Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 3 (41) за 2019 г.

Эксперт, военный летчик Дмитрий Дрозденко

ПРОДОЛЖЕНИЕ.

НАЧАЛО — Часть I

Отличия между нашими кораблями и американскими
У нас говорят, наши корабли созданы для войны, а их — для жизни. Во время взаимных визитов нас водили по их кораблям, ну и, естественно, мы показывали наши. Бытовые условия у них, конечно, гораздо лучше, но наши корабли боеспособнее.
Есть что вспомнить
Полетать пришлось немало: Исландия (Рейкьявик), Новосибирские острова, Норвегия, Англия, Ирландия, Франция, Португалия, Испания, Турция, Сирия, Ливия, Греция, Индия, Венесуэла и Кейптаун. По правде говоря, визиты в другие государства разбавляют обыденность службы.
Во многих странах, куда мы заходили (Норвегия, Венесуэла, ЮАР, Греция), ощущалось очень хорошее отношение к русским. А вот американцев недолюбливают. В Норвегии в баре от всей души вежливо угощали, а вот в Англии отношение противоречивое.

Морские базы России
Наша беда в том, что у нас мало портов, где мы можем пополнить запасы и продовольствие. У нас мало военно-морских баз. В Средиземном море — греческий Лимасол, ну и Тартус в Сирии. И все. Кораблям нужна питьевая вода, горючее, еда. А корабли снабжения — не панацея.
Вот чем хорош наш «Петр Великий», так это своей автономностью. Два месяца активных действий, и никаких проблем: горючего не надо, опреснители есть, нужна только еда. Отличный корабль. Летный и технический состав размещаются компактно и имеют быстрый доступ в ангар. Поэтому по тревоге время вылета минимальное.
Восстановление баз типа Тартуса очень важно. Через сирийскую базу на Средиземном море идет сейчас все снабжение, а еще это — выход на большую воду. Надо восстанавливать наши старые базы, во Вьетнаме например. Россия — морская держава, была, есть и будет!

Полеты на севере и на экваторе
Мы больше привыкли летать при температуре от +10° до –10°. Такой температурный режим создает Гольфстрим. Но когда мы боролись с пиратами в Аденском заливе, то в Красном море температуры доходят до +40°, что чувствительно сказывается на мощности двигателей, которая, как мы знаем, падает с повышением температуры наружного воздуха, потому что компрессору двигателя тяжелее сжимать горячий воздух. Да и вертолеты у нас были достаточно старенькие — новые тогда только начали поступать, и было их очень мало. Приходилось пилотировать очень аккуратно и внимательно следить за приборами.

Ка-27ПЛ, Ка-27ПС и ДРЛО Ка-27Е
Особой разницы в пилотировании этих машин нет, просто надо соблюдать определенный скоростной режим, Но все самые интересные работы были на спасательном Ка-27ПС. Это и эвакуация тяжелобольных, и перевозка грузов на внешней подвеске, и спасательные операции с воды. Просто, когда помогаешь людям, то чувствуется обратная связь. Например, когда сидят люди на отдаленной точке на побережье без света со сломанным генератором, они так радуются, когда ты им доставляешь новый генератор. А ведь полет непростой, надо рассчитать груз, топливо и множество других параметров, чтобы сделать дело — доставить тяжелый агрегат в нужное место и вернуться на корабль. Это сложнее, чем над сушей.

Быт летного состава на корабле
Быт — скромный. Как я уже говорил, наши корабли созданы для войны, а не для удобной жизни. У летного состава двухместная каюта, верхняя и нижняя кровати, как в вагоне. Умывальник, два шкафа, два стола с полками и запас воды 10 литров. Воду дают не все время, а холодную — три раза в день. У иностранцев в каюте летного состава в кране холодная и горячая и гальюн имеется. Если наш корабль долго не пополнял запасы, то пресную воду экономят. Для мытья есть душевые, причем в кранах холодная вода и горячий пар. Они смешиваются, и получается горячая вода. К этому надо привыкнуть и научиться пользоваться.
В холодных водах полет происходит в специальном морском спасательном костюме. Летать в нем очень непросто — потеря веса после летной смены может составлять до 2–3 кг, поэтому после посадки летчику жизненно необходимо помыться и привести себя в порядок, а вода на корабле часто ограничена. В плане бытовых условий самый лучший корабль на Северном флоте — это «Петр Великий». Он построен для людей, там шире коридоры, больше каюты, шикарная кают-компания. Но главное, на что хочется обратить внимание, что море —это особая среда, а морские офицеры — это особые люди, у них другой взгляд на службу и на жизнь.

Корабль и вертолет
Я ходил практически на всех кораблях Северного флота: «Чебаненко», «Левченко», «Североморск», «Кулаков», «Кузнецов», «Петр Великий». Это были не только морские походы на месяц-полтора, но и различные визиты: Норвегия, Англия, Исландия. Мы, морская авиация, не приписаны к конкретному кораблю. Все корабли, где есть вертолетная площадка, получают вертолет. Издается приказ, оформляется командировка, и экипаж приписывается к конкретному кораблю.
У американцев все попроще — у них за службу на корабле платится двойной оклад, у нас платят копейки. Основным бонусом являются отгулы: за три дня в море дают два дня отгулов. Но этим никто практически не пользуется, ведь служить надо и летать надо.

Особенности эксплуатации вертолета в морском походе
После каждого полета вертолет обрабатывается пресной водой. Соль постоянно попадает на вертолет и в двигатели. Обязательно надо делать эмульсацию лопаток турбокомпрессора двигателей перед каждым выключением двигателей. С коррозией не шутят.
Несмотря на то что полеты положительно влияют на психологическое состояние, мы не можем летать по своему желанию. Запас топлива не безграничен, и если в походе нет пополнения запасов керосина, то надо растянуть его на полгода. Если заправляемся от танкера, то надо чтобы у него была лицензия, топливо и фильтры должны быть проверены. Конечно, на корабле есть своя система очистки и резервные цистерны, но неприятные моменты с некондиционным топливом бывали. После этого только разбирать и промывать топливную систему, баки, автоматику. Экипаж и техники работают вместе.

Психологическое состояние
В настоящее время разработана программа психологического тестирования, по которой перед походом проверяют экипажи. Само тестирование длится более двух часов, и надо ответить на большое количество вопросов.
Ведь психологическое состояние очень важно, потому что в походе у человека проявляются как положительные, так и отрицательные черты. Все 24 часа ты как на ладони, весь наружу, наизнанку. И так полгода. Летный экипаж живет в одной каюте. От космонавтов, наверное, жизнь отличается только тем, что корабль больше МКС, но усталость, конечно, накапливается от монотонности и замкнутости в пространстве, особенно если мало полетов и заходов в порты.

Вертолетчики против пиратов
В Аденском заливе мы работали с борта «Петра Великого». Командиром авиагруппы был подполковник Андреев. Тогда мы обнаружили и задержали две лодки с пиратами. Вертолеты зависли над ними и держали под прицелом пулеметов, пока не подошел корабль. После задержания сдали их в Йемен. Содержались они на палубе. Их хорошо кормили, спали они на матрасах. Все по-человечески, ведь они люди бедные, в пираты подались от безысходности, у каждого по 5–6 детей, а получают они по 5–10 долларов в день за свои грабежи. Однако автоматы АК у них хоть и ржавые, но все ж стреляют.

«Охота» на подводные лодки противника
Случалось, некоторые экипажи «держали» иностранные подлодки в контакте по 2–3 часа. Конечно, чтобы развернуть настоящую «охоту», надо работать группой по 4 вертолета и с «Кузнецова». Одним вертолетом очень тяжело. Система наша устарела, с гидроакустическими буями напряженка. Когда мы вылавливаем иностранные гидроакустические буи для передачи нашей разведке, то там все из пластика, электроника совсем другая. А у нас железяки 70-х годов. Надо обновлять систему. ОГАС «Осьминог» видит на 5–6 км, а этого мало. Надо все обновлять. Сейчас на вооружение поступает модернизированный Ка-27М, это уже хорошо.
Вообще, «охота» на подводную лодку противника — всегда соревнование! Они должны проявить свою скрытность, а мы должны найти их. Вертолет Ка-27ПЛ — это оружие корабля. Как поисковое, так и поражающее.

Спасение с воды
Были мы в дежурных силах. То есть, если где-то что-то не так, мы вылетаем. Однажды нас вызвали на гражданское рыболовецкое судно в Баренцевом море. У них моряк сломал ногу, и они запросили эвакуацию больного. Эвакуация могла быть только с висения, а судно сильно качало, под нами ходили мачты. С больным работал доставленный нами фельдшер. Мы справились, и моряки нас за это, конечно, отблагодарили. Но не это главное. Позже фельдшер поведал, что у него сильнейшая аллергия на рыбу, вплоть до удушья, а на судне все было завалено треской. Сказал, что ничего не почувствовал, наверное, из-за стресса, когда его на палубу опускали.
Как я уже говорил, спасательные работы самые интересные и самые благодарные.

Профессия — летчик
Очень хорошая! Где еще найдешь такую интересную работу, за которую еще и деньги платят? 

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru