Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 5 (61) за 2022 г.

Сергей  Филатов, Алексей  Великий

Комплексы с беспилотными летательными аппаратами микро- и нано-класса как элемент боевой экипировки военнослужащего

Одним из новых направлений высокотехнологичного оружия, вызывающего в последнее время особый интерес, стали беспилотные летательные аппараты (далее —БпЛА; англ. — unmanned air vehicle, или UAV). В мире реализуется почти 700 программ создания БпЛА, 19 стран уже имеют или разрабатывают боевые дроны, а девять стран использовали их в боевых действиях.

В ходе локальных конфликтов, при проведении контртеррористических, специальных и миротворческих операций тактические группы (отделение, взвод, рота), оснащенные комплексами с БпЛА микро- и нано-класса, решают свои задачи с наименьшими потерями.
Использование малоразмерных беспилотных летательных аппаратов становится важнейшей частью ведения общевойскового боя, определяющей осведомленность группы (подразделения), ее мобильность и безопасность передвижения. Исходя из этого, в качестве особо перспективного и актуального направления развития беспилотных авиационных систем следует считать разработку комплексов с БпЛА микро-, нано-класса и выработку предложений по способам их боевого применения.
Существует несколько разных терминов для определения комплексов с БпЛА микро-, нано-класса, но в целом их относят к семейству тактических беспилотных аппаратов ближнего действия, которые могут быстро развертываться и применяться для кратковременного наблюдения и целеуказания. Модели данного класса варьируются от систем, запускаемых «с ладони», до запускаемых «с плеча». Обычно они оснащаются электрическим двигателем и способны находиться в воздухе от 20 до 60 минут.
К нано-классу отнесены аппараты с взлет­ной массой от 50 до 300 граммов и дальностью действия до 1,5–2 км. К БпЛА микро-класса относят изделия, у которых полетная масса не превышает 3–5 кг, радиус действия — до 10 км, практический потолок — до 3000 м.
К основным достоинствам таких комплексов относят:

  • постоянную готовность к применению для кратковременного наблюдения и поиска угрожающих целей непосредственно на линии боевого соприкосновения с противником;
  • малоразмерность комплекса, что позволяет переносить его в заплечном рюкзаке в боевой экипировке военнослужащего;
  • малозаметность, универсальность и относительную бесшумность работы в ходе боевого применения.

Основными недостатками комплексов с БпЛА микро- и нано-класса считаются значительные ограничения по применению в зависимости от времени суток и погодных условий. Эксплуатация таких аппаратов затруднена при сильном дожде, снегопаде, тумане и практически невозможна при скорости ветра более 15 м/с.
Также они имеют низкую живучесть и слабую устойчивость к физическому воздействию любого рода: попаданию осколка, встрече с преградой, сильным порывом ветра. Все это приводит к потерям пространственного положения и срыву БпЛА в неконтролируемые режимы полета. Такие недостатки, как правило, относится к малоразмерным БпЛА вертолетного и коптерного типа.
К тому же комплексы с БпЛА микро- и нано-класса характеризуются низким уровнем технической надежности и невысокой «интеллектуальностью» при полете в автономном режиме, поскольку их габариты просто не позволяют размещать интеллектуальную «начинку». Опыт применения аппаратов такого класса показал недостаточную защищенность каналов радиоуправления и передачи данных, их высокую подверженность воздействию радиоэлектронных помех.
Для управления полетом, видеонаблюдения земной поверхности, цифрового фотографирования, определения координат объектов и участков местности, передачи данных в реальном режиме

  • времени комплексы с БпЛА микро- и нано-классов оснащаются комплектом минимально необходимого оборудования:
  • системой навигации (автономной или основанной на использовании сигналов спутниковых радионавигационных систем);
  • системой связи, включающей каналообразующую аппаратуру, по которой осуществляется управление БпЛА и передача телеметрических данных о состоянии его оборудования, а также аппаратуру передачи данных от целевой нагрузки (в ряде случаев — сменной);
  • целевой нагрузкой (аппаратура разведки и наблюдения, постановки помех или даже миниатюрные средства поражения).

Схемы построения новейших комплексов с БпЛА микро- и нано-класса весьма разнообразны. Чаще всего это БпЛА коптерного типа квадрокоптерного построения.
Также используют БпЛА вертолетной и самолетной схем, а иногда даже орнитоптеры, имитирующие внешний вид различных птиц и насекомых.
Новейшие комплексы с БпЛА микро- и нано-классов имеют небольшие линейные размеры (от 0,1 до 1,0 м), максимальные скорости полета (от 10–15 до 100–150 км/ч), могут быстро менять скоростной режим полета и «зависать» на месте (это характерно для аппаратов вертолетного и коптерного типа), а также выполняют полет на предельно малых высотах от (1 до 100 м).
Для определения своих координат в процессе полета БпЛА микро-  и нано-класса используют спутниковые навигационные приемники (GPS, ГЛОНАСС и др.) в сочетании с инерциальной системой наведения. Углы ориентации и перегрузки определяются гироскопом и акселерометром.
В качестве управляющей аппаратуры, как правило, применяются специализированные малоразмерные вычислители на базе цифровых сигнальных процессоров. Приемники могут как работать непрерывно, измеряя текущие координаты БпЛА, так и включаться периодически, корректируя работу датчиков инерциальной системы навигации. БпЛА должен знать свои пространственные координаты для выполнения полета по заданному маршруту и для возвращения к месту посадки, а также для применения средств поражения.
В разработке комплексов с БпЛА микро- и нано-класса лидируют США и Израиль. Очень неплохие результаты показывают Норвегия, Китай, Франция, Австралия, Индия и Южная Корея.
Одним из наиболее совершенных зарубежных представителей этого типа вооружений является комплекс БпЛА нано-класса PD-100 Black Hornet 3, разработанный норвежской компанией Prox Dynamics. Весь комплекс весит 1,3 кг без учета дисплея и включает в себя два летательных аппарата, наземную станцию управления, запасные аккумуляторы. Платформа полностью модульная, оснащена съемным аккумулятором и позволяет быстро изменить конфигурацию дрона под конкретные задачи. Зарядка аккумулятора возможна как от промышленной сети переменного тока, так и от бортовой сети автомашины и позволяет достичь 90 % емкости за 25 мин. Общая масса одного аппарата составляет около 180 г. Аппарат может лететь со скоростью до 25 км/ч при порывах ветра до 30 км/ч и в небольшой дождь. Максимальная продолжительность полета составляет 25 минут. БпЛА может улетать от базовой станции, не теряя с ней связь, на расстояние до двух километров.
Аппарат Black Hornet 3 может летать даже при отсутствии сигнала GPS в автоматическом и ручном режимах, а также осуществлять полет по заданному маршруту и выбранным оператором точкам, а при потере связи автоматически возвращаться в исходную точку. Для ведения разведки аппарат оснащается тремя видеокамерами высокого разрешения или двумя видеокамерами и тепловизором (в диапазоне 8–14 мкм). При этом одна камера смотрит строго вперед, вторая — вниз под углом 45°, а третья — строго вниз. Предусмотрена возможность совмещение изображений с видеокамер и тепловизора.
Армия США получила первые комплекты lack Hornet 3 летом 2019 года. Данные БпЛА нано-класса эффективно используются для ведения разведки в звене «военнослужащий — отделение — взвод».
В 2020 году специалисты Исследовательской лаборатории армии США (Army Research Laboratory) разработали концепцию малоразмерного беспилотного летательного аппарата гранатометного пуска GLUAS (Grenade-Launched Unmanned Aerial System, беспилотные воздушные системы с запуском из гранатомета). Система предназначена для ведения разведки в интересах воинских формирований тактического звена (роты, взвода, отделения, разведгруппы), почти не увеличивая при этом вес носимой нагрузки бойцов. Для запуска аппарата предполагается использование любого штатного гранатомета, включая однозарядный 40-мм гранатомет М79, подствольный гранатомет М203 или автоматический станковый гранатомет МК-19.
После выстрела и достижения заданной высоты корпус боеприпаса раскрывается, высвобождая крылья, включается электродвигатель, который приводит в действие расположенный в хвостовой части толкающий винт. Подъемную силу создает параплан, а короткие крылья играют роль поверхностей управления. При помощи электродвигателя аппарат может подниматься на высоту до 600–650 м и находиться в воздухе не менее 90 минут. Аппарат оснащается видеокамерой с высоким разрешением. Управление аппаратом осуществляется с помощью ППУ небольшого размера, на экран которого поступает изображение от видеокамеры в режиме реального времени. Максимальное расстояние передачи видеосигнала составляет два километра. Оснащение аппарата GPS-модулем позволяет в дополнение к картинке объекта получить его спутниковые координаты.
Отечественные комплексы БпЛА микро- и нано-класса в настоящее время находятся в стадии разработки в различных компаниях. К ним следует отнести образцы АО «КТ-Беспилотные системы», АО «Плаз» и ООО «ЮВС Авиа», продемонстрированные на форуме «Армия-2022». Эти предприятия разрабатывают сложные малогабаритные системы, построенные по схеме квадрокоптера массой от 150 до 1000 г, способные осуществлять скрытое видеонаблюдение и поиск различных труднодоступных объектов, точно определять их местоположение.
Возможности отечественных комплексов БпЛА микро- и нано-класса были успешно продемонстрированы на специально созданной полосе препятствий при облете разрушенных помещений, завалов и различных фортификационных сооружений. Эти аппараты способны работать в ручном и полуавтоматическом режимах, их применение эффективно при мониторинге ситуации в условиях городской застройки, проведении скрытой разведки и поисково-спасательных операций. Однако все это лишь опытные образцы и до реально рабочих комплексов еще далеко.
Подобные комплексы планируется использовать как элемент перспективной боевой экипировки военнослужащего.
Предполагается, что в ее состав также будут интегрированы робототехнические комплексы, экзоскелеты и средства связи. Наличие разведывательных комплексов с БпЛА микро- и нано-класса, оснащенных камерой ночного видения, позволит проводить разведку в радиусе до 200 метров в течение 30 минут и передавать изображение на забрало шлема или очки, на которые также можно будет проецировать команды управления, карты местности и другие данные.
В перспективной боевой экипировке будет реализована технология инфракрасной незаметности. Противник не сможет обнаружить и идентифицировать военнослужащего при помощи тепловизора или прибора ночного видения. Возможность обмена данными в режиме реального времени упростит взаимодействие подразделений и повысит эффективность их боевого применения.
Анализируя тактико-технические характеристики БпЛА микро- и нано-класса, стоящих на вооружении армий зарубежных государств, и решаемые ими задачи, можно сделать вывод, что разрабатываемые комплексы с БпЛА для ВС РФ должны отвечать следующим требованиям:

  • компоновка — вертолетная модульная;
  • масса БпЛА от 200 до 1000 г;
  • габариты БпЛА (Д-Ш-В) — не более 150х70х30 мм;
  • размеры транспортировочного контейнера носимого комплекта — не более 200х100х50;
  • масса индивидуального носимого комплекта — не более 1,5 кг;
  • общая масса комплекта — не более 2 кг;
  • скорость полета — до 25 км/ч;
  • высота — до 1 км;
  • дальность полета — до 3 км;
  • время полета на полностью заряженном аккумуляторе при нормальных температурных условиях — не менее 30 мин;
  • состав комплекта: БпЛА, жидкокристаллический сенсорный монитор диагональю 15–18 см высокой контрастности, контроллер (джойстик), второй сменный аккумулятор, зарядное устройство, инструменты и принадлежность для замены модулей и аккумулятора в полевых условиях;
  • оборудование БпЛА: камера высокого разрешения дневного и ночного изображения с обзором 360°, тепловизор, приемник сигналов спутниковой глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, гироскоп, датчики высоты и распознавания препятствий;
  • возможность ведения наблюдения в условиях плохой освещенности и ночью;
  • ведение наблюдения в режиме реального времени с отображением информации на мониторе и возможностью записи на встроенный (сменный) цифровой носитель информации;
    быстрая замена в полевых условиях аккумулятора, модульного оборудования, поврежденных лопастей без использования входящих в комплект инструментов и принадлежностей;
    несложный ремонт в полевых условиях с использованием входящих в комплект запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП);
  • малая заметность;
  • низкая шумность;
  • работоспособность всех элементов комплекта в широком диапазоне температур (от – 30 до + 50 °C) и плохих погодных условиях (туман, запыленность, небольшой дождь, встречные порывы ветра до 30 км/ч);
  • возможность быстрой зарядки аккумулятора как от промышленной сети переменного тока 110/220V, так и от бортовой сети автомобиля, автомобильного аккумулятора напряжением 12/24V;
  • время полной зарядки аккумулятора — не более 30 мин.;
  • система защиты зарядного устройства от неправильного подключения к источнику постоянного тока (переполюсовки);
  • предупреждение (звуковое/световое) о низком заряде аккумулятора БпЛА;
  • программное обеспечение отечественного производства для ввода данных полетного задания и управления с использованием сенсорного монитора (аналоги Mission Planer и FYD-FPV);
  • зашифрованные каналы управления и связи;
  • управление с использованием ручного контроллера одной рукой или сенсорного экрана монитора;
  • режимы полета — ручной, полуавтоматический, автоматический (удержание позиции/зависание, удержание высоты, удержание направления);
  • полет по заданным точкам с использованием сигналов ГЛОНАСС;
  • автоматическое возвращение в исходную точку при потере сигнала управления или низком заряде аккумуляторной батареи;
  • возможность полета в автоматическом режиме без покрытия ГЛОНАСС, в том числе в ограниченном пространстве сложной конфигурации (лес, подземные естественные полости и искусственные сооружения, жилые помещения, промышленные объекты, плотная городская застройка);
  • работоспособность БпЛА, монитора и контроллера после падения с высоты 1,5 м;
  • пыле- и влагозащищенность всех компонентов носимого комплекта;
  • использование в конструкции БпЛА композитных материалов для снижения веса и радиолокационной заметности.

Таким образом, сегодня комплексы с БпЛА микро- и нано-класса являются высокоэффективным боевым средством при решении широкого круга задач в звене «военнослужащий — отделение — взвод — рота», оставаясь при этом непростой целью для войсковой и объектовой ПВО. 


Авторы:
Алексей Великий, заместитель начальника научно-исследовательского испытательного отдела (создания и развития БпЛА, морских РТК) федерального государственного казенного учреждения «Главный научно-исследовательский испытательный центр перспективного вооружения»
Сергей Филатов, научный сотрудник научно-исследовательского испытательного отдела (создания и развития БпЛА, морских РТК) федерального государственного казенного учреждения «Главный научно-исследовательский испытательный центр перспективного вооружения»

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru