Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 3(29) за 2017 г.

Дмитрий Дрозденко

В мае этого года в Москве прошла 10-я юбилейная Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2017. Выставка является крупнейшей в ЕС и стала рекордной как по числу посетителей — пришло более 12 тысяч человек, так и по числу участников — 237 компаний из 21 страны мира. На площадке HeliRussia было представлено 23 вертолета, 2 автожира, или, как модно сейчас говорить, гирокоптера, а также 15 различных беспилотников. В рамках выставки прошло более 60 мероприятий.

Новым было не только количество представленной техники, но и то, что выставка стала полностью гражданской. Я не увидел на стендах HeliRussia конкретно военных изделий. Кстати, может это и к лучшему.
На открытой площадке перед павильоном, где обычно выставляли одну военную и одну гражданскую машину, мирно стояли новый транспортник Ми-38-2 и Ми-171А2 в оффшорной конфигурации. Было много «Ансатов». Четыре версии стояли внутри павильона: пассажирская, медико-эвакуационная и вариант с перспективным комплексом бортового оборудования от РПКБ, про который расскажу отдельно.
Ещё один «Ансат» с VIP-салоном периодически осуществлял демонстрационные полеты.

Затянувшийся полет

Было немало международных монстров от вертолетной индустрии. Французский Safran представил двигатель для нашего многострадального вертолета Ка-62, который наконец совершил свой первый полноценный 15-минутный полет в Арсеньеве, после чего во второй день HeliRussia 2017 по теме этого события состоялась специальная пресс-конференция. Полетел он с опозданием всего на четверть века.
Его особенностями можно назвать одновинтовую схему с финестоном (вентилятор в киле вместо рулевого винта), обратное трехстоечное шасси, ну и то, что одновинтовую машину разработало КБ, которое исторически специализируется на соосной схеме. На вертолете установлены французские Turbomeca Ardiden 3G. Редуктор и трансмиссию поставляет австрийская фирма Zoerkler.
Ка-62 — хорошая машина и призвана закрыть востребованную нефтяниками нишу в 7-тонных вертолетах. Правда, ее серийное производство планируют начать только в 2025 году. А в этом сегменте уже царствует итальянский жеребец AW139, который не просто усиленно продвигают на наш рынок, но и уже собирают у нас в Подмосковье. И вот что интересно, в 90-х годах был совместный проект с итальяно-английской компанией AgustaWestland и назывался он Ка-64. Задачей проекта было сделать совместный вертолет на базе уже существовавшей тогда разработки Ка-62. Проект в 90-х свернули, а в 2001 в воздух поднялся очень на него похожий AW139, впрочем, не будем строить конспирологические теории и пойдем дальше. И от всего сердца пожелаем камовцам успеха. Болеем за наших!

Сделано у них, собрано в России

Среди зарубежных моделей взгляд упал на первый собранный у нас Bell 407GXP и, конечно, на Томилинскую AW139.
Рядом с ней стоял AW119 Grand New, а на соседнем стенде Airbus H145 в медико-эвакуационной версии — именно такие вертолеты используются сейчас Московским авиационным центром.
Обратите внимание, не «Ансат» в сертифицированном медицинском варианте, не Ка-226, а именно Airbus. Честно говоря, я не видел в Берлине медицинских Ка-226, «Ансатов» и даже американских Bell. Почему-то там летают патриотичные для Евросоюза медицинские вертолеты Airbus собственного производства. А ведь наши машины ни грамма не хуже европейцев.

«Ансат». Переход в высшую лигу

Для медико-эвакуационнных машин очень важна всепогодность, и этот момент, с моей точки зрения, — единственный недостаток «Ансата» на текущий момент. Например, Ка-226 может летать по ППП (правила приборного полета) в СМУ (сложных метеоусловиях), также как и европейский H145. Им это позволяет авионика. «Ансат» пока может осуществлять полеты по ПВП (правила визуального полета) в ПМУ (простые метеоусловия). Но и эта проблема потенциальна решена.
На стенде Раменского ПКБ (КРЭТ) был представлен «Ансат» с новой «стеклянной» кабиной и метеорадаром в комплекте. Комплекс авионики для казанской машины сделали на базе cертифицированного комплекса разработанного для Ми-38–2. В результате машина сразу прыгнула в высшую лигу — «Ансат» может летать в СМУ по ППП.
Так и хочется написать на плакате: «Правительство, поддержи отечественного производителя!» и повесить его на видном месте.

Поддержи отечественного и частного производителя!

Они не монстры вертолетной индустрии, они не могут так ярко оформлять свои стенды и тратить деньги на PR, но они занимают особое место в вертолетной индустрии. Это частные энтузиасты. Наконец состоялся премьерный показ созданного в Кемерове летного образца скоростного вертолета «Афалина».
Машина построена по соосной схеме с тандемным расположение членов экипажа. Сделано это для получения максимальной скорости, которая для мини-вертолета с двигателем Rotax будет составлять 250 км/ч. Интересной особенностью вертолета является возможность отклонения колонки несущих винтов на 12 градусов в продольной плоскости. Сделано это для достижения максимальной скорости горизонтального полета. При этом стабилизация пространственного положения машины в полете осуществляется за счет мощного хвостового оперения.
Как обещают создатели вертолета, к Международному аэрокосмическому салону МАКС 2017 машина уже поднимется в воздух и подтвердит заявленные параметры. Хочется немного отклониться от темы и заметить, что аналогичный частный проект соосного вертолета из города Кумертау уже не наш — его купили китайцы. Может, нашим вертолетным монстрам стоит более внимательно присмотреться к отечественным разработкам, вспомнить, как начинал товарищ Френк Робинсон и к чему это привело, а не кидаться заявлениями о разработках новых типов легких вертолетов. Или в кризис, как любит говорить господин Чубайс, у нас очень много денег?

Три плюса

У гирокоптеров есть три больших плюса: безопасность в полете, детская простота управления, и очень адекватная цена. Следующий частник, про которого хочется рассказать, — питерская компания Ventocopter, представила на выставке сразу две интересные машины: трехместный гирокоптер (автожир по нашему) A1 и перспективный прототип R1. К этим машинам не зарастала народная тропа. Дети были просто в восторге, ведь здесь им разрешалось все дергать.
Эти машины интересны целым рядом показателей. А1, несмотря на габариты и грузоподъемность, имеет очень короткий разбег — всего 50 метров, причем по неподготовленной грунтовой полосе. Зарубежные аналоги до отрыва разбегаются около 100 метров. Понравилось мне и качество сборки. К слову, этим процессом занимается Ковровский электромеханический завод, именно там пойдет серия. Приятна и ожидаемая цена — около двух миллионов рублей. Очень демократично.
Интересен был и прототип Ventocopter R1 «Акула». Своими резкими обводами и гранями он напоминает флайер из будущего, который, как обещает руководство компании, должен подняться в небо в июле этого года, на МАКСе 2017. Заявленной особенностью R1 является возможность вертикального взлета. Хочу заметить, что вертикальный взлет — прерогатива вертолетов, а отнюдь не гирокоптеров. Хотя оба типа летательных аппаратов имеют внешнее сходство, работают они все-таки по-разному.
Как сказал Дмитрий Иосифович Сечинава, руководитель компании «Газнанотех», реализующей проект Ventocopter, вертикальный взлет R1 будет обеспечиваться специальным ноу-хау компании. Устройство сможет кратковременно передавать мощность на несущий винт аппарата, позволяя ему выполнить вертикальный отрыв. Если честно, то я с нетерпением жду июля.

«От винта!»

Особое место на выставке заняло детское творчество. Фестиваль «От винта!», похоже, уже навсегда прописался на выставке. Мне было особенно приятно слушать доклад 9-летней Александры Романченко из города Лиски Воронежской области, которая представила модель Ми-8, сделанную собственными руками, и Тимофея Шелеста из Новосибирска, который подробно и со знанием дела рассказал о своей модели конвертоплана.
Практическая демонстрация прошла успешно, и модель подтвердила все заявленные показатели. Фестиваль «От винта!» проходит под патронажем Минпромторга, а помогают ему в этом Координационный совет по развитию детского и молодежного научно-технического творчества Союза машиностроителей России и общественная организация «Офицеры России».

IT и барахолка

Кроме «железа», на выставке были представлены и IT-технологии. Например, мобильное приложение TakeHeli, которое позволяет осуществить заказ вертолета так же, как мы заказываем в Яндекс Такси. Мне, правда, непонятен следующий момент — зачем человеку, готовому потратить 275 000 рублей за полет Москва — Рязань, лично заказывать вертолет. Ну да не будем наступать на горло инновациям.
На площадке выставки была организована своеобразная вертолетная барахолка. Здесь продавались вертолеты б/у. Это несколько непривычный момент выставки, но сразу наглядно виден ценник. Например, за этот AS350 B2 2007 года выпуска просят 1 350 000 зеленых американских рублей. А Robinson R44 Raven I тоже 2007 года уже 13 500 000 уже наших рублей. Как вы видите, цены совсем не детские.
В этой ситуации цены на винтокрылую продукцию наших умельцев смотрятся просто малюсенькими.

Дела деловых людей

HeliRussia — это не только место для демонстраций, презентаций и переговоров: специально к выставке компании-участники подгадывают подписание важных документов. Так, с компаниями «ЮТэйр» и «Сбербанк Лизинг» холдинг «Вертолеты России» подписал меморандумы о сотрудничестве в области продвижения новой вертолетной техники. С Государственной транспортной лизинговой компанией холдинг подписал соглашение на поставку до 50 вертолетов к 2020 году, также ГТЛК был передан первый из шести вертолетов «Ансат» по заключенному ранее контракту.
Важный меморандум о взаимопонимании в области производства легкого Ка-226Т в Иране российская сторона заключила с компанией Iran Helicopter Support & Renewal Company. Обратите внимание — Ка-226 стремительно врывается на международный рынок. Всего в рамках выставки подписано контрактов на 20 миллиардов рублей.
Деловая программа выставки в шестой раз обсуждала на санитарную авиацию и тестировала эвакуацию на вертолетах «Ансат» и H145.
А обсуждать тут есть чего, учитывая что ее развитие в нашей стране находится на уровне эмбриона, а само по себе применение воздушной медицины экономически выгодно, особенно если учесть просторы нашей Родины. Кстати, на развитии этой тематики совсем недавно настаивал Владимир Путин.
Обсуждались перспективы вертолетного рынка и рынка БПЛА. Развитие общего вертолетного рынка и многое другое. В общем, выставка прошла успешно и наглядно показала, что бизнес-активность в нашей стране снова растет. Может правду говорят — наша экономика выходит из рецессии, и выходит за счет современного производства, а не за счет нефтянки.

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru