Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 3 (65) за 2023 г.
Продолжение. Читать - Часть 1
(Окончание)
Современные инфокоммуникационные технологии все чаще используются недружественными нам странами для дестабилизации внутриполитической и социальной ситуации в России, а отставание предприятий ОПК в области информационных технологий и в сфере развития национального сегмента цифровой экономики несет стратегически значимую угрозу утраты технологического и экономического суверенитета и закрепления за Россией долгосрочного статуса «технологической периферии».
Цифровая армия и национальный сегмент цифровой экономики – это новый военный и экономический уклады, характеризующиеся переходом ОПК и социально-экономических отраслей на качественно новый уровень использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Нейтрализация отмеченных угроз национальной безопасности России в значительной степени связана с преодолением критической зависимости ОПК от импортных поставок электронной компонентой базы (ЭКБ), программных и аппаратных средств вычислительной техники, построением и развитием единого цифрового пространства предприятий ОПК и поэтапным переводом уже функционирующих и проектируемых критически важных информационных систем (КВИС) на отечественные программно-аппаратные среды, гарантирующих высокий уровень доверия. Другими словами, доверенные программно-аппаратные среды (ДПАС) предоставляют уверенность в том, что КВИС отвечают конкретным функциональным требованиям безопасности, а конкретные реализации систем защиты адекватно удовлетворяют четырем свойствам безопасности – целостности, доступности, конфиденциальности и ответственности.
Таким образом, на ближайшую и среднесрочную перспективу основным направлением развития ОПК России необходимо достижение технологической независимости отрасли, которая позволит ей динамично развиваться в условиях дестабилизирующих внешнеполитических тенденций и быть устойчивой к негативным изменениям мировой экономической ситуации.
К настоящему времени большинство специалистов предприятий и организаций ОПК и компаний-разработчиков полагают, что в части достижения технологической независимости в сфере ИКТ в целом наметились положительные тенденции, процесс замещения импорта запущен и дает определенные результаты. Этот процесс идет не так быстро, сопровождается рядом организационных, методологических и технологических проблем на фоне сложной экономической ситуации в стране в целом, сложившейся в результате политических и экономических санкций со стороны США и Европейского союза. Проблемы замещения импорта в различных социально-экономических отраслях и в сфере ИКТ, в частности, отмечались и многократно обсуждались ранее, предлагались возможные варианты и прогнозировались перспективы их решения.
Создание перспективных систем и средств телекоммуникации и управления сдерживаются ограниченной номенклатурой и низкими характеристиками отечественной электронной компонентной базы (ЭКБ). Предприятия ОПК пока не могут реализовать тактико-технические требования, предъявляемые Минобороны России без применения ЭКБ иностранного производства (несмотря на значительные результаты кампании «импортозамещения»), а это вопрос государственной безопасности.
Следует учитывать то, что никто нам не продавал, не продает и не будет продавать новейшие изделия микроэлектроники специального исполнения, которые предназначены для производства военной техники. Кроме того, современная микроэлектроника достигла такого уровня сложности, что эти изделия стали узкоспециализированными и системно-ориентированными и их использование возможно только при условии создания точных аналогов аппаратуры и систем, в которых использованы эти изделия. Иначе говоря, наши проектировщики будут вынуждены идти по пути воспроизводства зарубежных разработок.
Это пагубный путь, обрекающий на отставание, и, следовательно, если мы хотим создавать передовую интеллектуальную технику, в том числе военную, и обеспечить технологическую независимость и информационную безопасность всех наших электронных систем, в том числе гражданских, то ключевые изделия современной микроэлектроники необходимо проектировать и производить в России.
В настоящее время в контексте обеспечения стратегии инновационного развития России руководством и ведущими специалистами Государственной корпорации «Российские технологии» (ГК «Ростех») ведутся интенсивные аналитические, программно-плановые и технологические работы.
Одним из направлений системного анализа деятельности является выполнение реалистичной оценки места ГК «Ростех», его научно-производственного потенциала, инновационности и актуальности ведущихся и прогнозируемых разработок в общей системе оборонно-промышленного комплекса страны. При этом должно пониматься непростое положение всего ОПК, в ряде случаев справедливые нелицеприятные оценки заказчиков и потребителей создаваемой продукции, в том числе ее электронно-обрабатывающей и телекоммуникационной компоненты.
Выводы и предложения
1. Реализация ГПВ и ГОЗ в настоящее время оценивается сроками выполнения отдельных работ и их этапов. Необходимо эффективность планирования и реализации ГПВ и ГОЗ оценивать приростом степени выполнения задач ВС РФ на окончание программного периода. Оценка должна проводиться с применением математического моделирования применительно к условиям ведения военных действий на окончание планового периода.
2. ГПВ и ГОЗ являются только комплектами документов по планированию распределения финансовых ресурсов на развитие системы вооружения. Реализация этих планов, разработка и поставка в войска техники и вооружения осуществляется предприятиями промышленности. В настоящее время отмечается низкая результативность работы предприятий ОПК. Сроки разработок и поставок иногда срываются, заказчиком затем сроки продляются или вообще работа закрывается, а в результате, в разработке находятся морально устаревшие системы и образцы ВВСТ, а работы не завершаются поставками на вооружение (снабжение) войск техники и оружия. В связи с этим необходимо повысить ответственность Министерств-заказчиков за деятельностью предприятий ОПК.
3. Вплоть до последнего времени задача поддержания живучести отечественного ОПК решалась в основном за счет экспорта вооружений, как правило, за счет разработанной еще в советский период военной техники и технологий.
Международные контракты могут заключаться и не заключаться, речь идет о рынке с его законами, но ОПК России должен развиваться постоянно - если мы сегодня не продаем ВВСТ экспортного варианта, то все равно должны их конструировать, разрабатывать новые проекты, чтобы иметь то, что мы можем предложить покупателям завтра. И не из «загашников», а самые современные разработки.
Элементная база же в военной электронике меняется каждые 2-3 года. А это означает, что, для того чтобы оставаться «на плаву» и быть конкурентоспособными, предприятия ОПК должны постоянно проводить НИОКР, в т.ч. и инициативные.
Как раз для их финансирования и нужен стабильный государственный заказ, поскольку НИОКР не могут зависеть от успешной продажи на рынке: сегодня реализавали партию изделий для инозаказчика — и все финансируется нормально, разрабатываются новые проекты современных средств и комплексов, а завтра контрактов нет, и конструкторы сидят сложа руки, ОПК теряет работников-профессионалов. А ГОЗ, в первую очередь, планируется и выполняется в интересах безопасности России.
ГОЗ должен быть фундаментом, на котором предприятия ОПК могут найти свои «ниши» как на международном, так и на отечественном рынках ВВСТ и гражданской продукции.
4. Технологии цифрового производства становятся все более актуальными и востребованными, вбирают в себя лучшие мировые практики и имеют хорошую перспективу развития, что обусловлено современными мировыми экономическими трендами.
Длительный период действия санкций со стороны США, Европейского союза и ряда других стран может побудить Российский ОПК к стремлению полной автаркии, т.е. к полному самообеспечению, что негативно скажется на его инновационности в долгосрочной (да и в ближайшей) перспективе (это уже заметно из-за событий на Украине). В этих условиях важное значение приобретает укрепление сотрудничества России с государствами, реализующими независимую политику в области национального развития, включая участие в формировании глобального информационного общества – это Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и межгосударственное объединение БРИКС.
5. Обеспечение организациями ОПК (кроме ГОСТовских требований обследования, предпроектных исследованиях и различного рода испытаний) обратной связи с подразделениями ВС РФ для кого мы все это делаем и которые участвуют в специальной военной операции.
ВС РФ должны быть обеспечены всем необходимым: вооружением, техникой, боеприпасами и снаряжением в нужном объеме, должного качества и в короткие сроки. Такую задачу перед оборонно-промышленным комплексом поставил Президент РФ.
Однако экономике России не грозит милитаризация по советскому образцу даже при всех усилиях по успешному завершению СВО.
Президент РФ на совещание с главами предприятий ОПК 23 декабря 2022 года заявил: «Мы не будем повторять ошибок прошлого, когда интересах повышения обороноспособности, где надо и где не надо, мы разрушали свою экономику. Мы не будем заниматься милитаризацией страны и милитаризацией экономики, прежде всего потому, что достигнутый уровень развития, структура экономики на сегодняшний день не требуют этого. Делать что-то излишнее в ущерб стране, в ущерб нашим людям и экономике, социальной сфере мы не намерены».
Работники российского ОПК (рабочие и специалисты, инженеры и конструкторы, научные работники и руководители) уверены, что в 2023 году задания Гособоронзаказа в части производства и поставок вооружения, военной и специальной техники в интересах обороноспособности нашей Родины будут выполнены в полном объеме.
Авторы:
Александр Михайловский, генерал-лейтенант в запасе, доктор военных наук, кандидат технических наук, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук
Анатолий Братченко, полковник в отставке, кандидат технических наук, профессор, член-корреспондент Академии военных наук РФ