Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 3 (47) за 2020 г.

Анатолий Гаврилов, генерал-лейтенант

Зарождение и развитие. Часть 1

На протяжении более века зенитная артиллерия служит Отечеству, выполняя боевые задачи по защите войсковых формирований от ударов средств воздушного нападения. До появления первых зенитных ракетных комплексов ствольная зенитная артиллерия являлась практически единственным наземным боевым средством, достаточно эффективно уничтожающим широкий спектр летательных аппаратов (аэростаты, дирижабли, самолеты, вертолеты, крылатые ракеты и другие).

Обладая высокой скорострельностью, значительным боевым могуществом снарядов (особенно среднего и большого калибров), сравнительной простотой процессов подготовки и ведения стрельбы и другими преимуществами, зенитная артиллерия на протяжении длительного исторического периода занимала ведущие позиции в противовоздушной обороне войск. Высокая универсальность ствольных орудий позволяла также интенсивно использовать зенитную артиллерию в ходе боевых действий для уничтожения наземных целей, включая бронированную технику (танки, боевые машины пехоты, БТР и т. п.) и живую силу противника.
Комплексы зенитной артиллерии, следуя объективным законам диалектики, непрерывно развивались и совершенствовались, впитывая современные достижения науки и техники, отвечая на вызовы времени, связанные с бурным развитием средств воздушного нападения (СВН).
Тенденции развития зенитной артиллерии на протяжении столетия, современное ее состояние, прогрессирующее развитие авиационных средств поражения наземных войск и объектов позволяет утверждать, что век зенитной артиллерии далеко не закончен.
В настоящее время и в обозримой перспективе зенитные артиллерийские комплексы (ЗАК), созданные на основе самых современных технических решений, прорывных инновационных технологий, применяемых в военном деле, включая системы технического зрения и искусственного интеллекта, являются и останутся одним из эффективных универсальных средств борьбы с современными СВН, включая малоразмерные низколетящие беспилотные летательные аппараты (БЛА).

Зарождение зенитной артиллерии

Как только человечество изобрело первые летательные аппараты (воздушные шары, зонды, аэростаты, дирижабли и т. п.), сразу же появились идеи об их применении в военном деле.
В Западной Европе первые летательные аппараты появились еще в конце 18-го века и сразу были опробованы на полях сражений.
Например, в войне Первой коалиции (1792–1797 гг.)1 принимали активное участие французские пилотируемые привязные аэростаты, порой вносившие решающий вклад в исход сражения. Зависая над вражескими позициями на высоте до 500 м, аэронавты вели воздушную разведку, осуществляли корректировку артиллерийского огня.
Позднее сверху на неприятельские позиции с дирижаблей и аэростатов стали сбрасывать гранаты, бомбы, листовки и т. д. Необходимость организации и ведения активного противоборства с новым для того времени «воздушным врагом» стала вполне очевидной.
Первые попытки ведения зенитного огня из артиллерийских орудий по летательным аппаратам были предприняты австрийскими войсками, чья артиллерийская школа считалась в то время самой совершенной.
Резкий скачок развитию авиации придала начавшаяся Первая мировая война. Если к ее началу (1914 г.) самолетный парк всех воюющих стран составлял всего около 800 боевых самолетов, то к моменту ее завершения (1918 г.) в небо поднималось более 10000 единиц, представляющих новую грозную силу, наносящую практически безнаказанные бомбо-штурмовые удары по войскам и административно-промышленным объектам противника.
По мере численного роста и качественного развития авиации все больше возрастала ее роль в бою и операции. Наряду с широким применением авиации днем, в простых метеоусловиях, она начала активно действовать и в сложных метеоусловиях.
Появились специализированные авиасредства: разведчики, бомбардировщики и истребители. Значительно улучшились их летно-технические характеристики. Почти все разведчики и бомбардировщики стали вооружаться пулеметами, огонь из которых был крайне эффективен с высоты до 600 м. За счет повышения мощности двигателей и улучшения аэродинамики значительно возросли основные показатели летно-технических характеристик боевых самолетов.
Таким образом, боевая авиация с начала своего возникновения за очень короткое время стала весьма грозной военной силой, для борьбы с которой надо было разрабатывать и создавать совершенно новые средства противоборства.
Перед военными и конструкторами того времени впервые возникла задача создания эффективного оружия борьбы с летательными аппаратами в целях защиты войск и объектов на поле боя от нападения с воздуха.
Очевидно, что наиболее действенной по борьбе с летательными аппаратами может быть стрельба полевыми артиллерийскими орудиями, а также стрелковым оружием с земли при проведении специальных доработок и конструктивных изменений.
Что же представлял собой летательный аппарат того времени в смысле его уязвимости в глазах первых зенитчиков?
Первые самолеты были относительно тихоходными (80–100 км/ч) «летающими этажерками» с двумя, а порой и тремя ярусами крыльев, создающих подъемную силу. Крылья между собой и с фюзеляжем были связаны множественными стойками и растяжками, вдоль корпуса прокладывались рулевые тяги. Эта конструкция обладала невысокой технической надежностью, а к тому же была крайне уязвимой от огня даже стрелкового оружия. Самолеты не имели никакой конструктивной броневой защиты из-за ограниченной полезной боевой нагрузки. Весьма уязвимым также был пилот, находившийся практически в открытой кабине. После первых вылетов на боевые задания для защиты от пехотного ружейного огня с земли бывалые авиаторы стали применять металлические листы (порой чугунные сковородки), подкладывая их на свои сиденья. Встроенная бронезащита уязвимых агрегатов самолетов и бронекресла для пилотов появились гораздо позднее.
В то же время, как ни парадоксально, но поразить с земли имеющимися на тот момент огнестрельными средствами такую громоздкую летающую тихоходную конструкцию было достаточно тяжело. Прямое попадание пули или артиллерийского снаряда в фанерную (бывали и матерчатые!) обшивку фюзеляжа или крыла самолета далеко не означало, что самолет будет сбит.
Первые попытки создания специальных зенитных орудий были предприняты в ряде развитых государств, участвующих в Первой мировой войне (Франция, Германия, Швеция, Италия, Россия и др.).
Пожалуй, наибольший успех в новой отрасли военного дела принадлежит Франции, чьи 75-мм полевые пушки образца 1897 г. находились в арсенале многих развитых европейских стран (вплоть до окончания Второй мировой войны!), а также США. Более 1 тыс. трофейных единиц этого полевого орудия имелось в Германии, которая приступила к созданию зенитной пушки на их базе.
Отметим еще одну примечательную особенность: сразу же первые зенитные пушки стали устанавливаться на подвижную базу (артиллерийские повозки, автомобили, бронепоезда), реализуя требования к высокой подвижности и мобильности зенитных средств.
Разработкой зенитных средств занимались и российские оружейники: проводились первые испытания полевых орудий в стрельбе по воздушным шарам (1890 г. — Усть-Ижорский полигон, 1891 г. — полигон под Красным Селом), разрабатывались «Правила стрельбы артиллерии по воздушным шарам», конструировались различного рода панорамы, специальные прицелы для ввода упреждений при наводке орудия на цель и др.
Существенными недостатками приспособленных полевых артиллерийских орудий для обстрела и эффективного поражения воздушных целей («борьбы с воздушным врагом») были:

