Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 2 (70) за 2024 г.
Кирилл Котляров, Кирилл Крюков
Продолжение цикла статей, посвященных 150-летию Высших специальных офицерских классов Военно-Морского Флота России. Предыдущий материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» №1, 2024.
В этой статье рассматривается место и достижения кафедры боевого применения радиотехнических средств Высших специальных офицерских классов Военно-Морского Флота в единой, многоуровневой системе подготовки специалистов радиотехнического вооружения Военно-Морского Флота.
Вооружение кораблей Военно-Морского Флота сложными радиотехническими средствами, зависимость хода и результатов военных действий от организации и осуществления процесса освещения обстановки обусловливают объективную потребность в непрерывной профессиональной подготовке военных специалистов радиотехнического вооружения Военно-Морского Флота.
История подготовки специалистов по радиотехническому профилю началась во время Второй мировой войны с поступлением на вооружение радиолокационной техники.
В конце 1943 года по ходатайству начальника Отдела специальных приборов ВМФ инженер-капитана 1 ранга Сергея Николаевича Архипова решением народного комиссара ВМФ в деревне Зюзино под Москвой организуется Школа специальных приборов ВМФ для подготовки радиометристов и курсы офицерского состава при этой школе (рис. 1).
Кроме того, по указанию народного комиссара ВМФ адмирала флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова с 1943 года начинается изучение радиолокационной техники во всех командных военно-морских учебных заведениях. Курсы офицерского состава при школе специальных приборов положили начало планомерной подготовке офицерских кадров для радиотехнической службы ВМФ.
Радиотехническая служба в соединениях и объединениях ВМФ функционирует в интересах организации специального вида боевого обеспечения — освещения обстановки и решения целого комплекса задач эксплуатации и ремонта радиотехнического вооружения. Специалисты радиотехнической службы призваны подготовить и грамотно организовать в повседневных условиях и при решении силами флота поставленных задач боевое применение радиотехнических средств.
В статье от 28 июля 2022 года в «Вестнике военного образования» главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Николай Анатольевич Евменов определил, что «система обучения и воспитания кадров для Военно-Морского Флота — это скоординированный, многоуровневый, высокотехнологичный и отлаженный механизм, призванный осуществлять военно-морскую ориентацию молодежи, профессиональную подготовку, основное и дополнительное профессиональное образование, культурное развитие и военно-патриотическое воспитание военных моряков».
Подготовка специалистов радиотехнического вооружения ВМФ полностью вписана в рамки этого механизма и реализуется на нескольких уровнях.
На первом уровне в учебных центрах ВМФ осуществляется подготовка младших специалистов радиотехнического вооружения из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту на должности рядового и старшинского состава.
Второй уровень — это военно-специальная подготовка специалистов радиотехнического вооружения среднего звена для ВМФ с присвоением квалификации «техник» и воинского звания «мичман», которую обеспечивает факультет среднего профессионального образования.
Третий уровень — это подготовка офицеров по программам специалитета в военно-морских институтах, по окончании которых выпускник способен исполнять обязанности на первичных офицерских должностях — инженера, командира группы, командира дивизиона.
Подготовка офицеров в области управления радиотехнической службой соединения (объединения) — это четвертый уровень подготовки, который осуществляется в Военно-морской академии.
Помимо учебных центров и военно-морских учебных заведений при различных федеральных государственных университетах созданы Военные учебные центры для подготовки офицеров запаса и младших специалистов запаса для ВМФ, в том числе и по радиотехническим специальностям.
Возникает очевидный вопрос, где место в этой системе дополнительному профессиональному образованию? С прибытием на флот у офицера, выпустившегося из института, формируется понимание его предназначения, выстраивается траектория его службы. При этом для продвижения по службе возникает необходимость совершенствования знаний и умений в его области деятельности, а также потребность в новых знаниях и умениях.
Такую потребность призвана удовлетворить система дополнительного профессионального образования, а именно лидер в области дополнительного профессионального образования ВМФ, одно из старейших учебных заведений — Высшие специальные офицерские классы ВМФ.
Кафедра боевого применения радиотехнических средств является одним из учебно-научных подразделений Высших специальных офицерских классов ВМФ и обеспечивает требуемое качество подготовки слушателей по вопросам организации боевого применения и эксплуатации морских радиотехнических средств сил (войск) флота в мирное и военное время, их готовность к выполнению обязанностей по должностному предназначению.
Через два-три года службы на первичных офицерских должностях офицер может пройти профессиональную переподготовку на кафедре боевого применения радиотехнических средств, в результате чего он приобретет новые и совершенствует имеющиеся компетенции по выполнению целого ряда тактико-специальных расчетов, обучению и воспитанию личного состава, боевому применению и эксплуатации современных морских радиотехнических средств.
После обучения офицер продолжает службу на воинских должностях до командира радиотехнической боевой части и через два-три года вновь поступает на Высшие специальные офицерские классы ВМФ для обучения на кафедре боевого применения радиотехнических средств, но уже по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки для выполнения военно-управленческой, военно-технической и военно-научной военно-профессиональной деятельности.
Профессиональная переподготовка позволяет офицеру проходить службу на должностях до флагманского специалиста радиотехнической службы соединения ВМФ, который является главным лицом, осуществляющим управление радиотехнической службой соединения в повседневных условиях и при выполнении силами флота боевых задач. От его знаний, умений, навыков, профессионализма, организаторских способностей во многом будет зависеть эффективность деятельности радиотехнической службы, а значит функционирования системы освещения обстановки.
Место кафедры боевого применения радиотехнических средств Высших специальных офицерских классов Военно-Морского Флота в траектории прохождения службы офицера радиотехнической службы Военно-Морского Флота приведено на рисунке 2.
Для качественной подготовки слушателей на основании квалификационных требований кафедрой разработаны программы подготовки и учебно-методические материалы практической направленности.
Основным содержанием профессиональных дисциплин является работа флагманского специалиста радиотехнической службы при подготовке к боевым действиям, планировании освещения обстановки и ведении боевых действий с учетом опыта локальных войн и вооруженных конфликтов. Кафедра имеет опытный высококвалифицированный преподавательский и инженерно-технический состав.
Основной формой обучения являются практические занятия, на которых у слушателей формируются навыки и умения по выполнению функциональных обязанностей. Кафедра оснащена современной материальной базой, в которую входят комплексный тренажер для подготовки к боевому применению радиотехнических средств надводных кораблей и подводных лодок (рис. 3), аппаратно-программные имитаторы и учебно-действующие образцы радиотехнических средств.
Для проведения теоретических занятий на кафедре имеются светлые и просторные аудитории: одна из них — имени первого начальника кафедры кандидата технических наук, доцента, инженер-капитана 1 ранга Всеволода Юрьевича Ралля и другая — имени Героя Российской Федерации вице-адмирала Михаила Васильевича Моцака. Обе аудитории оснащены необходимым мультимедийным оборудованием.
Таким образом, офицер с помощью кафедры боевого применения радиотехнических средств Высших специальных офицерских классов Военно-Морского Флота переходит на новый качественный уровень, где на первый план выходят организаторские способности и навыки.
Можно с уверенностью сказать, что кафедра боевого применения радиотехнических средств, являясь частью одного из старейших военно-морских учебных заведений страны — Высших специальных офицерских классов ВМФ с его славной 150‑летней историей, боевыми, педагогическими и научными традициями, на протяжении 67 лет готовит для Радиотехнической службы ВМФ офицерские кадры тактического звена.
Грамотный профессорско-педагогический состав кафедры, современная учебно-материальная база, тесное взаимодействие и сотрудничество с флотами, военными и гражданскими вузами страны, НИИ, предприятиями промышленности позволяет успешно реализовывать в образовательном процессе со слушателями передовые достижения науки, высшей военной школы и боевой подготовки флотов.
Сегодня функционирование всех военно-морских учебных заведений и учебных центров в едином нормативно-правовом и учебно-методическом пространстве Российской Федерации, а также с единой целью позволяет осуществлять качественную и непрерывную подготовку специалистов радиотехнического вооружения ВМФ. При этом кафедра боевого применения радиотехнических средств играет значимую роль связующего звена в карьере офицера Радиотехнической службы ВМФ между офицером-исполнителем и офицером-организатором (управленцем).
Авторы:
Кирилл Котляров, капитан 2 ранга кандидат технических наук, доцент кафедры 105 Военный институт (дополнительного профессионального образования) Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия»
Кирилл Крюков, капитан 2 ранга, старший офицер группы военного образования Главного командования ВМФ