Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 4 (66) за 2023 г.
Алексей Леонков, Андрей Ермолаев, Артем Михайлов
Создание авиационного вооружения следующего поколения, как и авиационных комплексов, требует не только системного анализа наработанного опыта эксплуатации систем вооружения предыдущего поколения, но и четкого видения боевых задач, которые оружие нового поколения сможет выполнять более эффективно, чем предыдущее.
ВВС США до сих пор остаются главным инструментом Пентагона во всех современных военных операциях и конфликтах будущего. Большинство авиационного вооружения для самолетов ВВС США было создано в конце 90‑х годов прошлого века. Несмотря на то, что данное вооружение использовалось в многочисленных военных операциях, его эффективность год от года уменьшалась с появлением у противника современных комплексов ПВО и РЭБ.
Военная операция в Сирии показала, что авиационное вооружение перестало решать задачи по поражению хорошо защищенных целей, как воздушных, так и наземных. Создание эшелонированной системы ПВО, включающей в себя комплексы РЭБ, ВВС и ЗРК, в таких странах как Россия, Китай и Венесуэла поставило под сомнение реализацию основных задач Основной доктрины ВВС США, которая оценивала и разделяла любой военный конфликт с участием ВВС на три этапа:
- Армия США при поддержке ВВС останавливает продвижение войск противника. ВВС подавляют ПВО, наносят удары по штабам, резервам, линиям снабжения.
- Наращивание мощной группировки войск на ТВД, изматывание войск противника воздушными ударами по системе управления, основной группировке.
- Перелом в войне, переход к решительному контрнаступлению, разгром группировки противника.
Напомним, что первый этап рассматривается как основной (ключевой) этап любой военной операции, где главную роль играют ВВС США, чья эффективность из-за устаревающего авиационного вооружения стремится к полному провалу в выполнении боевых задач.
Поэтому в октябре 2021 года глава командования ВВС США генерал Марк Келли (Mark D. Kelly) заявил, что «нужно оружие пятого поколения для оснащения военно-воздушных сил пятого поколения», но между сказанным и сделанным необходимо разработать технические задания на перспективные комплексы вооружения. Однако, по словам Марка Ганзингера, полковника ВВС в отставке, бывшего заместителя министра обороны США, критериев, которые бы формировали требования к авиационному оружию пятого поколения в кабинетах командования ВВС США в 2021 году просто не существовало.
«ВВС США изо всех сил пытаются найти «правильное сочетание истребителей меньшей дальности, бомбардировщиков большей дальности [и автономных] боевых самолетов совместного действия. До сих пор не ясно, какой должна быть их полезная нагрузка, какова должна быть дальность действия, какова должна быть степень их живучести», — сказал Марк Ганзингер популярному американскому изданию Air&Space Force Magazine.
В 2023 году стало известно, что для ВВС США в разработке находится десять программ авиационного вооружения пятого поколения класса «воздух-воздух» и «воздух-земля». Так, по ракетам «воздух-воздух» (РВВ) ведутся исследования по пяти проектам:
- AIM‑260 Joint Advanced Tactical Missile (JATM), РВВ большой дальности для воздушного боя с радиолокационной головкой самонаведения (ГСН). По сравнению с AIM‑120 AMRAAM, принятой на вооружение 30 лет назад, у JATM дальность поражения должна возрасти и достигнуть 300 км, а алгоритм поражения воздушной цели, по утверждению специалистов из Lockheed Martin, должен соответствовать принципу «выстрелил и забыл».
- Long-Range Engagement Weapon (LREW) — РВВ большой дальности, заменитель AIM‑120 AMRAAM от компании Raytheon, которая будет предназначена для поражения стратегических бомбардировщиков, самолетов ДРЛО и самолетов-заправщиков.
- Modular Advanced Missile (MAM) — РВВ малой дальности, идущая на смену AIM‑9X от компании Boeing. Предполагается, что ракета будет иметь более мощные двигатели и несколько сменяемых помехозащищенных ГСН.
- Peregrine — РВВ большой дальности, имеющая корпус в 2 раза меньше по размерам, чем LREW, от компании Raytheon, создаваемая для размещения во внутренних отсеках самолетов типа F‑35.
- CUDA — РВВ малой дальности от Lockheed Martin, которая создается в рамках Small Advanced Capabilities Missile project (проект малой ракеты с расширенными возможностями) по заданию Исследовательской лаборатории ВВС США (The Air Force Research Laboratory, AFRL).
В феврале 2023 года специалисты из AFRL и эксперты ВВС США смогли сформировать требования для РВВ пятого поколения, которые известны как оперативные императивы (Operational Imperatives, OIs) министра ВВС США Фрэнка Кендалла (Frank Kendall), определяющие возможности, необходимые ВВС США, для обеспечения надежного сдерживания противника и победы в случае войны:
- Скрытность (Stealthy) — все РВВ должны создаваться по американской технологии stealth, которая, по мнению экспертов, должна обеспечить малозаметность ракет до момента поражения цели. При этом РВВ должны быть устойчивы к воздействию РЭБ и РЭП противника.
- Большая дальность (Longer-Ranged) — данная характеристика относится к РВВ большой дальности. Американские разработчики РВВ должны преодолеть рубеж 300 км и дальше.
- Компактность (More Compact) — для обеспечения малозаметности самолетов пятого поколения, РВВ должны иметь меньшие размеры, чем стандартные ракеты. При этом они должны подходить и беспилотным ударным автономным системам пятого поколения.
