Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 2 (58) за 2022 г.

Андрей Соколов, Андрей Афанасьев

История зарождения и развития комплексов с беспилотными летательными аппаратами в МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ Российской Федерации

Российская Федерация входит в число ведущих авиационных держав мира, имеющих развитое авиастроение. Наличие собственной авиационной промышленности — один из принципов промышленного развития государства.

Беспилотные летательные аппараты (БпЛА) являются одним из наиболее перспективных видов авиационной техники. Они входят в состав авиационных комплексов Вооруженных Сил Российской Федерации и силовых ведомств. БпЛА применяют и в гражданском секторе коммерческие предприятия и частные лица.
Изготовление БпЛА относится к самым высокотехнологичным производствам авиационной отрасли, составляет основу технологической самостоятельности национального авиастроения.
Организация производства БпЛА на своей территории является приоритетной для любой экономики мира в силу высокой добавленной стоимости. Мировой рынок БпЛА оценивается в несколько десятков миллиардов долларов в год.
В последнее время в научной среде все больше внимания уделяется вопросам, посвященным отечественным БпЛА: истории их создания, конструктивным особенностям, областям применения и перспективам развития. В исследованиях рассматриваются периоды развития от советских беспилотных самолетов-разведчиков до современных беспилотных авиационных комплексов и систем, оценивается степень угрозы, с которой Россия может столкнуться в настоящее время.
В связи с этим вопросы создания и массового производства беспилотной авиационной техники, а также тенденции развития отечественных БпЛА весьма актуальны и влияют на российскую экономику и национальную безопасность.
Одной из определяющих тенденций в развитии военной техники и вооружения в ведущих странах, получивших значительное ускорение в начале XXI века, является развитие робототехники, в частности, беспилотных летательных аппаратов.
В настоящее время рассматривается две группы миссий, решение которых допустимо возложить на беспилотные комплексы:

  • задачи, выполняемые в настоящее время пилотируемыми летательными аппаратами: разведывательные, ударные, транспортные и специальные;
  • задачи, обусловленные технической спецификой беспилотной техники, главной из которых является отсутствие на борту человека: создание ложных целей и отведение на себя средств поражения, работа в районах с насыщенной противовоздушной обороной (ПВО) и в районах радиоактивного заражения.

Ретроспективный анализ истории создания и развития отечественных комплексов беспилотных летательных аппаратов (КБпЛА) позволил определить пять периодов продолжительностью
примерно по 20 лет: первый — с 1927 по 1939; второй — с 1940 по 1959; третий — с 1960 по 1979; четвертый — с 1980 по 1999; пятый — с 2000 г. по настоящее время. Образцы советских КБпЛА военного и гражданского назначения, созданных в эти периоды, указаны в таблице 1 и распределены по взлетной массе в таблице 2.
Динамика производства отечественных КБпЛА показана на рис. 1.

Кратко опишем каждый из указанных выше периодов строительства беспилотников в СССР и РФ.
Первый период (1927–1939) характеризовался зарождением отечественной беспилотной техники и первым ее практическим применением. При этом БпПЛА имели в основном ударные функции
и использовались в качестве мишеней. В СССР работы по созданию систем автоматического управления беспилотными самолетами проводились с начала 1920-х годов и имели сугубо военное назначение.
Основными направлениями в создании беспилотных управляемых средств были самолеты-мишени и самолеты-бомбы.
Первый экспериментальный 20-минутный полет состоялся 28 июля 1927 г. Было проведено испытание автопилота и приборов управления самолетом У-1 по радио (фото 1 а) Самолет по команде с наземного пункта управления совершал развороты, снижение и набор высоты, полет по прямой. В 1933 г. был испытан отечественный радиоуправляемый тяжелый бомбардировщик ТБ-1 с автопилотом АВП-2 (фото 1 б) В 1937 г. Госкомиссии СССР были продемонстрированы телеуправляемые самолеты У-2 и ТБ-2. Эти машины, а также их автопилоты и другое оборудование были приняты на вооружение. В работах по созданию КБпЛА принимали участие КБ и НИИ нескольких отраслей промышленности.
В этот период развития отечественной авиации ведущие конструкторские бюро уделяли особое внимание созданию беспилотников, учитывая опыт зарубежных стран развивали работы в этом направлении.
В результате появились пять типов КБпЛА на базе серийно выпускаемых самолетов того времени. К сожалению, Великая Отечественная война практически полностью прервала опытные работы в этом направлении.
Во втором периоде (1940–1959) создавались разведывательные КБпЛА на основе серийных самолетов и самолеты-мишени на базе отработавших свой ресурс боевых самолетов, развивалось серийное производство беспилотных самолетов-мишеней.

После Великой Отечественной войны в СССР продолжились разработки некоторых видов КБпЛА. Так, в ОКБ им. А. С. Яковлева был спроектирован радиоуправляемый беспилотный самолет дозиметрического контроля Як-9В (фото 2 а), который в 1949 г. пролетел через «атомный гриб» на Семипалатинском полигоне.
В 1959 г. в ОКБ создали беспилотный самолет Як-25РВ. С 1952 г.
на базе отработавших свой ресурс МиГ-15бис, —17, —17Ф и других самолетов создавались беспилотные самолеты-мишени. В 1953 г. ОКБ им. С. А. Лавочкина создало беспилотный самолет-мишень Ла-17 (фото 2 б).
При создании КБпЛА в это время большое влияние оказали полученный в годы Великой Отечественной войны опыт строительства оте­чественных самолетов и тактики их применения. В авиастроении стали широко использоваться мощные реактивные двигатели и сверхлегкие материалы корпуса, что расширило зону применения беспилотников. Немалую роль сыграло и развитие средств связи, что способствовало увеличению дальности и высоты полетов. В эти годы советские самолеты практически не уступали по своим ТТХ зарубежным образцам.
Отечественными конструкторскими бюро было разработано порядка десяти моделей КБпЛА.
Третий период (1960–1979) выделялся двумя направлениями: интенсивным производством КБпЛА военного назначения с задачами глубинной разведки и большой дальности полета, а также появлением КБпЛА в гражданской сфере. В военном секторе создавались беспилотные самолеты-разведчики различных классов — от стратегических до тактических КБЛА с мощными и надежными газотурбинными двигателями. Так, в КБ Туполева были созданы и изготовлялись серийно: дальний беспилотный самолет-разведчик Ту-123 комплекса «Ястреб» (фото 3 а), КБпЛА дальнего радиуса действия Ту-141 «Стриж» (фото 3 б), Ту-143 «Рейс»,
Ту-243 «Рейс-Д». В эти годы также проектировались и производились тактические беспилотные разведчики Ла-17Р, —17РМ и другие модели.
На базе отработавших свой ресурс бомбардировщиков Ту-4 и Ту-16 были построены наиболее крупные отечественные самолеты-мишени. Под беспилотные самолеты-мишени переоборудовали и транспортные самолеты.
В этот период в СССР стали появляться гражданские КБпЛА — беспилотные самолеты и вертолеты, созданные силами студенческих КБ МАИ, ЛИАП, КАИ и других вузов. Первые гражданские КБЛА были созданы в 1960-е годы и отличались разнообразием аэродинамических схем и компоновок. Один из первых беспилотных самолетов был создан в СКБ-1 МАИ под руководством В. П. Махрова совместно со студентами МАИ в 1962 г. — это радиоуправляемый самолет «Синица».  Другие дистанционно пилотируемые летательные аппараты МАИ — РМ, «Рама», «Эльф-Д», «Потап», «Комар» — использовали в интересах народного хозяйства.
Опыт этого периода способствовал созданию как стратегических, так и тактических КБЛА, а применение беспилотников в гражданской сфере дало мощный импульс в развитии отрасли в целом.
Четвертый период (1980–1999) отличался дальнейшим развитием и расширением двух направлений: в военном секторе создавались беспилотные системы на качественно новом уровне, способные вести разведку и уничтожать обнаруженные цели. Кроме того, разрабатывались новые двигатели с существенно улучшенными характеристиками, а также современная радиотехническая аппаратура и авионика: стратегические КБпЛА (Ту-300 «Коршун» (рис. 5 а), самолеты-мишени «Дань», тактические КБпЛА малой дальности в ОКБ А. С. Яковлева — «Пчела-60С», «Шмель» и «Пчела-1Т» (рис. 4 б), многоцелевые беспилотные вертолеты малой (Ка-37) и средней дальности (Ка-137) в ОАО «Камов» и другие КБпЛА. В гражданской сфере в МАИ создавались уникальные аппараты самолетного типа с гибким крылом — АГК-1, КБпЛА вертолетного типа — ДПВ-100, «Ворон», КБпЛА-конвертоплан, самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) и др.

Середина 1980-х годов была наивысшей точкой развития и производства советских КБпЛА. В Советской армии на вооружении 30 воинских частей стояли тысячи КБпЛА различного назначения. Одних только Ту-143 «Рейс» конструкторским бюро «Туполев» было изготовлено 950 экземпляров.
Пятый период (с 2000 г. по настоящее время) характеризуется массовым применением КБпЛА, резким ростом числа моделей, разработчиков и производителей КБпЛА как в военном, так и в гражданском секторах.
Ретроспективный анализ моделей КБпЛА показывает, что с 1927 по 1999 г. зафиксирован примерно двухкратный рост числа комплексов БпЛА от периода к периоду, а темпы роста числа моделей дронов от четвертого периода к пятому увеличились более чем 4,5 раза. Резкий рост числа моделей КБпЛА за пятый период не был случаен. Этот этап можно охарактеризовать следующими положительными изменениями:

  • растет число предприятий и организаций, занимающихся разработкой и изготовлением КБпЛА;
  • на выставках представлены не только макеты КБпЛА, но и серийная продукция;
  • увеличивается число публикаций о разработке, испытании, производстве и эксплуатации КБпЛА;
  • в высших учебных заведениях и различных НИО активно занимаются научно-исследовательскими работами по тематике КБпЛА;
  • появляются новые конструкции, расширяется модельный ряд КБпЛА;
  • при изготовлении КБпЛА применяются новые материалы и технологии;
  • создаются новые кооперации для исследований и производства КБпЛА;
  • возрастает потребление отечественных КБпЛА на внутреннем рынке;
  • расширяется экспортный рынок отечественных КБпЛА.

Таким образом, положительные изменения стали возможны благодаря снижению стоимости изготовления и эксплуатации КБпЛА, расширению области решаемых задач в военном и гражданском секторах, а также существенному экономическому эффекту от использования КБпЛА.
Изложенное выше позволяет выявить и сформулировать историческую зависимость развития комплексов с БпЛА Министерства обороны Российской Федерации от наличия отечественных технологий в различные периоды развития беспилотников и назвать основные тенденции их развития:

  • в производстве БпЛА наблюдается устойчивая тенденция к росту массы и геометрических размеров летательных аппаратов и, соответственно,
    к увеличению полезной нагрузки, высоты, дальности и продолжительности полета;
  • БпЛА могут быть использованы для решения большинства задач, которые несут угрозу жизни пилота, или там, где представляется нецелесообразным привлекать пилотируемую авиацию для исполнения «черновой работы»;
  • массовое производство отечественной беспилотной авиационной техники, не уступающей по техническим характеристикам зарубежным аналогам, позволило развить научно-технический потенциал отрасли, что в будущем обеспечит лидерство России на мировом рынке современных технологий.

Авторы:
Андрей Соколов, младший научный сотрудник Федерального государственного казенного учреждения «Главный научно-исследовательский испытательный межвидовой центр перспективного вооружения»
Андрей Афанасьев, инженер-испытатель Федерального государственного казенного учреждения «Главный научно-исследовательский испытательный межвидовой центр перспективного вооружения»

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Реклама

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2023 год.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 15 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru