Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 6 (38) за 2018 г.

Максим Казанин

Как известно, один раз в два года в г. Чжухай провинции Гуандун в ноябре месяце предприятия оборонно-промышленного комплекса КНР проводят выставку вооружений и военной техники под названием «Zhuhai Airshow». Вполне естественно, что акцент сделан на демонстрацию продукции предприятий, специализирующихся на проектировании и серийном выпуске летательных аппаратов разных типов/классов и назначений, а также авиационных средств поражения (АСП).

В рамках 12-й выставки в г. Чжухай, которая прошла в период с 9 по 11 ноября 2018 г., были проведены демонстрационные полеты как пилотажных групп, так и эскадрилий усеченного состава. Следует обратить внимание, что ВВС Пакистана находятся в списке постоянных участников в течение последних четырех лет и активно демонстрируют летные возможности легкого одномоторного истребителя JF-17 «Гром».
Высокая надежность этого боевого самолета пакистано-китайской разработки и его доступная цена позволили уже заключить несколько контрактов на поставки небольших партий самолетов в Нигерию и Мьянму. Известно, что серьезный интерес к этим самолетам проявляют и представители ВВС стран Персидского залива, поскольку могут наблюдать достаточно активный процесс эволюции этого истребителя и АСП.
Ключевым моментом выставки 2018 г. стал демонстрационный полет легкого одномоторного истребителя поколения 3++ «Цзянь-10В», оснащенного двигателем с отклоняемым вектором тяги. Пилот самолета смог продемонстрировать специалистам из ВВС стран Ближнего Востока и широкому кругу зрителей такие фигуры высшего пилотажа как «Кобра», «Колокол» и «Плоский штопор». Следует отметить, что ранее при выполнении первых двух фигур двигатели китайского производства серьезно теряли мощность или вообще отключались, а при попытке выполнения «плоского штопора» пилоты истребителя «Цзянь-10» полностью теряли управление, что приводило к крушению.
 По данным китайских источников, на данном самолете установлена модификация двигателя WS-10 TVC, которая позволяет отклонять вектор тяги на 15 градусов по вертикали и на 12 градусов по горизонтали. Китайцы рассчитывают после демонстрации возможностей двигателя с ОВТ получить больше заказов на свои экспортные варианты истребителя «Цзянь-10» под обозначением FC-20, но вполне вероятно, что они смогут повысить привлекательность и JF-17 за счет применения модуля ОВТ на двигателях WS-13E.
Известно, что китайские авиастроители сохраняют надежду на поставку значительной партии легких ударных вертолетов «Учжи-10» для подразделений армейской авиации СВ ВС Пакистана и с этой целью провели дополнительную модернизацию экспортной версии машины, которая получила обозначение «Учжи-10МЕ». Известно, что для снижения массы корпуса вертолета китайские разработчики предлагают выполнять внутреннее бронирование с применение керамических материалов, которые по своей прочности превосходят авиационный алюминий в 100 раз.
Дополнительным поводом к тому, что китайским вертолетостроителям удастся заполучить этот контракт является информация о том, что США заблокировали очередной перевод денежных средств официальному Исламабаду в размере 1,66 млрд долларов в рамках программы антитеррористического сотрудничества. Несколько ранее появилась информация о том, что официальный Вашингтон снова вернулся к размышлению о возможности поставки ударных вертолетов АН-1Z.
Кроме пилотируемой техники на выставке в Чжухае были представлены и беспилотные летательные аппараты, которые привлекли внимание как китайских, так и иностранных специалистов.
На очередной выставке вооружений и военной техники ВВС в г. Чжухай на стенде Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации (КАНТК) был представлен макет малозаметного разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата средней продолжительности полета под обозначением «Радуга-7». Разработку БПЛА выполнили специалисты 11-го НИИ КАНТК на основе информации, полученной при анализе конструкции разведывательного БПЛА RQ-170, который был захвачен подразделениями ПВО Исламской Республики Иран еще в 2011 г.