  • наличие большой «мертвой воронки», что уменьшало и без того ограниченную зону обстрела воздушной цели;
  • орудия, установленные на самодельных станках, были неустойчивы при стрельбе на углах возвышения более 30°;
  • наводка орудий на цель не была плавной, что существенно увеличивало ошибки наведения и приводило к большому расходу снарядов для поражения цели.

Стало вполне очевидным, что для поражения воздушных целей нужны специальные зенитные орудия и пулеметы. Кроме того, при стрельбе по движущимся самолетам (пусть пока тихоходным) проявилась необходимость своевременного предупреждения о воздушном нападении, что потребовало выделения специальных сил и средств (прообраз системы ПВО, включающей сеть постов обнаружения, группировку зенитных формирований, подсистемы огня, управления и др.).
Решением этой задачи стали заниматься многие военные специалисты, конструкторы артиллерийского вооружения в развитых европейских странах, в том числе и в России. Знаменательной вехой стало создание в 1901 г. военным инженером Обуховского завода (г. Петербург) М. Ф. Розенбергом первого 57-мм зенитного орудия, которое положило начало новому виду вооружения — зенитной артиллерии. Однако первоначально российская военная наука отвергла идею применения специального зенитного орудия.
Отечественные специалисты-артиллеристы до начала 1-й Мировой войны считали, что для стрельбы по аэропланам можно успешно использовать 76-мм полевую пушку образца 1902 года, основное орудие русской армии (4350 ед.). Пушка при угле возвышения в 16° (позднее до +56°) обеспечивала подъем траектории снаряда на высоту до 1 версты (1067 м), зону обстрела цели на этой высоте радиусом в 2,5 версты (2668 м) и скорострельность до 10 выстр/мин, что считалось по тем временам вполне достаточным в борьбе с аэропланами.
К зенитным пушкам выдвигались объективные требования иметь большую прямизну траектории снаряда и возможно малое время его полета, максимальную скорострельность орудий (до 50–60 выстр/мин) при изменяемом во время стрельбы прицеле и направлении огня (полуавтоматическое заряжание, независимая прицельная линия). Такие пушки рекомендовалось сводить в четырехорудийные батареи и содержать по одной на каждый корпус полевых войск.
Конструкторами-оружейниками разрабатывались специальные тумбы, станки и т. п. (порой войсковыми артиллеристами непосредственно в частях воюющей российской армии), на которых устанавливались приспособленные орудия для ведения зенитной стрельбы.
Важным направлением была разработка руководящих документов по организации и ведению зенитной стрельбы. Первые указания о стрельбе по воздушным целям были сформулированы в 1909–1910 гг. в офицерской артиллерийской школой в виде «Правил стрельбы полевой артиллерии для борьбы с подвижными воздушными целями».
Они содержали положения, разработанные на основе проведенных опытных стрельб и научных исследований, для решения необходимой в зенитном деле задачи встречи снаряда с целью:

  • в какую точку пространства необходимо направить снаряд, чтобы он встретился с движущейся целью;
  • каковы должны быть установки орудия и взрывателя (дистанционной трубки), чтобы снаряд подорвался в нужной точке и в нужный момент;
  • какими способами целесообразно вести обстрел цели, каковы должны быть действия расчетов;
  • каким требованиям должны удовлетворять специальные зенитные орудия и их прицельные приспособления.

В основе решения этих задач вначале лежало глазомерное определение дальности и упреждения на полет цели с последующим его уточнением, вводом корректуры в процессе стрельбы. При ведении стрельбы применялась пристрелка, которая велась одним орудием батареи. После пристрелки и определения бокового и вертикального упреждений по соответствующей команде переходили на поражение цели батареей. Позднее стали применяться разработанные для этой цели дальномеры и таблицы стрельбы.
Гвардии штабс-капитан В. В. Тарновский из состава Офицерской артиллерийской школы представил проект бронированной зенитной автомобильной установки с зенитным орудием калибра 76,2 мм обр. 1902 г. «Обществу Путиловских заводов». Руководство завода объединило ранее независимые работы по производству специальной зенитной пушки в общий проект. В. В. Тарновский был включен в состав конструкторского коллектива, который возглавил инженер завода Ф. Ф. Лендер.
Проект получил название «орудие Тарновского — Лендера» (по фамилиям его разработчиков). Основу конструируемого зенитного орудия составляла 76,2-мм полевая пушка. В 1913 г. проект был утвержден Главным артиллерийским управлением (ГАУ), а в июле 1914 г. Артиллерийский комитет сделал заказ Путиловскому заводу на изготовление первой партии таких орудий в количестве 12 единиц.
Орудие в конструктивном отношении представляло собой тумбовую установку, которая могла монтироваться на различных платформах (автомобильной, железнодорожной и стационарной). Зенитная пушка имела следующие характеристики: масса снаряда — 6,5 кг; начальная скорость снаряда — 588 м/с; досягаемость по высоте — 5000 м, по горизонту — 8300 м; практическая скорострельность — 10–12 выстр./мин; пределы наводки по вертикали от –5 до +65°, по горизонту — 360°. Тип снаряда — шрапнель с 22-секундной трубкой. Эти возможности позволяли вести успешную борьбу с высокоскоростными летательными аппаратами на высотах до 4 км.
К концу 1914 года на Путиловском заводе были изготовлены первые четыре орудия, получившие официальное название «3-дюймовая противоаэростатная пушка образца 1914 года Путиловского завода на автомобильной установке». Орудия были установлены на 5-тонных автомобилях американской фирмы «Уайт», изготовленных специально для них Русско-Балтийским заводом. Важной частью зенитной пушки были прицельные приспособления, позволявшие наводить ствол в упрежденную точку встречи самолета со снарядом с учетом перемещения цели за время полета снаряда. Прицельные приспособления имели оптическую панораму и угломерный круг, а в дальнейшем — дистанционный барабан.
Позднее (в 1915 г.) Ф. Ф. Лендер изобрел клиновой затвор, противооткатные устройства и подъемный механизм специально для этой пушки. После проведенных усовершенствований угол возвышения ствола увеличился до 75°, а скорострельность возросла до 20–25 выстр/мин, что почти вдвое превосходило возможности зенитных пушек подобного калибра, разрабатываемых во Франции и Германии.
Таким образом, 76,2-мм пушка обр. 1914 г. стала первым зенитным орудием, принятым на вооружение русской армии.
После первых же стрельб по движущимся воздушным целям стали зарождаться приборы для определения координат и параметров цели, а также величин упреждения. Первый прибор для определения угла упреждения, названный тахоугломером, был предложен русским изобретателем Я. Н. Перепелкиным в 1915 г. Однако слабое развитие приборостроения в России не позволяло обеспечить возрастающие потребности армии в тахоугломерах. Поэтому широкое применение получили более простые приборы управления зенитным огнем построительного типа: командирский прибор системы Лауница, курсомер-скоромер, позволявший определять скорость и направление движения цели. В этом же году был изобретен командирский прибор графопостроительного типа, баллистическая часть которого впоследствии была использована в первых вычислительных устройствах, предназначенных для автоматического наведения на цель зенитных орудий — приборах управления артиллерийским огнем зенитных орудий (ПУАЗО).
Ввиду крайне ограниченного числа автомобилей зенитные пушки стали устанавливаться на различные платформы, станки, лафеты и др. Достоин отдельного описания так называемый станок Иванова (разработан в 1916 г.), который при переводе в боевое положение устанавливался на грунт (колеса снимались), затем на него силами усиленного расчета (10–12 чел.) вручную закатывалась и закреплялась полуторатонная пушка. Для стрельбы по аэропланам устанавливался специально разработанный зенитный прицел. Время перехода из походного положения в боевое (время готовности к стрельбе) составляло 5–10 мин (что до сих пор соответствует требованиям к современным зенитным комплексам).
Высокая мобильность станка способствовала быстрой смене позиций и внезапности открытия огня в новом позиционном районе. В ходе 1-й Мировой войны станок был принят на вооружение, стал изготовляться заводским способом и вытеснил все другие типы станков. Станок Иванова просуществовал в зенитных частях Красной Армии до 1936 г.
В ходе только что начавшейся1-й Мировой войны в России была сформирована первая штатная зенитная батарея (март 1915 г.), вооруженная специальными 76,2-мм зенитными орудиями, выпущенными Путиловским заводом. Командиром батареи был назначен один из соавторов первой отечественной зенитной пушки штабс-капитан В. В. Тарновский. После проведения слаживания батарея была отправлена в действующую армию.
26 декабря 1915 г. (по новому стилю) состоялся приказ № 368 начальника штаба Верховного главнокомандующего, генерала от инфантерии М. В. Алексеева. Этим приказом предписывалось формирование в составе действующего Западного фронта четырех отдельных 4-х орудийных легких батарей для стрельбы по воздушному флоту с орудиями обр. 1900 г. на простейших установках. Впоследствии этот факт послужил основанием для установления даты создания войсковой противовоздушной обороны, установленной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 февраля 2007 года № 50.
Всего за время 1-й Мировой войны было сформировано лишь девять отдельных автомобильных батарей, вооруженных специальными зенитными пушками. Кроме того, в действующих частях на фронте проводилось стихийное формирование батарей распоряжениями фронтов и даже армий по мере возникновения потребностей по самым разнообразным штатам, а то и вовсе без штата. Впоследствии эти зенитные батареи «узаконивались» приказами Ставки с утверждением штата.
Батареи были 4-х орудийные, 2-х орудийные или 6-и орудийные, а батарея Офицерской артиллерийской школы имела на вооружении даже 12 орудий, приспособленных для стрельбы по воздушному флоту. На Северном фронте три зенитных батареи были сведены в отдельный артиллерийский дивизион.
Через два года войны минимальная потребность фронта в зенитных батареях определялась так: каждый корпус должен иметь по одной 4-х орудийной зенитной батарее; каждая армия — по 3, каждый фронт — по 4 таких батареи. Всего требовалось 146 зенитных батарей с 584 орудиями.
За время войны было сформировано 247 батарей для стрельбы по воздушному флоту (из них в действующей армии на фронте находились 150 батарей с 572 орудиями), на вооружении которых состояло 967 пушек разных образцов (в большинстве — приспособленных), из них заводских специальных зенитных 76,2-мм пушек обр. 1914 г. (Лендера-Тарновского) насчитывалось лишь 76 (около 8 %). Таким образом, подавляющее большинство сформированных батарей с приспособленными полевыми 76,2-мм пушками обр. 1900 и 1902 гг. на неподвижных установках нельзя считать «зенитными» вследствие крайне малой эффективности стрельбы из этих пушек по быстролетящим целям. Баллистические и конструктивные данные пушек, существующие способы стрельбы не соответствовали быстро прогрессирующим возможностям самолетов.
К сожалению, итоговую эффективность «борьбы с воздушным врагом» зарождающейся русской зенитной артиллерией за время 1-й Мировой войны оценить не удалось. Имеются лишь отрывочные сведения о действиях отдельных зенитных формирований на различных фронтах. Тем не менее, боевые действия немногочисленных зенитных батарей, по свидетельствам архивных документов, показали высокие качества зенитного вооружения и мастерство артиллеристов-зенитчиков. Примером тому является 1-я батарея капитана В. В. Тарновского, которая в марте 1915 г. была отправлена на фронт. 17 июня 1915 г. батарея своим огнем сбила два самолета из девяти участвовавших в налете, а 23 июля сбила самолет шестым выстрелом. Многие батареи сбили по 2–3 самолета, а некоторые насчитывали до 9 (7-я легкая зенитная батарея).
Одним из важных показателей эффективности стрельбы является средний расход снарядов на сбитую цель. К концу войны средний расход снарядов специальной артиллерии снизился в разы и составил 3200 снарядов на сбитый самолет.
Всего за годы 1-й Мировой войны на долю зенитной артиллерии Германии и Франции приходится около 20 % сбитых самолетов (остальные уничтожены авиацией). С учетом того, что специальная зенитная артиллерия только зарождалась и формировалась, а противостоящая ей авиация стремительно совершенствовалась, результаты участия в войне нового рода войсковой артиллерии следует считать весьма успешными.
Отметим также, что в ходе войны выявилась необходимость разработки и применения в составе сил и средств противосамолетной защиты войск принципиально новых средств — зенитных бронепоездов. Это было обусловлено активностью авиации противника при бомбардировке российских воинских эшелонов, передвигающихся во фронтовых полосах, а также стремлением резко повысить маневренность зенитных средств.
В ходе войны промышленность воюющих стран начинает снабжать войска зенитными прожекторами, предназначенными для обеспечения стрельбы зенитных орудий при отражении ночных налетов. В русской армии зенитные прожекторы отсутствовали, для этих целей использовались прожекторы полевого типа. Почти одновременно с прожекторами начинают поступать звукоулавливатели — акустические приборы для обнаружения летательных аппаратов. В России звукоулавливатели появились в конце войны, однако все они были иностранного производства.
Таким образом, во время 1-й Мировой войны произошел очевидный прогресс в развитии зародившейся зенитной артиллерии в направлениях совершенствования артиллерийских орудий, приспособлений для подготовки и ведения стрельбы, системах и средствах ее обеспечения (разведки и оповещения войск о налетах «воздушного врага»), разработки способов и методов стрельбы, подготовки специалистов-зенитчиков.
Артиллеристы-зенитчики получили бесценный боевой опыт, а вместе с ним и уверенность в возможности ведения эффективной борьбы с сильным воздушным противником.
Заканчивалась Мировая война, назревала революция, а вместе с ней последовали перемены в военной сфере, в том числе и в зенитном деле.

Зенитная артиллерия в межвоенный период

Советской России в наследство от царской армии перешла небольшая численность разбросанных по фронтам зенитных батарей с несколькими десятками противосамолетных (зенитных) пушек. Центрами возрождения зенитной артиллерии стали Путиловский завод г. Петрограда, на котором создавались зенитные пушки, и г. Рыбинск, где находилась часть зенитных батарей, выведенных с фронтов. Уже в ноябре 1917 г. Путиловский завод построил противосамолетный бронепоезд, на вооружение которого находились восемь 76,2-мм зенитных пушек обр.1914 г. и 14 пулеметов.
В апреле 1918 г. на базе сформированных на Путиловском заводе полевых и зенитных артиллерийских железнодорожных батарей был создан Стальной артиллерийский дивизион — первая зенитная часть Красной Армии. В состав дивизиона вошли: две железнодорожные зенитные артиллерийские батареи (зенитные бронепоезда), две автомобильные зенитные артиллерийские батареи на автомобилях «Уайт» и одна легкая полевая артиллерийская батарея.
Вскоре бронепоезд был отправлен на огневые позиции и принял первый бой с немецкими самолетами вблизи станции Торошино под Нарвой. В этом бою зенитчики сбили два самолета противника, положив начало уничтоженным вражеским самолетам зенитной артиллерией Красной Армии.
В марте 1918 г. Реввоенсоветом было принято решение ввести в состав пехотной дивизии две позиционных зенитных батареи (всего восемь трехдюймовых пушек обр. 1902 г.), а в ноябре того же года Приказом Реввоенсовета Республики № 220 в штат стрелковой дивизии вводился отдельный противосамолетный дивизион (четыре батареи по четыре зенитных пушки).
Этим было положено начало созданию войсковых формирований зенитной артиллерии РККА. Стали выпускаться пособия и наставления по ведению стрельбы по воздушному флоту, создаваться система подготовки профессиональных зенитчиков (поначалу в виде краткосрочных курсов, школ). Наибольшую известность получили курсы, развернутые на базе 1-й Отдельной автомобильной зенитной батареи под руководством полковника В. В. Тарновского, являвшегося инициатором этой идеи.
В феврале 1918 г. была создана сеть первых командных курсов (всего 13 учебных заведений). 8 декабря 1919 г. в Нижнем Новгороде было завершено формирование школы стрельбы по воздушному флоту, которая в 1934 г. стала первым в Красной Армии зенитным артиллерийским училищем.
Вступила в действие программа совершенствования зенитной артиллерии, согласно которой предусматривалось увеличение досягаемости зенитных пушек по высоте и дальности, повышение эффективности стрельбы и скорострельности орудий, маневренности, автоматизация и увеличение скоростей наводки. На полигонах и в конструкторских бюро развернулись научно-исследовательские и экспериментальные работы по созданию более совершенных образцов зенитного вооружения, определению наиболее выгодных калибров зенитных орудий.
Опыт боевого применения зенитной артиллерии в ходе 1-й Мировой войны, послевоенное ее развитие очень оперативно сформировало идеологию распределения ЗА по калибрам. Зенитная стрельба по высокоскоростным маневрирующим, пикирующим самолетам (такой стала предвоенная авиация) требовала наличия скорострельного, желательно автоматического зенитного оружия с высокоэффективными снарядами как с контактными, так и с бесконтактными взрывателями.
Уже в 1929 г. в Наставлении по боевому применению зенитной артиллерии устанавливалось ее деление на войсковую и позиционную, причем первая должна была иметь на вооружении пушки малого, среднего и крупного калибров, а вторая — среднего и крупного калибров.
Тем же документом зенитная артиллерия классифицировалась по калибрам орудий и определялось ее предназначение:

  • малокалиберная зенитная артиллерия (МЗА) с орудиями калибра до 40 мм — для борьбы с бомбардировщиками, разведчиками и другими самолетами на высотах до 2000 м, со штурмовиками — до 1000 м;
  • среднекалиберная зенитная артиллерия (СЗА) с орудиями калибра до 76 мм — для борьбы с бомбардировщиками и разведчиками-корректировщиками на высотах от 1000 до 4000 м, с разведчиками и истребителями — на высотах до 5000 м;
  • зенитная артиллерия крупного калибра (80 мм и более) — для борьбы со всеми типами самолетов на высотах более 5000 м.

Позднее появились аналогичные требования к разрабатываемым зенитным пулеметам для борьбы с низколетящими самолетами.
Военным ведомством был объявлен конкурс на разработку новых зенитных орудий малого и крупного калибров. В эти годы продолжались работы по приспособлению полевых орудий и пулеметов для стрельбы по самолетам, велась разработка оптических дальномеров, зенитно-пулеметной повозки и повозки для 76-мм зенитной пушки, конструировалась комплексная зенитная установка из нескольких пулеметов. Зенитные установки для повышения мобильности (обязательное требование для ЗА) стали устанавливаться на четырехколесную повозку (лафет) с подрессориванием, перевозимую трактором или автомобилем. Повозки конструировались с обеспечением кругового обстрела и возможности ведения стрельбы не только по воздушным, но и по наземным целям. Применение этих установок улучшило манёвренность зенитной артиллерии по скорости движения в 3 раза, а время перевода в боевое положение сократилось в 2–3 раза. Перевод зенитной артиллерии на механическую тягу повысил ее мобильность, создал возможность для непрерывного прикрытия войск в подвижных формах боя.
Вплоть до 1939 г. 76-мм зенитная пушка по-прежнему была основным (и единственным) зенитным орудием, которое постоянно подвергалось модернизации. Созданный в 1928 г. усовершенствованный образец за счет установки более длинного ствола получил улучшенные ТТХ: начальная скорость снаряда — 730 м/с, досягаемость по высоте — около 8000 м, по дальности — до13 000 м, угол возвышения ствола — около 75°.
В 1931 г. 76-мм зенитная пушка стала полуавтоматической: открывание затвора, экстрактирование стреляных гильз и закрывание затвора во время стрельбы проводилось автоматически, а подача снарядов в патронник и выстрел — вручную. Пушка обладала более высокими огневыми возможностями: досягаемость по высоте выросла до 9500 м, по дальности — до 14 500 м, угол возвышения — 82°, скорострельность — до 20 выстр./мин.
Реввоенсоветом еще в 1929 г. ставилась задача не только на модернизацию пушек среднего калибра, но и на создание малокалиберной артиллерии для обстрела скоростных малоразмерных и пикирующих целей. В системе отечественного зенитного вооружения стали создаваться малокалиберные (20–60 мм) автоматические зенитные пушки (АЗП). Одновременно разрабатывались два проекта — 25-мм и 37-мм спаренная АЗП.
Создание 37-мм автоматической зенитной пушки по различным причинам затянулось вплоть до 1939 г. В 1940–1941 гг. (еще до начала войны) орудие, разработанное конструкторами И. А. Ляминым и Л. В. Люльевым, стало поступать в войска. Орудие явилось первой советской автоматической зенитной пушкой, запущенной в крупносерийное производство. Новая АЗП обладала высокой маневренностью и скорострельностью (до 160 выстр./мин.) и предназначалась для защиты войск от целей, летящих на высотах до 3000 м, в том числе и пикирующих, не только на поле боя, но и в походных порядках при передвижении и форсировании водных преград.


25-мм АЗП разрабатывалась в 1939–1940 гг. конструкторским бюро под руководством М. Н. Логинова и широко использовалась уже в ходе войны частями Красной Армии для борьбы с самолетами на дальностях до 2400 м и на высотах до 2000 м. В случае необходимости из нее можно было стрелять и по легким танкам и бронемашинам. 25-мм автоматическая зенитная пушка представляла собою одноствольное малокалиберное автоматическое зенитное орудие на лафете с 4-х колесным ходом. Орудие имело много общего с конструкцией 37-мм АЗП, разрабатываемой практически одновременно.
25-мм АЗП состояла в штате стрелкового полка и занимала промежуточное положение между крупнокалиберными зенитными пулеметами ДШК и более мощными 37-мм АЗП. К средствам ПВО, находящимся непосредственно в боевых порядках на переднем крае, предъявлялись объективные требования иметь небольшие габариты и массу для облегчения их укрытия и маскировки на местности, а также перемещения по полю боя только силами штатных расчетов.
Эта пушка послужила первым прообразом зенитной самоходной установки (ЗСУ). Накануне войны советскими оружейниками конструировалась первая ЗСУ на базе легкого танка Т-50. На его башенной установке монтировалась 25-мм АЗП, однако этот проект не был реализован в связи с начавшейся войной. Весомой причиной была также очевидная слабость двигателя танка, нагруженного еще и АЗП массой более тонны.
Уже в ходе войны испытали и приняли на вооружение 25-мм пушку, установленную в кузове грузового автомобиля ГАЗ-ММ. Забегая вперед, отметим, что пушка прошла несколько модернизаций в ходе войны: создавали спаренную и счетверенную установку, конструировали горную вьючную зенитку, совершенствовали прицельное оборудование, разрабатывали различные типы снарядов и др. По численности изготовленных образцов 25-мм АЗП (около 5000 ед.) была третьей в ряду советского зенитного оружия в ходе войны.
Наконец, отметим предвоенное советское зенитное пулеметное вооружение.
Зенитные пулеметы винтовочного и крупного калибра считались средствами ближнего противовоздушного боя для борьбы с низколетящими пикирующими самолетами. Первая советская зенитно-пулеметная установка была сконструирована на базе пулемета системы «максим» калибра 7,62 мм. Установка представляла собой треногу, соединенную с пулеметом с помощью вертлюга. Зенитка была проста, надежна, обеспечивала круговой обстрел воздушных целей на дальностях до 1500 м, летящих со скоростями до 320 м/c. Позже были сконструированы спаренная и счетверенная установки, которые устанавливались в кузове автомобиля, на специальных платформах и других приспособлениях. Предусматривалась возможность ведения огня всеми стволами, а также каждым пулеметом отдельно для экономии боеприпасов и пристрелки.
В 1938 г. был создан и принят на вооружение крупнокалиберный (12,7-мм) зенитный пулемет ДШК на универсальном станке со специальным зенитным прицелом. Дальность стрельбы составила 2400 м, скорострельность — 550–600 выстр/мин, досягаемость по высоте обстреливаемых воздушных целей — до 1000 м.
В конце 30-х годов началась интенсивная разработка зенитного орудия более мощного 85-мм калибра. Было принято решение о его установке на готовый лафет первого зенитного орудия 76,2-мм калибра. К 1938 г. опытная серия 85-мм зенитных пушек прошла успешные испытания и вскоре была запущена в производство. Большой калибр потребовал солидной массы установки (4500 кг), почти пятиметровой длины ствола, боевого расчета в составе 5 чел. Угол возвышения ствола составлял от –30 до +82°. Прицельная дальность стрельбы превышала 15000 м при скорострельности 20 выстр/мин. Для этого орудия был разработан широкий диапазон боеприпасов: осколочная зенитная граната с дистанционным взрывателем, бронебойно-трассирующий снаряд, подкалиберный снаряд и др. Уже в ходе войны для повышения точности стрельбы зенитные батареи 85-мм пушек стали комплектоваться приборами управления огнем (ПУАЗО-3) и использоваться первые радиолокаторы. Зенитное орудие имело превосходные показатели по пробиваемости брони танков любой модификации и других бронированных целей.
Накануне войны началось конструирование и изготовление опытных образцов 45-мм пушек МКА, а также орудий более крупного калибра — 100-мм и 130-мм АЗП.
Активно развивались теория и практика стрельбы, сформировались способы стрельбы: «сопроводительный» и «заградительный» огонь зенитной артиллерии. С 1924 г. термин «противовоздушная оборона» впервые появился в официальном документе (подписан помощником начальника Штаба РККА Б. М. Шапошниковым).
Развитие приборов управления огнем шло по пути перехода от приборов построительного типа, позволявших решать задачу встречи снаряда с целью в отдельные моменты времени (дискретно), к приборам непрерывного действия, обеспечивающим механизацию процесса выработки установок для стрельбы, а в последующем и автоматизацию их передачи на орудия батареи. В 1927 г. был принят на вооружение прибор управления огнем орудий батареи — «Командирский планшет». Этот прибор мог осуществлять построение курса цели, определение ее скорости полета и графическое решение задачи встречи. Все операции проводились вручную с помощью набора специальных линеек. Данные на планшет и от него на орудия передавались голосом.
Для обнаружения целей использовались стереоскопические зенитные дальномеры — высотомеры иностранного производства, а в 1931 г. была создана командирская труба зенитной артиллерии БИ (бинокулярный искатель) и освоено производство отечественных дальномеров.
Появились первые автоматизированные приборы управления огнем зенитных орудий: ПУАЗО-1 (1930 г.), решавший задачу встречи снаряда с целью непрерывно с темпом до 6 с; ПУАЗО-1а (1933 г.), имевший систему электрической синхронной передачи данных на орудия; ПУАЗО-2 (1935 г.) с дальномером и автоматизированной выработкой исходных данных для стрельбы и передачу их на орудия; ПУАЗО-3 (1939 г.) прибор стал учитывать направление и скорость ветра, температуру и влажность воздуха, выдавал данные о замедлении взрывателя снаряда.
Создание и принятие на вооружение ПУАЗО явилось исключительно важным этапом в совершенствовании стрельбы зенитной артиллерии, так как он обеспечивал увеличение темпа ведения огня и его точность, а также возможность стрельбы по маневрирующим целям.
Поистине революционные преобразования произошли в зенитной артиллерии и с изобретением радиолокаторов.
В начале 1934 г. отечественные военные конструкторы провели успешные испытания по обнаружению самолета радиолокационным методом (дальность обнаружения составила 600 м). Несмотря на незначительный, казалось бы, показатель, важно было доказательство правильности применения самого принципа радиолокации в обнаружении воздушных целей. Уже через два года советская опытная РЛС могла обнаруживать самолеты на дальностях до 10 км, а накануне Великой Отечественной войны на вооружение были приняты первые советские РЛС РУС-1 (1939 г.) и РУС-2 (1940 г.), имевшие дальности обнаружения самолетов 35 и 150 км соответственно. Применение РЛС позволило создать систему дальнего обнаружения воздушного противника, расширить диапазон применения зенитной артиллерии в сложных метеоусловиях и ночью. Появилось понятие «всепогодность» зенитчиков. Появление в начальный период ВОВ (1942 г.) первых зарубежных образцов станций орудийной наводки (СОН-2) привело к значительному повышению эффективности стрельбы ЗАК. В этом же году советская промышленность наладила производство отечественных образцов СОН, которыми стали оснащаться зенитные части.
Стали формироваться новые организационные структуры зенитной артиллерии РККА: зенитные артиллерийские полки. Так, в г. Ленинграде (1924 г.) был сформирован первый зенитный артиллерийский полк в составе пяти дивизионов по четыре батареи в каждом, а в 1925 г. в г. Севастополе — второй полк. Немногим позднее на базе первого полка была создана зенитная артиллерийская бригада– первое соединение ЗА Красной Армии.
В итоге за годы военной реформы, проводимой молодым советским государством, в РККА сформировалась единая структура частей и подразделений ПВО (1928 г.):

  • в зенитных артиллерийских частях: батарея, дивизион, полк, бригада;
  • в прожекторных: взвод, рота;
  • в пулеметных: взвод, рота, батальон.

Накануне войны (1937 г.) Постановлением СНК была введена типовая структура зенитной артиллерии в соединениях и частях РККА:

  • в стрелковом полку — взвод ПВО в составе четырех 76,2-мм счетверенных зенитных установок «максим» (в 1941 г. — зенитная пулеметная рота: взвод ДШК и два взвода счетверенных ЗПУ);
  • в стрелковой (кавалерийской) дивизии — зенитный дивизион, вооруженный двенадцатью 37-мм зенитными пушками;
  • в стрелковом корпусе — зенитный дивизион четырехбатарейного состава (три батареи по двенадцать 76,2-мм орудий и одна батарея по шесть 37-мм пушек).

Несмотря на героические усилия оборонного ведомства, промышленность не сумела поставить требуемое количество зенитной техники в войска к началу войны. Укомплектованность 85-мм орудиями составляла около 35 %, 37-мм АЗП — 13, 5 %. Аналогичное положение было с укомплектованием и другими зенитными средствами, а приборостроение (ПУАЗО) и радиолокация в ПВО делали лишь первые шаги.
Тем не менее, к началу Великой Отечественной войны зенитная артиллерия как род войск вполне сформировалась, оснастилась передовым, достаточно эффективным на тот период вооружением и техникой, получила определенный опыт в ходе конфликта на Дальнем Востоке и в войне с белофиннами. Кадровый состав профессионалов-зенитчиков был способен организовать успешное противоборство с современной авиацией, что и было продемонстрировано в ходе первых боев с фашистской авиацией. 

1 Война Первой коалиции — общее название военных действий в Европе, проходивших в 1792—1797 годах с целью защиты от Франции, объявившей в 1792 году войну Австрии, и реставрации во Франции монархии.

Автор: Анатолий Гаврилов, генерал-лейтенант, доктор военных наук, профессор

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru