Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 3 (71) за 2024 г.
Виктор Мураховский
Президент РФ на встрече с руководителями предприятий ОПК 25 мая 2024 года: «Вновь хотел бы подчеркнуть: мы должны быть все время на шаг впереди, надо опережать противника все время, и тогда победа будет гарантирована. Вы сами знаете. Ваши специалисты да и вы сами все время в контакте с теми нашими ребятами, которые на линии боевого соприкосновения работают, воюют, не жалея себя, защищают интересы России. Как только мы опережаем хотя бы на полшага — все, эффективность кратно возрастает, просто кратно». Одним из таких шагов вперед стала первая боевая машина стрелков-зенитчиков «Тайфун-ПВО» созданная на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз-Антей»).
С началом СВО требования к стрелкам-зенитчикам возросли. Они не только призваны уничтожать средства воздушного нападения противника штатными средствами, но и вынуждены вести борьбу с дронами-камикадзе ружьями и обнаруживать их дрон-детекторами. Они успешно справляются с задачами, но требуется дополнительно оснастить их средствами автоматизации в виде машины «Тайфун-ПВО».
Машина «Тайфун-ПВО» способна работать в автоматическом режиме в тактическом и оперативном звене управления войсковой ПВО. Она сопрягается с любыми средствами управления и входит без проблем в АСУ ПВО соединения и объединения.
Машина может работать не только со стрелками-зенитчиками, но к ней могут подключаться другие средства ПВО, например, получившие широкое распространение зенитные установки ЗУ‑23–2.
Такая работа по прикрытию машин ПВО «Тор-М2» и «Бук-М3» все более востребована на поле боя в специальной военной операции. Действуя в составе группы прикрытия, машины «Тайфун-ПВО» способны обеспечить данными радиолокационной информации, полученной средствами старшего начальника, все входящие в ее сеть средства поражения — от стрелков-зенитчиков до наводчиков пулеметов и орудий малокалиберной зенитной артиллерии.
Стрелок-зенитчик с позывным Седой родом из города Ангарска Иркутской области. Ряды защитников Родины он пополнил в рамках частичной мобилизации в 2022 году, после чего заключил контракт с Минобороны России. «Обучение проходило легко, все нам показали, объяснили, ничего трудного не было», — рассказывает Седой.
В задачи стрелка-зенитчика входит сопровождение боевой техники, ее охрана от различных беспилотных летательных аппаратов противника. Для этого Седой и его напарник используют ружья 12‑го калибра «Вепрь», антидроновые глушилки, а также пеленгатор, который засекает БЛА (беспилотные летательные аппараты) на расстоянии до двух километров.
«Мы сопровождаем боевую машину на работу. Охрана ее от маленьких дронов, FPV-дронов (FPV — First Person View, «вид от первого лица»), дронов-камикадзе. Мы работаем парой, расходимся по секторам, чтобы было удобно следить за назначенным участком неба. В принципе мы нашли общий язык с напарником очень быстро, потому что без геройства надо поддерживать тесное взаимодействие».
Возник круг задач по обеспечению дополнительной защиты от БЛА и дронов-камикадзе в условиях динамичного противовоздушного боя. По сути, стрелки-зенитчики стали тем рубежом ПВО, который ближе всего к прикрываемым войскам.
Есть еще один спектр задач, связанный с сопровождением машин тылового обеспечения на марше, а также прикрытия тактических групп ВДВ, работающих в тылу противника. Дело в том, что боевую технику, командные машины управления и связи полкового или дивизионного звена на марше или в обороне, как правило, сопровождают ЗРК войсковой ПВО, обеспечивающие надежное прикрытие от множества средств воздушного нападения (СВН). В то же время транспорт и службы тылового обеспечения в качестве прикрытия от СВН получают в распоряжение расчеты ПЗРК, которые не всегда могут обнаружить малоразмерные цели.
Практика боевых конфликтов XXI века показала, что подразделения тылового обеспечения, выполняющие задачи снабжения ограниченного воинского контингента, часто становятся штатными объектами атаки для ударных БЛА и барражирующих боеприпасов (ББ), которые входят в арсенал диверсионно-разведывательных групп. Естественно, обеспечить полное прикрытие всех логистических маршрутов тылового обеспечения и защиту дислокации воинского контингента от СВН на местности силами войсковой ПВО задача сложная, так как вероятный противник всегда будет искать «бреши» в построенной обороне, используя для атак ББ и ударные БЛА. Поэтому командиры часто выбирают усиленную защиту в местах дислокации войск, бросая на произвол судьбы прикрытие маршрутов снабжения.
Тактические группы ВДВ, работающие в тылу противника, не могут брать с собой штатные ЗРК. Поэтому появление в воздухе одиночного разведывательного БЛА вероятного противника может сорвать выполнение поставленной боевой операции. Помимо этого, вероятный противник может использовать различные тактические построения разведывательных дронов, ударных БЛА и ББ.
Штатные средства
Повышение эффективности работы ПЗРК в Российской армии реализуется по двум направлениям. Первое — это создание эффективных по дальности и точности ПЗРК,
которые смогут сбивать новые и перспективные виды СВН. Второе — это создание автоматизированных средств управления расчетами ПЗРК на основе штатных средств вооружения, обнаружения и обеспечения. В рамках конкретизации мер первого направления подразделения Вооруженных Сил России с 2015 года получают на вооружение ПЗРК нового поколения 9К333 «Верба», который существенно превосходит по эффективности предшествующие образцы ПЗРК.
ПЗРК «Верба» отличается высокой скоростью перевода из походного положения в боевое, может эксплуатироваться в любых природно-климатических условиях, на суше и море, с подвижных и неподвижных носителей. До последнего времени у операторов ПЗРК не было специализированного средства передвижения, которое обеспечивало бы мобильность и защиту расчета, а также автоматизацию работы и возможность сопряжения с другими комплексами войсковой ПВО.
Госкорпорация «Ростех» заранее сообщила, что Конструкторское бюро машиностроения приступило к разработке нового ПЗРК повышенной дальности, которая превысит сегодняшний максимум в 5–6 км. Этот ПЗРК придет на смену «Вербе». Коломенские конструкторы уже работают над повышением чувствительности головки ракеты, что приведет к более высокой вероятности поражения малоразмерных целей. К таким целям относятся крылатые ракеты, различные беспилотники и барражирующие боеприпасы.
Второе направление работ по повышению эффективности ПЗРК — опытно-конструкторские работы (ОКР) по теме «Тайфун-ПВО» на Ижевском электромеханическом заводе «Купол» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз-Антей»). В 2022 году была создана боевая машина (БМ) отделения стрелков- зенитчиков ПЗРК на базе шасси КамАЗ‑4386 семейства «Тайфун».
Именно на нем создавалась линейка бронемашин «Тайфун-ВДВ». Это позволило снизить стоимость конечного изделия. Массогабаритные показатели КамАЗ‑4386 «Тайфун» позволяют размещать и транспортировать в бронекапсуле боевой машины отделения из 5 стрелков-зенитчиков ПЗРК. На БМ установлена комбинированная защита из керамической брони, под которой находится броневая сталь, что обеспечивает защиту от поражения бронебойно-зажигательными пулями.
БМ выдерживает детонацию взрывного устройства мощностью до 8 кг тротила под любым колесом и в любом месте под днищем. Противоминная защита «Тайфун-ПВО» обеспечивается V-образным днищем, поглощающими энергию взрыва сидениями. В крыше машины имеются люки для экстренной эвакуации личного состава в случае опрокидывания. Благодаря установленным по периметру видеокамерам можно наблюдать за обстановкой, не покидая транспортного модуля, а также управлять транспортом, если невозможно использовать лобовое стекло. Обитаемое пространство герметично с искусственно поддерживаемым избыточным давлением, фильтрация поступающего внутрь воздуха производится установкой ФВУ‑100.
Автоматическая работа
Безусловно, все эти преимущества шасси КамАЗ‑4386 «Тайфун» хорошо сочетаются с оборудованием, которое необходимо для стрелков-зенитчиков ПЗРК: 9 изделий ПЗРК, системы автоматизированного управления боевой работой двух типов, три комплекта наземных радиолокационных запросчиков (НРЗ), 9 наземных источников питания, боекомплект к пулемету «Корд» и экипировка личного состава.
Боевая машина снабжена радиосредствами как с голосовым, так и с цифровым каналом связи. Цифровая передача данных дает возможность зенитчикам, используя комплекты средств автоматизации, получать целеуказания от вышестоящего боевого командного пункта. Эти комплекты интегрированы таким образом, чтобы стрелки могли получать целеуказания, находясь в машине.
При необходимости в качестве командной машины для БМ «Тайфун-ПВО» может применяться БМ ЗРК «Тор-М2». В этом случае подразделение ПЗРК сможет получать целеуказание от ЗРК «Тор-М2» и поражать воздушные цели менее дорогими ракетами, чем у ЗРК «Тор».
Помимо этого, БМ «Тайфун-ПВО» может действовать как автономно, так и под управлением командного пункта (КП) из состава КП зенитной ракетной бригады (АСУ «Поляна-Д4М1»), КП отдельного зенитного ракетного дивизиона «С‑300В4», КП отдельного зенитного ракетного дивизиона «Бук-М2» и «Бук-М3», командира зенитной-ракетной батареи из многофункциональной станции наведения ракет ЗРС С‑300В4 и самоходной огневой установки ЗРК «Бук-М2, М3» (при помощи специального оборудования, входящего в состав комплекта автоматизации управления и стрельбы (КАУС), установленного на «Тайфуне-ПВО».
Это информационно-техническое сопровождение было на практике проверено на полигонах МО РФ специалистами ИЭМЗ «Купол» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз-Антей»). Дополнительно была решена задача — борьба с микро-БЛА. Их на поле боя становится все больше, и тратить на них ракеты ПЗРК слишком дорого. Одним из эффективных способов борьбы с микро-БЛА стала разработка специального станка с прицельным комплексом, обеспечивающим точную стрельбу по малым воздушным целям. На полигонных испытаниях «Корд» успешно поразил все воздушные цели.
Если БМ «Тайфун-ПВО» не в состоянии получать информацию о воздушной обстановке от вышестоящих ПУ, то обнаружение и целеуказание СВН может осуществляться малогабаритной РЛС 1Л 122 «Гармонь». Такой эксперимент успешно проведен на одном из полигонов МО РФ в конце 2021 года. При определенных условиях наличие собственной малогабаритной РЛС обнаружения и сопровождения СВН упрощает работу стрелков-зенитчиков и делает БМ «Тайфун-ПВО» универсальным средством, которое выполняет ряд дополнительных задач, высвобождая основные средства войсковой ПВО для боевого прикрытия воинских подразделений на марше и в различных видах боя.
Комплекс средств сопряжения (КСС), входящих в оснащение БМ «Тайфун- ПВО», также может включать модуль автоматизированного управления или комплект технических средств автоматизированного управления ПЗРК и ЗА из состава изделия ПУ‑12М7 (батарейный подвижной пункт управления). КСС позволяют обрабатывать и передавать информацию от РЛС 1Л 122 «Гармонь» непосредственно стрелку-зенитчику. Фактически эта информация поступает на радиотехнические средства связи экипировки «Ратник‑2» (КРУС «Стрелец»), точнее, на тактические очки оператора-зенитчика, оборудованные мини-дисплеем с инфографикой о воздушных целях в зоне поражения ПЗРК. На дисплее отображается информация об азимуте, дальности, высоте и скорости полета ближайшей воздушной цели.
Автоматизация работы расчетов ПЗРК, безусловно, сокращает время на обнаружение и уничтожение СВН противника, в том числе БЛА и ББ. Концерн ВКО «Алмаз-Антей» в рамках Международной выставки World Defense Show в Эр-Рияде впервые продемонстрировал модель боевой машины стрелков-зенитчиков ПЗРК «Тайфун — ПВО (Э)». Боевая машина вызвала интерес у гостей, так как многие армии мира столкнулись с новым видом опасности — БЛА и мини-БЛА, которые сравнительно легко преодолевают защиту ПВО, созданную с использованием проверенных временем ЗРК. В настоящее время БМ «Тайфун-ПВО» проходит финальную стадию государственных испытаний, по окончании которых войсковая ПВО получит недорогой и эффективный инструмент обеспечения мобильности отделений стрелков-зенитчиков ПЗРК.