Вооруженные силы и возможности США в опасном мире: переосмысление подхода США к планированию военного строительства
© RAND Corporation. Авторы: David Ochmanek, Peter A. Wilson, Brenna Allen, John Speed Meyers, Carter C. Price
В докладе исследованы два основных вопроса:
- Какие области военного потенциала должны иметь самый высокий приоритет при модернизации американских вооруженных сил, чтобы решать возникающие проблемы?
- Сколько будет стоить разработка и развертывание приоритетных направлений развития военного потенциала?
В докладе оцениваются возможности нынешней и перспективной структуры вооруженных сил США на примере возможного участия в конфликтах против одного из пяти потенциальных противников: Китая, России, Северной Кореи, Ирана и салафитско-джихадистских группировок по всему миру.
В докладе констатируются, что вооруженные силы США сегодня обладают возможностями большими, чем необходимо для победы в одной полномасштабной войне. Однако они не в состоянии идти в ногу с модернизацией сил других великих держав {России и Китая}, плохо организованы для решения ключевых проблем в Европе и Восточной Азии, недостаточно обучены и мало приспособлены для выполнения оперативных задач силами постоянной готовности. В докладе рекомендуется ряд мер по модернизации военного потенциала и структуры вооруженных сил США и предлагаются три альтернативных варианта военного строительства, обеспечивающих, по мнению авторов, удовлетворение самых приоритетных потребностей.
В докладе в качестве типовых рассматриваются следующие сценарии боевых действий:
- широкомасштабный конфликт между США и КНР на фоне операции НОАК КНР по захвату острова Тайвань;
- широкомасштабный конфликт США (НАТО) с Российской Федерацией на фоне операции ВС РФ по захвату Эстонии, Латвии, Литвы;
- широкомасштабный конфликт США (НАТО) с Российской Федерацией на фоне операции ВС РФ по захвату Украины и выходу к Приднестровью;
- региональный конфликт между США и КНДР на фоне вторжения КНДР в Южную Корею;
- региональный конфликт между США и Ираном на фоне операции Ирана по блокированию Ормузского пролива в Персидском заливе;
- длительные действия сил специальных операций США в различных регионах мира в борьбе салафитскими джихадистскими группировками.
Иллюстрация из доклада по оценке возможностей нанесения групповых и массированных ударов баллистическими ракетами и дальней авиацией НОАК КНР. Зеленый цвет – групповой удар до 10 ракет. Желтый цвет – групповой удар до 100 ракет. Красный цвет – массированный удар до 1000 ракет.
Оценка текущего состояния вооруженных сил США
Министерство обороны США продолжает использовать в военном строительстве концепцию возможности одновременного участия в двух региональных войнах. Эта концепция сегодня не отвечает реальным потребностям в области национальной безопасности США.
Важные национальные интересы США сегодня оспариваются двумя великими державами — Россией и Китаем, — которые формируют глобальные оперативные и стратегические вызовы. Эти проблемы намного превышают те вызовы, которые лежат в основе концепции «двух региональных войн» - основы нынешней структуры военного планирования США.
Растущий арсенал ядерного оружия и баллистических ракет Северной Кореи сегодня формирует угрозы, на которые у США и союзных сил в регионе не имеется удовлетворительных ответов.
Хотя Соединенные Штаты, их союзники и партнеры добились значительного прогресса в устранении угрозы, исходящей от «Аль-Каиды» и ее филиалов, американские вооруженные силы должны ожидать, что борьба с салафитскими джихадистскими группировками типа ИГИЛ продолжится в течение многих лет.
Решение проблем, создаваемых наиболее развитыми противниками, как правило, требует не более многочисленных американских сил, а, скорее, вооруженных сил, которые оснащены соответствующим современным вооружением и обеспечивающими средствами. Вооруженные силы должны быть готовы для оперативного развертывания и ведения длительных боевых действий на удаленных театрах потенциальных конфликтов.
Ключевые рекомендации
Планирование военного строительства в министерстве обороны США сегодня должно отдавать больший приоритет модернизации структуры и возможностей американских вооруженных сил для сдерживания агрессии и разгрома таких противников, как Китай, Россия и Северная Корея.
В то же время, планирование военного строительства должно обеспечить совершенствование и постепенное расширение возможностей сил специальных операций, модернизацию ядерных сил США и повышение уровня готовности сил постоянной готовности.
Приоритетные направления военного строительства:
Системы и концепции, позволяющие американским вооруженным силам вскрывать, идентифицировать, подавлять или уничтожать мобильные военные формирования и объекты (например, корабли военно-морских сил, механизированные формирования сухопутные войска) в районах, прикрытых передовыми системами ПВО.
Системы и концепции для подавления и нейтрализации передовых комплексов (районов) противовоздушной обороны.
Новые подходы к повышению устойчивости передовых сухопутных и военно-морских баз (районов развертывания), чтобы они могли поддерживать войсковые операции в условиях неоднократных ударов высокоточными крылатыми и баллистическими ракетами противника.
Системы и концепции для повышения устойчивости радиоэлектронных систем, обслуживающих пространственное позиционирование, временное и навигационное обеспечение, разведку и связь.
Заблаговременное передовое развертывание комплектов вооружения и военной техники, запасов боеприпасов и материальных средств на возможных театрах военных действий, чтобы в случае конфликта быстро ликвидировать разницу в силах и средствах в пользу противника, поддержать решительные и широкомасштабные операции вооруженных сил США.
Выполнение этих рекомендаций при сохранении сегодняшнего уровня расходов на оборону потребует существенного сокращения сил постоянной готовности. США могли бы избежать такого сокращения сил постоянной готовности и достичь целей, изложенных в докладе, при устойчивом увеличении расходов на оборону в диапазоне от $20 млрд до $40 млрд в год.