Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 6 (44) за 2019 г.

Юрий Маряшин, Людмила Малащук, Анатолий Шишов

Выполнение сложных полётов в военной авиации связано с рисками, вызванными тремя фатальными факторами, которые чаще всего приводят к авиационным катастрофам — это пилотажные перегрузки, пространственная дезориентация и высотная гипоксия. Проблема в том, что сегодня задачи по повышению устойчивости военных лётчиков к действию этих факторов решаются крайне не эффективно. Связано это с тем, что существующая система функциональной подготовки лётного состава давно устарела и не соответствует тем требованиям, которые предъявляет к лётчикам быстро развивающаяся современная военная авиационная техника.

Пилотажные перегрузки

Пилотажные перегрузки (ПП), возникают во время маневрирования в условиях воздушного боя или выполнения противоракетного маневра и являются наиболее агрессивным фактором. Негативному влиянию перегрузок подвержены центральная нервная, сердечнососудистая, дыхательная и зрительная системы, поэтому их воздействие на организм летчика может сопровождаться изменениями в функциональном состоянии и работоспособности, начиная от нарушения зрения (туннелирование, «серая» и «черная» пелена) и вплоть до частичной или полной потери сознания (гравитационный обморок). Как механический фактор, ПП ограничивают и затрудняют выполнение движений, что проявляется в нарушении двигательной координации, ухудшении движений рук, ног, головы, ограничении подвижности туловища. Происходит это потому, что действие механических сил влияет на костно-мышечную систему и ослабляет работу мышц, затрудняя выполнение высокоамплитудных движений и тонких координированных действий. Наиболее неблагоприятным физиологическим фактором действия ПП на организм является смещение и скопление крови в сосудах брюшной полости и нижних конечностях. В результате этого происходит падение кровяного давления на уровне головы и снижение кровоснабжения головного мозга, что приводит к потере сознания.

Эффективным средством для повышения устойчивости к пилотажным перегрузкам являются защитные противоперегрузочные приёмы (ППП), которые состоят из специальных мышечно-дыхательных действий и представляют собой психофизический способ компенсации негативного воздействия перегрузок на организм. Эти приёмы состоят из произвольных мышечных сокращений в совокупности с особым способом дыхания, которое выполняется на фоне субмаксимального и максимального статического напряжения мышц тазового пояса, туловища и в определённой степени нижних и верхних конечностей, плечевого пояса и шеи.

Здесь важно отметить, что статические мышечные напряжения, особенно максимальные и длительные, вызывают в организме человека сильные физиологические сдвиги, которые приводят к резкому повышению общего периферического сопротивления сосудов и, следовательно, к резкому затруднению работы сердца, которое поддерживает кровоток за счёт увеличения частоты сердечных сокращений и высокого уровня артериального тонуса. Кроме того, эти приёмы являются сложнокоординационными двигательными актами, для выполнения которых необходим высокий уровень не только статической выносливости, но и биомеханической и физиологической согласованности в работе мышц.
Хорошо подготовленный лётчик должен качественно выполнять ППП на фоне активных операций по пилотированию. Защитный эффект от этих действий зависит от профессионального навыка, уровень которого обусловлен наличием определённых способностей, а именно:

  • насколько точно лётчик чувствует изменение перегрузки;
  • насколько он физически готов реагировать на ПП мышечными напряжениями адекватно темпу нарастания перегрузки;
  • насколько долго он готов удерживать это напряжение во время выполнения пилотажных маневров;
  • насколько правильно он управляет мышечными сокращениями и дыханием (техника выполнения приёма).

Всё это предъявляет высокие требования к качеству функциональной подготовки лётчиков высокоманевренной и штурмовой авиации, которая должна быть профессионально ориентирована, т. е. учитывать особенности влияния ПП на организм лётчика и целенаправленно формировать профессионально важные физические и психофизиологические качества. Однако сегодня задачи функциональной подготовки к высокоманевренным полетам, как в её физическом аспекте, так и психофизиологическом решаются не лучшим образом.
Как показывают наши научные исследования и опыт работы с лётным составом, от 76% до 89% лётчиков по некоторым показателям физической готовности не соответствуют тому состоянию, которое необходимо для противодействия экстремальным пилотажным перегрузкам. Происходит это потому, что содержательная часть Наставления по физической подготовки в Вооружённых силах РФ (НФП) не соответствует лётной деятельности. Несмотря на то, что нами подготовлено и утверждено Главкомом ВВС пособие по специальной физической подготовке лётчиков высокоманевренной авиации, которое учитывает все особенности влияния высокоманевренных полётов на организм, внедрение нового и рационального подхода к физической подготовке в авиационных частях и учебных центрах проходит крайне медленно и не организованно.
Психофизиологический аспект функциональной подготовки связан с формированием психофизиологических качеств характеризующих способность лётчика чувствовать изменения характера перегрузки на различных этапах полёта и соответственно управлять мышечными сокращениями и дыханием. Основным и естественным способом подготовки летчиков к боевому маневрированию на высокоманевренных самолетах-истребителях является практическое освоение полетов с большими перегрузками. Систематические полеты на пилотаж и маневренный воздушный бой направлены на выработку у летчика навыка по пилотированию самолета, контролю за своим психофизиологическим состоянием, эффективному применению защитных ППП, что повышает его устойчивость к перегрузкам и создает постоянную готовность к маневренному воздушному бою с высокими уровнями ПП. Однако полетный этап подготовки летного состава всегда связан с риском и является весьма дорогостоящим, поэтому для повышения устойчивости летного состава к ПП в большинстве мировых авиационных держав пилотажная подготовка дополняется экономически выгодной и безопасной психофизиологической подготовкой на центрифуге (ЦФ).

Полную версию читайте в печатной версии журнала или электронной версии на сайте https://shop.eastview.com/results/item?sku=1222479PO

Последние материалы

Новости
Статьи
Блог

Партнёры

Информация

Журнал онлайн

Подписка на журнал

Журнал «Арсенал Отечества» продолжает подписку на 2024-25 года.

По вопросам подписки для юридических лиц или приобретения журнала в розницу обращайтесь к С.А. Бугаеву
bugaev@arsenal-otechestva.ru
+7 (916) 337-14-17

Электронная подписка - https://www.ivis.ru/

Оформить подписку для физических лиц можно через компанию ООО «Деловая Пресса» тел. (499)704-1305, Email: podpiska@delpress.ru,
сайт: https://delpress.ru/information-for-subscribers.html  и ООО « Урал-Пресс Округ » http://www.ural-press.ru/catalog/

Стоимость годовой подписки — 18 000 руб.

Редакция журнала

Адрес редакции:
107023, г. Москва, ул. Большая Семёновская, д.32, офис 200

Телефон:
+7 (495) 777 23 14

E-mail:
info@arsenal-otechestva.ru