24 ноября впервые за 50 лет ВВС страны из блока НАТО сбили российский боевой самолет. Имела ли Турция право сбивать российский бомбардировщик и как это повлияет на отношения между нашими странами?
Согласно версии Турции, Cу-24 нарушил воздушное пространство, причем о приближении к границе его неоднократно предупреждали по радио, а после этого он был сбит уже над Сирией ракетой воздух-воздух с тепловой головкой наведения с расстояния около 4 километров. В сети появилась также и запись этого предупреждения, которую делали на аварийных частотах.
Право на атаку
По словам руководителя центра изучения общественных прикладных проблем (ЦИОПП) Александра Жилина, в таких случаях существует чёткая процедура действий стороны, чьи границы были нарушены: «Вылетают истребители и устанавливают связь, включая прямую видимость, с экипажем самолёта–нарушителя, поскольку всегда возможно, что у самолёта отказало навигационное оборудование или нарушена система управления. И только после этого, убедившись, что дело вовсе не в неисправности, истребители сопровождения пытаются вытеснить нарушителя из своего воздушного пространства или принуждают к посадке на своём аэродроме. Если же самолёт продолжает полёт вглубь территории страны, тогда открывается предупредительный огонь и только после этого наносится удар непосредственно по воздушному судну», — считает эксперт.
Учитывая расстояние, которое преодолел согласно турецкой версии Су-24, над Турцией он летел не более 20 секунд, причем вторые десять секунд он находился в стадии покидания воздушного пространства. Конечно, все эти правила применимы в первую очередь к мирному времени и к гражданским самолетам, но Россия и не находится с Турцией в состоянии войны. К тому же, в 2012 году после того, как в Сирии был сбит турецкий самолет, занимавший тогда пост премьер-министра Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил: «Кратковременное нарушение границы не должно служить поводом для нападения. Даже если самолет в течение нескольких секунд находится в чужом воздушном пространстве, это не повод нападать». Сегодня риторика Эрдогана звучит совсем по-другому: «Российский самолет находился в турецком воздушном пространстве в течение 17 секунд. Самолет турецких ВВС F-16 сбил его в рамках принятых нами правил реагирования на угрозы».
Стоит напомнить, что самолеты Турции систематически нарушают воздушное пространство Греции, однако в них никто не стреляет. «Мы не стреляем друг в друга, а пытаемся отпугнуть соседа посредством маневров. В противном случае у нас бы уже не осталось авиации. Турецкие самолеты постоянно нарушают воздушное пространство Греции, но их никогда не сбивают», - заявил экс-посланник Греции в Турции Леонидаса Христанопулоса.
Однако, всё зависит от взаимоотношений между странами. Формально Турция имела право сбить российский бомбардировщик, учитывая их неоднократные предупреждения о том, что российские самолеты нарушают границу и сбитый беспилотник. Именно поэтому МО РФ полностью отрицает факт нарушения воздушного пространства. Таким образом, этот инцидент находится в политической, а не военной плоскости, и формальности в этой ситуации играют не такую уж и большую роль.
Две экс-империи
Если посмотреть на ситуацию глазами турков, то выглядит она следующим образом. Для Эрдогана Сирия является примерно тем же, чем для Путина – Донбасс. Сравнение, конечно, натянутое, но доля правды в нем есть. Сам факт того, что Россия отправила против его воли свои самолеты бомбить ту территорию, которую он воспринимает как часть бывшей Османской Империи понравиться ему не может. Кроме того, в Турцию с территории, подконтрольной ИГИЛ шли поставки нефти.
Турция похожа на Россию в том, что она также была великой империей и потеряла этот статус примерно в одно с ней время. И то, что русские туристы воспринимают это государство только как место для отдыха с отелями где «все включено» – проблема русских туристов. Вполне вероятно, что для Эрдогана главным стимулом атаки на российский самолет является поднятие своего рейтинга, точно так же, как и для Путина военная операция в Сирии и присоединение Крыма. Он понимает, что обрывать все контакты Россия с Турцией неспособна, так как это невыгодно в первую очередь ей самой.
Платить придется простым смертным
Печально, что в первую очередь политические игры отразятся на простых гражданах Турции и России.
Во-первых, обострение отношений является колоссальным ударом по российскому турбизнесу, который и без того подкосили сначала падения рубля, потом ситуация вокруг Трансаэро, а позже – остановка авиасообщения с Египтом. По самым оптимистичным прогнозам, к марту на российском рынке останется не более 50% от существующих турфирм, а значит, тысячам людей придется искать работу, а туристам – выбирать другие, более дорогие направления для отдыха или вовсе оставаться дома. По данным Ростуризма, в 2014 году в Турции отдыхали около 1,4 млн российских туристов, которые привезли в бюджет страны около 4 миллиардов долларов.
Во-вторых, почти треть всех овощей и фруктов на российских прилавках привозится в Россию из Турции (в прошлом году объем поставок составил около 500 тысяч тонн). Благодаря эмбарго в отношении западных продуктов, поставки турецких фруктов и овощей в Россию выросли почти на треть, а местные фермеры смогли зарабатывать на них около 1 миллиарда долларов в год. Именно эту сумму они потеряют в том случае, если сотрудничество в этой сфере будет прекращено. Ну а россиянам в свою очередь придется забыть о дешевых фруктах и овощах в зимнее время, как в далекие 1980-е годы.
В-третьих, около 6% от всей готовой одежды и 13% от тканей на российском рынке привозится из Турции, которая зарабатывает на этом около полумиллиарда долларов в год. В первую очередь это трикотаж, джинсы и кожаные изделия, и хотя по сравнению с поставками одежды из Китая (более 50% всего рынка) эти цифры не велики, выбора у россиян будет меньше.
В-четвертых, Россия сотрудничает с Турцией в сфере высоких технологий, и в том числе ГК «Росатом» строит на южном побережье АЭС «Аккую». Этот проект стоимостью 27 миллиардов долларов должен быть реализован к 2020 году и является одним из самых крупных в портфеле Госкорпорации. Прийти к соглашению с Турцией «Росатом» смог в жесткой конкурентной борьбе, впервые в мире предложив модель (build-own-operate, строй-владей-эксплуатируй), когда проектная компания принимает на себя обязательства по проектированию, строительству, обслуживанию, эксплуатации и выводу из эксплуатации станции. В случае отказа от строительства, Россия потеряет уже вложенные в проект 3 млрд долларов. Стоит отметить, что «Росатом» в данный момент является одной из немногих Госкорпораций в России, которая приносят в бюджет страны реальные деньги, и ослабление ее позиций ни к чему хорошему не приведет.
Что касается поставок российского газа, то заменить его Турции нечем, а России терять второго после Германии импортера своего голубого топлива совсем не выгодно, а значит, этот вопрос обе стороны будут стремиться вынести за пределы конфликта.
Последнее слово за Кремлем
Главные связи между нашими странами завязаны на поставках газа, а также на высокотехнологичном уровне. Без поставок в Россию фруктов, овощей а также без российских туристов Турция прожить сможет. Учитывая последнее заявление Эрдогана о том, что он сожалеет о сбитом российском самолете и о том, что «такое больше не повторится», решение о прекращении сотрудничества будет приниматься в Кремле, который не может не ответить на действия турецких властей. Главный вопрос заключается в том, будут ли эти санкции номинальными или реальными. Однако, учитывая полный разрыв по техническому сотрудничеству с Украиной, исключать сегодня ничего нельзя.