Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 1 (63) за 2023 г.
Григорий Никоноров, Игорь Родионов
Защита или нападение в эпоху гибридной войны
В современном обществе носителем духовных ценностей становится человек, неразрывно связанный с информационной средой, которая формирует индивидуальное и общественное сознание. Информационная среда служит ареной столкновения духовных ценностей традиционных обществ и цивилизаций в процессе геополитического противоборства.
Национальные ценности в информационную эпоху являются объектом защиты от внутренних и внешних угроз. Поэтому рассматривать состояние общественного сознания вне анализа процессов, происходящих в информационной среде, невозможно.
Шантаж геополитических противников в политической, экономической и военной сферах в первую очередь направлен на общественное сознание.
Противостояние западного мира и России носит глубинный — мировоззренческий (цивилизационный) характер. В периоды войн оно принимает форму вооруженной борьбы, а в период мирного сосуществования — негативного информационного воздействия. Прогресс информационных технологий и формирование постинформационного общества позволяют говорить о таком массированном информационном воздействии на геополитических противников, как информационная война в рамках гибридной войны.
Информационная война — это планомерное информационное воздействие на всю инфокоммуникационную систему противника и нейтральных государств с целью формирования благоприятной глобальной информационной среды для проведения политических и геополитических акций, обеспечивающих максимальный контроль над пространством и ресурсами противника.
Задача информационной войны — выведение из строя технических систем государственного и военного управления и оказание деструктивного информационного воздействия на индивидуальное и общественное сознание с целью дезорганизации и разрушения социума государства-противника.
Целью деструктивного информационного воздействия является ослабление совокупного потенциала общества, что влечет снижение всех видов безопасности (в том числе военной).
Субъектами деструктивного воздействия служат США и страны Европейского союза, являющиеся союзниками США по НАТО.
Координирующим центром информационной войны до 1999 г. являлось Информационное агентство Соединенных Штатов (USIA), сотрудничавшее с ЦРУ и АНБ США. В России объектами особого внимания агентства являлись интеллигенция и молодежь. С 1999 г. вещательные функции были переданы Совету управляющих по вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors, BBG) — независимому федеральному агентству, которое определяет политику международного вещания США; а информационные функции — в Государственный департамент США, в Управление международных информационных программ (Office of International Information Programs, OIIP). По мнению экспертов, из вновь сформированных структур именно интеллигенция и молодежь составляют те «выборочные группы», которые способны в дальнейшем повлиять на развитие внутриполитических процессов в России.
Стратегия негативного информационного воздействия разрабатывалась с начала холодной войны, еще во времена Аллена Даллеса. При Рональде Рейгане была создана специальная группа планирования психологической войны во главе с помощником президента по национальной безопасности и в составе государственного секретаря США, директора ЦРУ, министра обороны, директора информационного агентства США (USIA), представителей ФБР, Пентагона и других высокопоставленных чиновников. С момента своего создания USIA распространяло информацию только на зарубежную аудиторию, так как американский Конгресс законодательно запретил оказывать информационное воздействие на территории США. В начале 1980-х гг. была начата реализация мегапроекта «Истина», который позже трансформировался в глобальную пропагандистскую программу «Демократия», в рамках которой осуществлялось 44 частных проекта по «конкретным проблемам».
Непосредственными проводниками информационного воздействия выступают подконтрольные BBG и OIIP СМИ. Контроль над ними осуществляется через их многоканальные связи с информационными агентствами, рекламодателями, пресс-синдикатами, сетевыми структурами, агентствами по связям с общественностью. Большая часть всей информации монополизирована двумя крупнейшими информагентствами — медиакомпанией News World Communications, наследницей United Press International (UPI) и Associates Press (AP).
Потребителями их услуг являются представители массмедиа из 180 стран мира.
Объем передаваемой информации составляет более 70 миллионов слов в день (на английском, французском, испанском и арабском языках). На американской территории осуществляют свою деятельность более трехсот пресс-синдикатов (крупнейшие: New York News Syndicate, Unated Feature, King Features, Newspaper Enterprise Association, Chicago Tribune, J. Walter Thompson), услугами которых пользуется подавляющая часть ежедневных и еженедельных газет.
Все военные конфликты, развязанные США в последние десятилетия, начинались с предварительного мощного информационного давления на страны-жертвы и разрушения их национальных систем информационной безопасности.
Цензурированию, редактированию и фильтрации подвергались абсолютно все высказывания руководства России, стремившегося донести правду о событиях в Югославии, на Кавказе, в Белоруссии и на Украине. Современная западная цензура, аппарат контрпропаганды и службы информационно-психологической войны стран НАТО сегодня осуществляют беспрецедентную стратегию (причем отрицая факт цензуры и публично заявляя о «свободе прессы», «гласности», «праве на информацию» и т. д. и т. п.). Через систему акционирования СМИ, через многочисленные некоммерческие организации, социальные сети вплоть до начала специальной военной операции на Украине осуществлялась попытка контроля над информацией непосредственно на территории России.
В мае 2005 года в Пентагоне была сформирована специальная группа с целью подавить активность противника (любых несогласных с политикой и идеологией англосаксов) в социальных сетях. Результатом реализации «пилотного проекта» военной хакерской группы стало создание кибервойск как отдельного рода вооруженных сил сначала в США, а затем в других странах НАТО.
Аналитический центр США — Агентство передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA) в 2015 году разработал программу ведения информационной войны против геополитических конкурентов «Программа — 2015», включающую в себя несколько подпрограмм.
Смена администрации США в 2017 г. и истерия накануне президентских выборов в в 2020 г., которые связывают с вмешательством России во внутренне дела этой страны, а также информационная повестка после начала проведения Россией специальной операции на Украине являются подтверждением действия этой программы.
В Великобритании создано военное подразделение из двух тысяч человек, которое специализируется на ведении психологической войны в социальных сетях, в частности, в Facebook* и Twitter*. Его задачей является сопровождение войн в социальных сетях с помощью применения тактики психологической атаки. Подобное подразделение «Бригада 77» в британских вооруженных силах появилось еще в 2015 г. и базируется в Беркшире. Такие подразделения кибервойск имеются во многих армиях мира.
Неслучайно в ЦРУ для работы на «киберфронте» был учрежден новый Директорат по цифровым инновациям, который отвечает за отслеживание достижений в области кибертехнологий и использование их в деятельности агентства. Это подразделение имеет равный статус с другими управлениями, которые существовали в течение многих лет. До сегодняшнего дня в ЦРУ перехватом и мониторингом информации занималось преимущественно Агентство национальной безопасности (АНБ).
BBG и OIIP, ЦРУ, специализированные войсковые подразделения осуществляют контроль над социальными процессами как в своем социуме, так и пытаются воздействовать на социальную сферу предполагаемого геополитического противника — Россию, Китай и КНДР. В принятой в 2017 г. Стратегии национальной безопасности США Россия 14 раз упоминается в качестве главного противника. А во Временном стратегическом руководстве по национальной безопасности США (принятом в 2021 г., спустя всего два месяца после прихода к власти администрации Байдена) Россия позиционируется как страна, «которая стремится усилить свое глобальное влияние и играет разрушительную роль на мировой арене». Приняты и реализуются долгосрочные программы деструктивного информационного воздействия на общественное сознание российского социума.
Стратегия национальной безопасности США констатирует, что политика сдерживания России теперь будет вестись открыто и еще более ожесточенно, вне зависимости от политических перемен внутри США. Независимо от того, представитель какой политической партии контролирует Белый дом (Трамп или Байден), осуществляется комплекс мероприятий на безусловное доминирование США в мире. Согласно Стратегии, США готовы вести превентивные войны (против стран, нападение со стороны которых они сочтут возможным).
Бывший президент США Барак Обама одобрил размещение кибероружия в российской инфраструктуре. Тогда же американским спецслужбам было поручено найти слабые места в российской инфраструктуре. Поручение 44-го президента США содержалось в неопубликованной части пакета санкций против России. Подготовленная программа предусматривала внедрение в важные российские инфраструктурные сети неких «имплантов», разработанных Агентством национальной безопасности США. Решение о развертывании программы принял бывший президент США Дональд Трамп, однако и без его одобрения спецслужбы могли продолжить ее разработку. А президент США Байден после неудачной попытки «договориться по-хорошему» с Президентом Российской Федерации Путиным в Женеве (относительно сферы влияния США в мире), открыто перешел к стратегии затягивания конфликта на Украине с целью ослабить Россию.
США реализуют в российских соцсетях видеопроект Footage vs Footage («Съемка против съемки»). Цель видеопроекта — дискредитация «российской телевизионной пропаганды». Одновременно на канале YouTube* и сайте Rus2Web создаются условия для работы российских оппозиционных журналистов и блогеров.
По данным издания, BBG за период 2017–2022 гг. значительно расширило сотрудничество радиостанции «Голос Америки»** с российскими СМИ, в частности, с каналом РБК-ТВ, месячный охват которого составляет порядка 22,4 миллиона человек по России, среди них 5,4 миллиона человек по Москве.
Исходя из этого можно сделать вывод, что и холодная война (в результате которой СССР потерпел поражение без единого выстрела), и многочисленные смены политических режимов на постсоветских территориях, а также последняя попытка государственного переворота в Республике Беларусь и Казахстане были следствием умело организованного информационного воздействия.
Наиболее эффективно информационное воздействие осуществляется в сфере культуры. В этой сфере традиционно происходит соперничество духовных ценностей, составляющих базис индивидуального и общественного сознания людей. В результате создается определенный тип материально-практических отношений в обществе (духовные ценности детерминируют экономическую систему, а та, в свою очередь, — политический режим).
Чтобы победить в этой беспрецедентной по масштабам, привлекаемым силам и средствам информационной войне, необходимо:
- построить системы информационной защиты территории страны и социума;
- разработать комплекс мероприятий по профилактике части пораженной структуры управления;
- провести комплекс мероприятий политического и экономического плана по выведению российского общества из крайне нестабильного состояния.
Без проведения широких социальных реформ в интересах подавляющей части российского общества действия по созданию системы внешней и внутренней защиты от деструктивного информационного воздействия на российский социум не имеют смысла.
В связи с этим необходимо выполнение следующих задач:
- проведение мониторинга информации, поступающей по всем информационным каналам на территорию страны;
- нейтрализация вредоносной информации (не соответствующей национальным ценностям в духовной сфере и способствующей дезинтеграции государственного и военного управления);
- создание мощной структуры трансляции информации, имеющей подрывной характер, на территорию и информационное пространство геополитического противника.
Совершенно очевидно, что в эпоху гибридных войн, неотъемлемой частью которых являются войны информационные, остро назрела необходимость разработать теорию обеспечения безопасности сферы общественного сознания российского социума и проведения комплекса мероприятий по ее защите.
Основная проблема России в информационной области — отсутствие единого органа для эффективного ведения информационного противоборства.
* Признаны экстремистскими и запрещены на территории РФ
** Признано иностранным агентом
Авторы:
Григорий Никоноров, кандидат философских наук, доцент
Игорь Родионов, кандидат технических наук