У нас делают множество современных усилителей головной боли. Предназначены они для сотрудников Пентагона и дружественных ему ведомств в самых разных точках мира. Наверное, это, с точки зрения западной морали, достаточно жестоко, но по-другому никак нельзя. Жуткий неоколониальный аппетит на чужое можно вылечить только сильной головной болью.
Российские врачи
Наш ОПК рождает множество современных и высокотехнологичных средств для лечения неоколониализма на любой вкус и цвет. Сейчас мы поговорим об одном из них, части будущей экипировки наших бойцов — экзоскелете разработки подмосковного ЦНИИТОЧМАШ совместно с компанией «ГБ Инжиниринг».
Эта передовая система уже прошла первый этап боевой апробации в тяжелых условиях Сирии. Пассивный экзоскелет — а мы поговорим именно о нем — не имеет двигателей, гидроцилиндров и батареек. Он представляет собой систему рычагов, шарниров и креплений, которая позволяет перераспределить вес и снизить нагрузку на бойца. С грузом 50 кг он может не только достаточно быстро и без устали передвигаться шагом, но и при определённой тренировке переходить на лёгкий бег.
Таблетка «для головной боли»
Впервые полноценно эту систему показали на международном военно-техническом форме «Армия-2018». Там в экзоскелете прогуливался, иначе это не назовёшь, один из инженеров-разработчиков этого чуда. Максим Максимов как живое доказательство эффективности собственной разработки все три дня провёл на стенде ЦНИИТОЧМАШ в полной боевой выкладке.
Максим Максимов, один из разработчиков пассивного экзоскелета в полдень на третий день форума «Армия-2018»
Бронежилет, разгрузка с магазинами и автомат «Вал» абсолютно реальные. Нет только патронов в 4-х рожках, а рюкзак, который висит у него за спиной, совсем не пустой и весит килограммов двадцать пять, не меньше. Весов под рукой не было, и цифру я прикинул «на глазок». Максиму практически не давали отдыхать, все просили подвигаться, присесть или прицелиться.
Подвеска рюкзака с грузом на плечевой держатель пассивного экзоскелета
Тут без амуниции устанешь за день, а он выглядел вполне хорошо, хотя не подготовленный боец спецназа, а обычный российский инженер. Факт — экзоскелет реально работает.
Железные кости
Экзоскелет, который изготовлен из прочного и лёгкого углепластика, конструктивно соединяет плечевой пояс, спину и ноги, разгружая опорно-двигательный аппарат бойца. Благодаря применению композитов, вес конструкции варьируется от четырёх до восьми килограммов в зависимости от комплектации.
«Хребет» пассивного экзоскелета. Именно эта часть конструкции перераспределяет вес
Конечно, данное изделие не является универсальным и предназначено для выполнения конкретных боевых задач. В нём пока нельзя прыгать с парашютом и лазить по горам. Пассивный экзоскелет не увеличивает силу бойца, а разгружает его за счёт перераспределения веса амуниции. Особенно это важно сапёрам. У них общий вес амуниции и оборудования может достигать десятков килограмм. И с таким огромным весом надо работать часами, при любых погодных условиях, и нет права на ошибку. Потому что цена ошибки — жизнь.
Игра со смертью
Давайте посмотрим, как оснащались наши сапёры при разминировании одного из чудес света — памятников древней Пальмиры.
Пальмира, САР. Сапёр в костюме «Сокол». В руках нелинейный локатор «Коршун»
Военнослужащие Международного противоминного центра Вооружённых сил РФ весной 2016 г. разминировали историческую и жилую части сирийской Пальмиры. Было очищено 825 га территории, 79 км дорог и 8507 различных объектов (зданий). Было обнаружено и обезврежено 17 456 взрывоопасных предметов, в том числе 432 самодельных взрывных устройства.
Кстати, за успехи в службе Противоминный центр был награждён Грамотой Верховного Главнокомандующего ВС РФ и получил Боевое знамя. Это только там, только в одном сирийским местечке.
Работы у наших сапёров было очень много, ведь представители горячо любимой США «умеренной оппозиции» перед бегством минировали буквально всё — даже детские игрушки. Что тут сказать, у террористов были хорошие учителя, опытные…
Главное, чтобы костюмчик сидел
На бойцах противоминного центра одет костюм «Сокол» комплекта ОВР-6, а в руках переносной искатель неконтактных взрывных устройств «Коршун», который обнаруживает управляемые мины на дистанции 30 м, и ему не помеха бетон и металлические сетки.
На этой фотографии на сапёре одет пассивный экзоскелет, а за спиной находится переносной комплекс РЭБ «Котомка». Эта система подавления и обнаружения радиоуправляемых взрывных устройств прикрывает инженерно-разведывательный дозор.
Сирия. Сапёр в пассивном экзоскелете. За спиной индивидуальный комплекс «Котомка», в руках миноискатель ИМП-С
Ко всему этому добавим личное оружие, например АК-74М, и пульт управления роботом «Уран-6». Конечно, не всё это оборудование одновременно навешивается на сапёра, но всё равно вес совсем не маленький, это десятки килограммов, и даже тренированные мышцы быстро устают от такой нагрузки. Но тут на помощь пришёл пассивный экзоскелет, и сапёры это оценили.
Плечевой держатель пассивного экзоскелета
Снимается экзоскелет примерно за 15 секунд, что важно при вступлении в огневой контакт с противником. Одевается конструкция за пару минут. Также с её помощью можно транспортировать раненого. Для этого на него необходимо надеть специальный транспортировочный подвес и, присев, зацепить его на креплении, после этого можно осуществлять транспортировку раненого, который висит на спине. Конечно, при этом приходится идти с наклоном вперёд, и нагрузка на мышцы возрастает, но всё равно идти можно быстрее, чем без экзоскелета, а самое главное — дольше и дальше.
«Железный человек»
«А когда у нас будут универсальные экзоскелеты с мышечными усилителями, ведь подобное так широко рекламируется Америкой?» — спросите вы. Отвечу. Разработки ведутся, и прототипы уже проходят испытания, более того, у нас разрабатывается не только активный экзоскелет, но и полноценная система защиты бойца от внешних факторов, включая органы зрения и дыхания, систему наведения оружия, компьютерного зрения и коммуникаций.
Олег Фаустов и перспективный «Ратник»
В ближайшее время на портале «Арсенал Отечества» будет опубликовано эксклюзивное интервью c главным конструктором систем жизнеобеспечения боевой экипировки военнослужащих АО «ЦНИИТОЧМАШ» Олегом Михайловичем Фаустовым. Расскажем про наши будущие боевые доспехи «Ратник-3» и сравним его с передовой американской разработкой от Lockheed Martin, известной под именем HULC.