«Радуга-7» имеет длину 10 м, размах крыла составляет 22 м и благодаря применению специальных композитных и лакокрасочных материалов эффективная площадь рассеивания такого аппарата составляет 0,01 кв. м, что существенно меньше, чем у существующих истребителей пятого поколения.
Основным отличием «Радуги-7» является большая взлетная масса — 13 тонн, поскольку китайские конструкторы использовали в качестве силовой установки реактивный двигатель РД-93. Известно, что для полетов на дозвуковой скорости от 0,63 до 0,75 М может быть применен дефорсированный вариант под обозначением WS-12, а для достижения околозвуковой скорости на данный аппарат возможно установить форсированный вариант под обозначением WS-13. Оба двигателя обеспечивают крейсерский полет на скорости 0,5 МАХа.
Вероятно, первый полет рассматриваемого аппарата состоится уже в 2019 г., а всего китайским специалистам потребуется от 3 до 4 лет для проведения полного комплекса испытаний и подтверждения заданных характеристик.
Также на выставки в г. Чжухай предприятия оборонно-промышленного комплекса КНР регулярно представляют новинки ВВТ, которые имеют маскировочную окраску, характерную для стран с пустынной или горно-пустынной местностью. Традиционными элементами экспозиции крупнейшей китайской оружейной корпорации «Северная промышленная группа компаний» (также известная как «НОРИНКО») являются самоходные артиллерийские установки на гусеничной базе, а именно PLZ-45 и PLZ-52. Основное различие между этими САУ состоит в форме орудийной башни и увеличенной длине самого орудия, что позволит экипажу PLZ-52 на большем удалении и с более высокой точностью поражать мишени при использовании одного типа боеприпаса.
В 2018 г. на выставке была представлена новая разработка китайских оружейников — колесная САУ под обозначением SH-11, которая создана специалистами корпорации «Стальная лошадь» г. Чунцин (ранее 256-й завод НОАК). В качестве базовой платформы конструкторы использовали шасси от бронетранспортера 08-й серии (колесное шасси с формулой 8х8) — принята на вооружение СВ ВС НОАК под обозначением ZBL-08 (экспортное обозначение VN-1). В отношении шасси известно, что при длине 8 м, ширине 3 м и высоте 2,1 м его масса составляет 21 тонну.
В качестве силового агрегата используется лицензионный дизельный двигатель марки DEUTZ модели BF6M1015FC, который благодаря турбонаддуву имеет мощность 440 л. с./330 кВт. На машине установлена автоматическая коробка переключения передач. В совокупности все это позволяет БМ перемещаться по дорогам с твердым покрытием со скоростью до 100 км/ч, а на воде скорость составляет 8 км/ч.
По данным китайских источников, выбор в пользу базового шасси «08-й серии» был обусловлен его высокой надежностью и прочностью, что было проверено в течение последних 10 лет эксплуатации. Кроме того, на предприятиях подрядчиках налажено устойчивое производство высококачественных комплектующих, что стало возможным благодаря обратной связи с иностранными военными, которые эксплуатируют бронетехнику китайского производства в странах Африки и латинской Америки.
Выбор колесного шасси для САУ с орудием калибра 155 мм обусловлен общей тенденцией современных локальных вооруженных конфликтов, когда артиллерийским подразделениям необходимо достаточно оперативно выполнить передислокацию/смену позиций, либо для сокращения дальности обстрела, либо для ухода из-под ответного удара. В обоих случаях скорость движения играет решающую роль.
По оценкам китайских специалистов, именно колесные САУ SH-11 с классическим стальным стволом обладают максимальным набором преимуществ даже перед сверхлегкими авиадесантными гаубицами М777А2 (пр-во США) с легкосплавным стволом, поскольку для реализации основного преимущества американского орудия (мобильности) необходимы тяжелые вертолеты СН-47 «Chinook». Однако, даже в ВС стран «заливных монархий» нет достаточного количества этих винтокрылых машин.
Вполне вероятно, что максимальная снаряженная масса новой колесной САУ китайского производства составляет 39 тонн, а это вполне соответствует разработкам западных инженеров. При такой массе рассматриваемая САУ свободно может перебрасываться на тяжелых самолетах военно-транспортной авиации типа С-17 GlobemasterIII — приняты на вооружение ВВС некоторых ближневосточных государств.
Следует отметить, что впервые информация о работах над колесной версией САУ для иностранных покупателей появилась в публикациях китайских специалистов примерно за месяц до выставки. Анализ фото и видеоматериалов позволяет утверждать, что китайские специалисты серьезно модернизировали башню от гусеничного противотанкового орудия «тип 89», на которую установили орудие с длиной ствола 39-калибров, что конечно влияет на максимальную дальность стрельбы не лучшим образом. Угол возвышения орудия может варьироваться в диапазоне от –3 до +72 градусов.
Благодаря многолетней эксплуатации САУ PLZ-45 в артиллерийских подразделениях СВ ВС Королевства Саудовской Аравии и полученной информации китайские металлурги внесли серьезные коррективы в процесс изготовления металла и ковки стволов, которые выдерживают давление до 368 МПа, а их ресурс составляет 2500 выстрелов.
Повышенное давление на канал ствола, образующееся благодаря большому количеству порохового заряда (САУ китайского производства могут вести огонь на переменных зарядах), объясняется тем, что китайские артиллеристы тем самым компенсируют малую длину ствола. В результате даже PLZ-45 с орудием длинной 45 калибров имеет дальность стрельбы выше, чем у российской 2С19.
Сотрудники китайских специализированных изданий, которые посетили сборочный цех, сообщают, что конструкторы серьезно модифицировали внутреннее пространство башни и выделили максимально возможное пространство для боекомплекта и автомата заряжания. По некоторым оценкам, максимальная скорострельность САУ SH-11 достигает 10 выстрелов в минуту. Боекомплект САУ размещен в механизированной укладке — 24 снаряда и еще 6 снарядов на отдельной полке.
Известно, что кроме осколочно-фугасных и фугасных снарядов в боекомплект САУ включены и оперенные бронебойные, которые предназначены для борьбы с тяжелыми бронированными машинами противника. Некоторые китайские специалисты полагают, что энергии выстрела из САУ SH-11 вполне достаточно для того, чтобы бронебойный снаряд пробивал танк типа «Леопард-2» в боковую проекцию на расстоянии более 2000 м.
Следует отметить, что за счет применения автомата заряжания количество членов экипажа САУ составляет 3 человека (ранее 5 человек). По некоторым данным система управления огнем выполнена с максимальной степенью компьютеризации — САУ способна самостоятельно принимать данные о цели, выполнять расчет траектории и вести огонь без помощи экипажа.
Анализ фотоматериалов позволяет сделать вывод, что конструкторы корпорации «НОРИНКО» разместили на верхней точке башни оптико-электронную систему наблюдения и разведки (в поворотном корпусе на вращающемся основании), которая может самостоятельно обнаруживать цели при размещении САУ на господствующей высоте. Кроме того, благодаря ОЭСНР экипаж SH-11 способен вести огонь с замаскированной позиции по танкам и другой бронетехнике.
Для стабилизации САУ на позиции в задней и центральной части корпуса установлено по две гидравлических опоры, которые компенсируют отдачу и уменьшают пагубное влияние на ходовую часть машины.    
Единственным минусом рассмотренной САУ китайского производства является именно длина ствола — 39 калибров, и для компенсации этого недостатка будущим эксплуатантам придется использовать активно-реактивные снаряды, что дорого даже для государств Аравийского полуострова, или же увеличивать количество зарядов в целях повышения дальности обстрела, что небезопасно. В перспективе китайские конструкторы смогут разместить на колесной платформе орудие с длиной ствола 52 калибра, поскольку большинство ведущих стран ведут именно такие разработки, однако для стабилизации САУ потребуется добавление одной оси в шасси, что приведет к увеличению массы.
Представляется вполне вероятным, что некоторые страны Персидского залива могут разместить заказ на САУ SH-11, поскольку аналогичные образцы ВВТ американского и западного производства отличаются необоснованно завышенной ценой.
Внимание пакистанских военных привлекло другое самоходное артиллерийское орудие (САО) под обозначением SH-15, которое представляет собой сочетание грузового автомобиля повышенной проходимости с колесной формулой 6х6 и артиллерийского орудия калибра 155 мм со стволом длиной 52 калибра. Следует отметить, что к настоящему моменту на вооружении артиллерийских подразделений СВ ВС Пакистана находится 36 САО модели SH-1 схожего калибра, а также более легкие PCL-09 калибра 122 мм.
Известно, что китайские специалисты начали разработку колесного САО еще в 2003 г. в рамках НИОКР под наименованием CZP45–155. В процессе разработки САО как для НОАК, так и для поставок на экспорт китайские оружейники использовали информацию об однотипных образцах военной техники — ATMOS2000 (Израиль), Т 5–52 (ЮАР) и «Лучник» (Швеция).
На протяжении последних 15 лет китайские конструкторы тщательно подбирали шасси из тех, что предлагали четыре ведущие компании, выпускающие грузовые автомобили, однако компания «Howo» была вынуждена отказаться от участия в тендере по экономическим соображениям. В 2017 г. три производителя грузовых автомобилей военного назначения, а именно компании «Wanshan», «Beiben» и «Shaanqi» приняли участие в конкурсе на создание автомобиля третьего поколения (проект MV-3) с колесной формулой 6х6 и грузоподъемностью 10 тонн.
В результате продолжительных испытаний победу в конкурсе одержали специалисты компании «Wanshan», которые разработали два варианта шасси под обозначением WA5250H и WS5251 (визуально отличаются формой кабины). Анализ фото и видеоматериалов показывает, что новая китайская САО SH-15 оснащена полноразмерной бронированной кабиной, рассчитанной на размещение расчета в количестве четырех человек и водителя (шасси получило условное обозначение PCL-181). В походном положении орудие укладывается в специальный желоб на крыше кабины.
Представляется интересным отметить, что САО оснащено радиолокационной станцией, предназначенной для определения начальной скорости полета снаряда, полуавтоматической системой заряжания, вспомогательной силовой установкой, приводящей орудие в движение за счет гидравлической и механических систем. Первая система необходима для подъема и опускания орудия, а вторая для поворота. Каждое САО оснащено укладкой на 22 (по другим данным на 31) снаряда, что позволяет одной батарее в составе шести орудий вести огонь в течение 7 минут из расчета средней скорострельности 2 (3) выстр./мин.
В боекомплект САО SH-15 входят оперенные боеприпасы с лазерным, инерциальным и спутниковым наведением серии GP (копия российских «Краснополь» и «Краснополь-2»), а также активно-реактивные серии WS (копия американского «Excalibur»). Примечательно, что китайские производители не предлагают на экспорт стандартные боеприпасы без систем наведения, поскольку отмечают крайне высокое рассеивание даже на дальности до 20 км.
Базовым вариантом для комплектования SH-15 является снаряд с лазерной системой наведения GP-1 (длина 1,302 м, масса 51 кг., масса системы наведения 10 кг), которая выдерживает перегрузку до 10000 g и осуществляет поиск цели в пределах +/-15 градусов. По данным китайских источников, подсветку цели может выполнять разведчик при помощи специальной аппаратуры или же вертолет с лазерным целеуказателем.
Коэффициент вероятного отклонения такого боеприпаса составляет всего 10 м на дальности до 20 км, тогда как максимальная дальность составляет не более 36 км. Кроме того, в номенклатуру боеприпасов входят снаряды GP155B (наведение инерциальное и по сигналу систем глобального позиционирования GPS/Beidou), GP155C (G) (предназначен для борьбы с движущейся бронетехникой) и GP6 (лазерное наведение).
Китайские конструкторы прилагают значительные усилия по совершенствованию боеприпасов с тем, чтобы уменьшить вторичное осколочное воздействие. 

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru