Во всей трагической истории с российским СУ-24, сбитым турками, более или менее достоверно известно (на сегодня) следующее.
Во вторник 24 ноября бомбардировщик российских ВКС, отработав по позиции террористов на сирийской территории, возвращался на базу по своему стандартному маршруту. При маневрировании для захода на посадку на аэродром базирования он мог пересечь, сирийско-турецкую границу. Это не исключается потому, что вблизи места расположения базы турецкая территория вклинивается в сирийскую на несколько километров, образую своеобразный аппендикс. По этой причине траектория захода на посадку в некоторых случаях почти неизбежно влечет за собой «касание» самолета пограничной зоны (что уже, к сожалению, неоднократно происходило). В этот момент два турецких истребителя атаковали СУ-24 без предупреждения. Турки утверждают, что предупреждение было (даже выложили на сайтах запись радиообмена). Выживший штурман, как и российская сторона в целом, это отрицают. В результате атаки УР «воздух-воздух» (вероятно AIM-9M «Сайдвиндер» или AIM-120) издалека и со спины СУ-24 был сбит.
Командира бомбардировщика расстреляли с земли во время приземления, что затем было показано на видео. В ходе поисково-спасательной операции был убит российский морской пехотинец.
Турецкая сторона утверждает, что самолет нарушил границу, поэтому они имеют полное право защищать свою территорию всеми (!) доступными способами. Тем более, что турки уже неоднократно заявляли протесты как устные, так и письменные. Российский посол в Турции получил две ноты по поводу нарушения российскими летательными аппаратами воздушного пространства Турции. Один российский БПЛА был сбит (официальные представители РФ это тоже отрицают).
В рассматриваемом трагическом случае, если такое нарушение и имело место, то оно было формальным и не более 17 секунд - это максимальное пребывание, которое может быть на том участке границы и при том маршруте. Можно взглянуть на трекер, где представлены версии обеих сторон.
Российская сторона и выживший летчик отрицют как факт нарушения границы, так и предупредительное радиооповещение турков. И все же, в данной ситуации они представляют заинтересованную сторону. Однако, даже при этом никаких причин стрелять по самолету не было, так как он не представлял никакой опасности для Турции и работал по целям, которые были согласованы с этой страной. Более того, в обязательном (!) арсенале действий пилотов в случае нарушения воздушного пространства их страны — принудить вторгшийся летательный аппарат к посадке. Стрельба на поражение — самая крайняя мера в исключительных обстоятельствах.
Заметим, кстати, что еще несколько лет назад Эрдоган утверждал, что сбивать самолеты за краткосрочное нарушение воздушной границы нельзя. Сегодня его позиция, по-видимому, поменялась.