Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 5 (67) за 2023 г.
Александр Скрипник, военый летчик
Продолжение. Читать - Часть 1
На вертолете сохранили дублирование управления, что позволяет гораздо легче переучивать летный состав. Например, для переучивания пилотов на Ми‑28Н с одним управлением летчиков вначале переучивают на Ми‑24 и только после этого они вылетают на Ми‑28Н. Кроме того двойное управление повышает живучесть и боеспособность экипажа, ведь в случае выхода из строя командира экипажа управление и боевое применение может осуществлять летчик-оператор.
Существенно изменилось бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) вертолета. Естественно, оно стало цифровым и адаптированным для полетов с применением систем ночного видения. Очки ночного видения позволяют распознавать объекты при освещении от 5×10–4 люкс. Рабочий диапазон длины волн ночных очков составляет от 640 до 900 нм.
Кабина командира экипажа практически сохранила свой привычный вид. В общем, добавились два МФИ, один из которых заменил абсолютно бесполезный картографический планшет, в который летчики вместо карты вставляли листки с более важной информацией, например, фотографию или памятку по особым случаям.
Изменился цвет подсветки приборной диски и арматуры кабины с красного на зеленый. Это необходимо для использования приборов ночного видения. Летчику, который до этого летал на Ми‑24, потребуются считанные минуты, чтобы освоиться в обновленной кабине.
Кабина оператора претерпела более серьезные изменения — она стала «чище». Это связано с тем, что серьезно изменилось оборудование наблюдения и целеуказания. Вместо привычной на Ми‑24 «бороды» с оптической аппаратурой «Радуга-Ш» установлена гиростабилизированная, оптико-электронная станция ГОЭС‑324, которая работает в тепло- и телевизионном режимах, имеет лазерный дальномер и пеленгатор. Станция входит в обзорно-прицельную систему ОПС‑24Н и позволяет не только осуществлять наведение оружия, но и осуществлять пилотирование в сложных условиях днем и ночью с посадкой на необорудованные площадки.
МФИ оператора, расположенный на месте предназначенной для управления пулеметом прицельной станции КПС‑53АВ, передает полный спектр необходимой прицельной и пилотажной информации. Рядом с ним, по центру, находится джойстик системы управляемого ракетного оружия. Теперь для работы с ПТУР оператору не надо нагибаться и поворачиваться вправо, что затрудняло работу с ПТУР при маневрировании вертолета.
Ми‑35М может применять противотанковые ракеты с радиокомандной системой управления «Штурм-В» или «Атака-М», которые подвешиваются на крайние пилоны крыльев пакетом по 4 ракеты. В итоге Ми‑35М может взять на борт до 8 ПТУР против 4 на Ми‑24, а при применении съемной пусковой установки АПУ‑8\4У количество ПТУР удваивается.
Двухствольная поворотная пушка ГШ‑23 калибра 23 мм представляет собой более эффективное оружие, чем четырехствольный пулемет ЯкБ‑12,7 установленный на Ми‑24В, и более точное, нежели неподвижная пушка ГШ‑30К на Ми‑24П. Остальное вооружение: НАР, бомбы и УПК — полностью идентичны Ми‑24 и Ми‑28Н.
Защищенность вертолета тоже серьезно изменилась. В дополнение к мощному бронированию кабин и важных узлов, а также наличию привычных по Ми‑24 экранно-выхлопных устройств (ЭВУ или «уши») добавился реально не имеющий аналогов в мире бортовкой комплекс обороны Л‑370 «Витебск». Система обороны автоматически обнаруживает пуск ракеты и осуществляет постановку пассивных помех — отстрел ложных тепловых целей (ЛТЦ) и дипольных отражателей (ДО), что мешает наведению ракеты в инфракрасном и радио диапазонах. Также БКО применят активную защиту в этих диапазонах, что приводит к критическому нарушению работы систем самонаведения ракет и их уход на уже поставленные ложные цели.
Л‑370 «Витебск» может работать в автоматическом режиме без участия оператора, лишь информируя о ракурсе и характере угрозы — пуске ракет, радиолокационном или лазерном облучении, с идентификацией лазерных средств наведения по типу и дальности, а также о принятых мерах противодействия и об оставшихся возможностях защиты.
В составвертолетного комплекса Л‑370 «Витебск» входят:
- система управления;
- ультрафиолетовые пеленгаторы пуска ракет;
- аппаратура обнаружения лазерного облучения;
- станции оптико-электронного подавления противника (СОЭП);
- устройства постановки пассивных помех (ЛТЦ и ДО).
В результате модернизации мы имеем вертолет, по боевым возможностям полностью соответствующий самым современным требованиям боя, высокой степенью унификации систем узлов и агрегатов как с предыдущими, так и новейшими российскими вертолетами. Но зачем нам вертолет с несколько устаревшей конструкцией? Ведь в строю уже есть более современные Ми‑28Н «Ночной охотник» и Ка‑52 «Аллигатор».
Стоимость — важный козырь этой машины. Гораздо дешевле провести глубокую модернизацию, нежели создать новый вертолет, тем более, когда модернизированная машина практически не уступает своему более современному собрату. К этому факту стоит добавить более низкую стоимость жизненного цикла, легкость переучивания летно-технического персонала и высокую унификацию узлов и агрегатов с Ми‑24 и Ми‑28. В полевых условиях это очень важно.
Не менее важно это и при продаже вертолета на экспорт, ведь в мире есть много стран, которые уже имеют опыт эксплуатации советских и российских вертолетов. А опыт — это существующая материально-техническая база, подготовленный летный и технический персонал. Все это повышает экспортные возможности Ми‑35М.
Однако сейчас не до поставок боевого ударного вертолета на внешние рынки. В Ми‑35М нуждается наша армейская авиация, которая сейчас неустанно и эффективно работает на поле боя, где непрерывные боевые вылеты и экстремальная эксплуатация закаляет не только наших летчиков и техников, но и технику с которой они громят врага.