Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 1 (63) за 2023 г.

Григорий Никоноров, Игорь Родионов

Защита или нападение в эпоху гибридной войны

В современном обществе носителем духовных ценностей становится человек, неразрывно связанный с информационной средой, которая формирует индивидуальное и общественное сознание. Информационная среда служит ареной столкновения духовных ценностей традиционных обществ и цивилизаций в процессе геополитического противоборства.

Национальные ценности в информационную эпоху являются объектом защиты от внутренних и внешних угроз. Поэтому рассматривать состояние общественного сознания вне анализа процессов, происходящих в информационной среде, невозможно.
Шантаж геополитических противников в политической, экономической и военной сферах в первую очередь направлен на общественное сознание.
Противостояние западного мира и России носит глубинный — мировоззренческий (цивилизационный) характер. В периоды войн оно принимает форму вооруженной борьбы, а в период мирного сосуществования — негативного информационного воздействия. Прогресс информационных технологий и формирование постинформационного общества позволяют говорить о таком массированном информационном воздействии на геополитических противников, как информационная война в рамках гибридной войны.
Информационная война — это планомерное информационное воздействие на всю инфокоммуникационную систему противника и нейтральных государств с целью формирования благоприятной глобальной информационной среды для проведения политических и геополитических акций, обеспечивающих максимальный контроль над пространством и ресурсами противника.
Задача информационной войны — выведение из строя технических систем государственного и военного управления и оказание деструктивного информационного воздействия на индивидуальное и общественное сознание с целью дезорганизации и разрушения социума государства-противника.
Целью деструктивного информационного воздействия является ослабление совокупного потенциала общества, что влечет снижение всех видов безопасности (в том числе военной).
Субъектами деструктивного воздействия служат США и страны Европейского союза, являющиеся союзниками США по НАТО.
Координирующим центром информационной войны до 1999 г. являлось Информационное агентство Соединенных Штатов (USIA), сотрудничавшее с ЦРУ и АНБ США. В России объектами особого внимания агентства являлись интеллигенция и молодежь. С 1999 г. вещательные функции были переданы Совету управляющих по вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors, BBG) — независимому федеральному агентству, которое определяет политику международного вещания США; а информационные функции — в Государственный департамент США, в Управление международных информационных программ (Office of International Information Programs, OIIP). По мнению экспертов, из вновь сформированных структур именно интеллигенция и молодежь составляют те «выборочные группы», которые способны в дальнейшем повлиять на развитие внутриполитических процессов в России.
Стратегия негативного информационного воздействия разрабатывалась с начала холодной войны, еще во времена Аллена Даллеса. При Рональде Рейгане была создана специальная группа планирования психологической войны во главе с помощником президента по национальной безопасности и в составе государственного секретаря США, директора ЦРУ, министра обороны, директора информационного агентства США (USIA), представителей ФБР, Пентагона и других высокопоставленных чиновников. С момента своего создания USIA распространяло информацию только на зарубежную аудиторию, так как американский Конгресс законодательно запретил оказывать информационное воздействие на территории США. В начале 1980-х гг. была начата реализация мегапроекта «Истина», который позже трансформировался в глобальную пропагандистскую программу «Демократия», в рамках которой осуществлялось 44 частных проекта по «конкретным проблемам».
Непосредственными проводниками информационного воздействия выступают подконтрольные BBG и OIIP СМИ. Контроль над ними осуществляется через их многоканальные связи с информационными агентствами, рекламодателями, пресс-синдикатами, сетевыми структурами, агентствами по связям с общественностью. Большая часть всей информации монополизирована двумя крупнейшими информагентствами — медиакомпанией News World Communications, наследницей United Press International (UPI) и Associates Press (AP).
Потребителями их услуг являются представители массмедиа из 180 стран мира.
Объем передаваемой информации составляет более 70 миллионов слов в день (на английском, французском, испанском и арабском языках). На американской территории осуществляют свою деятельность более трехсот пресс-синдикатов (крупнейшие: New York News Syndicate, Unated Feature, King Features, Newspaper Enterprise Association, Chicago Tribune, J. Walter Thompson), услугами которых пользуется подавляющая часть ежедневных и еженедельных газет.
Все военные конфликты, развязанные США в последние десятилетия, начинались с предварительного мощного информационного давления на страны-жертвы и разрушения их национальных систем информационной безопасности.
Цензурированию, редактированию и фильтрации подвергались абсолютно все высказывания руководства России, стремившегося донести правду о событиях в Югославии, на Кавказе, в Белоруссии и на Украине. Современная западная цензура, аппарат контрпропаганды и службы информационно-психологической войны стран НАТО сегодня осуществляют беспрецедентную стратегию (причем отрицая факт цензуры и публично заявляя о «свободе прессы», «гласности», «праве на информацию» и т. д. и т. п.). Через систему акционирования СМИ, через многочисленные некоммерческие организации, социальные сети вплоть до начала специальной военной операции на Украине осуществлялась попытка контроля над информацией непосредственно на территории России.
В мае 2005 года в Пентагоне была сформирована специальная группа с целью подавить активность противника (любых несогласных с политикой и идеологией англосаксов) в социальных сетях. Результатом реализации «пилотного проекта» военной хакерской группы стало создание кибервойск как отдельного рода вооруженных сил сначала в США, а затем в других странах НАТО.
Аналитический центр США — Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA) в 2015 году разработал программу ведения информационной войны против геополитических конкурентов «Программа — 2015», включающую в себя несколько подпрограмм.
Смена администрации США в 2017 г. и истерия накануне президентских выборов в в 2020 г., которые связывают с вмешательством России во внутренне дела этой страны, а также информационная повестка после начала проведения Россией специальной операции на Украине являются подтверждением действия этой программы.
В Великобритании создано военное подразделение из двух тысяч человек, которое специализируется на ведении психологической войны в социальных сетях, в частности, в Facebook* и Twitter*. Его задачей является сопровождение войн в социальных сетях с помощью применения тактики психологической атаки. Подобное подразделение «Бригада 77» в британских вооруженных силах появилось еще в 2015 г. и базируется в Беркшире. Такие подразделения кибервойск имеются во многих армиях мира.
Неслучайно в ЦРУ для работы на «киберфронте» был учрежден новый Директорат по цифровым инновациям, который отвечает за отслеживание достижений в области кибертехнологий и использование их в деятельности агентства. Это подразделение имеет равный статус с другими управлениями, которые существовали в течение многих лет. До сегодняшнего дня в ЦРУ перехватом и мониторингом информации занималось преимущественно Агентство национальной безопасности (АНБ).
BBG и OIIP, ЦРУ, специализированные войсковые подразделения осуществляют контроль над социальными процессами как в своем социуме, так и пытаются воздействовать на социальную сферу предполагаемого геополитического противника — Россию, Китай и КНДР. В принятой в 2017 г. Стратегии национальной безопасности США Россия 14 раз упоминается в качестве главного противника. А во Временном стратегическом руководстве по национальной безопасности США (принятом в 2021 г., спустя всего два месяца после прихода к власти администрации Байдена) Россия позиционируется как страна, «которая стремится усилить свое глобальное влияние и играет разрушительную роль на мировой арене». Приняты и реализуются долгосрочные программы деструктивного информационного воздействия на общественное сознание российского социума.
Стратегия национальной безопасности США констатирует, что политика сдерживания России теперь будет вестись открыто и еще более ожесточенно, вне зависимости от политических перемен внутри США. Независимо от того, представитель какой политической партии контролирует Белый дом (Трамп или Байден), осуществляется комплекс мероприятий на безусловное доминирование США в мире. Согласно Стратегии, США готовы вести превентивные войны (против стран, нападение со стороны которых они сочтут возможным).
Бывший президент США Барак Обама одобрил размещение кибероружия в российской инфраструктуре. Тогда же американским спецслужбам было поручено найти слабые места в российской инфраструктуре. Поручение 44-го президента США содержалось в неопубликованной части пакета санкций против России. Подготовленная программа предусматривала внедрение в важные российские инфраструктурные сети неких «имплантов», разработанных Агентством национальной безопасности США. Решение о развертывании программы принял бывший президент США Дональд Трамп, однако и без его одобрения спецслужбы могли продолжить ее разработку. А президент США Байден после неудачной попытки «договориться по-хорошему» с Президентом Российской Федерации Путиным в Женеве (относительно сферы влияния США в мире), открыто перешел к стратегии затягивания конфликта на Украине с целью ослабить Россию.
США реализуют в российских соцсетях видеопроект Footage vs Footage («Съемка против съемки»). Цель видеопроекта — дискредитация «российской телевизионной пропаганды». Одновременно на канале YouTube* и сайте Rus2Web создаются условия для работы российских оппозиционных журналистов и блогеров.
По данным издания, BBG за период 2017–2022 гг. значительно расширило сотрудничество радиостанции «Голос Америки»** с российскими СМИ, в частности, с каналом РБК-ТВ, месячный охват которого составляет порядка 22,4 миллиона человек по России, среди них 5,4 миллиона человек по Москве.
Исходя из этого можно сделать вывод, что и холодная война (в результате которой СССР потерпел поражение без единого выстрела), и многочисленные смены политических режимов на постсоветских территориях, а также последняя попытка государственного переворота в Республике Беларусь и Казахстане были следствием умело организованного информационного воздействия.
Наиболее эффективно информационное воздействие осуществляется в сфере культуры. В этой сфере традиционно происходит соперничество духовных ценностей, составляющих базис индивидуального и общественного сознания людей. В результате создается определенный тип материально-практических отношений в обществе (духовные ценности детерминируют экономическую систему, а та, в свою очередь, — политический режим).
Чтобы победить в этой беспрецедентной по масштабам, привлекаемым силам и средствам информационной войне, необходимо:

  • построить системы информационной защиты территории страны и социума;
  • разработать комплекс мероприятий по профилактике части пораженной структуры управления;
  • провести комплекс мероприятий политического и экономического плана по выведению российского общества из крайне нестабильного состояния.

Без проведения широких социальных реформ в интересах подавляющей части российского общества действия по созданию системы внешней и внутренней защиты от деструктивного информационного воздействия на российский социум не имеют смысла.
В связи с этим необходимо выполнение следующих задач:

  • проведение мониторинга информации, поступающей по всем информационным каналам на территорию страны;
  • нейтрализация вредоносной информации (не соответствующей национальным ценностям в духовной сфере и способствующей дезинтеграции государственного и военного управления);
  • создание мощной структуры трансляции информации, имеющей подрывной характер, на территорию и информационное пространство геополитического противника.

Совершенно очевидно, что в эпоху гибридных войн, неотъемлемой частью которых являются войны информационные, остро назрела необходимость разработать теорию обеспечения безопасности сферы общественного сознания российского социума и проведения комплекса мероприятий по ее защите.
Основная проблема России в информационной области — отсутствие единого органа для эффективного ведения информационного противоборства. 


* Признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ

** Признано иностранным агентом

Авторы:
Григорий Никоноров, кандидат философских наук, доцент
Игорь Родионов, кандидат технических наук

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru