Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 1 за 2013 г.
На необходимость создания в России научного и учебного заведения — Военной академии — впервые обратил внимание в начале 1750-х годов генерал-фельдмаршал П.И. Шувалов. Однако тогда его предложение не было реализовано. После Отечественной войны 1812 г. и последовавших за ней Заграничных походов русской армии 1813–1814 гг. эта проблема вновь встала на повестку дня.
С созданием постоянных войсковых формирований — дивизий и корпусов, включавших в свой состав все рода войск и способных самостоятельно решать различные тактические задачи, введением штатов мирного и военного времени усложнилась и организационно-штатная структура войск. Стало очевидным, что значительно возросшая роль штабной службы требует специально подготовленных офицеров.
В 1830 г. состоявший на русской службе в Свите Его Императорского Величества (Е.И.В.) военный теоретик и историк А. А. Жомини теоретически обосновал идею создания соответствующего научно-учебного заведения и разработал проект его устава.
Коллективу Военной академии
Генерального штаба Вооружённых Сил
Российской Федерации
8 декабря 2012 года
Уважаемые товарищи!
Поздравляю вас со 180-летием образования Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации.
Созданная в 1832 году, академия всегда оставалась самым престижным военным учебным заведением нашей страны, шла в авангарде отечественной и мировой военной науки. За прошедшие десятилетия из её стен вышла целая плеяда блестящих военачальников, полководцев, настоящих российских офицеров, которые уникальным стратегическим искусством, высочайшим профессионализмом и личным мужеством прославили Отечество, достойно служили Родине.
Сегодня, продолжая эти исторические ратные традиции, академия вносит серьёзный вклад в подготовку высококвалифицированных офицерских кадров для Вооружённых Сил Российской Федерации, руководителей профильных министерств и ведомств, отечественного оборонно-промышленного комплекса. Здесь проводится масштабная научно-исследовательская работа по самому широкому спектру актуальных проблем военного строительства, обеспечения обороноспособности и национальной безопасности страны.
Желаю вам успехов и всего наилучшего. С праздником!
В. Путин
Согласно Уставу академия создавалась в Санкт-Петербурге при Главном штабе Его Императорского Величества для образования офицеров к службе Генерального штаба и «распространения военных познаний».
Торжественное открытие Императорской военной академии в 1832 г. было приурочено к дню ордена Святого Георгия Победоносца — 26 ноября (8 декабря) (в последующем этот день стал ежегодным праздником академии) и проходило в форме важного государственного акта с присутствием императора, наследника престола, большой группы высших военных и гражданских чинов России, а также иностранных представителей.
История академии объективно делится на три периода: 1832–1922 гг. (академия в период Российской империи и революционных потрясений); 1918–1992 гг. (академия в советское время); с 1992 г. по настоящее время (Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации). При этом на протяжении 180 лет, несмотря на различные исторические повороты, в академии сохранялась связь времен, преемственность в принципах и методах подготовки военных кадров, в организации учебной и научной работы. При всех государственных и военных преобразованиях Академия Генерального штаба сохраняла свое лицо, занимая ведущее место в системе высшего военного образования страны.
Академия в период Российской империи и революционных потрясений
Становление академии проходило под руководством ее первого директора — генерала от артиллерии И. О. Сухозанета, который находился на этой должности более 20 лет. Уже на следующий день после открытия академии 27 офицеров, выдержавших вступительные экзамены, приступили к занятиям под руководством подобранных к тому времени преподавателей. Были образованы две кафедры: первая — тактики, вторая — военной истории и стратегии. Ведущей учебной дисциплиной считалась тактика, стратегия же преподавалась на втором курсе в совокупности с историей войн и военной литературой. Из числа первых преподавателей выросли такие известные военные теоретики, как Н. В. Медем, П. Я. Языков, Ф. И. Горемыкин и др.
Первоначально были сложности с набором слушателей, вызванные непривлекательностью для офицеров штабной службы по сравнению с командно-строевой. На протяжении первых двух десятилетий число слушателей порой было значительно ниже установленного штата. При этом на вступительных экзаменах к общеобразовательной подготовке абитуриентов предъявлялись высокие требования, однако их предшествующая военная служба в расчет практически не принималась. Характерен пример с Д. А. Милютиным — будущим военным министром, который был принят в академию в 1834 г., имея стаж военной службы всего один год, и окончил ее в возрасте 20 лет.
Годы, когда военным министром являлся бывший выпускник, а затем и профессор академии Д. А. Милютин (1861–1881 гг.), а начальником академии генерал-лейтенант А. Н. Леонтьев (1862–1878 гг.) стали периодом ее наивысшего расцвета.
В это время усилилось внимание к службе Генерального штаба, в том числе и к самой академии. Она стала признанным военно-научным центром России. С выпускниками академии этого времени во многом связаны победы в Русско-турецкой войне 1877–1878 гг., присоединение Средней Азии, освоение просторов Восточной Сибири и Дальнего Востока.
С дальнейшим развитием и увеличением числа слушателей (в 1892 г. обучалось уже 300 чел.) задачи академии были скорректированы. Принятое в 1893 г. новое Положение об академии подчеркнуло две ее основные задачи: распространение высшего образования в армии и подготовка офицеров к службе Генерального штаба, причем первая задача по замыслу становилась приоритетной. Но уже в 1898 г. был поставлен вопрос о переориентации академии преимущественно на подготовку выпускников к практической службе в системе Генштаба.
Генерал от инфантерии А.А.Жомин
Дмитрий Алексеевич Милютин - выпускник, затем профессор Императорской военной академии, военный министр(1861-1881гг.)
Новое Положение об академии, принятое в 1909 г., подтвердило и расширило ее прежние задачи: во-первых, давать офицерам высшее военное образование; во-вторых, комплектовать выпускниками, окончившими академию по первому разряду, корпус офицеров Генерального штаба; в-третьих, развивать военную науку и распространять военные знания в армии. Из названия академии исчезает упоминание о ее принадлежности к Генеральному штабу. В 1909–1910 гг. она именуется Николаевской военной академией, в 1910–1917 гг. — Императорской Николаевской военной академией. Однако в массовом сознании она оставалась академией Генерального штаба, а подготовка офицеров службы Генерального штаба являлась одной из важнейших ее функций и престижной военной специальностью. Каждый слушатель академии стремился пройти ее трехгодичный курс, чтобы получить не только высшую общевойсковую специальность, но и дополнительную генштабовскую подготовку, открывавшую широкие перспективы служебного роста. Академия получила большое признание в армии. Перед Первой мировой войной сотни офицеров подавали рапорта для поступления в академию. Высокий профессионализм ее выпускников проявился накануне войны в качественной отработке мобилизационного плана и в успешном в целом проведении мобилизации 1914 г.
С началом Первой мировой войны деятельность академии прекратилась, а слушатели и преподаватели были откомандированы в войска и военные учреждения. Однако через два года воюющая армия ощутила большую нехватку офицеров службы Генерального штаба (50% ключевых штабных должностей в полевых штабах действующей армии было замещено офицерами Генштаба), и в 1916 г. в академии открылись курсы по их ускоренной подготовке. До июня 1917 г. состоялось два выпуска этих курсов (всего 270 офицеров), которые были распределены непосредственно в штабы частей и соединений действующей армии.
За императорский период функционирования академии в ней прошли обучение 4532 офицера русской армии, которые участвовали в организации подготовки войск и управлении боевыми действиями в войнах Российской империи второй половины XIX — начала XX вв. Ряд из них занимал важные государственные посты. В её стенах за это время сложилась стройная система подготовки военных кадров высшей квалификации. Именно в этот период она стала военно-учебным и военно-научным центром страны, не уступающим, а по некоторым показателям превосходящим подобные иностранные учреждения. Академия явилась средоточием отечественной военной мысли, где трудились ее лучшие представители, в их числе Н.В. Медем, Д.А. Милютин, Л.И. Зедделер, М.И. Драгомиров, Г.А. Леер, Д.Ф. Масловский, Н.Н. Сухотин, Н.П. Михневич, Н.Н. Головин и др. Многие из них составили затем основу преподавательских и научных кадров академии в советское время, сохранив тем самым преемственность ее лучших традиций и богатейшего опыта.
После Февральской революции Временное правительство убрало из названия академии слово «Императорская», сохранив именование «Николаевская». Революционные потрясения 1917 г. раскололи российское государство и общество со всеми их структурами на две противоборствующие стороны. При этом каждая из них создала собственные вооружённые силы с соответствующими органами управления и иными учреждениями. И руководство Советской России, и лидеры Белого движения посчитали важным и необходимым сохранить в составе своих армий такую структуру, как академия Генерального штаба. Документы со всей очевидностью свидетельствуют о функционировании с 1918 по 1922 г. на территории России одновременно двух академий Генерального штаба.
В марте-мае 1918 г. реорганизованная по указанию В.И. Ленина Николаевская военная академия из-за угрозы Петрограду была эвакуирована в Екатеринбург, затем в Казань, где основная часть ее слушателей и преподавателей перешла на сторону белых.
Под разными названиями эта академия действовала в Томске, Омске и в 1922 г. закончила существование в районе Владивостока на острове Русском. Весной 1923 г. часть преподавателей, библиотека, типография и имущество академии были реэвакуированы в Москву в новую, уже советскую академию.
Академия в советское время
После победы Октябрьской революции молодое Советское государство вело ожесточенную борьбу за сохранение советской власти. Ощущалась острая нехватка подготовленных командных кадров, сказывалось отсутствие опыта военного строительства. 7 октября 1918 г. Реввоенсовет (РВС) издал приказ о формировании Академии Генерального штаба Красной Армии. Основной задачей академии являлась подготовка специалистов с высшим военным и специальным образованием для службы на штабных и командных должностях, которые должны были получить при этом также широкое общее образование. Начальником академии был назначен выпускник Николаевской академии Генерального штаба, опытный военачальник, участник Русско-японской и Первой мировой войн генерал-лейтенант А.К. Климович.
Торжественное открытие советской академии Генерального штаба состоялось в тот же день, что и в 1832 г. — 8 декабря, но теперь уже в 1918 г. На открытии присутствовали председатель ВЦИК Я.М. Свердлов, председатель РВС Республики, нарком по военным и морским делам Л.Д. Троцкий, представители партийных и советских органов, Московского военного округа.
Но выполнить намеченные планы оказалось непросто. В связи с острой нехваткой командных кадров в Красной Армии в феврале 1919 г., параллельно основному, открылся ускоренный курс, выпускники которого отправились сразу на фронты Гражданской войны. В июле 1919 г. убыл на фронт и начальник академии А.К. Климович.
Зачетная книжка выпускника Академии Генерального Штаба РККА
В августе 1919 г. начальником академии был назначен бывший генерал-лейтенант А. Е. Снесарев, ученый-востоковед, выпускник академии Генерального штаба 1899 г., являвшийся в годы Первой мировой войны начальником штаба и командиром в частях и соединениях, внесший большой вклад в создание Красной Армии во время Гражданской войны.
Если в период А. К. Климовича закладывались организационные основы, то А. Е. Снесарев обеспечил становление академии как учебного и научного заведения в сложнейших условиях Гражданской войны. Уже с осени 1919 г. краткосрочное курсовое обучение слушателей было заменено на систему трехгодичной фундаментальной академической подготовки. Для завершения обучения в академию возвращена значительная часть слушателей, ранее отозванных в действующую армию.
5 августа 1921 г. Академия Генерального штаба РККА приказом Реввоенсовета Республики переименована в Военную академию РККА, начальником которой назначался командующий войсками Западного фронта М. Н. Тухачевский. Это не было простой сменой названий: существенно изменились задача и программа обучения, состав слушателей. Академия РККА в основном стала готовить кадры тактического звена управления. Оперативно-стратегический уровень и генштабовская направленность сохранились только на созданных при академии Высших военно-академических курсах старшего командного состава (ВВАК) с 9-месячным сроком обучения.
Большое влияние на развитие ВВАК оказал М.В. Фрунзе, являвшийся в 1924–1925 гг. начальником Военной академии РККА. Программа подготовки слушателей ВВАК была сориентирована на решение конкретных задач, вставших на этапе проводимой военной реформы, повышен удельный вес практических занятий.
В 1931 г. в целях дальнейшего повышения оперативной подготовки старшего и высшего командного состава вместо курсов (КУВНАС) создается оперативный факультет с одногодичным сроком обучения. Его выпускники предназначались для комплектования оперативных органов корпусов, армий, фронтов и собственно Штаба РККА. Однако к 1936 г. его возможности перестали удовлетворять возросшим потребностям армии в кадрах соответствующей квалификации, в связи с чем было принято решение о формировании Академии Генерального штаба РККА.
1 ноября 1936 г. состоялось торжественное открытие академии — фактически третье ее открытие (хотя ни одного нормативного акта о ее закрытии не издавалось). В академии были сформированы два факультета: основной и военно-исторический. Кроме того, впервые в истории Академии Генерального штаба начиналось обучение военно-морских кадров, для чего создавалось военно-морское отделение.
С 1936 по 1941 г. в академии, несмотря на все сложности, состоялось пять выпусков, которые дали Вооруженным Силам более 800 высокообразованных командиров и штабных работников для высшего звена управления. Учеными академии было разработано и издано свыше 100 трудов, учебников и пособий. С 3 февраля 1941 г. академия стала именоваться Военной академией Генерального штаба РККА им. К.Е. Ворошилова.
Великая Отечественная война стала испытанием на прочность всего советского народа и его Вооруженных Сил. С началом войны все слушатели и более 60% преподавателей академии были направлены в действующую армию, в центральные управления Наркомата обороны и аппарат Генерального штаба. В ноябре 1941 г. академия эвакуировалась в Уфу, где находилась до ноября 1942 г. в здании Уфимского авиационного техникума на ул. М.В. Фрунзе в доме 32. Ее деятельность сосредоточилась на подготовке по 6-месячной программе командных и штабных кадров от дивизионного до фронтового уровня. Одновременно шло изучение и обобщение опыта операций Великой Отечественной войны с внедрением его в учебный процесс и военно-научную работу.
Изменение направленности деятельности академии в сторону подготовки кадров высшего звена управления нашло отражение в ее новом (с 9 апреля 1942 г.) названии — Высшая военная академия имени К.Е. Ворошилова, а также в последовавшей за этим перестройке ее структуры. Академия возвратилась в Москву и разместилась на ул. Кропоткинской в доме 19. Были созданы новые кафедры родов войск, учебный полигон, оснащённый всеми видами боевой техники и оружия. С декабря 1944 г. академия стала готовить руководящие кадры для военных формирований Югославии, Албании, Болгарии и Чехословакии. Академия внесла достойный вклад в достижение Победы над фашистской Германией. В годы войны в ее стенах прошли обучение и переподготовку более 2 тыс. офицеров и генералов Красной Армии. Более 500 выпускников академии в годы войны занимали высокие командные и штабные должности. Из них 82 выпускника командовали корпусами, 314 — служили в должностях командующих и начальников штабов объединений и соединений.
Александр Михайлович Василевский — выпускник Академии Генерального Штаба РККА(1937г.), начальник Генерального штаба (1942-1945гг.) в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны трое выпускников академии возглавляли Генштаб: Борис Шапошников, Александр Василевский, Алексей Антонов, шесть — командовали фронтами, 22 — армиями.
В горниле ожесточенных сражений с германскими захватчиками выковался и закалился их организаторский талант, расширился военный кругозор. На всех постах они демонстрировали высокое воинское мастерство, проявляли мужество и героизм. За верность Родине и безупречное выполнение воинского долга все выпускники академии были удостоены высоких правительственных наград: 347 бывших слушателей академии за успешное руководство соединениями и объединениями в сложных условиях боевой обстановки, в борьбе с сильным, коварным и опытным врагом получили благодарность в приказах Верховного Главнокомандующего. Все это свидетельствовало о политической зрелости и высоком профессиональном мастерстве генералов и офицеров — выпускников Академии Генерального штаба, о значительном вкладе академии в целом в дело разгрома нацистской Германии. Достойной оценкой ратного труда академии в годы войны стало ее награждение в 1945 г. орденом Суворова 1-й степени.
Основной задачей в первые послевоенные годы являлось скорейшее восстановление разрушенного народного хозяйства, перевод экономики на мирные рельсы. Армия и флот в этот период оснащались новыми образцами автоматического оружия, более совершенными танками, орудиями, минометами и другими видами вооружения и боевой техники.
Академия включилась в решение новых задач, вставших перед Советскими Вооруженными Силами. С октября 1945 г. она перешла на двухгодичный срок обучения. Создана новая структура академии, которая первоначально включала два основных курса и Высшие академические курсы (ВАК). В 1946 г. открыт авиационный, а в 1949 г. — военно-морской и военно-исторический факультеты. Изменились функциональные задачи академии. Если в годы Великой Отечественной войны она готовила кадры для работы преимущественно в высшем тактическом звене, то теперь перешла на подготовку кадров оперативно-стратегического звена управления (от корпуса и выше). Центр тяжести в учебной программе переместился с тактических дисциплин на изучение оперативного искусства и стратегии. Изменился и состав слушателей. 20 марта 1946 г. академия переехала в здание на Донском проезде, дом 7.
В середине 1950-х годов СССР предложил создать систему коллективной безопасности в Европе, затем в Азии, а также приступить к немедленному разоружению. Желая продемонстрировать серьезность этих намерений, советское правительство пошло на одностороннее сокращение вооруженных сил, был объявлен мораторий на проведение ядерных испытаний. В 1958 г. академия вновь была переименована в Военную академию Генерального штаба ВС СССР. В условиях проводимых мер по сокращению численности Вооруженных Сил постановлением Совета Министров СССР № 317 от 17 марта 1960 г. академия преобразовывалась в оперативный факультет Военной академии им. М.В. Фрунзе с 50-процентным сокращением личного состава.
Однако разорвать порочный круг гонки вооружений в 1950-е годы так и не удалось. Вооруженные Силы СССР вступили в этап коренной реорганизации и технического переоснащения на базе ракетно-ядерного оружия. Решение об упразднении академии было отменено, Военная академия Генерального штаба сохранена в качестве самостоятельного высшего военно-учебного заведения оперативно-стратегического уровня. В 1959–1961 гг. осуществлен переход к обучению военных кадров всех видов Вооруженных Сил по единым программам, в связи с чем все созданные во второй половине 1940-х годов факультеты были расформированы.
Академия успешно справлялась со своими задачами по подготовке военных кадров оперативно-стратегического звена для Советских Вооруженных Сил и стран — членов Варшавского Договора.
Середина 1980-х годов стала поистине переломным этапом в истории Советского Союза. Академия вместе со всей страной переживала непростые времена, пытаясь сохранить учебный процесс, профессорско-преподавательский состав, основы и традиции, продолжить подготовку военных кадров, прилагая усилия для обеспечения устойчивости и боеспособности Вооруженных Сил, недопущения их развала. В научной и учебной работе главное внимание было сосредоточено на решении проблем оперативного искусства, вызванных резким сокращением боевого состава группировок войск и объединений.
В 1988 г. академия переехала в новое здание на проспект Вернадского, д. 100.
Заслуги академии в подготовке высококлассных специалистов для Вооруженных Сил Советского Союза и стран — членов Варшавского Договора, в развитии науки в послевоенные годы были отмечены высокими государственными наградами — орденами Ленина (1968 г.) и Красного Знамени (1986 г.).
В послевоенные годы многие фронтовики свой богатый боевой опыт передавали следующим поколениям слушателей академии. Поэтому не случайно руководство академией доверялось именно бывшим выпускникам и участникам Великой Отечественной войны. В числе таковых были: Маршалы Советского Союза И.Х. Баграмян, М.В. Захаров, генералы армии В.В. Курасов, Г.К. Маландин, В.Д. Иванов, С.П. Иванов, И.Е. Шавров, М.М. Козлов, Г.И. Салманов. Каждый из них внес свой вклад в подготовку высшего командного состава армии и флота страны.
Предмет законной гордости коллектива академии составляет и то, что Генеральный штаб, важным подразделением которого она является, возглавляли и возглавляют ее бывшие питомцы. В разные годы в советский период им руководили известные военачальники — генерал армии С.М. Штеменко, Маршалы Советского Союза В.Д. Соколовский, М.В. Захаров, В.Г. Куликов, Н.В. Огарков, С.Ф. Ахромеев, генералы армии М.А. Моисеев, В.Н. Лобов, В.Н. Самсонов, а в российский период — В.П. Дубынин, М.П. Колесников, А.В. Квашнин, Ю.Н. Балуевский, Н.Е.Макаров, В.В. Герасимов.
Еще более почетно для академии, что многие ее бывшие выпускники в разные периоды возглавляли Министерство обороны: Маршал Советского Союза А.А. Гречко (апрель 1967 г. — апрель 1976 г.); Маршал Советского Союза С.Л. Соколов (декабрь 1984 г. — май 1987 г.); Маршал Советского Союза Д.Т. Язов (май 1987 г. — август 1991 г.); маршал авиации Е.И. Шапошников (август — декабрь 1991 г., затем по июнь 1993 г. — главнокомандующий Вооруженными Силами Содружества Независимых Государств); генерал армии П.С. Грачев (май 1992 г. — июнь 1996 г.); генерал армии И.Н. Родионов(июль 1996 г. — май 1997 г.); Маршал Российской Федерации И.Д. Сергеев (май 1997 г. — март 2001 г.).
В целом, в советский период в стенах академии получили оперативно-стратегическую подготовку офицеры и генералы, которые стали выдающимися полководцами и сыграли решающую роль в победе над врагом в годы Великой Отечественной войны, высокопрофессионально выполняли задачи в локальных войнах и вооруженных конфликтах, внесли неоценимый вклад в развитие стратегии и оперативного искусства, активно участвовали в строительстве видов Вооруженных Сил СССР и родов войск.
Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил РФ
После распада СССР Академия сохранила за собой статус ведущего высшего военно-учебного заведения и научного учреждения Российской Федерации. Усилиями ее научно-педагогического состава продолжалась подготовка квалифицированных военных кадров для Вооруженных Сил, других министерств и ведомств Российской Федерации, а также для армий ряда иностранных государств. Не оставалась на месте и отечественная военная наука. С участием ученых Академии разрабатывалась современная военная доктрина Российской Федерации, новые уставные и другие документы, регламентирующие деятельность Вооруженных Сил в мирное и военное время, вопросы обеспечения коллективной безопасности на постсоветском пространстве, миротворчества и т.п.
Структурная схема Военной академии Генерального штаба ВС РФ
Наиболее весомый вклад в многостороннюю деятельность Академии в течение последнего 20-летия внесли ее начальники генерал армии И. Н. Родионов (1989–1996 гг.); генерал-полковник В. С. Третьяков (1996–1999 гг.); генерал-полковник В. С. Чечеватов (1999–2005 гг.); генерал армии И. И. Ефремов (2005–2007 гг.); генерал армии А. В. Белоусов (2007–2009 гг.); генерал армии В. Н. Яковлев (2009–2012); с мая 2012 г. во главе Академии стоит генерал-лейтенант А. В. Третьяк. Под их руководством личный состав Военной ордена Ленина, Краснознаменной, ордена Суворова 1-й степени академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ сумел сохранить основной научный потенциал и славные традиции своих предшественников.
Многие выпускники основного факультета и факультета переподготовки и повышения квалификации занимали и продолжают занимать ответственные должности на государственной службе, в Министерстве обороны и Генеральном штабе Вооруженных Сил, в других силовых министерствах и ведомствах Российской Федерации.
Среди обучавшихся в Академии в разные годы — более 600 Героев Советского Союза и Российской Федерации, 52 — удостоенных этого звания дважды и 2 — трижды.
С 2009 г. и по настоящее время Академия находится в стадии коренных преобразований, связанных с очередным реформированием Вооруженных Сил РФ и приведением их к новому облику. Тем не менее, она сохраняет за собой статус ведущего военно-учебного заведения и военно-научного центра страны. Она представляет собой сложный и отлаженный механизм подготовки военных кадров высшей квалификации оперативно-стратегического профиля для Вооруженных Сил, других силовых министерств и ведомств РФ, гражданских специалистов — ответственных должностных лиц исполнительной власти в области обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, а также иностранных военнослужащих. Академия продолжает оставаться головной научно-исследовательской организацией оперативно-стратегического профиля в Министерстве обороны Российской Федерации.
Структурно Военная академия Генерального штаба состоит из трех факультетов, где обучаются офицеры Вооруженных Сил Российской Федерации и иностранных государств, а также ведут переподготовку представители различных министерств и ведомств страны, занимающихся проблемами обороны и безопасности государства. Однако количество кафедр в ней значительно сократилось. В настоящее время образовательный процесс в Академии организуют и проводят три кафедры: государственного управления и национальной безопасности, военного искусства и информационной безопасности. Усилиями профессорско-преподавательского состава этих кафедр проводятся занятия по следующим учебным дисциплинам: государственное и муниципальное управление, мировая и национальная экономика, национальная безопасность; стратегия, оперативное искусство, всестороннее обеспечение военных действий; информационная безопасность.
В июне 2010 г. в состав Академии вошли Научно-исследовательский институт военной истории и Институт стратегических исследований. Институт военной истории сохранил роль головного научно-исследовательского учреждения страны в области военной истории. Его научная деятельность подчинена решению практических задач военного строительства, обучения и воспитания военнослужащих, патриотического воспитания российских граждан, противодействия фальсификациям и искажениям отечественной военной истории. Наряду с разработкой фундаментальных научных трудов (включая энциклопедические издания), учебников и учебных пособий, материалов аналитического и справочного характера, Институт активно участвует в научном обеспечении учебного процесса Академии.
Институт стратегических исследований является ведущей научно-исследовательской организацией в области строительства и применения Вооруженных Сил Российской Федерации. При его участии разрабатываются важнейшие для обороны страны доктринальные, концептуальные и основополагающие уставные документы. Во взаимодействии с кафедрами Академии разработаны и направлены в органы военного управления, войска (силы) для апробации на мероприятиях оперативной подготовки уставные документы по вопросам подготовки и ведения военных действий объединениями и группировками войск (сил) Вооруженных Сил РФ, осуществлено согласование уставных документов тактического звена управления. Включение в состав Академии этих учреждений значительно повысило научный потенциал Академии и обогатило образовательный процесс.
С 1 сентября 2011 г. Академия в соответствии с приказом Министра обороны РФ перешла к подготовке офицеров высшего звена управления по программам дополнительного профессионального образования. Кроме того, одним из важнейших принципов образования в настоящее время считается непрерывная подготовка офицеров. В соответствии с этим значительно повысилась роль факультета переподготовки и повышения квалификации, главная задача которого в настоящее время состоит в обеспечении высокого уровня плановой переподготовки офицеров высшего звена управления Вооружённых Сил и других войск РФ на краткосрочных курсах перед назначением их на вышестоящие должности.
В функции Академии вместе с тем входят координация и сопровождение во всех военно-учебных заведениях Министерства обороны учебных программ, связанных с практическими проблемами подготовки страны к возможной войне, обучением слушателей искусству ее ведения, изучением военного дела в системе теории и практики обеспечения национальной и международной военной безопасности.
В настоящее время коллектив Академии находится в постоянном творческом поиске путей совершенствования образовательного процесса и научной работы. Для этого мы располагаем высококвалифицированными педагогическими и научными кадрами. В Академии плодотворно трудятся 47 докторов и 158 кандидатов наук, 162 человека имеют ученые звания. В Академии продолжает осуществляться подготовка научных и научно-педагогических кадров по 7-ми научным специальностям в адъюнктуре, докторантуре и путём соискательства, действуют 5 диссертационных советов на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.
Занятия со слушателями проводятся в компьютерных классах и оборудованных новейшей техникой аудиториях. Практические навыки слушатели совершенствуют в ходе командно-штабных деловых игр, которые проводятся в Центре военных игр.
В интересах укрепления духовного и физического потенциала постоянного и переменного состава Академия располагает необходимой базой. На ее территории разместились Петровский зал торжественных построений, вместительный концертный зал, музей Академии, Храм-памятник Архистратига Михаила, современная академическая библиотека, в фондах которой хранится около 300 тыс. книг, прекрасный универсальный спортивный зал, плавательный бассейн, а также другие объекты для занятий физической подготовкой и спортом.
Современная Военная академия Генерального штаба ВС РФ является центром организации межведомственных и межвузовских научных дискуссий по важнейшим вопросам военной науки, организации учебного процесса в вузах Министерства обороны Российской Федерации. Вместе с тем она стала центром международного сотрудничества в области военного образования. На ее базе постоянно проводятся научные и научно-практические конференции не только в масштабах Вооруженных Сил страны, но и выходя далеко за их рамки
История России свидетельствует, что если Генштаб являлся мозгом армии, то Академия — питательной средой этого мозга. Таким образом, можно четко проследить цепочку: страна — армия — Генштаб — Академия. Все взлеты и падения страны, так или иначе, отражались на Академии, а многие ее взлеты и падения непосредственно влияли на историю страны.
Материал подготовлен
Научно-исследовательским институтом (военной истории) Военной академии
Генерального штаба