Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 4 (66) за 2023 г.

Дмитрий Дрозденко, Вячеслав Полуяхтов

Ка-52 «Аллигатор» действительно стал звездой специальной военной операции, проводимой российскими Вооруженными Силами на Украине. Вертолет часто мелькает в кадрах кинохроники неспроста. Он благодаря своему экипажу, эффективно действует на поле боя. И хотя этот рассказ только о вертолете, не будем забывать, что машина без человека — это просто высокотехнологичная железка, хотя подавляющее большинство летчиков свою машину одухотворяют.

Хищник — прародитель

Предшественником Ка-52 был другой, не менее легендарный вертолет — Ка-50 «Черная акула». Ка-50 — первый в мире боевой вертолет с соосной схемой расположения несущих винтов. При его создании ОКБ Камова отбросило прочь устоявшиеся стереотипы и создало ударный вертолет нового типа. Машина была просто напичкана инновациями того времени. Скоростная соосная компоновочная схема, первое в истории вертолетной авиации катапультное кресло. Многолонжеронные композитные лопасти, эффективное бронирование. Максимальная автоматизация вооружения. Экипаж из одного человека. Такого не делал никто.
Но «Черная акула» не пошла в серию, и тому виной был целый ряд факторов. Самый важный — перехлест лопастей при выполнении энергичного маневрирования. Сближение концевых частей лопастей происходит на больших скоростях полета при перекладке педалей путевого управления. Дополнительная упругая деформация лопасти при ударе об ограничитель свеса или взмаха может привести к опасному сближению лопастей верхнего и нижнего винта. Если при этом происходит изменение циклического шага винта отклонением ручки продольно-поперечного управления с выходом за эксплуатационные ограничения вертолета, то схлестывание лопастей практически неизбежно.
Увеличение высоты колонки управления и, как следствие, расстояния между винтами, а также увеличение жесткости лопастей смогли бы решить эту проблему простой модернизацией вертолета Ка-50.


Но заказчик в лице Министерства обороны посчитал, что экипаж из одного летчика может не справиться с выполнением стоящих перед армейской авиацией задач. На Су-25 «Грач» при более низком уровне автоматизации справляется, а здесь нет?
В результате в кабине, справа от пилота, появился штурман-оператор. Это потребовало дополнительного увеличения миделя летательного аппарата и практически полной переработки конструкции фюзеляжа, но добавилась современная авионика, и родился новый вертолет — Ка-52 «Аллигатор». Конечно, за увеличение высоты колонки и миделя фюзеляжа пришлось заплатить максимальной скоростью, но, зато современное БРЭО и вооружение позволило решить множество вопросов боевого управления и целеуказания.
По ряду авторитетных мнений в Ка-50 была заложена возможность стать вертолетом-истребителем. Его младший брат также даст фору по маневренности основным иностранным и отечественным соперникам, особенно при выполнении вертикальных маневров и угловой скорости горизонтального разворота. Расчеты показывают, что временны́е показатели маневрирования вертолета Ка-52 превышают аналогичные параметры Ми-28 «Ночной охотник» и, что более важно, американского AH-64D Apache Longbow и других иностранных ударных вертолетов. Это значит, что наш «Аллигатор» быстрее зайдет в заднюю полусферу супостату и сможет применить по нему свое вооружение.

Особенный хищник

Известный американский журнал Nation Interest в свое время с беспокойством констатировал более чем успешное боевое применение российского вертолета в Сирии. Последовавшее за этим сравнение «Аллигатора» со знаменитым AH-64D Apache Longbow пошло совсем не в пользу американского ударного вертолета. Скрепя сердце, американские эксперты констатировали существенное преимущество российского вертолета. Правда, «кинули камнем» в нашу электронику, но посоветовали в небе с «Аллигатором» не связываться.
В чем особенность Ка-52? Прежде всего, как и у предшественников, в его соосной компоновочной схеме. Это схема, когда винты расположены друг над другом и вращаются в противоположные стороны, компенсируя тем самым реактивный момент, что дает следующие преимущества:

  • выигрыш в использовании мощности по сравнению с одновинтовой схемой — около 13…15% за счет отсутствия рулевого винта, а значит, бо́льшая грузоподъемность и высокая весовая отдача;
  • слабая чувствительность к боковому и попутному ветру;
  • повышенная маневренность и улучшенная управляемость;
  • возможность управляемого полета без хвостовой балки, что для машин с одновинтовой схемой может иметь фатальные последствия.

Совсем недавно Ка-52 в зоне СВО продемонстрировал полет с поврежденной хвостовой балкой, вызвав некоторый шок среди западных экспертов, заявивших, что летчикам невероятно повезло. Везение здесь совсем ни при чем — высококлассная техника, помноженная на мастерство наших пилотов, дает в итоге страшную силу.
Надежность. По отзывам участников СВО, применение вертолета Ка-52 в боевых условиях позволяет эксплуатировать его в течение минимум трех месяцев без дополнительного технического обслуживания, выполняя необходимые работы по заправке, зарядке и периодическому обслуживанию силами летного и наземного экипажа.
В чем еще уникальность Ка-52? «Аллигатор» — это единственный в мире серийный вертолет, оснащенный системой катапультирования. Такая же стояла на Ка-50, но «Черная акула» в серию, к сожалению, не пошла.
При выдергивании рукояток катапультирования производится отстрел лопастей, взрывошнур, вмонтированный в фонарь кабины пилотов, «разбивает» его, и из-за спинки кресла пилота стартует ракетный двигатель, который с помощью фала выдергивает летчика из кабины. Потом все как обычно: раскрытие парашюта, выбор места приземления, свести ноги вместе, кувырок и далее по обстановке — бежать или ждать спасателей. И снова в зоне СВО, в реальной боевой обстановке система спасения показала себя — экипажи успешно катапультировались и остались живы.

Читать продолжение. Часть 2


Авторы:
Дмитрий Дрозденко,
военный летчик, член Союза журналистов Москвы
Вячеслав Полуяхтов,
военный летчик, кандидат технических наук, доцент

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru