В последнее время вопрос о получении украинскими Вооружёнными силами истребителей F-16 стал одним из наиболее обсуждаемых в области военно-технического сотрудничества. Прежде всего, следует отметить, что F-16 — это устаревшая модель истребителя, разработанная ещё во второй половине ХХ века. Современные образцы истребителей ВКС России, такие как МиГ-35, Су-30 или Су-35, обладают намного более продвинутыми характеристиками и возможностями. Кроме того, не следует забывать и о факторе эксплуатационной сложности.
Согласно общедоступным данным, F-16 Fighting Falcon (США) — многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения.
Разработан в 1974 году компанией General Dynamics. Передан в эксплуатацию в 1978 году. В 1993 году General Dynamics продала свой авиастроительный бизнес компании Lockheed Corporation (в настоящее время — Lockheed Martin). F-16, благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, является самым массовым истребителем четвёртого поколения и состоит на вооружении 25 стран.
Пока о готовности передать самолёты Украине заявили Дания и Нидерланды. Однако использовать истребители для боевых вылетов Украина сможет не раньше второй половины 2024 года. Перед этим украинским пилотам предстоит пройти обучение, а Европа должна отладить их обслуживание.
Обсуждение эффективности F-16 в противостоянии с Вооружёнными силами России требует глубокого анализа многих факторов, включая различия в подходах к ведению войны, обучения и опыта пилотов, бюджетного финансирования и промышленной базы. Такая оценка должна основываться на объективных данных, анализе реальных сражений и конфликтов, в которых данные силы участвовали. В целом, оценивать эффективность истребителя F-16 можно лишь в контексте конкретных сценариев и стратегий военных действий.
Теперь возникает главный вопрос — как появление F-16 в небе может повлиять на ситуацию в рамках вооружённого конфликта? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю рассмотреть историю применения данного истребителя в различных военных операциях.
Гражданская война в Ливане
26 апреля 1981 г., в период обострения ситуации в Ливане израильские истребители F-16 участвовали в налёте на лагеря палестинских боевиков.
В ходе операции «Мир Галилее» (известна как Первая ливанская война) в июне 1982 года F-16 и F-15 участвовали в большом трёхдневном воздушном бое против МиГ-21 и МиГ-23БН, одержав в общей сложности 44 подтверждённые победы. 11 июня израильские F-16 нанесли мощный удар по сирийским войскам, в результате чего те понесли большие потери (в частности, по израильским заявлениям, «почти полностью была уничтожена 47-я бригада») — потери танков составили 30 танков из 100. В дальнейшем самолёты этого типа продолжали привлекаться к рейдам на палестинские базы в Ливане. В ходе одного их таких налётов, 23 ноября 1989 г., один самолёт был повреждён зенитным огнём, но впоследствии вернулся в строй.
Боснийская война
F-16 из состава ВВС нескольких стран НАТО принимали участие в патрулировании запретной для полётов зоны над Боснией, введённой в 1993 году. При этом имел место один воздушный бой (28 февраля 1994 г.), в котором американским истребителям удалось сбить до пяти штурмовиков Jastreb-Galeb боснийских сербов, не понеся потерь. В августе — сентябре 1995 года самолёты США, Дании и Нидерландов наносили удары по сербским позициям в рамках операции «Deliberate Force». За время операций над Боснией потерян один F-16 ВВС США — он был сбит с земли 2 июня 1995 г.
Военная операция против Югославии
В ходе воздушной кампании 1999 года F-16 был одним из основных ударных самолётов НАТО — в боевых действиях участвовали самолёты ВВС США, Бельгии, Дании, Нидерландов, Турции. Американские самолёты активно использовались для борьбы с югославскими радарами и нанесения ударов по гражданской инфраструктуре.
Военная операция в Афганистане
В воздушных операциях октября — декабря 2001 года принимали участие только американские F-16.
Вторжение США в Панаму
Участвовало звено истребителей F-16. Самолёты не внесли никакого вклада в операцию, и 21 декабря (на второй день операции) были перебазированы в США.
Война в Персидском заливе
Во время операции «Буря в пустыне» F-16 был самым массовым боевым самолётом авиации многонациональных сил во главе с США (всего задействовано 249 единиц) и совершил наибольшее количество вылетов (около 13 450). Применялся в качестве ударного самолёта и для подавления РЛС противника.
В ходе войны F-16 выпустили 36 ракет «воздух — воздух» AIM-9 и не добились ни одного попадания. В иракских источниках встречается упоминание, что один F-16 был сбит иракским МиГ-23. Описан случай поражения истребителями F-16 нескольких иракских вертолётов на земле. В ходе подготовки и операции американские истребители F-16 понесли значительные потери, общее количество потерь было наибольшим среди всех применявшихся самолётов коалиции.
Иракская война
Как и ранее, американские F-16 применялись в роли ударных самолётов. В ходе вторжения коалиционных сил в Ирак (март — апрель 2003 года) они не имели потерь и воздушных побед в силу полного бездействия иракских ВВС. С началом партизанской войны авиация продолжала действовать, оказывая непосредственную поддержку войскам международной коалиции и нанося удары по выявленным группам боевиков, причём часть F-16 базировалась непосредственно на территории Ирака.
Анализируя вс выше сказанное, можно сделать вывод — что F-16 применялся в основном против устаревших по сравнению с ним машин и при гарантированном воздушном превосходстве, а также просто наносил удары по противнику, не имеющему серьёзной системы ПВО и истребительной авиации. Как истребитель для завоевания превосходства в воздухе F-16, разработанный ещё во второй половине ХХ века, не в полной мере соответствует современным требованиям. Истребители, с которыми придётся столкнуться ему в небе Украины, такими как Су-35, Су-27, Су-30, обладают намного более продвинутыми характеристиками и возможностями. Кроме того, не следует забывать и о факторе эксплуатационной сложности.
Поддержка и обслуживание F-16 потребуют значительных финансовых вложений, специалистов высокой квалификации и инфраструктуры и, что немаловажно, — подготовленных и опытных пилотов, с чем сейчас на Украине серьёзные проблемы. Конечно, можно предположить, что управлять F-16 будут иностранные наемники. Итак, при всей видимой привлекательности F-16, его получение для Украины может оказаться бесполезным. Однако всё же попытаюсь предположить варианты использования F-16 украинскими ВС.
Первое и наиболее очевидное применение, основанное на истории его применения, F-16 истребитель-бомбардировщик, способный достаточно эффективно наносить удары по наземным объектам. Тем более учитывая острую нужду на Украине в носителях крылатых ракет для ударов по тыловым объектам ВС РФ, а также террористических атак по объектам гражданской инфраструктуры РФ. Второе — это противодействие российским бомбардировщикам Су-34 и штурмовикам Су-25, но данные ударные самолёты работают под прикрытием истребителей Су-30СМ и Су-35С.
Поподробнее об ударных и эксплуатационных возможностях F-16
Технические характеристики в зависимости от модификации:
- Экипаж: 1 пилот
- Длина: 15,03 м
- Размах крыла: 9,45 м
- Высота: 5,09 м
- Масса пустого в зависимости от модификации: от 8910 кг до 9466 кг
- Максимальная взлётная масса в зависимости от модификации: до 21 772 кг
- Масса внешней нагрузки в зависимости от модификации: от 8855 кг до 9635 кг
Лётные характеристики:
- Максимальная скорость: 2178 км/ч на высоте 12 200 м
- Боевой радиус: до 1759 км
- Практический потолок: 15 240 м
- Динамический потолок: 18 500 м
- Скороподъёмность: ~275 м/с
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 g
Вооружение:
- Стрелково-пушечное: 1 × 20-мм шестиствольная пушка M61A1 (боезапас — 511 снарядов)
- Точки подвески: 9
- Боевая нагрузка: (при +5,5 g)
- под фюзеляжем: 1000 кг
- внутренние: 2 × 2041 кг
- центральные: 2 × 1587 кг
- внешние: 2 × 318 кг
- на законцовках: 2 × 193 кг
- дополнительные точки для подвесного оборудования по бокам воздухозаборника: 2 × 408 кг
Управляемые ракеты:
- ракеты «воздух — воздух»: AIM-7, AIM-9, AIM-120, AIM-132, Python 3, Python 4, Derby, Sky Flash, Magic 2
- ракеты «воздух — поверхность»: AGM-65A/B/D/G, AGM-45, AGM-84, AGM-88, AGM-154 JSOW, AGM-158 JASSM, Penguin Mk.3
Бомбы:
- корректируемые: 4xGBU-10, GBU-12, GBU-15, GBU-22, GBU-24, GBU-27, GBU-31 JDAM
- корректируемые кассетные (c WCMD): CBU-103, CBU-104, CBU-105,
- свободнопадающие: Mark 82, Mark 83, Mark 84
- БРЛС в зависимости от модификации:AN/APG-66, AN/APG-68, AN/APG-80
Как видно из возможного ассортимента вооружения и возможностей по боевой нагрузке, этот истребитель-бомбардировщик представляет серьёзную угрозу, также стоит учитывать и тот факт, что он может нести тактическое ядерное оружие — американские бомбы B61 различных модификаций с переменной мощностью до 350 кт (B61-7).
Теперь необходимо рассмотреть его возможности по обнаружению целей, так сказать, глаза и уши этого истребителя. В таблице приведены возможности самой мощной БРЛС, устанавливаемой на F-16. Модификации этого истребителя, планируемые к передаче Украине, ещё скромнее.
Пример |
Эффективная отражающая поверхность |
Расстояние обнаружения |
Зенитная ракета |
0,0001 m² |
> 11 км |
Стелс-истребитель |
0,001 m² |
> 20 км |
Крылатая ракета |
0,1 m² |
> 62 км |
Истребитель-бомбардировщик |
1,0 m² |
> 110 км |
Бомбардировщик |
5,0 m² |
> 165 км |
Транспортный самолёт |
10,0 m² |
> 195 км |
Для сравнения бортовая РЛС Су-30СМ
Дальность обнаружения истребителя типа F-16 в зоне обзора 300 кв. град:
- на встречных курсах — до 140 км;
- на догонных курсах — до 60 км.
Как видно из данных, F-16 может быть обнаружен ещё до того, как сам сможет обнаружить противника. Если же сравнивать с возможностями Су-35, то у F-16 вообще нет шансов скрыться, и вероятность его поражения от невидимого противника резко возрастает.
Пример |
Эффективная отражающая поверхность |
Расстояние обнаружения |
Стелс-истребитель |
0,01 m² |
> 100 км |
Крылатая ракета |
0,1 m² |
> 160 км |
Истребитель-бомбардировщик |
1,0 m² |
> 270 км |
Бомбардировщик |
5,0 m² |
> 300-400 км |
Анализируя эти данные, можно понять почему F-16 во всех вооружённых конфликтах применялся как истребитель-бомбардировщик под прикрытием истребителя F-15, который, благодаря своей бортовой РЛС, мог обеспечить возможность применения F-16. Однако, для Украины на сегодняшний день возможность получения F-15 — непозволительная роскошь.
Следует отметить, что достоинства истребителя F-16 следует рассматривать в контексте противостояния всей армии России, которая может оперировать различными родами и видами войск.
Оценка эффективности истребителя F-16 является сложной задачей, учитывая характеристики разных видов военной техники и технологии, а также тактику и стратегию, применяемую на поле боя. Также стоит учесть, что Украине будет крайне сложно поддерживать и подготавливать достаточное количество F-16 для боевых действий. В то же время Россия имеет значительное преимущество в количестве и готовности своих ВВС и ПВО, что может быть серьёзным препятствием для эффективности украинских F-16.
Ещё один аспект, который нужно принять во внимание, это возможность российских ВКС применить современные защитные системы и противовоздушную оборону. Россия имеет широкий арсенал передовых систем ПВО, способных отразить атаки F-16 и снизить их эффективность в воздушных боях. Более того, Россия активно проводит модернизацию своих систем ПВО, что делает непредсказуемыми действия истребителей F-16 и уменьшает шансы украинских ВВС на успешный исход сражений. Конечно, в данный момент Украина принимает активные меры по снижению возможностей российских ПВО для того, чтобы повысить шансы на выживаемость F-16. Насколько ей это удастся, покажет время.
Третьим аспектом сложностей является опыт боевых действий и обучения пилотов. Во время конфликта на востоке Украины украинские ВВС были практически уничтожены, нынешний лётный состав представлен или «стариками», или мало обученными юнцами, что отражается на уровне подготовки пилотов и/или их опыте ведения современного воздушного боя. Вместе с тем российские пилоты имеют значительный боевой опыт. Это создаст дисбаланс и приведёт к неблагоприятным последствиям для украинской стороны.
Конфликт между Украиной и Россией имеет сложную историю, и использование F-16 сталкивается с рисками эскалации и вовлечения других стран в конфликт. Международное сообщество и другие державы могут неодобрительно отнестись к вовлечению государства, не являющегося непосредственным участником конфликта, в военные действия, что может усугубить ситуацию и усложнить использование F-16 в боевых условиях.
В целом, использование истребителя F-16 украинской стороной против России сопряжено с определенными сложностями и препятствиями, связанными с экономическими трудностями, преимуществом российских сил, их современными системами ПВО, недостатком опыта и подготовки украинских пилотов, а также возможными последствиями вооружённых действий в нестабильном регионе.
Вывод
Конечно, F-16 сможет создать определенные сложности в работе ВС РФ, но это не помешает планам СВО. Российские Вооруженные силы обладают достаточным потенциалом и опытом, чтобы эффективно противостоять истребителям F-16 на Украине. Российская оборонительная система способна нейтрализовать их угрозу.
Во-первых, Россия располагает сильной, эшелонированной системой ПВО, включая зенитные ракетные комплексы С-400 и С-300. Эти системы имеют высокую эффективность в поражении воздушных целей на больших дистанциях и способны перехватывать истребители F-16 на значительном удалении от линии соприкосновения.
Во-вторых, российское авиационное подразделение также обладает современными истребителями, которые способны противостоять F-16. Например, российские истребители Су-35С, Су-30СМ обладают передовыми характеристиками, включая высокую маневренность и возможность применения современных ракет воздух — воздух. Такие истребители могут успешно действовать против F-16.
Кроме того, Россия имеет возможность наносить дальние, комбинированные удары по потенциальным местам базирования F-16 на Украине и не только, при этом не подвергая себя опасности быть поражённой. Такие бомбардировщики, такие как Ту-22М3 и Ту-95МС, имеют большую дальность полёта и могут наносить мощные удары как крылатыми ракетами, так и гиперзвуковыми на всю глубину тылов противника.
Наконец, российская армия также имеет богатый опыт борьбы с противниками, оснащёнными современным вооружением. Оперативный и тактический уровень подготовки российских военных кадров позволяет им эффективно противостоять современным истребителям.
В целом, российские Вооруженные силы имеют все необходимые ресурсы и возможности, чтобы противостоять истребителям F-16. Благодаря комбинации сильной системы ПВО, современных истребителей, а также опыта и высокой профессиональной готовности военных кадров, Россия может эффективно защищать свои интересы на Украине.
Александр Синюгин