Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 5 (67) за 2023 г.

Александр Скрипник, военый летчик

Продолжение. Читать - Часть 1

На вертолете сохранили дублирование управления, что позволяет гораздо легче переучивать летный состав. Например, для переучивания пилотов на Ми‑28Н с одним управлением летчиков вначале переучивают на Ми‑24 и только после этого они вылетают на Ми‑28Н. Кроме того двой­ное управление повышает живучесть и боеспособность экипажа, ведь в случае выхода из строя командира экипажа управление и боевое применение может осуществлять летчик-­оператор.
Существенно изменилось бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) вертолета. Естественно, оно стало цифровым и адаптированным для полетов с применением систем ночного видения. Очки ночного видения позволяют распознавать объекты при освещении от 5×10–4 люкс. Рабочий диапазон длины волн ночных очков составляет от 640 до 900 нм.
Кабина командира экипажа практически сохранила свой привычный вид. В общем, добавились два МФИ, один из которых заменил абсолютно бесполезный картографический планшет, в который летчики вместо карты вставляли листки с более важной информацией, например, фотографию или памятку по особым случаям.
Изменился цвет подсветки приборной диски и арматуры кабины с красного на зеленый. Это необходимо для использования приборов ночного видения. Летчику, который до этого летал на Ми‑24, потребуются считанные минуты, чтобы освоиться в обновленной кабине.
Кабина оператора претерпела более серьезные изменения — она стала «чище». Это связано с тем, что серьезно изменилось оборудование наблюдения и целеуказания. Вместо привычной на Ми‑24 «бороды» с оптической аппаратурой «Радуга-­Ш» установлена гиростабилизированная, оптико-­электронная станция ГОЭС‑324, которая работает в тепло- и телевизионном режимах, имеет лазерный дальномер и пеленгатор. Станция входит в обзорно-­прицельную систему ОПС‑24Н и позволяет не только осуществлять наведение оружия, но и осуществлять пилотирование в сложных условиях днем и ночью с посадкой на необорудованные площадки.
МФИ оператора, расположенный на месте предназначенной для управления пулеметом прицельной станции КПС‑53АВ, передает полный спектр необходимой прицельной и пилотажной информации. Рядом с ним, по центру, находится джойстик системы управляемого ракетного оружия. Теперь для работы с ПТУР оператору не надо нагибаться и поворачиваться вправо, что затрудняло работу с ПТУР при маневрировании вертолета.
Ми‑35М может применять противотанковые ракеты с радиокомандной системой управления «Штурм-­В» или «Атака-­М», которые подвешиваются на крайние пилоны крыльев пакетом по 4 ракеты. В итоге Ми‑35М может взять на борт до 8 ПТУР против 4 на Ми‑24, а при применении съемной пусковой установки АПУ‑8\4У количество ПТУР удваивается.
Двухствольная поворотная пушка ГШ‑23 калибра 23 мм представляет собой более эффективное оружие, чем четырехствольный пулемет ЯкБ‑12,7 установленный на Ми‑24В, и более точное, нежели неподвижная пушка ГШ‑30К на Ми‑24П. Остальное вооружение: НАР, бомбы и УПК — полностью идентичны Ми‑24 и Ми‑28Н.
Защищенность вертолета тоже серьезно изменилась. В дополнение к мощному бронированию кабин и важных узлов, а также наличию привычных по Ми‑24 экранно-­выхлопных устройств (ЭВУ или «уши») добавился реально не имеющий аналогов в мире бортовкой комплекс обороны Л‑370 «Витебск». Система обороны автоматически обнаруживает пуск ракеты и осуществляет постановку пассивных помех — отстрел ложных тепловых целей (ЛТЦ) и дипольных отражателей (ДО), что мешает наведению ракеты в инфракрасном и радио диапазонах. Также БКО применят активную защиту в этих диапазонах, что приводит к критическому нарушению работы систем самонаведения ракет и их уход на уже поставленные ложные цели.
Л‑370 «Витебск» может работать в автоматическом режиме без участия оператора, лишь информируя о ракурсе и характере угрозы — пуске ракет, радиолокационном или лазерном облучении, с идентификацией лазерных средств наведения по типу и дальности, а также о принятых мерах противодействия и об оставшихся возможностях защиты.
В составвертолетного комплекса Л‑370 «Витебск» входят:

  • система управления;
  • ультрафиолетовые пеленгаторы пуска ракет;
  • аппаратура обнаружения лазерного облучения;
  • станции оптико-­электронного подавления противника (СОЭП);
  • устройства постановки пассивных помех (ЛТЦ и ДО).

В результате модернизации мы имеем вертолет, по боевым возможностям полностью соответствующий самым современным требованиям боя, высокой степенью унификации систем узлов и агрегатов как с предыдущими, так и новейшими российскими вертолетами. Но зачем нам вертолет с несколько устаревшей конструкцией? Ведь в строю уже есть более современные Ми‑28Н «Ночной охотник» и Ка‑52 «Аллигатор».
Стоимость — важный козырь этой машины. Гораздо дешевле провести глубокую модернизацию, нежели создать новый вертолет, тем более, когда модернизированная машина практически не уступает своему более современному собрату. К этому факту стоит добавить более низкую стоимость жизненного цикла, легкость переучивания летно-­технического персонала и высокую унификацию узлов и агрегатов с Ми‑24 и Ми‑28. В полевых условиях это очень важно.
Не менее важно это и при продаже вертолета на экспорт, ведь в мире есть много стран, которые уже имеют опыт эксплуатации советских и российских вертолетов. А опыт — это существующая материально-­техническая база, подготовленный летный и технический персонал. Все это повышает экспортные возможности Ми‑35М.
Однако сейчас не до поставок боевого ударного вертолета на внешние рынки. В Ми‑35М нуждается наша армейская авиация, которая сейчас неустанно и эффективно работает на поле боя, где непрерывные боевые вылеты и экстремальная эксплуатация закаляет не только наших летчиков и техников, но и технику с которой они громят врага.

 

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru