Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 1 (63) за 2023 г.
Евгений Лосев, Александр Лосев
Вызовы и угрозы России
В начале XXI века во всем мире резко возрос интерес к Арктическому региону. Вопросами его освоения занимаются не только пять «официальных» арктических стран — Россия, США, Канада, Норвегия и Дания, но и другие государства, территория которых не граничит непосредственно с Арктикой (Китай, Япония, Южная Корея, Индия). Пристальное внимание этому региону уделяют и ряд международных организаций, которые ранее не участвовали в арктических процессах (НАТО и ЕС).
Арктический регион обладает огромными природными запасами, имеющими общемировое значение: углеводородами, редкоземельными металлами, биологическими ресурсами и пр. Северный морской путь (СМП) и Северо-западный проход (СЗП) контролируется Канадой, представляют собой важные транспортные артерии не только для России и Канады, но и для других стран.
Общеизвестно, что арктические ледники стремительно тают, но мало кто догадывается, как это отразилось на наших северных регионах. В мае 2020 года в енисейском городе Дудинка произошел самый ранний ледоход за всю историю наблюдений. Обычно вскрытие реки здесь проходит в середине июня, в этот раз оно началось на месяц раньше. Это значит, что совсем скоро будет доступен Северный морской путь, который сократит используемые ныне маршруты из Европы в Азию. Доставлять товары из Китая или Японии в Европу по нему в два раза быстрее, чем через Суэцкий канал.
В настоящее время возрастает интерес к организации и развитию кроссполярных перелетов, особенно между Северной Америкой и Азией. Наконец, Арктика влияет на состояние окружающей среды во всем мире, на климат в географически удаленных регионах и уровень Мирового океана. Неслучайно в мировой публицистической и научной литературе появились утверждения о том, что мы живем в «век Арктики» и будущее всего человечества зависит от этого региона.
В настоящее время сложилось пять «кругов» соперничества и сотрудничества в Арктике.
Во-первых, в борьбе за ресурсы Крайнего Севера участвуют государства, граничащие с Арктикой, — Россия, США, Канада, Дания, Норвегия. Эти страны, имеющие побережье на Северном Ледовитом океане (СЛО), обладают преимущественными правами на разработку ресурсов Арктики. США, сохраняя мировое лидерство, строят свою арктическую политику, основанную на односторонних действиях и игнорировании тех международных институтов, которые им полностью неподконтрольны.
Сегодня США как никогда ранее заинтересована в Арктике. Вашингтон видит, как много ресурсов, в том числе и военных, Россия тратит на Арктику. Пентагон заявляет: США готовы к битве с Россией за Арктику.
Во-вторых, это приарктические государства, которые, не имея прямого выхода к СЛО, находятся в непосредственной близости к Полярному кругу (Исландия) или обладают территорией в Заполярье (Швеция и Финляндия). На этом основании их включили в Арктический совет (АС) и Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР).
В-третьих, это международные организации западных стран (НАТО, Евросоюз, организации стран Северной Европы), которые с недавних пор также активно включились в арктические дела.
В-четвертых, ООН и ее специализированные учреждения — Комиссия по границам континентального шельфа (КГКШ), Программа по охране окружающей среды (ПООС), Международная морская организация (ММО), ЮНЕСКО и другие организации стараются «стоять над схваткой» и действовать в Арктике в интересах всего мирового сообщества, а также служить арбитром в спорах между арктическими «игроками».
Вдобавок к указанным четырем стремительно возникает еще один — пятый «круг» сотрудничества-соперничества вокруг Арктики, а именно, неарктические государства (прежде всего, страны Восточной Азии, а также ряд европейских государств). Это неизбежно приводит к обострению экономических и политических противоречий в регионе, поскольку правовой режим Арктики в ряде случаев не позволяет однозначно провести разграничительные линии даже между «официальными» арктическими державами. Неарктические государства не имеют прав на освоение природных ресурсов в исключительных экономических зонах (ИЭЗ) прибрежных стран и разработку арктического шельфа в пределах национальной юрисдикции полярной «пятерки», поскольку не имеют прямого выхода к СЛО. Поэтому они объективно заинтересованы в пересмотре уже сложившихся правовых норм и сфер влияния, а также «интернационализации» региона (особенно его морских транспортных маршрутов и центральной части СЛО, находящейся за пределами национальной юрисдикции прибрежных стран).
Для России этот вопрос далеко не праздный, поскольку в соответствии с арктической стратегией Российской Федерации этот регион в ближайшей перспективе должен стать ее основной ресурсной базой.
Знаковым событием стала первая постсоветская арктическая стратегия под названием «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденная в сентябре 2008 года. Документ из 6 страниц впервые четко обозначил российские национальные интересы в регионе: превращение Арктики в стратегическую ресурсную базу страны, преобразование СМП в единую национальную транспортную артерию и создание в регионе зоны мира и международного сотрудничества.
Стратегическая задача в области безопасности была определена как «поддержание необходимого уровня боеспособности войск (сил) общего назначения», усиление Береговой охраны Федеральной службы безопасности (ФСБ) и пограничного контроля в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ), установление технического контроля над проливами и устьями рек вдоль всего СМП.
Формированиям Российских Вооруженных Сил, расположенным в Арктической зоне РФ (АЗРФ) и организованным под единым командованием, — Арктической группировке сил (АГС), было поручено не только защищать территорию, но и охранять российские экономические интересы в регионе. Эта мера потребовала увеличения возможностей Северного флота, который является важнейшим инструментом обеспечения российских суверенных прав на Крайнем Севере, включая защиту экономических интересов.
20 февраля 2013 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин одобрил Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, которая предполагала решение многочисленных арктических проблем и обеспечение устойчивого развития региона в целом. Среди них — намерение российского руководства юридически определить границы российского континентального шельфа в СЛО и подготовить новую заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа (КГКШ).
В принятой в 2022 году Морской доктрине были развернуты и уточнены военные задачи страны в этом регионе мира:
- обеспечение благоприятного оперативного режима для российских войск, размещенных в АЗРФ, для адекватного противодействия военным рискам и угрозам национальной безопасности России;
- проведение военных учений арктической группировкой сил для повышения ее боевой готовности в целях защиты российских интересов в экономической зоне и сдерживания потенциальных угроз и агрессии против страны;
- совершенствование структуры и состава АГС, обеспечение ее современным оружием и надлежащей инфраструктурой;
- совершенствование системы контроля за воздушным и морским пространствами;
- завершение гидрографических работ по уточнению границ территориальных вод и континентального шельфа Российской Федерации.
Сегодня Российские ледокольные гиганты ходят в обе стороны по Северному морскому пути. «Арктика» — самый современный, мощный и крупный ледокол в мире. Его длина 173 метра, это полтора футбольных поля, а высота его в 20-этажный дом. Этот гигант приводится в движение двухреакторной энергетической установкой мощностью в 175 мегаватт.
Все, что связано с Заполярьем, Россия тщательно охраняет. Ведь большая часть Арктики прилегает именно к нашим границам, а 18% сухопутной территории России — это Арктика. В этой зоне находятся все Северные регионы страны, где живет больше двух миллионов человек. Сейчас Северный морской путь находится под контролем России, но страны НАТО уверены, что его нужно передать под международную юрисдикцию. Вероятно, следует ожидать, что в самое ближайшее время не только США, но и Канада заявит о своей готовности воевать с Россией за часть Арктики.
Чем же сможет ответить наша страна?
В ближайшие годы Россия получит еще четыре ледокольных гиганта, которые сделают Северный морской путь самым безопасным и быстрым.
У России недавно появились арктические военные базы по всему арктическому побережью, способные в условиях очень низких температур обеспечить защиту, при необходимости наносить ракетные удары по морским и береговым компонентам противника и эффективно отражать удары средств воздушного нападения в Арктике. Но самое удивительное это то, что появились и боевые ледоколы, вооруженные самым современным оружием.
Для этого конструкторам судостроительной компании «Адмиралтейские верфи» необходимо было решить достаточно широкий спектр технологических вопросов, учитывающих климатические проблемы Арктики.
В первую очередь, плавание ледокольного судна и его технических систем в условиях паковых льдов и очень низких температур практически на протяжении всего года.
Во-вторых, надежность систем вооружения в условиях не только низких температур, но и повышенной ветровой нагрузки, вибрации и тряски при преодолении ледовых полей с толщиной льда до 1,7 метра и более.
В-третьих, высокая удельная соленость морской воды, повышенная влажность, быстро формирующих коррозию корпуса. Необходимо было создать специальные противокоррозионные материалы и многие другие технологии для арктических условий плавания.
Например, корпус судна и его основные конструкции выполнены не только по новой технологии, способной преодолевать ледовые поля, но и использованы металлы специальных сплавов, прошедших апробацию в арктических условиях.
Военная база «Арктический трилистник» является настоящим архитектурным чудом в Арктике
Сейчас в строю находится пограничный сторожевой корабль 1-го ранга ледокольного класса «Полярная звезда» проекта 22100 «Океан», еще два находятся в процессе строительства. Они могут эксплуатироваться в условиях Крайнего Севера и оснащаются ракетно-артиллерийским вооружением.
Большой интерес вызвало сообщение о спуске на воду головного патрульного корабля 23550 «Арктика» для нужд Минобороны РФ под названием «Иван Папанин». В серии их будет всего два, второй будет носить имя «Николай Зубов». По своим размерам корабли относятся к классу эсминцев и приспособлены к несению службы как в арктических условиях, так и в тропиках.
В области движения — главная энергетическая установка корабля построена на основе четырех дизель-генераторов 28–9ДГ на базе 10Д49 «Коломенский завод» с мощностью по 3,5 МВт. Энергетическая установка способна реализовать концепцию единой электроэнергетической системы (ЕЭЭС) с системой электродвижения (СЭД). Гребная установка с электрическим приводом и гребными винтами фиксированного шага обеспечивает не только собственный ход судна во всех режимах эксплуатации, но и высокую маневренность, что в условиях Арктики является актуальным.
На ходу они будут способны ломать лед толщиной в 1 метр, но кораблям покорится и преграда толщиной в 1,7 метра.
Вооружение состоит из носовой 76-мм артиллерийской пушки АК-176МА, а также вертолета Ка-27. Судно несет на борту два скоростных противодиверсионных катера «Раптор» и катер на воздушной подушке. Допускается возможность установки восьми крылатых ракет «Калибр».
В действительности, это многоцелевые современные корабли. Их задача состоит в патрулировании Северного морского пути. При необходимости «Папанин» и «Зубов» смогут остановить нарушителя и взять на буксир. Помогут они и судам, терпящим бедствие. Благодаря специализированному оборудованию оба корабля смогут выполнять функции сторожевиков, присматривая за арктическими водами.
27 ноября 2019 года на «Адмиралтейских верфях» в присутствии президента Владимира Путина был заложен второй серийный корабль проекта 23550, получивший имя «Николай Зубов» в честь выдающегося советского океанолога и полярного исследователя, контр-адмирала Николая Зубова. В соответствии с государственной программой Министерства обороны Российской Федерации корабли этого проекта будут охранять интересы России в Арктике.
Кроме этого, 12 декабря 2018 г. прошла церемония закладки первого ледокола пр. 21180М, получившего имя «Евпатий Коловрат». 20 ноября 2020 г. готовый корпус вывели из эллинга для последующей достройки. По завершении испытаний в 2023 г. головной ледокол нового типа войдет в состав ВМФ. Ему предстоит служить в составе Тихоокеанского флота, а базой станет Петропавловск-Камчатский.
Согласно планам, после завершения работ по «Евпатию Коловрату» состоится закладка второго ледокола этого типа. Его планируют достроить и передать флоту до 2027 г., т. е. до конца действующей Госпрограммы вооружений. Точные сроки закладки и спуска на воду, а также имя судна пока не объявлялись. Сообщается, что второй ледокол передадут Северному флоту.
Новые суда типа 21180М как самостоятельно, так и вместе с другими ледоколами разных проектов смогут обеспечивать деятельность военно-морских баз и осуществлять проводку кораблей флота в морях Арктики. При этом речь идет о собственных ледоколах ВМФ, что сокращает зависимость от других структур, располагающих подобным флотом.
Два основных оперативно-стратегических объединения ВМФ, Северный и Тихоокеанский флоты, постоянно сталкивающиеся с проблемой льда, испытывают потребность в усилении ледокольного флота. Меры в этом направлении принимаются и должны дать в самое ближайшее время положительные результаты.
Подводя итог арктической политики государств, эксперты Центра стратегических оценок и прогнозов выделяют ряд неоднозначных и потенциально опасных трендов в риторике приарктических стран.
Во-первых, это тема глобального изменения климата и роль в нем полярных регионов. «Изменение климата и роль в нем Арктики является почти беспроигрышной темой, когда необходимо решать вопрос о доступе к структурам управления в регионе», — поясняют эксперты.
Во-вторых, вытекающий из первой темы вопрос экологической безопасности в регионе. «Экология сегодня позволяет принимать наиболее радикальные шаги в случае, если необходимо защитить или продвинуть собственные интересы», — говорится в исследовании. Основная цель такой деятельности — добиться принятия жестких стандартов, допускающих эксплуатацию в Арктике только судов, созданных с использованием специальных «зеленых» технологий, которыми располагает ограниченное количество стран региона. Это позволяет решать вопросы конкуренции достаточно эффективно, уверены эксперты.
В-третьих, вопрос об обеспечении международного доступа к эксплуатации Севморпути. Это означает грядущую необходимость разделять интересы арктических государств (главным образом России и Канады) и остального международного сообщества.
В-четвертых, обеспечение сохранности экосистем коренных народов Севера. Этот аспект условен, хотя и чрезвычайно важен, считают аналитики, поскольку затрагивает интересы людей и позволяет привлечь к обсуждению дипломатов в борьбе с нарушениями прав человека.
И в‑пятых, вопрос международного права в Арктическом регионе. Согласно исследованию, модернизация международного права в Арктическом регионе позволяет эффективно продвигать интересы государств, владеющих основным ресурсом, позволяющим влиять на формирование новых структур и отношений в области международного права. Это, прежде всего, выгодно США, а также Великобритании. Вопрос защиты собственных интересов в данном случае будет решаться путем международного давления на страну.
Сегодня Правительство РФ и МО РФ готовы активно отстаивать национальные интересы страны и предпринимают меры военно-политического и технического характера, способные снизить возникающие вызовы и угрозы в Российской Арктике.
Авторы:
Евгений Лосев, доктор военных наук, профессор Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова»
Александр Лосев, кандидат военных наук, Санкт-Петербургский государственный университет.