Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 5 (37) за 2018 г.
Олег Котов, Андрей Чижаньков
Развитие средств воздушно-космического нападения (СВКН) вероятных противников, приобретение ими новых боевых возможностей изменили способы боевого применения СВКН и модифицировали содержания современных военных конфликтов, положив в их основу принципы информационного превосходства, высокой мобильности, широкого применения систем ВТО, глобальной досягаемости, гибкого боевого обеспечения.
Современная война сместилась в воздушно-космическое и информационное пространства, ее содержанием стало ведение высокоточных и информационных операций, а характерной чертой — массовое применение высокоточного оружия и БЛА.
Особенностями современной войны являются:
- усиление роли информационного противоборства;
- возрастание доли современных высокоэффективных систем оружия, а также перераспределение значимости различных сфер вооруженной борьбы;
- применение систем вооружения и военной техники на новых физических принципах;
- сокращение времени на подготовку к ведению военных действий;
- смещение акцентов в сторону первоочередного поражения критически важных объектов (КВО);
- повышение оперативности управления в результате перехода от вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием.
Это обуславливает возрастание роли ПВО в современных военных конфликтах, мощнейшим стратегическим сдерживающим фактором развязывания военных действий и позволяет констатировать, что без организации эффективной борьбы с воздушным противником успеха в них достичь невозможно.
Организация и ведение ПВО в современных военных конфликтах имеет ряд особенностей:
- перераспределение боевых ресурсов в интересах борьбы со СВКН;
- построение эффективной системы ПВО-ПРО на всю глубину стратегической операции;
- отказ от площадного прикрытия группировок войск (сил) и сосредоточение усилий на прикрытии КВО от ударов КР, ОТР, БЛА, АСП;
- обеспечение устойчивого совместного функционирования разведывательно-информационной системы, системы управления войсками и оружием.
Опыт военных конфликтов свидетельствует, что возросшие боевые возможности СВКН, их высокая мобильность и маневренность позволяют агрессору в кратчайшие сроки подрывать способность войск (сил) ПВО по выполнению возложенных на них задач. Как следствие, только одними силами и средствами ПВО ведение эффективной борьбы с воздушным высокотехнологическим противником в общевойсковом операции (бою) представляется достаточно проблематичным. При организации общевойскового боя (операции) для выполнения указанных задач следует задействовать разновидовые и разнородные силы и средства общевойсковых соединений (объединений), в той или иной мере способные оказывать существенное воздействие на различные составляющие сложной системы, именуемой «воздушный противник».
Ключевым элементом в системе ПВО (в системе борьбы с воздушным противником) является разведка, от эффективности которой в значительной степени зависит результат работы системы ПВО в целом. По этой причине ее организации должно уделяться самое пристальное внимание.
Разведка составляющих системы «воздушный противник» должна организовываться и осуществляться при ведении всех видов военных действий с целью добывания данных, необходимых командующим (командирам) для принятия обоснованных решений на подготовку, распределение усилий всех имеющихся сил и средств (а не только ПВО) и эффективного их применения, а также непрерывное и своевременное обеспечение командных пунктов (пунктов управления) данными о воздушном противнике и о воздушной обстановке.
Модификация содержания военного конфликта изменила требования к разведке воздушного противника в современном общевойсковом операции (бою), и поэтому условия, в которых решаются задачи обеспечения разведывательной информацией формирований ПВО СВ (разведки воздушного противника) значительно усложнились (рисунок 1).
Развитие СВКН ревизовало количественный и качественный состав объектов приложения усилий средств разведки воздушного противника (60%-70% СВКН в ударе — это элементы ВТО, в ТА реализована технология «Стелс» и расширился диапазон скоростей и высот их применения). См. рис. 2 и 3.
Совершенствование способов применения СВКН потребовало организации добывания информации о воздушном противнике в условиях мощного огневого и радиоэлектронного поражения средств разведки и массового применения автономных воздушных целей (до 10% из состава удара, в перспективе — до 30%), при этом должна решаться проблема опознавания воздушных объектов. Все это осложняет функционирование сил и средств разведки воздушного противника.
Широкое использование систем ВТО, авиации, ССО, смешение акцентов в применении войск в сторону ведения маневренных действий, привели к значительному возрастанию пространственных и сокращению временных параметров современных военных конфликтов. Так, пространство ведения армейской операции возросло в 2–3 раза, а на отдельных направлениях может достигать и больших значений. Это расширило размах ведения ПВО и, как следствие, увеличило зону разведки, а широкое использование крылатых ракет, БЛА, БЦ обусловило необходимость контроля всего разведываемого пространства и существенного расширения нижней и верхней границ зон разведки.
В настоящее время уточняется содержание армейской операции как операции межвидовой группировки войск (сил), в рамках которой планируется применение на операционном направлении сил и средств из состава группировки авиации и войск ПВО. Это требует совместных и согласованных действий разновидовых и разнородных сил и средств, привлекаемых к разведки воздушного противника.
Можно ли реализовать вышеуказанные требования в современном вооруженном конфликте?
Как свидетельствует опыт (Ирак, СРЮ, Ливия), сделать это достаточно проблематично: недостаточны боевые возможности сил, оснащенных устаревшими в техническом отношении средствами радиолокационной разведки. Кроме того, являясь объектами первоочередного и постоянного воздействия со стороны противника, средства разведки несут существенные потери в ходе боевых действий. Опыт борьбы с радиолокационными средствами, накопленный за последние десятилетия, показывает, что 30–40% РЛС уничтожается уже в начале МРАУ и до 70–80% — к концу ВНО. Основными недостатками формирований разведки воздушного противника являются их низкая укомплектованность современными средствами, недостаточное количество самих средств, особенно в оперативном звене, низкие возможности КСАУ а отношении оперативного управления.
Существуют и ряд других проблем, так называемого организационного плана, возникших в связи с сокращением формирований разведки воздушного противника стратегического и оперативного звена (ртбр, ортб) и возложением задач информационного обеспечения общевойсковых КП и ПУ ПВО на формирования радиотехнических войск ВВС и ПВО. Формируемое ими радиолокационное поле не в полной мере учитывает запросы всех потребителей информации. Это поле должно быть непрерывным, мобильным, устойчивым и создаваться не только над территорией РФ, но и за ее пределами. Исходя из того, что в мирное время и в угрожаемый период в основе его формирования лежит использование стационарных РЛП — это достаточно проблематично. Эффективность использования воздушного компонента (А-50) в военное время, с учетом стремления противника к завоеванию превосходства в воздухе также вызывает сомнения.
Наименее затратным выходом из сложившейся ситуации является совместное использование РЛС двойного назначения.
Для этого необходимо включить в систему трассовые радиолокационные позиции Минтранса России (ТРЛП), которые являются позициями двойного назначения (ПДН). В этой связи следует реализовать в полном объеме Генеральное соглашение между МО РФ и Минтрансом России по созданию и функционированию системы позиций двойного назначения.
Важно подчеркнуть: на территории каждого военного округа в составе районных центров имеются ТРЛП, которые являются ПДН. В график боевого дежурства они не включены, хотя доработки по их оснащению техническими средствами передачи данных МО РФ завершены. Однако, остаются проблемы в сопряжении АСУ УВД «Альфа» с КСА «Универсал-1С». Работа по данному вопросу в соответствии с ФЦП должна была завершиться к 2015 году.
Как известно, в соответствии с Положением о трассовых радиолокационных позициях, используемых в качестве позиций двойного назначения, порядок взаиморасчётов определяются Генеральным соглашением между МО РФ и Минтрансом.
Для перевода ТРЛП в ПДН необходимо реализовать в полном объеме указанное Генеральное соглашение и оснастить их следующими техническими средствами:
- КПТС (комплекс программно-технических средств) на базе МС УВД-4 состоящий из АРМ диспетчеров по взаимодействию с КП ВВС и ПВО;
- ВКАО (выносной комплект абонентского оборудования) устанавливаемый на КП ВВС и ПВО на базе МС УВД-2;
- средства связи и передачи данных на базе МС УВД-4;
- средства оперативно-командной связи на базе МС ПВД-1 (малая система планирования воздушного движения);
- аппаратура регистрации речевой информации на базе МС ПВД-1 (малая система планирования воздушного движения).
Таким образом, ведение эффективной разведки воздушного противника в рассмотренных условиях возможно при реализации следующих мер:
- увеличение количества сил, оснащенных средствами, способными вести радиолокационную разведку разнотипных СВКН во всем диапазоне высот и скоростей, в условиях мощного огневого и радиоэлектронного поражения;
- использование в составе разведывательных формирований разновидовых средств (ртр, ОЭР и др.);
- пересмотр подходов к организации и ведению комплексной разведки воздушного противника, в том числе и с целью создания единого разведывательно-информационного пространства.
Эти меры должны быть положены в основу скорейшего развития разведки системы «воздушный противник», что позволит своевременно предоставлять данные всем КП (ПУ), планирующим боевые действия.