- Модульность (Modular) — ВВС США уделяет этому критерию особое внимание. Все РВВ должны иметь модульное (унифицированное) конструктивное решение по ГСН, боеголовкам и двигательным установкам. Модульные конструкции должны обеспечить не только высокие темпы серийного производства РВВ, но и повысить гибкость их боевого применения.
- Совместная работа (Collaborative) — РВВ пятого поколения должны координировать действия между собой во время нанесения ударов по выбранным целям (распознавание, селекция и распределение целей) в рамках отработки концепции «атака роем» (swarm attack).
- Цифровой дизайн (Digitally Designed) — все РВВ пятого поколения должны создаваться на базе современных систем автоматизированного проектирования (САПР) и цифрового моделирования технологических процессов для достижения «оптимального сочетания возможностей и технологичности».
Боевые действия на Украине, по мнению американских экспертов, выявили проблемы с поставкой и воспроизводством поставляемого оружия, особенно того, которое было снято с производства и имело ограничения по запасам хранения. Дополнительной проблемой стала «уникальность поставщиков», когда из-за одного подрядчика программа модернизации системы вооружения становилась невозможной по причине отсутствия ресурсов и возможностей.
Поэтому, по мнению специального помощника Фрэнка Кендалла — Тимоти Грейсона (Timothy P. Grayson), курирующего оперативные задачи: «ВВС США перейдут от зависимости «одного поставщика» к решениям на основе цифровых систем с открытой архитектурой программного обеспечения, инженерии и технологий».
Таким образом, военные эксперты и командование ВВС США предполагают, что с учетом всех факторов и требований к РВВ пятого поколения тактическая авиация США и стран НАТО получит к 2030–2035 годам авиационное вооружение «с достаточной мощностью и возможностями, необходимыми для победы в конфликте равных», т. е. в военном конфликте с таким странами, как Россия и Китай.
Российские РРВ пятого поколения
В отличие от США, разработка РВВ пятого поколения в России давно перешла из стадии исследовательских работ в стадию принятия на вооружение. Благодаря непрерывной научно-технической работе ведущего в области авиационного вооружения предприятия — АО «Гос МКБ «Вымпел» им. И. И. Торопова» (входит в состав АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»), разработка и испытания авиационной ракеты пятого поколения прошли в кратчайшие сроки.
Современные методы конструирования и моделирования, основанные на широком применении цифровых технологий проектирования, а также напряженная работа конструкторов, испытателей и производственников «Вымпела» способствовали появлению новой авиационной управляемой ракеты малой дальности и ближнего высокоманевренного воздушного боя РВВ-МД2.
Ракета РВВ-МД2, предназначенная для поражения боевой авиации противника в ближнем бою, в самом сложном виде боевого применения и подготовки. Она пришла на смену принятой на вооружение в 2012 году ракете РВВ-МД.
Ракета РВВ-МД была впервые представлена инозаказчику на авиасалоне МАКС‑2009 как замена устаревшей Р‑73. С первой же презентации список заинтересованных в приобретении стран был весьма обширен. Популярность РВВ-МД также обеспечена ее совместимостью с экспортными авиационными комплексами, находящимися в эксплуатации многих иностранных заказчиков.
РВВ-МД2, обеспечивающая внутрифюзеляжное размещение вооружения в истребителях пятого поколения Су‑57, имеет незначительные изменения во внешнем облике и массово-габаритных параметрах от предшествующего аналога. Главное отличие — во внутренней «начинке».
Основными преимуществами РВВ-МД2 над РВВ-МД являются многоэлементная двухдиапазонная инфракрасная головка самонаведения с повышенной помехозащищенностью, инерциальная система управления и защищенный приемный канал радиокоррекции.
Впервые в ракетах малой дальности используется инерциальная система управления, которая предназначена для управления ракетой и ее стабилизации в автономном полете, и линия радиокоррекции, которая позволяет с борта самолета-носителя уточнять координаты цели, повышая вероятность поражения авиационной техники противника.
Данные преимущества в совокупности обеспечивают возможность применения РВВ-МД2 в режиме захвата цели на траектории с углами целеуказания до ±180 градусов, а также поражение самолета противника, находящегося в задней полусфере самолета-носителя.
РВВ-МД2 применяется по принципу «пустил-забыл» и эффективно поражает воздушные цели в любое время суток на всех ракурсах на фоне земной и водной поверхностей.
Благодаря новой системе управления и обновленному взрывательному устройству значительно повышены не только дальности пуска и захвата воздушной цели головкой самонаведения, но и вероятность поражения пилотируемой и беспилотной авиации противника, в том числе пятого поколения.
Таким образом, можно констатировать тот факт, что в России разработки РВВ пятого поколения, вышедшие на промышленную стадию производства, опережают аналогичные разработки в США на 5–10 лет. К тому же экспортный вариант РВВ-МД2 позволит инозаказчикам российского оборонного комплекса получить надежное и высокоэффективное оружие против самолетов пятого поколения.
Авторы:
Алексей Леонков, военный эксперт
Андрей Ермолаев, директор Научно-исследовательского и испытательного комплекса АО «Гос МКБ «Вымпел» им. И. И. Торопова»
Артем Михайлов, главный специалист Научно-исследовательского и испытательного комплекса АО «Гос МКБ «Вымпел» им. И. И. Торопова»