От автора: «Изначально материал был посвящен американской коммуникационной системе Starlink и её военному применению, но в процессе написания стало понятно, что нельзя рассказывать о творении без истории его творца и идеолога. Поэтому первая часть будет посвящена именно Илону Маску и его непростому жизненному пути.»

 

Илон Маск — одиозная личность. Это не предприниматель с классической, чиновничьей точки зрения. Он скорее хиппи от бизнеса и науки — может ляпнуть несуразное, прилюдно выкурить травки, сам пишет в свой Twitter и, самое главное, — сам читает комментарии, а несколько дней назад просто взял и купил его за $44 млрд. Он инженер, он талантливый и реально эффективный менеджер, способный одним словом сдвигать финансовый и технологический рынок. Ум, хитрость, прозорливость, постановка действительно глобальных задач — это всё про него. Конечно, сейчас разговор не про мистера Маска, а про одно из его детищ — спутниковую систему передачи информации Starlink, но чтобы всё понять, необходимо немного истории. Кстати, нельзя исключать, что спустя пару лет он продаст Twitter эдак за $100 млрд и профинансирует на эти деньги полёт на Марс.

Who are you, mr. Musk?

Илон Рив Маск родился 28 июня 1971 года в Претории (Южная Африка) в семье канадской модели Мэй Халдеман и инженера-электромеханика Эррола Маска, кроме него, в семье ещё были младшие сестра Тоска и брат Кимбал.

Детство у Илона было сложное — в школе умных не очень любят, поэтому сверстники над ним издевались, били. Позже родители развелись, добавив негатива к его и так не простой жизни. В этом юном возрасте он очень много читал. Среди книг была и фантастика, и серьёзная, научная литература. Научившись программированию, юный Илон на своём домашнем ПК разработал первую программу — ей стала космическая аркада Blastar. За её продажу юный Маск выручил $500, которые немедленно вложил в акции растущей фарм компании. Вообще дети много работали, чтобы помочь отцу, с которым они остались после развода родителей.

Возможно, тогда, под влиянием среды, по его словам, к Илону приходит решение, что его миссия — это спасение человечества. Кстати, очень хорошая идея, ведь не многие ставят перед собой такую жизненную задачу. В этот период благодаря гражданству матери он тоже получает канадское гражданство, и в возрасте 17 лет переезжает на Северо-Американский континент, где ему тоже приходится тяжело трудиться, но он не забывает про своё самое главное увлечение — учиться и создавать.

В 18 лет Маск поступает в колледж Онтарио (Канада), а после неудачной стажировки в банке переводится в университет Пенсильвании (США). В 1994 года Илон получает в бизнес-школе Уортона при Пенсильванском университете первые научные степени по экономике и физике.

Однако, поступив на аспирантуру в Стэнфорде, он на второй день бросает учебу и начинает творить.

Первый StartUp

Свой первый проект Zip2 Илон Маск создаёт в 1995 году совместно с братом Кимбелом. С деньгами им помог отец, выделив $28 тыс. Через 4 года выручка от продажи компании составит $22 млн. В 1999 году Маск запускает следующий проект — онлайн-банк X.com . Тогда это было новое и очень перспективное направление, но на нём уже была жёсткая конкуренция за клиента. В 2000 году после слияние Х.com c основным конкурентом банковской системой Confinity происходит основание PayPal — знаменитой международной компании, специализирующейся на электронных финансовых переводах. Позже, в 2002 году за продажу PayPal интернет-аукциону eBay Маск получает $180 млн.

В мае 2002 года предприниматель основывает свой третий бизнес — ракетостроительную компанию SpaceX, а в 2004 году инвестирует средства в Tesla, в итоге получая контроль над слабой и малоперспективной, на первый взгляд, компанией по выпуску электромобилей.

Ракетостроительное направление преследуют неудачи — в 2006 году запуск первой ракеты заканчивается взрывом, но, несмотря на это, Илон получает контракты NASA на доставку грузов к МКС и разработку Falcon 9. 2007 год — снова неудачный запуск ракеты, а в 2008 году вместе с ракетой уничтожаются 4 спутника NASA. Примерно в то же время Tesla налаживает выпуск и продажу первых электромобилей Tesla Roadster, а в 2009 году Маск эффектно представляет первую Tesla Model S. И именно в это время у SpaceX и Tesla одновременно заканчиваются операционные средства. По всем параметрам оглушительное банкротство обеих бизнесов неизбежно, но ведь судьба благосклонна к тем, кто трудится в поте лица — благодаря четвертому успешному запуску ракеты-носителя предприниматель заключает контракт с NASA на 12 полетов. У SpaceX появляются средства. Конечно, и Tesla за несколько часов до банкротства тоже получает финансирование. Кто-то скажет — повезло, а кто-то наоборот скажет — он вытянул. Обе точки зрения имеют право на жизнь, но одно совершенно точно. Илон Маск, конечно, выглядит «Тони Старком» нашей реальности, эдаким баловнем судьбы, но за всем этим стоит каждодневный, тяжёлый труд как внутри себя, так и вовне. На мой взгляд, реальный прототип голливудского «Железного человека» более чем достоин уважения, за свой ум, за свой труд, за свою прозорливость и смелость. Но возвращаемся к ещё более амбициозному проекту Маска — космическому интернету Starlink.

Starlink. История сети

В 2000-м лопнул пузырь доткомов, что привело к банкротству многих владевших коммерческими спутниками технологических компаний и фактическому концу первой волны массового коммерческого освоения околоземной орбиты.

Ниша низкой орбиты 160–2000 км освободилась для проектов второй волны. В 2004 году, т.е. всего через пару лет после своего основания, SpaceX в рамках глобальной стратегии компании поставила цель развития интернета в космосе. Изначально проект притормозили — были другие приоритеты, но через 10 лет на идею посмотрели под другим углом, и уже в 2014 году Илон Маск совместно с американским предпринимателем Грегом Уайлером объявили о запуске проекта WorldVu.

Планировалось вывести на низкую околоземную орбиту примерно 700 аппаратов, что более чем в 10 раз превышало самое крупное на тот момент созвездие спутников.

Однако перспективный союз распался, и пути Маска и Уайлера разошлись. Последний на базе WorldVu организовал компанию OneWeb с похожими задачами обеспечения населения массовым широкополосным доступом к интернету.

Компания Уайлера медленно, но верно двигалась к своей цели, избежала банкротства в 2000-м и даже нашла хороших инвесторов для продолжения проекта, но большинство пусков спутников OneWeb проходили с космодрома Байконур, и введенные коллективным западом санкции наложили крест на все эти начинания. Точнее, крест наложил Роскосмос в ответ на западные санкции, но не суть — проект OneWeb зашёл в тупик. Только сейчас, в октябре, проект двинулся дальше —  Индийская ракета-носитель LVM3 в рамках программы «Миссия OneWeb India-1» вывела на орбиту 36 спутников связи для пополнения группировки британской компании OneWeb.

Маск – номер один!

А Илон Маск не отказался от своей идеи, более того — его уникальное положение как владельца собственной успешной системы космического запуска SpaceX полностью развязало ему руки в проекте Starlink — интернет-спутники полетели на орбиту пачками, пардон — пакетами.

Спутники Starlink имеют массу около 260 кг. и оснащены электростатическими двигателями, которые позволяют маневрировать и корректировать орбиту. Информационно спутники Starlink используют данные системы слежения за комическим мусором Министерства обороны США для автономного выполнения манёвров для избежания столкновений. На каждом аппарате установлена солнечная батарея, 4 фазированные антенные решётки и система ориентации по звёздам.

Каждый запуск ракеты-носителя Falcon 9 выводит 50–60 дополнительных спутников для развертывания сети. Ресурсы SpaceX позволяют осуществлять пуски практически каждые две-три недели. Этому, кстати, способствовала возвращаемая и повторно используемая ступень ракеты. Компания начала планомерно засевать низкую орбиту спутниками, и за первый год было выведено около 900 спутников Starlink. Такое количество летательных аппаратов позволило запустить закрытое бета-тестирование «космического» интернет-соединения для сотрудников компании и группы добровольцев. За 2020 году число бета-тестеров составило около 10 000 активных абонентов. Средний показатель скорости передачи данных за этот период составил 150 мегабит в секунду, что, кстати, подходит и для негражданского использования системы.

В настоящий момент осуществлено 67 успешных пусков Falcon 9. На орбите уже находится 4408 спутников первой сети, которая работает в Ku и Ka диапазонах (11–30 ГГц) и размещается на орбитах 550–570 км. Вторая будет состоять из 7518 спутников и работать в V-диапазоне. Высота орбиты спутников второй сети составит около 340 км.

Технологии передачи данных Starlink не позволяют напрямую подключаться и передавать сигнал спутникам. Для этого есть специальный терминал с внешней антенной. В нем используется небольшая установленная на подвижную основу параболическая антенна диаметром около 80 см. Она самостоятельно корректирует угол наклона для наилучшей связи со спутниками. Внешние устройства подключаются к системе через маршрутизатор.

22 марта 2022 года Джонатан Хофеллер, вице-президент по коммерческим продажам Starlink сообщил, что у компании уже имеется 250 000 подписчиков. Имелись в виду, конечно, обычные гражданские пользователи, про военную составляющую мистер Хофеллер промолчал.

Мечи в орала

В Библии написано: «Наступит время, когда народы перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать», но в нашей жизни всё получается строго наоборот — из плуга получается меч, и это, наверное, карма человечества.

Вот пример двойного назначения этой технологии. Тот же Джонатан Хофеллер сообщил, что SpaceX разработала авиационную антенну Starlink, которая в настоящее время проходит испытания, и работает над её сертификацией на «различных самолетах». Это говорит о том, что устойчивое соединение уже доступно не только для стационарного терминала, но и для всех систем, перемещающихся с большой скоростью, например крылатых ракет или БЛА.

Кроме того, в октябре 2019 года компания SpaceX подала в Федеральную комиссию по связи США заявку на размещение 30 000 спутников Starlink второго поколения Gen2 для работы на орбитах высотой от 328 до 614 км. Эта конфигурация опирается на выведение спутников с помощью новой ракеты-носителя Starship, что позволит сразу выводить аппараты ближе к рабочим орбитам и быстро вводить их в эксплуатацию, что резко повышает возможности по замещению выбывших из работы по разным причинам аппаратов и, соответственно, вырастает устойчивость сети Starlink к внешним воздействиям.

Кроме всего прочего, маневрирующий спутник весом 260 кг сам по себе представляет мощное орбитальное кинетическое оружие, особенно когда таких спутников несколько тысяч.

Поэтому и Россия, и Китай не зря воспринимают сеть Starlink как потенциальную угрозу и ведут свои собственные аналогичные разработки. У нас это проект «Сфера», который осуществляет не очень поворотливый Роскосмос, а у китайцев ведутся работы по построению космического интернета на базе технологий 5G, в которых они признанные технологические лидеры.

Повторяется история с GPS — мы снова догоняем англосаксов.

Вот только на этот раз мощный толчок развитию технологий дала частная инициатива, а государство выступило в роли пользователя, эффективно используя гражданскую инфраструктурой на принципах аутсорсинга, экономя при этом колоссальные средства и силы. Ведь если не получится, то риски и траты для государства минимальны, а если получится, то выгода очевидна. Нам стоит поучиться такому подходу.

Продолжение следует...


Дмитрий Дрозденко

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru 

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2021 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html

Подписаться на электронную версию журнала «Арсенал Отечества» можно по ссылке.
Стоимость годовой подписки — 
12 000 руб.

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн