Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 2 (70) за 2024 г.
Виталий Бычков, Роман Долужков
От уровня боевой подготовки военнослужащих береговой части технической ракетной базы (ТРБ) зависит исход боевых действий. Сформированная личность военнослужащего ВМФ как высококлассного профессионала ратного труда и воина-патриота является огромной силой в современной войне.
Введение
Боевая подготовка (БП) — это целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава (л/с), а также подготовки командования и штабов, корабельных сил Военно-Морского Флота (кораблей, корабельных групп, частей и соединений) к ведению боевых действий (БД) и выполнению боевых (учебно-боевых) задач в соответствии с их предназначением. Особенно это важно сегодня, в непростой международной обстановке, характеризующейся проявлением агрессивных действий со стороны США и их сателлитов в разных уголках земного шара. Развязывание палестино-израильского конфликта в секторе Газа, бомбовые удары США и Великобритании по хуситам в Республике Йемен, ракетные атаки Ирана по базам в Ираке и Сирии, напряженность вокруг Тайваня, проведение политики двойных стандартов и навязывание США системы однополярного мира с ведением санкционной политики и идеологической войны против инакомыслящих стран, осуществление Россией демилитаризации и денацификации Украины с проведением специальной военной операции (СВО) — все эти факты требуют усиления внимания государства к совершенствованию обороноспособности страны. И в первую очередь, речь идет о поддержании боевой готовности (БГ) Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) на высоком боеспособном уровне.
Боевая подготовка на технической ракетной базе ВМФ включает в себя не только воинское обучение (для получения общих и профессиональных знаний), но и воспитание воина, в духовном облике которого патриотизм играет важную роль. Поэтому воинское обучение и воспитание на ТРБ представляет собой целенаправленный, организованный и систематизированный процесс воздействия должностных лиц (всех категорий) на сознание, волю и чувства военнослужащих (в/сл), особенно контрактного звена воинской части (в/ч).
Формирование у военнослужащих высоких военно-профессиональных качеств (ВПК) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специальной деятельности на ТРБ, проводится в системе боевой подготовки (СБП) на платформе воспитания чувства преданности своему народу и любви к Родине. Отметим, что главной особенностью российского патриотизма является его духовная наполненность. Ему присущ глубоко осознанный, народный характер, высокая ответственность за судьбу России, ее надежную защиту. Вместе с тем, русское отчизнолюбие отличают следующие особенности: державность, что предопределяет наличие у россиян чувства национальной гордости за свою великую Родину и защиту своего Отечества, высокую ответственность за судьбы мира, в том числе, за осуществление миротворчества как в ближнем, так и в дальнем зарубежье, твердость и жесткость, когда речь идет о защите государственных интересов и территорий, отсутствие пассивности, безразличия и созерцательности в отношении расовой дискриминации, всеобъемлющий интернациональный характер патриотизма.
Широко известно, что верноподданнические чувства заложены у россиян на уровне подсознания, или, как сегодня говорят, на уровне менталитета. Многовековая история нашего Отечества свидетельствует о патриотизме и отчизнолюбии, проявляющихся в складе ума, психологии, мироощущении, мировосприятии. Поэтому патриотизм и интернационализм россиян — есть историческая необходимость. С веками верноподданность (отечественность) становилась составной частью нашего духовного менталитета, а патриотическая идея имеет глубинные корни в истории Российского государства, так как российский народ вынужден был постоянно вести борьбу за свою государственную и национальную независимость и территориальность.
Говоря о составляющих — воинском обучении и воспитании, особенно людей в погонах, отметим, что процесс боевой подготовки военнослужащих нацелен на трансформацию не только специалиста ТРБ, но и гражданина-патриота своей Родины. Важное место патриотизм занимает в современных условиях — крайне сложной международной обстановке.
Обоснование подходов в боевой подготовке ТРБ
Боевая подготовка в воинских частях ВМФ планируется, организуется и проводится в соответствии с требованиями общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ, приказов и директив Министерства обороны РФ, главнокомандующего Военно-Морского Флота, регламентирующих ее содержание, указаний и рекомендаций Главного управления по работе с личным составом ВС РФ, концептуальных положений других нормативных документов.
Под процессом боевой подготовки понимают возможности различных воздействий (условий, факторов, средств, методов, приемов, форм, путей, способов и др.), которые, будучи приведенными в действие и реализованными непосредственно в воинском обучении и воспитании военнослужащих, обеспечивают достижение поставленной цели, в том числе, решения конкретных задач БП для получения необходимого фактического результата. Воинское обучение и воспитание воинов ТРБ основывается на общих подходах, влияющих на выработку профессионализма и формирование мировоззрения л/с. Среди направлений боевой подготовки в/сл ТРБ ВМФ определим следующие: военно-профессиональное; гражданственно-патриотическое; государственно-правовое; духовно-нравственное; умственно-специальное; общественно-трудовое; этически-эстетическое; ресурсно-экологическое, которые представлены на рисунке 1.
Очевидно, что воспитание у контрактников чувств патриотизма (гражданственности) в системе боевой подготовки личного состава на ракетной базе занимает не последнее место и должно основываться на современных технологиях, направленных на достижение целей военно-профессионального обучения и морально-политического воспитания воинов на базе определенных структурных звеньев, формирующих боевой потенциал технической ракетной базы ВМФ. В процессе формирования боевого потенциала технической ракетной базы целесообразно выделить наиболее важные структурные звенья: виды деятельности, субъекты воздействия, условия жизнедеятельности и «инструментарий» воздействий (рис. 2).
С учетом предложенных структурных звеньев сформулируем основные пути, используемые на ТРБ для формирования боевого потенциала (в том числе, и морально-психологического) береговой части.
- Повышение роли командиров (всех звеньев, особенно непосредственного уровня управления) в обеспечении высокой эффективности воинского обучения (его элемента — специальной подготовки) и процесса воспитания военнослужащих в подразделениях ТРБ.
- Обеспечение и реализация важного основополагающего принципа единства воинского обучения и воспитания воинов ТРБ в СБП.
- Повышение эффективности и результативности воинского обучения и воспитания личного состава ТРБ. Совершенствование ее структурных звеньев с оптимизацией функциональности в организационном, содержательном и методическом направлениях в общей системе БП.ç
- Оптимизация процесса воспитания военнослужащих ракетной части непосредственными командирами (всех уровней) — в часы воспитательной работы с личным составом и во внеслужебное время.
Принципы системы БП для формирования личности воина
Как и всякий процесс, боевая подготовка является закономерным, а не стихийным явлением, которым можно и нужно управлять, осуществлять его целенаправленно и грамотно. Следовательно, организацию воинского обучения на ТРБ необходимо проводить во взаимодействии с принципами воспитания, основными из них являются: целеустремленность воспитания в ратной деятельности; индивидуальный и дифференцированный подход; воспитание в коллективе и через коллектив. Вместе с тем, это опора на положительный опыт в воспитании; сочетание требовательности командиров к подчиненным с уважением их личного достоинства и заботой о них; комплексный подход во всех сферах служебной деятельности; принцип оптимизации ратного труда в целом.
К сожалению, анализ практики БП в воинских (береговых) частях показывает, что не все офицеры подразделений (некоторые командиры с небольшим опытом службы) руководствуются в своей деятельности требованиями основополагающих принципов. Поэтому личные качества каждого начальника должны соответствовать требуемому уровню. При этом одной из важных задач является формирование и совершенствование у офицеров ТРБ (всех категорий) культуры общения с подчиненными (педагогической культуры), умение работать с ними. Ведь командиры всех рангов на ТРБ непосредственно обеспечивают реализацию воспитательных функций в воинском обучении как элементе боевой подготовки. И свою деятельность начальники должны осуществлять на основе педагогических законов, включающих: единство воинского обучения и воспитания; моделирование деятельности, способствующей выработке необходимых знаний и качеств у в/сл; совершенствование специальной и морально-психологической подготовки л/с ТРБ ВМФ.
Одним из путей повышения боевого потенциала ТРБ, его методического и развивающего вектора, является реализация задач воинского обучения и воспитания контрактников в процессе специальной подготовки. Специальная подготовка личного состава проводится в соответствии с эксплуатационной документацией на комплекс вооружения и должна быть направлена на поддержание данного комплекса в исправном состоянии, в назначенной степени готовности. Специальная подготовка военнослужащих определяется: объемом, содержанием, порядком и последовательностью обучения личного состава, обслуживающего боевые посты вооружения и военной техники (ВВТ), в соответствии с боевыми и повседневными расписаниями ТРБ, а также правилами оценки подготовленности каждого военнослужащего расчета боевого поста ВВТ.
Именно специальная подготовка как составляющий элемент играет большую роль в боевой подготовке военнослужащих. Она призвана решать основные задачи педагогического характера, во‑первых, в выработке у личного состав профессиональных знаний и волевых качеств, во‑вторых, в деле воспитания специалистов на платформе патриотизма с формированием уверенности воинов в высоких боевых возможностях отечественного оружия, в целом ВВТ.
Для решения первой задачи в ходе занятий по специальности при проведении частных, одиночных и групповых тренировок (учений) целесообразно применять определенные методы. При изучении боевых свойств ракетного оружия (РО) активно использовать опыт боевого применения его в вооруженных конфликтах (локальных войнах) современности, например, в специальной военной операции на Украине, в Сирийской Арабской Республике, в арабо-израильском конфликте, а также в ходе других войн. При изучении устройства, конструкции, эксплуатации и основ проектирования систем ракетного комплекса (РК) акцентировать надо внимание на том, что они являются результатом деятельности целого ряда российских специалистов науки, производства. Отмечать то, что надежность российского высокоточного оружия (ВТО) неоднократно проверяется, прежде чем оно принимается на вооружение (например, комплекс «Циркон»).
Решение второй задачи должно предусматривать использование таких методических приемов, как: ссылки на передачи телевидения (в основном, информационные), посвященные показу БД в военных конфликтах, производству изделий РО на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК), проведению международных форумов и всероссийских выставок, представление примеров конкретного использования образцов ВТО в различных войнах, обеспечивших эффективное решение поставленных боевых (учебно-боевых) задач, проявление российскими воинами героизма и самоотверженности.
При изучении тем специальной подготовки решаются задачи воспитательного характера (в совокупности). При проведении каждого занятия или тренировки (учения), несомненно, предпочтение отдается формированию у обучаемого л/с навыков (умений) и боевых качеств в их практической отработке как военных высококлассных профессионалов. Поэтому специальная подготовка военнослужащих ТРБ призвана решать следующие задачи:
- поддержание комплекса вооружения в исправном состоянии и установленной степени боевой готовности;ç
- обслуживание комплекса ракетного вооружения (РВ) в строгом соответствии с действующими техническими, боевыми (руководящими) и эксплуатационными документами;
- предупреждение возникновения нештатных и аварийных ситуаций с комплексами ВВТ, выработка у личного состава навыков борьбы за живучесть оружия и технических средств на ТРБ;
- отработка организации взаимодействия расчетов боевых постов (командных пунктов) при проведении различных работ с РВ;
- совершенствование знаний по специальности, практических навыков и подготовка личного состава к сдаче экзаменов на классность, исходя из объема требований, предъявляемых к классным специалистам ТРБ.
Возможности военно-профессиональной подготовки военнослужащих при изучении различных тем на занятиях по специальности подтверждают вывод о том, что именно специальной подготовке принадлежит главная роль в формировании у воинов широкого диапазона технических знаний, умений и качеств.
Генерирующей силой в реализации воинского обучения и воспитания военнослужащих ТРБ являются офицеры, которые обеспечивают эффективность боевой подготовки. Командиры должны изучать закономерности и противоречия воинского обучения и воспитания л/с, далее учитывать их для правильной организации и осуществления данного процесса на ТРБ. В становлении ракетного специалиста ТРБ и приобретение профессиональных компетенций начальникам отводится ведущая роль, поскольку именно офицеры призваны формировать у воинов технические знания, способность к технологической (творческой) деятельности, применению соответствующих типовых и функциональных умений (навыков) при эксплуатации ракетного вооружения. Это обусловлено особенностью изучения на занятиях по специальной подготовке образцов современного вооружения. В ходе воинского обучения формируется не только грамотный воин-профессионал, но и личность, осознающая всю полноту общественной значимости своей деятельности в современных условиях. На занятиях по специальности патриотический подход моделируется с учетом мировоззренческого вектора специальной подготовки, которая согласуется и реализуется на базе современных информационных технологий.
Благодаря этому у контрактников войсковой части на каждом этапе воинского обучения формируется точное осознание достигнутого уровня компетенций, их практических умений (навыков), необходимых при выполнении обязанностей на ТРБ. Процесс саморазвития военнослужащих при изучении специальности предполагает постановку и реализацию мировоззренческих целей, определяющих их отношение к воинскому обучению, военно-профессиональной деятельности. Вместе с этим происходит развитие способности не только к выбору цели, но и к своей служебной деятельности. Следовательно, для более эффективного становления воина как гражданина-патриота командиру необходимо осуществлять целевое управление согласованным взаимоотношением системы БП и самовоспитания (в социальном пространстве ТРБ). Раскроем современные подходы в приобретении опыта управления саморазвитием и становлением военнослужащих как патриотов (граждан) страны в процессе боевой подготовки на ТРБ.
- Осмысление целей системы БП в ракетной части и становления военных специалистов как субъектов профессионального, гражданского, интеллектуального и патриотического саморазвития.
- Разработка технологий достижения целей с созданием моделей спрогнозированных для военнослужащих отношений между ними, взаимодействия с окружающими условиями, позитивного отношения к своей служебной деятельности на ТРБ, к самому себе.
- Понимание факта и условий необходимости синхронности, интегрирования и взаимодействия системы воинского обучения и воспитания, основанных на единстве целей и технологий их достижения.
- Анализ и оценка полученных результатов с осуществлением корреляционной связи по степени достижения целей, взаимосвязанных процессов на технической ракетной базе ВМФ.
Современная обстановка диктует и новые требования к формированию личности военнослужащего ТРБ, и это, безусловно: профессиональная грамотность, физическая и моральная подготовленность воинов, которые дополняются общекультурным развитием, способностью творчески мыслить и хорошо ориентироваться в общественных процессах. Поэтому при формировании и реализации боевого потенциала воинской части одним из основных качеств контрактников является патриотизм, хотя приоритетными целями воинского обучения и воспитания на береговой базе являются формирование воина как военного профессионала с трансформацией его в высоконравственную личность гражданина-патриота. Следовательно, достижение цели ориентировано на всесторонний и комплексный подход в становлении военнослужащих.
Во избежание ошибок при решении воспитательных задач данная работа организуется на основе положений Приказа Министра обороны РФ № 404 от 22 июля 2019 года «Об организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации». Приказ определяет военно-политическую работу в ВС РФ как комплекс согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту и времени мероприятий военно-политической пропаганды и агитации, культурно-досуговых, психологических и иных мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня морального и психологического состояния личного состава, правопорядка и воинской дисциплины, формирование у военнослужащих морально-политических и психологических качеств, сплоченных воинских коллективов, обеспечивающих выполнение задач по предназначению, в любых условиях. При этом формирование и развитие российского патриотизма у военнослужащих (совершенствование патриотической деятельности на ТРБ) должно основываться на следующих подходах:
- актуализация вопроса патриотического воспитания военнослужащих ТРБ ВМФ на современном этапе;
- активизация патриотического вектора во всех направлениях боевой подготовки, включая специальную подготовку в войсковых частях ВМФ;
- изучение учебных курсов по истории Отечества, российской науки и техники применительно к ракетной специальности;
- воспитание не только гордости за Российское государство и его свершения, но и готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и стране, выполнению обязанностей на ТРБ по защите Отечества;
- увековечивание памяти воинов, погибших при защите Родины;
- использование результатов патриотического воспитания в практической деятельности военнослужащих воинской части;
- изучение государственной символики Российской Федерации и порядка ее официального использования;
- освоение, анализ и обобщение передового опыта других береговых частей в области патриотического воспитания, для его внедрения в практику воспитательной работы на ТРБ;
- разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности воина-патриота России.
Вместе с тем в формате патриотического воспитания воинов учитываются творческая активность, неравнодушный подход к проведению дней воинской славы и памятных дат России, участие в информационно-пропагандистских акциях. Такие встречи развивают коммуникативные (социальные) навыки, способность утвердиться в выборе профессии и любви к своей Родине. Среди подходов в формировании творческого начала в личности воина ТРБ важно использовать и различные формы культурно-досуговой работы.
Результаты исследования
Таким образом, на основе современных подходов в боевой подготовке военнослужащие ТРБ становятся субъектами (своего развития и саморазвития) профессиональной, интеллектуальной, духовно-нравственной и патриотической сфер. Формирование личности специалиста ТРБ происходит во взаимодействии и интеграции систем воинского обучения и воспитания личного состава воинской части.
Данные подходы позволяют экстраполировать боевую подготовку в функциональность служебной деятельности личного состава ТРБ с устойчивой нравственной позицией и воспитательным потенциалом. Приобретение военнослужащими опыта становления как субъектами саморазвития воинского обучения и воспитания позволяет применять его для самоуправления с формированием гражданственности (патриотизма) в единой системе боевой подготовки на ТРБ. Поэтому в своей деятельности офицерам (всех категорий) технической ракетной базы ВМФ для совершенствования процесса воинского обучения и воспитания личного состава целесообразно использовать следующие подходы.
- Осмысление и установление субъектных (служебно-боевых, материально-бытовых, культурно-досуговых, социально-гуманистических, гражданственно-патриотических) отношений в единой системе боевой подготовки на береговой ракетной базе.
- Приобретение и анализ опыта установления результата в воинском обучении профессии и формировании боевого, духовно-нравственного, гражданственно-патриотического потенциалов для достижения поставленных целей.
- Овладение технологиями достижения целей, преобразованных на рабочем уровне как в системе воинского обучения и воспитания, так и в боевой и повседневной служебной деятельности военнослужащих ТРБ.
- Определение целей профессионального, духовно-нравственного, интеллектуального, патриотического и гражданственного саморазвития л/с.
- Овладение механизмами совершенствования СБП, управления синхронным взаимодействием с другими системами в организационном пространстве технической ракетной базы Военно-Морского Флота.
Достижение цели системы боевой подготовки предусматривает уровни составляющих морально-политического и патриотического воспитания личного состава ТРБ. При этом важную роль играют: информационный, мотивационный и оперативный аспекты для формирования личности военнослужащего ВМФ. Совершенствование духовного пространства береговой части позволяет воинам осмыслить позицию созидания, которая лежат в основе организуемых отношений в СБП. При управлении саморазвитием интеллекта контрактников (по уровням усвоения) следует гармонично формировать отношение как к саморазвитию, так и к окружающему миру (внешним условиям). Представленные виды деятельности позволяют субъектам СБП понять сущность целевого взаимодействия процессов воинского обучения и воспитания на ТРБ.
Выводы
Боевая подготовка военнослужащих ТРБ ВМФ подразумевает неразделимое осуществление процессов обучения и воспитания воинов-патриотов для формирования у личного состава воинской части профессионализма в обеспечении сил Военно-Морского Флота ракетным вооружением на основе патриотизма, с выбором нравственных целей и средств их реализации.
Решение основных задач специальной подготовки личного состава как составляющего элемента боевой подготовки на ТРБ должно осуществляться на принципах патриотического воспитания военнослужащих воинской части.
В ходе овладения профессиональными знаниями и умениями необходимо использовать механизм оценки результата боевой подготовки воина ТРБ в процессе выполнения им служебных обязанностей как специалиста и гражданина.
Представленные рекомендации, по вопросам формирования и развития личности воина-патриота России призваны воспитать военнослужащих технической ракетной базы ВМФ как:
- беспредельно преданных Родине, воинскому долгу;
- смелых, стойких, решительных, инициативных ратников, умеющих в самой сложной обстановке владеть собой и показывать пример мужества и бесстрашия перед врагом;
- свято чтущих вековые традиции русских воинов, отлично знающих ратное дело, свою специальность и профессию, постоянно стремящихся к их совершенствованию;
- постоянно повышающих требовательность к себе и подчиненным, способных проявлять при этом заботу о них, с настойчивостью и чувством полной ответственности неукоснительно выполняющих уставы Вооруженных Сил РФ и приказы командиров.
Результаты исследования, собственный педагогический опыт авторов статьи позволяют подтвердить целесообразность использования системного подхода в боевой подготовке (обучении и воспитании) военнослужащих ТРБ как субъектов становления профессионалов и патриотов Отечества.
Авторы:
Виталий Бычков, капитан 1 ранга в запасе, преподаватель кафедры Морского подводного вооружения подводных лодок, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, Военный институт (военно-морской) Военный учебный научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия», Санкт-Петербург, Россия
Роман Долужков, капитан 2 ранга, начальник отдела организации научной работы, Военный институт (военно-морской) Военный учебный научный центр Военно-морского флота «Военно-морская академия», Санкт-Петербург, Россия