Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 3 (59) за 2022 г

Прусский генерал и военный теоретик Карл фон Клаузевиц (1780-1831) вошел в историю военно-политической мысли как автор известной классической формулы, утверждающей приоритет политики по отношению к войне: «война есть не что иное, как продолжение государственной политики иными средствами», ну а основами политики являются история и философия. Мы предлагаем вашему вниманию достаточно обширный цикл статей посвященных именно «философии войны», в том числе и отечественной, который публиковался в «бумажной версии» журнала «Арсенал Отечества» в течении нескольких лет. Материалы будут выходить последовательно каждую неделю, а обсуждать их можно в нашем ТГ канале. Читайте, заходите — будет интересно!

Александр Бухаров

Хотелось нам того или вывод соткался сам собою из всех предыдущих новелл, но вышло очевидно, что война идет рука об руку с человечеством испокон веку. И ни конца, ни края этому сожительству не видно ныне и присно, и вовеки веков. А раз так случилось, то не плохо бы понять, как сам человек мироощущает себя в этой компании. Да и вообще, на какое место в картине мира сам homo определил войну? И уж коли она столь пагубна и смертоносна для многих миллионов живых людей, то какого рожна человек продолжает ею заниматься?

Так уж повелось на белом свете, что люди не только ведут непримиримую войну друг с другом, но и проводят в конфликтах большую часть времени. За весь период своего существования, то есть за три тысячелетия документально описанной истории, только три с лишним столетия приходятся на мирное время. Говоря предметнее, на каждый мирный год приходится двенадцать лет вооруженных конфликтов. Таким образом, около 90% истории человечества прошли в атмосфере непримиримой вражды.
И именно благодаря своей вездесущности, можно даже сказать навязчивости, война находилась в центре внимания философов с момента появления собственно философии.
Различные философы, политические деятели и люди искусства совершенно различны в своих подходах к осмыслению сути войны — одни из них оправдывали войну, другие осуждали. К примеру, Платон, Монтень, Паскаль, Руссо, Кант, Ламартин, Виктор Гюго, Ричард Кобден, Джон Брайт, Ганди и Лев Толстой резко осуждали войну как явление, и многие из них строили «утопические» проекты человечества без войн. С другой стороны, среди тех, кто защищал войну, следует упомянуть такие имена, как Гераклит, Аристотель, Маккиавели, Жозеф-де-Местр, Гегель, Виктор Кузен, Прудон, Клаузевиц, Лассаль, Ницше, Трейчке, Мольтке, Эвола, Соловьев. Таким образом, по отсутствию единого мнения даже о самой сути войны видно, что явление это столь неоднозначно, что всецело зависит от философского основания для рассмотрения.

Язычники на неземной войне

Мифы практически любой цивилизации и любого народа древности, будь то китайского, индийского, славянского, скандинавского или еще какого, содержат рассказы о том, как Боги воевали промеж себя самостоятельно или с привлечением рода человеческого. Понятное дело, «наши» победили, иначе мы бы не писали, а вы бы не читали эти строки. Поэтому вполне логично будет осмыслить, как наш брат, человек разумный, рассматривал и оценивал эту божественную свару и какое место в ней он отводил себе самому.
Война — натурально, поганое место для философствования, но без этого не обойтись. И начать, что тоже логично, следует с начала. То есть с первых дошедших до нас письменных источников о войне богов и людей в разном сочетании.

А первым и, соответственно, самым древним из писаных мифов о войне предстает шумеро-аккадский, выбитый на трех глиняных табличках, дошедших до нас в весьма поврежденном виде. Однако, несмотря на ущербность носителя, ясно, что речь идет о людях-рабах и их создателях — небожителях. И, что тоже понятно, говорить будем о языческих верованиях и мировоззрениях.

В двух словах дело было так. Все началось с разделения шумерских богов на две группы (игиги и аннунаки) и конфликта между ними. Игигам было приказано трудиться, а когда выяснилось, что бедолаги вкалывают без отдыха уже две с половиной тысячи лет, они начали роптать и возмущаться. Таким образом, возник конфликт интересов, в центре которого был вопрос: где справедливость? И подвопросы: кто виноват и что делать? Собрались игиги толпой и пошли войной отстаивать справедливость перед своим божественным начальством, а именно Энлилем.

Дословно:
Ныне ему объявляем войну!
Сраженье да столкнется с битвой!
Глиняная таблица I

У того Энлиля — свое начальство, которое, убоявшись смуты, решило младших богов усмирить, задобрить, найдя виновного во всем этом безобразии. Но хитрые игиги сказали, что это они всем миром порешили взбунтоваться, и зачинщиков не выдали. В результате на общем совете богов пришли к таким выводам: первое — все мы боги, поэтому требования справедливы; второе — виновных нет; третье — следует создать человека, чтобы тот спину на богов гнул:
Сотвори человека, да несет он бремя!

Таблица I
Очень по-божески решили. Несколько веков спустя такое архиважное и правильное решение облекли во фразу: quae sunt caesaris caesari et quae sunt dei deo, то есть «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (так писано апостолам Матфеем 20:25).

А для нашего повествование важно следующее. Война, сажем, предпосылки к войне между богами возникли, как свидетельствует месопотамская мифология, еще в XVIII веке до н. э. Война рассматривалась как способ разрешения противоречий. Способ этот признавался вполне справедливым, этически выдержанным. Но все же воевать двум группам богов — не по-божески, т. е. не по понятиям. Для этого есть специально обученные (в данном случае, созданные) люди. И наконец, война оканчивается мирными переговорами и мирным соглашением. Кстати, в результате рассмотренных выше переговоров было создано человечество. А уж оно отвело душу в последующих войнах. Заключаем: свою философскую мировоззренческую подоплеку войнам шумеры успешно заложили. А род людской в соответствии с этими этическим установками призван не только «корзины богов носить», но и воевать.
Начало было положено, и с тех пор война делает свою работу сугубо и исправно.

Война в мифах Древней Индии

Необходимо оговориться: то, что мы зовем Древней Индией, включало современную территорию собственно Индии, а также Пакистана, Непала и Бангладеш со всеми привходящими обстоятельствами и особенностями. То есть население этого ареала было не только весьма внушительным, но и разношерстным как по составу, так и по вероисповеданию. Рассказывать о каждом из бесчисленных этносов и их сказаниях времени не хватит, да и смысла нет.
Поэтому возьмем за основу один из фундаментальных документов — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите Веды. На протяжении многих веков Веды, представляющие в основном мантры, передавались устно в стихотворной форме, то есть являли собой шрути (дословно: то, что слышно), и только гораздо позднее были записаны. Индуистская религиозная общественность считает Веды — нерукотворными богооткровениями, которые были даны человечеству через святых мудрецов. Этимологически «Веды» происходит от слова «знать» и означают ни много ни мало «мудрость». Кстати сказать, само название языка санскрит, на котором эта мудрость написана, тоже имеет пафосное значение и переводится как «совершенный».

И вот этим «совершенным» языком, начиная с XVI века до н. э., индийские боги поведали, своим адептам великую «мудрость», в соответствии с которой войны присутствуют прямо-таки в неимоверных количествах. Тем самым Веды существенно отличаются от многих других священных манускриптов, почитаемых человечеством, где рассказам о войне места отведено совсем немного. Соответственно, и свое нравственное отношение к этому виду конфликта индийские небожители выразили более внятно и подробно, чем боги других регионов и конфессий. А это уже и есть предмет нашего рассмотрения.
Итак, важно, что в ведических битвах принимают участие герои, боги, демоны, мифические существа, цари, ну и, конечно, простые древнеиндейские обыватели, то есть вполне мирное население. Многие из участников, в основном божественного сословия, владеют и широко используют мифическое оружие, читай ОМП, побеждают при помощи религиозных практик, мистических и сверхъестественных способностей. Описание устрашающих битв изобилуют мельчайшими натуралистическими деталями, что имеет принципиальное значение для понимания и укрепления веры.

Главные войны происходили по религиозной причине, обычно для того, чтобы изничтожить демонические сущности, а также богов или правителей, склонных свариться для удовлетворения своих собственных амбиций. Самые разрушительные войны в индийской мифологии велись для того, чтобы добро победило зло.
Дозволительно было прибегать к войне как к крайнему средству, после того как все мирные методы исчерпали себя. Но, если война неизбежна, то она приобретает огромное личное и религиозное значение. Каждый человек должен исполнять свой долг воина, проявляя храбрость, уважение к супостату и бесстрашие, вне зависимости от своего происхождения или статуса.
Правильная война, по мнению сказителей, должна вестись, не взирая на потери. Большое количество убиенных не должно особо никого заботить, поскольку ожидание смерти и рая — это самая главная цель для человеческого существа. Если люди живут в ожидании рая, то разрушительность войны не так пугает, а храбрость и отвага служат высшей цели. Иными словами, мифы утверждают: воевать — это правильно, а воевать на стороне света — это вообще похвально и почетно. Пуще того, погибнуть в битве — просто великое благо, ибо так достигается высшая цель. То есть рай моментом открывается бриллиантовыми воротами перед толпой убиенных в ходе праведных битв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ну, это совсем не ново! Что ни почитаешь, хоть Писание, хоть Коран, хоть Талмуд или Велесову книгу, везде павшие герои строем шествуют в свой специфический рай, где либо поют псалмы, либо проводят время в райских садах, наслаждаясь компанией многочисленных девственниц, либо пируют, потребляя мед, приносимый валькириями, и сражаются между собой опять насмерть. Потом воскресают, и все повторяется вдругорядь. Одним словом, сей пассаж об обязательном рае для павших есть главная и неизбывная мечта всего человечества. И, кстати, побудительный мотив для войны, особо для пропагандистов и подстрекателей: кто бы ты ни был — больной, нищий, ущербный, убогий — иди воевать до смерти, и сразу все наладится.
Итожим сказанное выше. Ведами были сформулированы определенные этические правила ведения войны как таковой.
Первое важное правило — войны не ведутся в городах и населенных пунктах. Войны должны происходить на открытой местности, чтобы мирное население не пострадало. Бои должно вести только в дневное время, пока светит солнце. Перед началом битвы обязательно заявлять предупреждение для противоборствующих сторон о начале боевых действий, чтобы, не дай бог, не застать кого-то врасплох, во сне или на отдыхе. Согласно Ведам, сражаться с равным по силе или с более сильным соперником — это честь. Сражаться со слабым — позор.
В соответствие с древнеиндийскими «боевыми уставами», к войне не применимы гендерные и сословные (кастовые) цензы. Например, не все мужчины могут и обязаны сражаться. Воевать могут мужчины и иногда женщины, которые относятся к сословию воинов (кшатриев). Под сословием не подразумевалось рождение в определенной семье. В первую очередь учитывается природа человека и его качества.
Выходит, что запутано все было у древних индусов, вот так просто не пойдешь и не повоюешь. Не то что у викингов или в Античные времена. 

 

Побеждает тот, у кого вимана больше
Много внимания в индийской мифологии уделено вооружению и боевой технике, которую использовали небожители на полуострове Индостан и окрест. Были у местных, безусловно, и тривиальные мечи со щитами, луки, стрелы и тому подобное. Но эта амуниция по большей части предназначалась для простого люда, не имеющего доступа к оружию массового уничтожения, приводимого в рабочее состояние мантрами или иным чудесным акустическим воздействием, которые русскому человеку подчас напоминают ругательства.
Возьмем, к примеру, такой инструмент, как астра — сверхъестественное оружие, использующее энергию определенного божества. Типология, физический облик и вид высвобождаемой энергии не ясны. Согласно описаниям, приведенным в поэмах Рамаяна и Махабхарата, являющихся, по сути, религиозными доктринами индуизма, в качестве астры может быть задействован любой объект или предмет. Например, травинка, собственное ухо, проходящая мимо девица, а также произвольный элемент небиологического генезиса. Зависит это, прежде всего, от оператора астры, его божественного статуса, навыков ведения боя и вообще от пожелания авторов поэмы. Эффект применения также внушает уважение. Астра была способна пробить броню Брахмы (но это только очень специальная астра, произведенная по особому заказу), запустить огромное множество стрел одновременно (количество наряда стрел не уточняется), отрубать головы Гхатоткачу и Шишупалы (а это, как всем известно, дело непростое и не каждому по плечу), испускать огромные потоки воды, с одной стороны, и неугасимые языки пламени, с другой. Ну и далее по мелочи: вселять в человечество злых существ, создавать глубокие туннели в горе, принимать форму змеи с ядовитыми жалами, создавать иллюзии и просто уничтожать цель. Короче говоря, это было очень нужное и надежное оружие на все случаи жизни и смерти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иногда, как например, в поединке между Арджуной и Ашваттхамой, задействовали Брахмастру, описываемую в Пуранах (текстах постведийского периода), «Махабхарате» и «Рамаяне» как самое мощное и смертоносное из всех существующих видов оружия, которое невозможно отразить и от которого нет защиты. Правда, есть ограничения в применении. Брахмастра может быть использована только единожды за всю божественную жизнь. Это первое. А второе: чтобы привести ее из походного в боевое положение, необходимо предварительно достигнуть высокого уровня умственного сосредоточения и просветления. По-нашему, долго и сугубо учиться, учиться и еще раз учиться. А это, согласитесь, не каждому дано.

Были также и другие виды вооружения большой мощности, дающие возможность его владельцу в одиночестве противостоять нескольким десяткам тысяч воинов противника — от 6000 до 46 000 (Sic!). Однако все они по большей части находились в руках небожителей, поскольку они-то и обладали достаточными знаниями и статусами, читай: лучше всех, а может, и громче всех могли читать положенные по такому случаю мантры. Воинам рангом пониже, то есть простому земному индийскому люду оставались только ничем не примечательные луки, щиты, стрелы да копья с дубинами. Так что простолюдины «мочили» на войне друг дружку старыми добрыми способами и без изысков: врезал врагу колуном по голове — и делу конец. И кстати, согласно легендам, это самое «божественное» оружие и похоронило древнюю индийскую империю несколько тысячелетий назад. Не совладали, выходит, с боеприпасами боги. А может, наоборот, совладали и рванули всю цивилизацию к чертовой матери. Не доставайся же ты никому!

Между прочим, чтобы нас завидки не брали по поводу древнеиндийских оружейников, напомним, что русские былины (то есть те же мифы, только импортозамещенные) предлагают вниманию обширную линейку шапок-невидимок, мечей-кладенцов и дубин различных достоинств. В рекламном проспекте, датируемом X–XI веками, значится: «Направо махнет — улица, налево махнет — переулочек, так и побил Илья войско вражье дубиною». Для справки, речь идет об Илье Ивановиче Муромце и его схватке под Черниговом с войсками Тугаркана, главы половецкой бандгруппы. Так что русские оружейных дел мастера свой хлеб не даром кушали.
Однако, помимо собственно оружия, упомянем также и вверенные индийским богам технические средства войны. Речь о вимане, летательном аппарате, способном передвигаться как в земной атмосфере, так и в открытом космосе, а заодно и в атмосфере других планет, среди индийского простонародья известная как летающая колесница. Современное европеизированное название — НЛО.
Технология, конструкция и принцип работы этого воздушного транспортного средства подробно изложены в источнике под названием «Виманика-шастра». Там же растолковываются техника вождения, боевое применение и модификации аппарата.
Первое и самое главное, что следует из переведенного с санскрита описания: колесница приводилась в движение жидкотопливным двигателем, использовавшим в качестве ГСМ вещество, по виду напоминающее ртуть. Из-за трудностей перевода точнее определить не представляется возможным, да и не надо, и так интересно.
Согласно древним источникам, виманы разделялись на четыре основных класса: рукма, трипура, сакуна и сундара. А те, в свою очередь, были разделены на 113 подклассов. Их перечислять поименно не станем по понятным причинам. Все артефакты летали как на до-, так и гиперзвуковой скорости, использовали стелс-технологии, были одно- и многоместными. Были способны производить орбитальную бомбардировку средствами космос-поверхность и осуществлять штурмовку сухопутных сил противника на малых и предельно малых высотах с использованием «лучей смерти» или корректируемых авиационных бомб (КАБ), аналогичных американской Fritz X, а также нашей КАБ-500С со спутниковой навигационной системой GPS/GLONASS. Еще одна особенность состояла в том, что среди виман имелись и авиаматки (виманоматки) внушительных размеров, способные нести на борту до 144 более мелких летательных аппаратов. Таким образом, уже между IV в. до нашей эры и IV в. нашей эры на территории Древней Индии развертывались невиданные сражения с применением тактического ядерного оружия и космическо-авиационных комплексов тяжелого и малого классов.

Чтобы избежать недоверия читателя к правдивости индийского эпоса, далее приводим дисклеймер.
«Виаманика-шастра» была написана медиумом, пандитом и сказителем стихов Суббарайя Шастри в начале XX века путем автоматического письма: автор утверждал, что текст был ему передан телепатически древнеиндийским мудрецом Бхарадваджей. И за достоверность его повествования мы ответственности не несем. Кто знает, что ему нашептали и что сей ученый брахман понаписал, тем более на мертвом санскрите. Однако заметим, что все остальные подробности индийского эпоса изложены достоверно и аккуратно.
А возвращаясь от письменного отказа от ответственности к сути нашего повествования о морально-этическом, сиречь философском осмыслении войны индийскими сказителями, можно вычленить следующие немаловажные особенности.
Согласно представленным источникам, просто так размахивать ядерной дубиной было не положено, ибо существовали особые условия использования ОМП, и их нарушение могло иметь фатальные последствия. Из-за исполинской разрушительной силы оружия, знания о нем передавались от учителя к ученику исключительно устно. То есть кому ни попадя его не доверяли, а операторы должны были пройти предварительно курсы обучения, включая тренажеры.

Продолжение: Часть 2

 

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru