Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 3 (65) за 2023 г.

Александр Михайловский, Анатолий Братченко

Научно-технические и организационные подходы к созданию новейших технологических платформ на предприятиях оборонно-промышленного комплекса России

2022 год стал для России поворотным во многих отношениях. Специальная военная операция на Украине изменила миропорядок, мир стал другим.

 

Целями специальной военной операции (СВО) стали демилитаризация и денацификация Украины, ликвидация военной угрозы, которая исходила от киевского режима республикам Донбасса (ДНР и ЛНР). Конфликт сразу принял глобальный характер: страны НАТО и ЕС во главе с США, а также Новая Зеландия и Австралия начали оказывать военную поддержку Украине, ставя в качестве стратегической цели военный разгром России. Против России были введены санкции, арестованы ее золотовалютные запасы, начался уход западного бизнеса из России. СВО стала вызовом для самой России как на военном, так и на политическом, идеологическом и экономическом уровнях.
Вооруженным Силам Российской Федерации (ВС РФ) для успешного ведения военных действий необходимо решить задачи по обеспечению войск, в том числе производство достаточного количества боеприпасов, насыщения войск беспилотными летательными аппаратами и другими вооружениями, зарекомендовавшими себя в ходе конфликта, создание работающих интегрированных систем связи и управления.
На совещании с руководителями предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Президент Российской Федерации определил, что «важнейшая, ключевая задача предприятий оборонно-промышленного комплекса – обеспечить наши подразделения, передовые части всем необходимым: вооружением, техникой, боеприпасами, снаряжением, причем в требуемом объеме и нужного качества в короткие сроки. Кроме того, важно совершенствовать, значительно улучшать характеристики вооружения и оснащения наших бойцов с учетом полученного боевого опыта».
Актуальная задача — расширить арсенал современных ударных средств и в, частности, развивать дальнейшее использование беспилотных летательных аппаратов (БпЛА), совершенствование БпЛА, включая стратегические и разведывательно-ударные, а также способы их управления и применения, БпЛА должны быть увязаны между собой, интегрированы в единую разведывательно-ударную сеть, обладать защищенными каналами связи со штабами и командирами. Также они должны максимально быстро засекать цель и передавать информацию для нанесения удара в режиме реального времени.
Отдельный и крайне важный вопрос – это обеспечение организациями ОПК обратной связи с подразделениями, которые участвуют в специальной военной операции. Специалисты, инженеры многих предприятий ОПК выезжают прямо на передовую, помогают быстро восстанавливать поврежденную технику, возвращать ее в строй, проверяют, как она работает, как действует, как воюет, а конструкторы вносят изменения в типовые образцы для улучшения их характеристик.
Концепция развития системы управления ВС РФ на период до 2027 года требует создания качественно новых автоматизированных систем управления войсками и оружием.
Результатом реализации Концепции должно стать создание системы управления, в которой устранены организационные, информационные и функциональные препятствия для эффективного вертикального и горизонтального функционального взаимодействия межвидовых и межведомственных группировок войск (сил) и оружия, объединения систем разведки, наблюдения, навигации, опознавания, целеуказания, наведения, боевых платформ и систем боевого управления в едином информационном пространстве с использованием качественно новых эффективных автоматизированных систем управления и связи.

По результатам проведения ряда войсковых учений ВС РФ, в т.ч. и международных, и по итогам первого этапа специальной военной операции на Украине с использованием автоматизированных систем управления различного уровня (и, в первую очередь, тактического звена управления) и элементов межвидовой автоматизированной разведывательно-ударной системы Верховный главнокомандующий ВС РФ потребовал срочно «навести порядок» в разработке, производстве, применении и управлении комплексами, используемыми в ВС РФ.
Сложившиееся в силу ряда причин в последние годы в системе управления войсками положение привело к:

  • невозможности разрозненными усилиями отдельных предприятий и организаций (в том числе с достаточно высоким профессиональным и техническим уровнем) осуществить требуемый качественный рывок в базовых средствах и информационных технологиях, необходимых для создания современных АСУ и систем связи;
  • несовместимости, отсутствиие унификации, низкой системной устойчивости, семантической несостоятельности алгоритмов управления;
  • срыву сроков выполнения важнейших для обеспечения обороноспособности страны работ Государственного оборонного заказа (ГОЗ).

Срыв сроков выполнения важнейших заказов (т.е. сроков, установленных Президентом РФ и Правительством РФ в Государственной программе вооружения (ГПВ) и ГОЗ), по разным причинам продолжается уже нескольких лет. Если ее не решить  в ближайшее время, с каждым годом она будет углубляться, потому что при создании современного вооружения все больше и больше используются высокие технологии, новейшие технические достижения, современные программно-аппаратные модули и целевые платформы. И причины здесь кроются не в нерадивости отдельных исполнителей ГОЗ. Они имеют более глубокие корни.
Вызывают серьезные опасения как сами тенденции общего межведомственного оценочного процесса, так и, в еще большей степени конгломерат предлагаемых мер и решений. В ведущейся полемике и официально выдвигаемых должностными лицами некоторых ведомств аргументах зачастую используются факты, в действительности имеющие место. Однако честная, профессионально выверенная, основанная на стратегических государственных интересах оценка, а тем более предложения по выправлению сложившегося положения, зачастую подменяются набором «квазирешительных», ресурсно и по целевой реализации непродуманных и несостоятельных предложений.
Так, например, в числе основных аргументов одного из главных заказчиков продукции ОПК Минобороны РФ (МО РФ), приводятся:

  • общая технико-технологическая отсталость разрабатываемых нашей промышленностью обрабатывающих и телекоммуникационных средств систем автоматизированного управления и связи, других информационно-телекоммуникационных систем и объектов;
  • «хроническое» невыполнение тактико-технических и специальных требований силовых ведомств по срокам и функциям, включая «интеллектуальные» возможности, совместимость, реализацию «вновь возникающих задач и функций»;
  • «сложность» создаваемых систем и средств для освоения и применения в войсках (силах) и другие.

В настоящее время руководством страны созданы беспрецедентные в историческом контексте ресурсные условия для воссоздания оборонного военного потенциала России. На расширенном заседании Коллегии Министерства оброны РФ Президент В. Путин отметил: «Я хочу обратить внимание министра обороны, начальника Генерального штаба, всех командиров, которые здесь представлены, у нас нет никаких ограничений по финансированию. Страна, правительство дают все, что армия просит. Все. Надеюсь, что ответ будет должным образом сформулирован и соответствующие результаты будут достигаться».
Вместе с тем считаем недопустимым принятие решений и вкладывание средств в заведомо нереализуемые проекты. Особенно, если при этом имеет место ведомственный, «вкусовой» подход, игнорирование общегосударственных интересов и реалий в формировании и поддержании эффективности ОПК, стремление скрыть свои собственные просчеты и, в итоге, фактически свернуть нужные направления работ, изобразив решительный и конструктивный подход.
Безусловно, процесс создания суперсовременных информационно-телекоммуникационных систем и средств, учитывая его в значительной степени инновационный характер, причем не только для отечественной оборонной промышленности, а и за рубежом, объективно сопряжен с определенным риском, особенно, если опытно-конструкторские работы задаются без проведения исследовательских. Сделать этот процесс эффективным и минимизировать конструкторский риск – важная задача промышленности.
В ходе создания крупномасштабных систем автоматизированного управления и связи необходим консенсус ОПК и МО РФ, а последние годы выявилась фактическая неготовность к участию в процессе создания, как это ни странно, одного из основных участников. На наш взгляд, эта неготовность не преодолена и в настоящее время.
Иногда органы военного управления не согласовывают проекты тактико-технических заданий (ТТЗ) на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) с генеральными конструкторами технологических платформ и продуктов (систем и изделий). Особенно часто это происходит при подготовке к открытию «пограничных» НИОКР, имеющих отношение к двум или более генеральным конструкторам. В этом случае органы военного управления полагают, что данная работа не относится к проектам, руководителем которых является конкретный генеральный конструктор.
Таким образом, у генеральных конструкторов отсутствуют реальные возможности по управлению процессом реализации проектов по созданию новых (перспективных) образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны.
По нашему мнению, одной из причин для качественной организации задания и проведения ОКР является отсутствие зачастую предпроектных исследований, проведения НИР как в НИУ заказчика, так и на предприятии-разработчике ОПК из-за отсутствия финансирования (и даже на инициативные НИОКР).
Нами были поданы предложения в Президиум научно-технического совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ о необходимости разработки и рассмотрения перечня новых перспективных жизненно важных для обеспечения обороноспособности страны научно-исследовательских работ, которые необходимы для проведения исследований в интересах разработки и создания предприятиями ОПК России новых образцов вооружения и военной техники и рекомендации МО РФ по их открытию, упрощению чрезмерно длинной процедуры согласования и утверждения. В итоге проходят годы, актуальность НИР теряется, и МО РФ не получает современного вооружения, необходимого для защиты страны.
Получая заказ на разработку и производство какой-либо системы, генеральные конструкторы должны осознавать значимость этого проекта и учитывать требования заказчика к функциям данной системы. В противном случае происходит лихорадочный выпуск и перевыпуск оперативно-тактических требований: «основных», «дополнительных», «уточняющих». Нередко уже после завершения основных проектных работ и успешной сдачи системы по тактико-техническому заданию, заказчик выдвигает новые требования, фактически требующие проведения перепроектирования, т.е. при создании новых систем первично понимание их «функционала», а затем только их «проектирование и модульное конструирование» с изучением рынка.
Применение такого подхода устранит практику задания параллельных и нескорректированных по технической реализации и временному исполнению НИОКР по развитию подсистем управления ВС РФ, не увязанных по целям, ресурсам и срокам, а также позволит устранить источники будущей несовместимости и разунификации в ряде сопутствующих ОКР.
В подготовке органов управления, должностных лиц оперативного состава и инженерно-технического персонала, в разработке собственно оперативно-тактических методов применения возможностей информационных технологий, в создании военной информационной инфраструктуры ощущается определенный, уже многолетний пробел. Система военного образования отстает от поступлений в войска нового ВВСТ.
Неоднократно нами предлагалось создать на предприятии-разработчике ВВСТ структурное подразделение или временный административно-управленческий и учебно-вспомогательный коллектив по разработке дополнительных профессиональных программ повышения квалификации как для своих сотрудников, так и для заказчика-потребителя разрабатываемой продукции предприятия (специалистов МО РФ) и проведения занятий на основе Соглашения о сотрудничестве между предприятием ОПК и заказывающими органами МО РФ, в т.ч. ввузами и научными организациями МО РФ.
Предметом данного Соглашения должно стать установление партнерства и развитие сотрудничества сторон для реализации следующих целей: проведения совместных научных исследовательских работ, модернизации имеющихся разработок, ведения научных проектов по совместным видам деятельности, предоставления образовательных услуг, осуществления образовательной деятельности, реализации дополнительных возможностей профессионального сотрудничества научного состава сторон, повышения научной квалификации работников, совершенствования научно-исследовательской, образовательной и методической деятельности, обмена информацией, участия в совместных практических проектах, испытаниях, исследовательских и войсковых учениях и других видах совместной деятельности, не противоречащих законодательству.
В целом, при решении общей задачи консолидации и преобразования ОПК просто необходимо учитывать фактор «заказчик-потребитель».

Продолжение. Часть 2


Авторы:
Александр Михайловский, генерал-лейтенант в запасе, доктор военных наук, кандидат технических наук, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук
Анатолий Братченко, полковник в отставке, кандидат технических наук, профессор, член-корреспондент Академии военных наук РФ

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru