая и вторая осада Азова) привела молодого Петра к мысли о необходимости не только переустройства армии и строительства флота, но и перестройки системы государственного управления под решение стоящих перед страной геополитических задач. Ввиду того, что на южном направлении необходимо было иметь дело не с одной Турцией, а с теми представителями европейской политики, которые стояли за спиной турецкого султана, нужно было найти союзников для борьбы с ней в самой Европе, а заодно основательно ознакомиться с системой устройства всех сфер жизни передовых европейских государств. Безусловно, турецкие султаны не были бы такими упрямыми в своем желании не допустить Россию до Черного моря, если бы за их спиной не стояла «владычица морей», которая постоянно подталкивала турок к войне с Россией (даже в периоды, когда формально считалась союзницей).
Чтобы решить эту задачу, Петр организует Великое посольство, в котором под именем урядника Михайлова отправляется в Европу и приходит к выводу, что в сложившейся политической ситуации (в Европе начиналась война за «испанское наследство»), появилась возможность прорваться к Балтике. Очередная попытка отстранить чересчур активного монарха от престола (Стрелецкий бунт), заставила Петра прервать ознакомление с европейской действительностью, элементы которой Петр планировал внедрить в Московском государстве и вернуться в древнюю столицу.
Расправившись с внутренней оппозицией (в составе которой отметились и церковные иерархи), усвоив в Европе протестантский постулат о том, что превыше всего польза государства, Петр не стал торопиться с выборами нового патриарха (после смерти Патриарха Андриана в 1700 г.). Он фактически отменил симфонию властей (светских и духовных), которая не ставилась под сомнение со времен князя Владимира. Был взят курс на абсолютную власть, что в контексте стоящих перед страной масштабных задач представлялось тогда оправданным. Петр I и его сподвижники Феофан Прокопович, А. Кантемир, П. П. Шафиров, П. И. Шувалов и другие с рационалистических позиций доказывали необходимость преобразований в системе государственного и военного управления и право монарха на неограниченную власть.
В сочинениях «Правда воли монаршей» и «Духовный регламент» глава Священного синода православный священник Ф. Прокопович (прекрасно зная, что нарушает каноны) последовательно проводил мысль о том, что «русский народ таков есть от природы своей, что только самодержавным владетельством храним быть может» (чего не сделаешь ради должности).
Так начался трехсотлетний синодальный период в истории РПЦ, когда она была встроена в систему государственного управления фактически на правах министерства вероисповеданий, отвечавшего за моральное состояние и воспитание народа (во время которого ни один православный монарх не вернул Русской Церкви ее Патриарха, что продолжалось до времен большевика Сталина, который, видимо, лучше предшественников на посту главы государства понимал, что Церковь государству не враг).
После разгрома внутренней оппозиции все силы Петр сосредоточил на подготовке войны со Швецией за Балтийское побережье. Заключив перемирие с Турцией (1700), Россия в союзе с Саксонией, Польшей и Данией объявила в 1700 г. войну Швеции, король которой Карл XII располагал первоклассной армией и сильным военно-морским флотом.
Потерпев поражение под Нарвой, Петр деятельно и энергично принялся за реорганизацию армии. Создавались новые полки, национальные офицерские кадры. Укреплялись города. Возрождалась артиллерия: в условиях нехватки металла в переплавку шли даже церковные колокола.
Военные успехи не заставили себя долго ждать. Отказавшись от услуг офицеров-наемников, создав отечественную систему подготовки военных кадров, решив вопросы с расширением промышленного производства и системой прохождения военной и государственной службы, Петр I, опираясь на дворянство, начал одерживать победы. Не будет преувеличением сказать, что именно заслугами этого слоя пассионариев была создана Российская империя и поддерживалась все время ее существования.
Военно-философская мысль периода Северной войны в первую очередь нашла свое отражение в произведении П. П. Шафирова «Рассуждение о причинах Свейской войны», в котором он доказывал необходимость борьбы за Балтику, землю «отчич и дедич» русских людей. В соответствии с геополитическим обоснованием необходимости выхода к морям в короткий срок был разработан и принят Устав 1698 года, на основе которого в дальнейшем были созданы системные труды и военные документы: «Воинские артикулы» (1699); «Строевое положение» (1701). Для большинства этих военно-теоретических работ Петра I, являвшихся, по сути, обобщением богатого опыта Северной войны 1700–1721 гг., были свойственны широта постановки проблем, обстоятельность и глубина их раскрытия, многосторонность. Многие Петровские уставы и наставления действовали в русской армии и на флоте на протяжении всего XVIII в. и даже позже.
Несмотря на то, что будущий император не получил систематического образования (с трех лет начал учится грамоте у дьяка Ивана Зотова и до конца жизни писал с ошибками), он является автором и редактором таких военно-теоретических и исторических трудов и уставов, как: «Инструкция Брюсу» (СПб. 1706); «Учреждение к бою по настоящему времени» (СПб. 1708); «Правила сражения» (СПб. 1708); «Книга Марсова или воинских дел» (СПб. 1713); Устав воинский (СПб. 1716); Устав морской (СПб. 1720); Регламент об управлении Адмиралтейства и верфи (СПб. 1722). Сам перечень работ и проблематика, поднимаемая в них, свидетельствует о недюжинной способности императора к аналитическому мышлению. Сама жизнь заставила Петра глубоко осмыслить философию войны и создать документы, в которых он творчески обобщил опыт Северной войны (1700–1721) и изложил свои взгляды на развитие военной теории военного дела, а именно: обратил внимание на необходимость многогранной и всесторонней подготовки государства к войне; проанализировал процесс строительства вооруженных сил и руководство ими; оставил рекомендации по совершенствованию системы обучения и воспитания войск с учетом реальных материальных возможностей и духовного уровня «человеческого материала», указал на повышение роли инженерного искусства в строительстве крепостей и обеспечении обороны страны; сделал акцент на
необходимости строительства верфей и создания флота, а также повышение его значения для обеспечения национальной безопасности.
Сподвижник Петра П. И. Шувалов подал в Сенат докладную записку «О военной науке». Она включала историческую часть, в которой автор изложил свои взгляды на войну, армию и военное дело в их историческом развитии. П. И. Шувалов полагал, что война свойственна человеческой природе и существует с тех пор, как существуют люди. По существу, она является источником укрепления могущества народов, движущей силой общественного развития или движущей силой «возвеличивания государства». Отсюда им делался вывод о необходимости иметь для России сильную регулярную армию.
Он первым в истории Отечества высказал мысль о важности военной теории, путем разработки которой, как он считал, можно поднять военное искусство, все военное дело до степени науки. Им также был поставлен вопрос о создании в России высшей военной школы — Академии военных наук.
Воистину русская история не знает более примеров, когда ради победы в одной войне (пусть и продлившейся двадцать один год) была полностью перестроена система государственного и военного управления. Начав войну царем Московского государства, Петр окончил ее, по итогам победы над Швецией, императором и отцом нации (титул, дарованный ему Сенатом). Европейским монархам ничего не оставалось, как признать за Россией статус империи. Наиболее болезненно превращение России в империю восприняла Англия, которая увидела в этом прямую угрозу своему доминированию в Европе. Нужно отдать должное английской дипломатии, она усмотрела угрозу еще на стадии строительства петровского флота. Бдительный английский посол доносил из Петербурга в Лондон: «Корабельные мастера, англичане, пользуются у русского царя большой милостью… Если они останутся на службе в России, то сделают ее хозяйкой Балтийского моря… Давно пора отозвать этих мастеров с царской службы…» Что и сделал английский парламент, однако русское упорство все равно закрепило Балтику за Россией.
Смерть Петра, не пощадившего ради сохранения империи собственного сына, привела к династическому кризису и долгому периоду женского правления и дворцовых переворотов.
Пришедшие к власти сподвижники Петра во главе с Меншиковым, не желая уступать свои позиции, правили от имени неспособной к делам государственного управления Екатерины I, однако не сумели удержать власть и допустили приход к императорскому трону Анны Иоанновны, которая была далека от осознания государственных интересов и предпочитала опираться в своем правлении на иноземцев (команда которых прибыла с ней из Прибалтики), что, в свою очередь, привело к небывалому казнокрадству и фактическому «обнулению» достижений Петра. Засилье немцев привело к тому, что все ведущие позиции в стране оказались в их руках. Иностранные дела вел Остерман, армией командовал Миних, гвардией — Левенвольде, Академию наук возглавил Шумахер. В экономику России проникли авантюристы типа Шемберга, грабившего заводы Урала (знакомая для российской истории картина, которая периодически повторяется). Попытки национально ориентированных дворян отстранить ее от власти привели к раскрытию заговора и казни кабинета — министра А.Волынского и его сподвижников.
Приход власти с помощью гвардии Елизаветы Петровны (дочери Петра I) приостановил деградацию империи. Она пришла к трону в 1741 г. при участии французских и шведских дипломатов, заинтересованных в переориентации русской внешней политики (нужно заметить, что европейская дипломатия всегда стояла за удачными и неудачными попытками государственных переворотов в России).
По большому счету, она ничем не выделялась среди своих предшественников и предшественниц. Ленивая и невежественная (до конца жизни не поверившая, что Англия находится на островах), она больше занималась нарядами и развлечениями, чем государственными делами. Однако хорошо понимала, кому обязана своим воцарением, и все дальше отходила от «железного правила» своего отца — «дворянство должно служить государству и трону».
Не имея дарований первого российского императора, Елизавета издает Жалованную грамоту дворянству, в которой дворянство освобождалось от обязательной службы и личных податей.
Елизавета Петровна находилась на троне двадцать лет. Еще при жизни она стала думать о том, кому передать трон. С этой целью из Голштинии (столица — город Киль) был выписан ее четырнадцатилетний племянник Карл Петр Ульрих, получивший после православного крещения имя Петр III (1728–1762). Он был внуком Карла XII по отцовской линии и одновременно Петра I по материнской. По достижении совершеннолетия Петра III прусский король Фридрих II рекомендовал ему в жены дочь одного из мелких немецких князьков Софью Августу Фредерику Анхальт-Цербстскую, получившую в России имя Екатерины Алексеевны. Вскоре у молодой четы родился сын Павел.
После смерти Елизаветы Петровны в 1761 г. Петр III (1761–1762 гг.) стал императором России. Ничтожный человек, пьяница и картежник, он ненавидел Россию. Любимым занятием его была игра в солдатики. Поклонник прусской муштры, Петр III говорил, что предпочитает быть полковником прусской армии, нежели в России императором. Что он вскоре продемонстрировал, став императором и перечеркнув победы русской армии над Пруссией у деревни Гросс-Егерсдорф, Цорндорф (1758) и генеральной битве при деревне Кунерсдорф (1759). После уничтожения армии Фридриха II (кумира Петра III) в 1760 г. русские войска вошли в Берлин. В сражениях Семилетней войны одержали первые крупные победы П. А. Румянцев и А. В. Суворов, прославившие впоследствии русское военное искусство (последний считал П. А. Румянцева своим учителем).
Своими взглядами на войну и военное дело он предвосхитил суворовскую «Науку побеждать». Фельдмаршал диалектически понимал взаимодействие политики и стратегии (отводил политике ведущую роль). Он считал, что «стратегия должна строиться с учетом сил и средств, имеющихся у Империи», а также должна быть «соразмерность» военных расходов с другими потребностями государства и народа. Румянцев не переставал повторять: «Необходимо уважать источник доходов, который поныне один к содержанию воинских сил имеем: я разумею народ, дающий для войска и людей, и деньги» (как часто об этом забывали военные руководители, не понимая, что война это не только поле боя, а сложное социально-политическое явление, к анализу которого нужно подходить системно. Его основным трудом, в котором нашла отражение военно-философская мысль этого периода, являлся «Обряд службы», принятый в качестве общеармейского устава.
В 1762 г. новый император заключил мир с Пруссией, вернув ей все завоеванные территории. Возмущение дворянства и армии было столь велико, что его не спас изданный им «Манифест о вольности дворянства», который освобождал дворян от обязательной военной службы: «Отныне… все, находящиеся в разных наших службах дворяне, могут оную продолжать, сколь долго пожелают». Им также была объявлена секуляризация земель церкви в пользу государства, что укрепляло государственную казну и ставило под сомнение статус формально православного императора — защитника веры (окончательно указ был объявлен уже после смерти Петра III в 1764 г.).
Антинациональная внешняя политика Петра III подтолкнула гвардию на новый государственный переворот в пользу жены Петра III — Екатерины II, в результате которого она приходит к власти и начинается более чем двадцатилетний период ее правления. В отличие от своего бездарного мужа, Екатерина II (1762–1796) обнаружила ум и способности государственного политического деятеля. Она заняла престол в сложное время. Впоследствии в своих мемуарах она вспоминала: «…казна была пуста… армии не плачено за несколько лет, одним из важнейших дел было усмирение находившихся в открытом бунте и непослушании тысяч крестьян». Пытаясь найти поддержку в «просвещенной Европе», где царили «властители дум» Вольтер, Руссо, Монтескье и др, молодая императрица вступила в переписку с Вольтером (который даже приезжал по ее приглашению в Петербург). Не имевшая на тот момент политического опыта, Екатерина II не подозревала, что идеи европейского просвещения, предварившие кровавую вакханалию во Франции с ее революционными идеями (на волне которых пришел к власти революционер, а затем император Наполеон), несут угрозу и Российской империи. Окончательно поставил точку в «просвещенном абсолютизме» бунт Пугачева, после которого императрица занимала исключительно прагматическую точку зрения по всем вопросам государственного и военного строительства. Благо период ее правления — время блестящих дипломатических и военных побед над геополитическими противниками (Турцией, Польшей, Францией), за спиной которых традиционно стояла Англия, провоцировавшая войны в Европе с целью ослабления своих геополитических противников.
Эти победы навсегда вписаны в историю генералиссимусом А. В. Суворовым (одержавшим 60 побед в 60 сражениях, из них в 58 действовавшим в меньшинстве) и «морским Суворовым» Ф.Ф. Ушаковым (который из всех проведенных морских сражений не проиграл ни одного). Победы этих блестящих полководцев, вершиной которых была кампания против французов, еще раз подтвердили правило, что постоянных союзников у России нет, европейцы всегда пытаются использовать ее в своих целях (не желая воевать со своими противниками один на один).
А. В. Суворов отличался от других полководцев тем, что: обладал несгибаемой волей и титанической силой характера; отличался выдающимся умом, оригинальностью и нестандартностью мышления; постоянно учился и обладал широкой эрудицией; считал себя учеником Петра Великого и фельдмаршала П. А. Румянцева.
Вошел в историю как национальный герой России, выдающийся военный теоретик, князь Итальянский, граф Рымникский, граф Священной Римской империи, принц Королевского Сардинского дома, Генералиссимус российских сухопутных войск, кавалер всех российских орденов, вручающихся мужчинам. Не будет преувеличением сказать, что благодаря дипломатическим талантам светлейшего князя Г. Потемкина и военным талантам А. В. Суворова, Екатерине II удалось решить сложные геополитические задачи на Южном направлении (в борьбе с Турцией). Несмотря на все усилия Англии, пытавшейся воспрепятствовать движению России к Черному морю, Турция терпела одно поражение за другим:
Кинбурнская баталия (1787); Фокшаны (1789); Рымник (1789); Штурм Измаила (1790); Штурм Праги (1794). Столь нелюбимый в нынешней Польше А. В. Суворов командовал войсками при подавлении восстания в варшавском предместье, когда восставшие, предварительно вырезавшие русский гарнизон с женами и детьми, традиционно не дождались помощи извне и были уничтожены войсками Суворова. Жители самой Варшавы, ожидая возмездия, готовились к смерти и восхищенные благородством Суворова, не позволившим войскам отомстить, подарили ему бриллиантовую табакерку (впрочем, историческая амнезия — это обычное состояние для некоторых европейских историков и политиков).
Потерпев поражение на южном направлении (где на Турцию в борьбе с Россией делать ставку было уже нельзя) Великобритания начала втягивать Российскую империю в большую европейскую войну (традиционно отсиживаясь на островах), сколачивая антифранцузские коалиции (т. к. Бонапарт не скрывал своих устремлений лишить Англию ее колоний и, соответственно, могущества).
В 1798 г. Россия оказалась в очередной антифранцузской коалиции европейских держав во главе с Англией. Военные действия сосредоточились в Италии и Средиземном море, куда направились флоты Англии и России. Русский флот под командованием Ф. Ф. Ушакова осенью 1798 г. через Босфор и Дарданеллы вышел в Средиземное море, а затем в Адриатическое, где от французских войск были освобождены Ионические острова. Ф. Ф. Ушаков штурмом овладел крепостью на острове Корфу — главной базой французов. Греческое население с воодушевлением встретило русских моряков. В 1799 г. адмирал Ф. Ф. Ушаков освободил от французских войск Неаполь и Рим.
Русскую сухопутную армию, действовавшую совместно с австрийцами в Северной Италии, возглавил А. В. Суворов. Войска под его командованием в течение пяти недель очистили от французских солдат Северную Италию, триумфально вступив в Милан и Турин. Однако успешными действиями командующего коалиционными силами А. В. Суворова были недовольны австрийские союзники, претендовавшие на Северную Италию. Союзники с ведома Англии начали интриговать с целью уничтожения или ослабления русской армии и привели ее в такое место в горах, где она оказалась в окружении. Русские чудо-богатыри во главе с семидесятилетним полководцем совершили невиданный подвиг.
С трудными боями, особенно за Сен-Готардский перевал и у Чертова моста, где были разбиты французские войска, русская армия перешла через Альпы и вышла в Швейцарию на соединение с корпусом Римского-Корсакова и австрийской армией.
После доклада А. В. Суворова об обстоятельствах Швейцарского похода, император Павел I, взбешенный вероломством союзников, разорвал с ними дипломатические отношения и пошел на дипломатическое сближение с Францией. Наполеон предлагал русскому императору объединить усилия в борьбе против Англии, постоянно интриговавшей в отношении европейских держав, и захватить, а затем поделить британские колонии в Индии. Русские войска были отозваны с западного театра военных действий, а казачий корпус атамана М. И. Платова получил приказ готовиться к походу на Индию. Однако британская дипломатия не могла допустить угрозы своей главной колонии, и британское посольство в Петербурге организовало убийство Павла в Михайловском замке. Однако великий А. В. Суворов этого уже не увидел. После Итальянского похода за одержанные победы великий русский полководец А. В. Суворов получил высший воинский чин Генералиссимуса. Вскоре А. В. Суворов, к популярности которого Павел I питал зависть, оказался в опале и умер, похороненный самыми близкими, т. к. император запретил устраивать торжественные похороны (на могильной плите великий полководец завещал без всяких регалий оставить слова «Здесь лежит Суворов»).
От величайшего российского полководца, который всю жизнь учился (будучи фельдмаршалом сдавал экзамен на мичмана), воевал, боролся с «паркетным окружением» императрицы, пытаясь в гротескной форме привлечь ее внимание к насущным проблемам (благодаря чему в ее окружении считался человеком с большими странностями), оставил следующим поколениям основной военно-философский и военно-научный труд «Наука побежать». Это венец (вершина) обобщения и развития военного искусства того времени, образец диалектического взаимопроникновения и обогащения стратегии и тактики, военной теории и боевых (военных) действий, практики. Концептуальный вклад А. В. Суворова в развитие стратегии заключался в следующем: обоснование (примат) активности и решительности; главная задача — не вытеснение, а уничтожение армии противника в открытых полевых сражениях («недорубленный лес опять вырастает»); основной способ стратегических действий — наступление. «Исход боя может быть решен только прямым наступлением».
В интересах сохранения войск в отдельных случаях он допускал переход к отступлению (однако, ни разу не воспользовался). Большое значение Генералиссимус придавал массированию сил и средств на важнейших направлениях. Фактически все свои победы великий полководец одержал благодаря преимуществу в скорости оценки обстановки и принятии решения (глазомер, быстрота, натиск). Глазомер — точное знание обстановки, противника, условий, обеспечивающих победу. Быстрота — умение воспользоваться имеющимися знаниями и обеспечить внезапность.
Натиск — выражение воли к победе, решительному разгрому противника путем сочетания маневра, огня и штыкового удара.
Именно им было впервые опробовано сочетание тактики колонн и рассыпного боя (впервые была применена под Туртуком в 1773 году). По сути, Суворов задолго до Наполеона применил тактические приемы и способы борьбы, которые были отнесены в заслугу Бонапарта.
Суворовская тактика основывалась на тщательной агентурной и военной разведке. Точность информации о противнике и его намерениях (после феерического штурма Измаила он наградил единственным присланным из Петербурга орденом человека, который числился в его обслуге, а на самом деле отвечал за разведку противника). Выдающийся полководец создал самую передовую отечественную систему воспитания и обучения войск. Именно человек (солдат) является решающим фактором победы. Воспитание чувства национального самосознания и любви к Родине, религиозность — вот те факторы, под влиянием которых формировался неповторимый боевой дух суворовских войск. До сих пор актуален его призыв: «Учить (а не муштровать) войска тому, что необходимо на войне. Каждый должен знать и помнить свой маневр».
«Наука побеждать» — величайшее по сжатости и глубине военно-философское произведение — не было востребовано в военном ведомстве и ходило в списках среди офицерского состава (впервые было напечатано спустя несколько десятилетий после смерти великого полководца). А Россия вступала в новый XIX век.
Пришедший к власти нелюбимый сын Павла, Александр I (традиционно изменив вектор внешней политики) вновь вернул Россию на путь участия в антинаполеоновских коалициях, воюя в Европе за чужие интересы. Практика войн и военных конфликтов, которые испытала Россия в следующем столетии, обогатили ее новыми достижениями военно-философской мысли, которые незаслуженно забыты и о которых необходимо помнить.
Авторы:
Григорий Никоноров, кандидат философских наук, доцент
Игорь Родионов, кандидат технических наук