Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 2 за 2012 г.
Современная тенденция развития военного дела выдвигает перед Вооруженными Силами России два важнейших требования:
- уметь предвидеть характер будущей войны и в соответствии с этим правильно определять содержание военного обучения, т.е. знать, чему нужно учить войска.
- правильно понимать, как нужно их учить, т.е. изыскивать такие формы и методы обучения, которые обеспечивали бы претворение в жизнь выработанных взглядов на способы ведения боевых действий.
По мере совершенствования вооружения и военной техники, способов их применения изменяются и условия подготовки и ведения боевых действий. На каждом новом этапе качественного изменения этих условий возникает необходимость разработки более совершенных форм подготовки войск.
Мировой опыт показывает, что широкое внедрение в практику боевой учебы войск современных средств и технологий обучения обеспечивает значительные преимущества в повышении профессионального уровня военнослужащих, роста выучки, боевой готовности и боеспособности соединений и воинских частей.
Наиболее эффективным считается комплексное внедрение технических средств обучения в сочетании с другими эффективными мерами (организационными, методическими, научными) путем их концентрации в центрах боевой подготовки.
Основными целями Центров боевой подготовки нового поколения можно считать:
- внедрение в систему боевой подготовки вооруженных сил перспективных форм обучения с использованием современных информационных технологий, их применение наряду с существующими, традиционными формами обучения в интересах дальнейшего совершенствования уровня подготовки личного состава, слаженности подразделений, частей, соединений и их органов управления;
- увеличение интенсивности мероприятий боевой подготовки, и как следствие сокращение сроков приведения соединений и частей в готовность действовать по своему предназначению.
Одним из основных факторов применения современных технологий обучения в центрах боевой подготовки необходимо рассматривать создание единого информационного пространства учебного процесса (система конструктивного моделирования).
В этом информационном пространстве необходимо максимально учесть составляющие обучения. Основные из них:
- информацию об объекте обучения (обучаемом), историю его подготовки, результаты контрольных занятий и нормативов, тенденцию роста боевого мастерства, имеющиеся недостатки в подготовке;
- планирование мероприятий подготовки от военнослужащего до подразделения и органа управления с учетом уровня их подготовленности, укомплектованности, имеющегося вооружения и средств управления;
- создание единого «виртуального поля боя» с участием, как реальных образцов вооружения и военной техники, так и тренажеров, автоматизированных систем управления;
- осуществление объективного контроля за ходом учебного процесса с предоставлением возможности доступа к этой информации вышестоящих органов управления до Генерального штаба включительно;
- проведение анализов результатов обучения, подготовка и проведение разбора занятий и учений, всего процесса подготовки в Центре с выдачей рекомендаций по организации боевой подготовки в пунктах постоянной дислокации;
- предоставление материалов разбора и выводов об уровне подготовки соединения (подразделения) вышестоящему командованию.
Главным аспектом функционирования системы конструктивного моделирования является объединение всех систем, обеспечивающих процесс подготовки военнослужащих и подразделений, в «единое виртуальное поле боя», что предоставляет военным специалистам неограниченные возможности в проведении различных видов подготовки.
Для обеспечения всего спектра подготовки общевойскового соединения центр должен иметь:
- программно-технический комплекс подготовки органов военного управления тактического звена, в том числе с использованием автоматизированной системы управления;
- комплекс средств для проведения двусторонних тактических учений с применением технологии лазерной имитации стрельбы и поражения и контроля действий обучаемых подразделений, в том числе и в различных типах населенных пунктов;
- тренажерный комплекс для подготовки подразделений до усиленного общевойскового батальона с возможностью ведения двустороннего «виртуального боя» в различных климатических, географических условиях театров военных действий с обеспечением вариантности тактической (оперативной) группировки войск (сил);
- комплекс объектов полевой учебной базы, оснащенных современным оборудованием, обеспечивающим осуществления объективного контроля результатов практической стрельбы и вождения боевых машин;
- комплекс компьютерного тестирования теоретических знаний обучаемых.
Для определения уровня индивидуальной обученности военнослужащих и понимания, какой учебный курс в Центре боевой подготовки должно пройти соединение или подразделение, в начале процесса обучения проводится тестирование полученных в пунктах постоянной дислокации знаний, умений и навыков по основным дисциплинам боевой подготовки, так называемый «входной контроль».
Для проведения такого тестирования центр должен иметь: комплекс компьютерного тестирования теоретических знаний военнослужащих, тренажерный комплекс для проверки навыков военнослужащих в действиях при вооружении, выполнения контрольных и зачетных практических упражнений по огневой подготовке и вождению боевых машин, сдачи контрольных нормативов по специальности.
Современные средства обучения и тестирования позволят в течение 2–3 дней обеспечить «входной контроль» по основным предметам подготовки всех военнослужащих соединения (подразделение 1–2 дня) с выставлением реальных оценок уровня их подготовки.
На основе полученных результатов вышестоящему командованию необходимо будет по рекомендации руководства Центра принять решение о том, какую программу подготовки для соединения выбрать. Кроме того такой объективный «входной контроль» позволяет оценить самого и командира соединения, как организатора боевой подготовки в пункте постоянной дислокации.
Содержание индивидуальной подготовки (тематика занятий, сроки их проведения, применяемые методы и формы) определяются отдельным решением вышестоящего командования или руководства центра.
Слаживание подразделений начинается с тактико-строевых занятий с ротой со средствами усиления и им равным подразделений.
Занятия проводятся на тренажерном комплексе методом «виртуальных» ротных тактических учений, как односторонних с применением противоборствующих «компьютерных сил», так и создание «дуэльных ситуаций» между подразделениями.
Моделирующая система, в которую погружены тренажеры вооружения и военной техники, обеспечивает их функционирование в «виртуальном поле боя», позволяет действовать военнослужащим так, как бы они действовали на реальной местности.
Командиры подразделений используя цифровые карты местности с обстановкой и отображение ее на экране в трехмерном виде способны принимать решения с максимальной достоверностью, как бы они принимали на своих командных пунктах, а также управление подразделениями в ходе «боя».
Основой двустронних учений с использованием реальной техники и вооружения является внедрение в боевую подготовку современной системы имитации стрельбы и поражения.
Такая система обеспечивает не только предоставление информации о том, что противник «убит», а степень его поражения — солдат: легко «ранен», тяжело «ранен» или «убит», техника — «повреждена» или «уничтожена». Система позволяет практически в 100 процентах случаев приблизить условия проведения занятий и учений к реальным.
Оборудование средств вооружения новейшими имитаторами стрельбы обеспечивает реальность их применения. Использование средств геометрической синхронизации предоставляет возможность применения артиллерийских систем со стрельбой с закрытых огневых позиций.
Осуществление объективного контроля в режиме «он-лайн», как на месте (в поле), так и в центре руководства обучением, позволяет оценить действия каждого военнослужащего и подразделения в целом, тщательно подготовить и провести разбор занятия или учения с необходимой детализацией.
Применение в центре современного полигонного оборудования способствует объективной оценке в автоматизированном режиме степени огневого поражения «противника», обеспечивает понимание уровня готовности командиров и личного состава подразделений к боевым действиям. Внедрение автономных средств создания мишенной обстановки позволит руководителю учения применять различные ситуации в действиях «противника», что обеспечит уход от некоторой шаблонности при проведении учений с боевой стрельбой, существующей сегодня.
Подготовка органов управления тактического звена в центре организовывается в нескольких плоскостях: компьютерные командно-штабные тренировки (одностепенных и двухстепенных), реальная работа командиров и штабов при проведении двустронних учений с применением системы имитации стрельбы и поражения, действие органов управления в ходе учений с боевой стрельбой.
Проведение командно-штабного учения соединения с привлечением подразделений, действующих на всех сегментах центра, можно считать заключительной фазой подготовки органа управления бригады.
Основой подготовки органов управления от командования подразделений до управления бригады является погружение средств обучения в единое информационное пространство центра, обеспечивающие объединение всех обучающих систем в единое «виртуальное поле боя».
Каждый командир, как и в реальном бою, решает задачи на своем участке и имеет информацию, аналогичную той, какую бы он имел в реальном бою. Должностные лица управления бригады действуют на «поле боя» в соответствии со своим прямым предназначением, по установленному руководящими документами порядку.
Управление подразделениями, органами управления бригады производится в условиях «виртуального радиоэфира». Его использование способствует сымитировать реальную связь с учетом рельефа местности, расстояний между командными пунктами и подразделениями, действий противника по подавлению радиостредств и других немаловажных факторов.
При внедрении современных обучающих технологий в боевой подготовке мы ожидаем получить следующие результаты:
- увеличение доли обученных военнослужащих с учетом сокращения сроков общей продолжительности службы в Вооруженных Силах;
- сокращение сроков и повышение качества подготовки обучаемых;
- достижение высокой готовности подразделений к выполнению учебных и боевых задач;
При этом обеспечивается:
- максимальная объективность контроля уровня подготовки военнослужащих, подразделений и органов управления;
- комплексная подготовка военнослужащих, экипажей (расчетов), подразделений, воинских частей, органов управления с использованием современных компьютерных технологий в комплексе с применением традиционных форм и методов обучения;
- совершенствование навыков командиров и должностных лиц оперативного состава органов управления в работе на местности при проведении рекогносцировок и организации взаимодействия, решении других задач;
- эффективная подготовка подразделений к боевым действиям в сложных условиях местности, в городах и населенных пунктах;
- повышение морально-психологической устойчивости личного состава в условиях обстановки, близкой к реальной;
Использование современных технологий боевой подготовки позволит создать современную инфраструктуру боевой подготовки, обеспечивающую проведение мероприятий учебного процесса войск и включающую в себя:
- Учебно-тренировочные комплексы соединений — плановая индивидуальная подготовка специалистов, слаживание подразделений от экипажа (расчетов) до взвода, роты (батареи),
- Полигоны военных округов — мероприятия полевой выучки дислоцированных вблизи них соединений и частей, крупномасштабные учения и маневры с практическим применением всех средств поражения.
- Центры боевой подготовки — объективная поверка уровня подготовленности общевойсковых соединений, доведение индивидуальной подготовки военнослужащих до необходимого уровня, слаживание в сжатые сроки подразделений от роты до батальона, органов военного управления тактического звена в различных условиях и режимах тренировок, комплексная и интенсивная подготовка их к выполнению задач по предназначению на различных театрах военных действий.
Алексеев Андрей Олегович
Руководитель Дирекции по разработке Центра боевой подготовки ОАО «НПО РусБИТех»