Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 5 (67) за 2023 г.
Александр Скрипник, военный летчик
Модернизированный вертолет огневой поддержки Ми‑35М
Впервые легендарные «двадцатьчетверки», а по-простому «крокодилы», показали свои зубы 40 лет назад в Афганистане. Машина оказалась настолько удачной и популярной, что в 90‑х годах прошлого века было решено не списывать ее в утиль, а дать ей новую жизнь. Теперь мы имеем самый востребованный за рубежом (он состоит на вооружении 11 стран) российский вертолет огневой поддержки Ми‑35М, или Ми‑24ВМ. Выпускается вертолет с 2005 года на предприятии «Роствертол». Проверенные временем и огнем старые добрые «Крокодилы», только с новыми «зубами», сегодня воюют в зоне СВО.
Серьезная доработка Ми‑24 позволила обновленному вертолету смело «влететь» в XXI век. Модернизация коснулась многих систем и агрегатов боевой машины, при этом была сохранена общая архитектура вертолета.
Военный летчик, кандидат технических наук, подполковник Вячеслав Полуяхтов, придает этому обстоятельству особое значение. Он считает, что за счет этого существенно облегчается переподготовка летно-технического персонала и обслуживание вертолета. Можно сохранить большую часть оснастки и наземного оборудования, а это позволяет существенно сэкономить на стоимости жизненного цикла. Вместе с невысокой стоимостью эксплуатации заказчик получает боевой вертолет, полностью соответствующий современным требованиям боя.
«Несущая система на Ми‑35М полностью перешла от более современного Ми‑28Н “Ночной охотник”. Это не только повысило эффективность винтов, но и снизило общую звуковую заметность вертолета до 20%», — считает Вячеслав Полуяхтов. — А это достаточно важно. Практически каждый, кто слышал звук приближающегося вертолета, не мог определить, с какого направления подходит винтокрылая машина. Несколько секунд — и вертолет пролетает над головой. На поле боя эти секунды могут иметь решающее значение для выживания машины и ее экипажа».
К неоспоримым достоинствам машины можно также отнести ее новые композитные лопасти, стреловидные законцовки которых отодвигают волновой кризис на наступающих лопастях при максимальных скоростях полета. Это значительно уменьшает аэродинамическое сопротивление, увеличивает скорость полета и снижает уровень шума. По сравнению с обычным трехлопастным винтом на Ми‑24, Х-образный рулевой винт модернизированной машины дает больший запас по путевому управлению, особенно при сильном боковом ветре, и поднимает общую энерговооруженность вертолета.
Композитная лопасть имеет не один лонжерон (силовой элемент), как классическая, а несколько. Таким образом, существенно усиливается жесткость конструкции. При попадании пули композит ведет себя по-другому, нежели алюминий на старых лопастях. В новой лопасти остается аккуратное отверстие, которое практически не мешает работе тогда как в старой алюминиевой вокруг отверстия образуются трещины. Они имеют свойство быстро развиваться, приводя лопасти и весь несущий винт к выходу из строя. Да и эксплуатация композитов в условиях сильной запыленности (в Сирии) показала их преимущество перед алюминием.
«Кроме винтов, Ми‑35М получил от Ми‑28Н более совершенный автомат перекоса и прогрессивную титановую втулку с эластомерными шарнирами. Все эти изменения позволили повысить устойчивость несущей системы Ми‑35М к боевым повреждениям, снизить эксплуатационные издержки и повысить ресурс», — подчеркивает подполковник В. Полуяхтов.
Значительно улучшили высотные характеристики Ми‑35М установленные на них новые мощные двигатели ВК‑2500. Использование современных жаропрочных материалов позволило увеличить температуру газов перед турбиной компрессора и свободной турбиной. Все это вкупе с новым усиленным диском первой ступени компрессора и электронной системой управления топливной автоматики позволило повысить частоту вращения турбокомпрессора. В результате выросла мощность и «высотность» двигателя. По данным АО «ОДК-Климов», статический потолок вертолета увеличился на 25 %, а скороподъемность — до 50 %. С такими двигателями Ми‑35М приобретают дополнительные возможности при эксплуатации в высокогорных районах и районах с жарким климатом. Вспомним, что Ми‑24 с высотными двигателями ТВ3–117В достаточно чувствителен к большой температуре воздуха и высоте площадки.
По поводу укороченных крыльев вертолета мнения расходятся, хотя положительных отзывов все же зафиксировано больше. К однозначным плюсам можно отнести меньшее лобовое сопротивление и более удобную подвеску вооружения. Пилоны новых крыльев оборудованы системой крепления и подъема груза. Это сильно облегчает подвеску вооружения, особенно в полевых условиях, и, конечно, сокращает время на подготовку машины к боевому вылету. Также более короткие крылья снижают массу машины.
Существует мнение, что короткие крылья хуже разгружают несущий винт в полете и тем самым снижают летные характеристики вертолета. Это правда, но частичная. На Ми‑24 крылья разгружают несущий винт до 23 %, а на Ми‑35 — до 15 %. Но эти показатели справедливы для максимальных скоростей полета. Если учесть, что в реальной жизни вертолет довольно редко набирает скорость 300 км/ч, то из соотношения факторов преимущественным было выбрано снижение массы и лобового сопротивления.
К недостаткам коротких крыльев можно отнести изменение центровки и некоторое ухудшение устойчивости вертолета в полете. Хотя такое мнение летчиков не носит массовый характер и его вполне можно отнести к субъективному.
Шасси вертолета сделали неубирающимся, и связано это с уменьшением веса, а не с повышением безопасности полета на малых высотах. Часто упоминается, что неубирающиеся шасси могут серьезно смягчить аварийную посадку при полете на предельно малой высоте. Но поверьте, при посадке с ходу, с пробегом по неровному полю на режиме авторотации и при скорости за полторы сотни км/ч шасси не особо помогут. Ведь такая экстренная посадка может понадобиться только в случае отказа двух двигателей или полного отказа гидросистемы.