Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 2 (46) за 2020 г.
Алексей Леонков, военный эксперт
Участие в военных конфликтах боевой авиации, как средства дистанционного поражения целей, повлекло за собой ответные меры, а именно создание средств противовоздушной обороны. Первые столкновения самолётов и ПВО произошли в ходе Первой мировой войны и продолжились во время Второй мировой. Несмотря на разнообразие артиллерийских комплексов ПВО, итоги последней глобальной войны показали, что доля потерь авиации от действия зенитной артиллерии составила в среднем 14–15 %. Успеху ВВС воющих стран способствовала адекватная тактика применения истребителей, бомбардировщиков, торпедоносцев и штурмовиков.
Со временем в структуре ПВО, помимо зенитной артиллерии, стали широко применять зенитные ракетные комплексы (ЗРК) с арсеналом управляемых ракет (ЗУР), которые различались по дальности и высоте перехвата воздушной цели. Первые ракетные средства поражения самолётов были разработаны в 1942 году в Германии. По мнению рейхсминистра Альберта Шпеера, немецкая промышленность была готова производить зенитные ракеты тысячами, но одержимость фюрера оружием возмездия (Фау-2) поставила крест на перспективной ПВО, в которой Германия нуждалась с 1944 года, когда американский и британские бомбардировщики стирали в пыль её города, заводы и фабрики. Именно такое применение бомбардировщиков стало основой тактики ВВС США.
Подавляющее превосходство
Основателем теории боевого применения военно-воздушных сил США считают генерала Уильяма Митчелла, который во время Первой мировой войны заразился идеями итальянского генерала Джулио Дуэ, который считал, что победа в любой войне обеспечивается массированными авиационными ударами по ключевым центрам гражданской и военной инфраструктуры противника. Генерал Митчелл изложил эти идеи в наставлении «Боевое применение объединённых воздушных сил» для курсантов Авиационной тактической школы (AirCorps Tactical School) сухопутных войск США.
На основе этого наставления и по результатам воздушных операций в 1945 году вышел доклад «Воздушная мощь и будущее», который стал базисом всех последующих концепций боевого применения и строительства ВВС США.
В докладе были изложены три основные боевые задачи для военной авиации: оборона территории США, контроль воздушного пространства и нанесение ударов по территории противника.
В боевых уставах ВВС США понятие «воздушная мощь» прошло нескольких трансформаций. В 1984 году в новой редакции устава ВВС США (AFM 1–1) «воздушная мощь» переродилась в термин «воздушно-космическая мощь», в которой боевая авиация считалась составным элементом объявленной в марте 1983 года президентом Рональдом Рейганом программы «Стратегическая оборонная инициатива».
После развала Советского Союза основные документы, регламентирующие боевое применения ВВС США вновь были модифицированы с учетом глобального доминирования американцев. В 1996 году был опубликован доклад «Глобальное воздействие: перспективы ВВС в XXI веке», описывающий концепцию боевого применения ВВС на период до 2025 года. В докладе было раскрыто содержание воздушно-космической мощи, позволяющей США добиваться поставленных целей в вооружённых конфликтах будущего с наименьшими издержками.
На основе этой концепции и документа «Единая перспектива — 2010», разработанного Комитетом начальников штабов ВС США, появилась новая стратегия развития ВВС — «Основная доктрина ВВС» (AFDD 1). По мнению стратегов Пентагона, в войнах будущего ВВС США должны быть готовы к нанесению поражения любому противнику, используя все средства воздушного нападения во взаимодействии с экспедиционными вооружёнными силами, действуя в едином информационном пространстве. При этом типовая авиационная группировка, действующая на локальном ТВД, насчитывала около 150 самолётов: штурмовиков А-10А, истребителей F-15 и F-16, стратегических бомбардировщиков В-52Н, В-2 и В-1В.
Стратегия прошла апробацию во время военной операции коалиционных сил НАТО Allied Force против Сербии в 1999 году. В ходе операции авиация НАТО совершила более 35200 вылетов, потратив на разрушение сербской военной и гражданской инфраструктуры свыше 23000 бомб и ракет, в том числе крылатых ракет морского и воздушного базирования. Результаты были признаны командованием ВВС США успешными, подтвердившими правильность доктрины применения авиации. Напомним, что оборонявшаяся сторона использовала против авиации коалиции в основном устаревшие советские системы ПВО: зенитно-ракетные комплексы С-300П, «Куб-М», С-125 «Нева», в отдельных случаях ПЗРК «Стрела-2М» и «Стрела-1М».
Полную версию читайте в печатной версии журнала или электронной версии на сайте https://shop.eastview.com/results/item?sku=1222479PO