Материал опубликован в журнале «Арсенал Отечества» № 2 за 2012 г.
Неотъемлемой составной частью антикоррупционного воздействия на сознание военнослужащих является правовое воспитание и правовое обучение. Как показывает исторический опыт, разрешение проблемы коррупционной устойчивости не возможно без кадрового обеспечения военнослужащими с новой этико-ценностной ориентацией и профессиональной подготовкой.
На сегодняшний момент собственная образовательная система по антикоррупционной подготовке в Вооруженных Силах отсутствует. Однако она может и должна быть использована для реализации политики государственной власти по противодействию коррупционным проявлениям в оборонном секторе и обеспечению его эффективной деятельности в данном направлении как необходимой составной части военной реформы.
Меры по реформированию системы военного управления, предпринимаемые в целях повышения эффективности, во многом совпадают с мерами по борьбе с коррупцией. Эти процессы должны идти параллельно, оказывая взаимное влияние, дополняя друг друга. Можно сказать, что проблема с коррупцией все более становится проблемой не только устойчивости системы военного управления, но и стабильности в армии в целом. Проблема, имеющая немало срезов в различных областях практической деятельности (совершенствование нормативно-правовой базы, системы государственного и общественного контроля, административной этики, гласности, и др.), требует и серьезного подхода в подготовке кадров с «антикоррупционной устойчивостью» и для военной службы.
При этом следует учитывать опыт многочисленных реформ государственной службы, которые проводились в западных странах. Он показывает, что одной из важнейших детерминант в их реализации оказывался социальный фактор — возросшие требования со стороны общества к эффективности работы государственных органов, к честности и порядочности носителей властно-управленческих полномочий. На Западе также характерной чертой при проведении преобразований в государственной службе выступали недоверие населения к власти, сомнения в необходимости государственного управления отдельными областями деятельности Вооруженных Сил, крайне негативное отношение к бюрократии в целом.
Государственный заказ, закупки вооружения и военной техники, продовольствия и обмундирования, и т.п. породили рост числа коррупциогенных факторов на уровне взаимодействия государственного и частного секторов. Обычным явлением стала не только миграция специалистов из государственных структур в частные фирмы и обратно, но и «совмещение» предпринимательской деятельности в негосударственном секторе через жен, детей и других родственников. То есть на наших глазах шлифуется, так сказать, «государственно-семейная» модель реализации служебных функций, и она начинает становиться неконтролируемой моделью коррупционного обогащения руководителей различных уровней, ее «кримократической» чертой.
В чем же суть антикоррупционной подготовки будущих экспертов в области профилактики коррупционных правонарушений и профессиональных управленцев?
Она может осуществляться по четырем основным направлениям:
Коротко остановлюсь на каждом направлении.
Общая гуманитарная подготовка
Формирование и развитие этико-ценностных ориентаций военнослужащего представляется наиболее сложной проблемой, связанной с выработкой внутренней устойчивости не только к возможной собственной коррупционной деятельности, но и понимание несовместимости коррупции с нормальным развитием войскового сообщества и оптимальной системы военного управления.
Определенные «традиции» и «своеобразие» общественного восприятия и оправдания коррупционных проявлений и достаточно толерантного отношения к ним со стороны достаточно широких кругов населения и военнослужащих в частности делают этот вопрос весьма сложным и проблемным в практической плоскости.
Тем не менее, этот мировоззренческий компонент обучения должен быть расширен и может составить необходимую основу и предпосылку уже специальной теоретической и практической подготовки.
В этом отношении неоценима роль таких учебных дисциплин, как философия, политология, социология, профессиональная этика и др., в рамках, которых и происходит собственно становление гражданских позиций будущего офицера, изучение и осознание им нравственных основ и социальной роли военной службы в жизни общества.
Правовая подготовка военнослужащих
Имеет особое значение с точки зрения знания и понимания социального назначения как самого законодательства о государственной службе, административного, уголовного и др. разделов права, имеющих отношение к противодействию коррупционным проявлениям. Немаловажное значение в данном контексте имеет и разъяснение ситуаций, связанных с основаниями и содержанием юридической ответственности за правонарушения коррупционного характера. Думается, что такое и судебное, и профилактическое воздействие (и если наконец-то противодействие коррупции из кампанейской борьбы с «оборотнями» превратится в нормальную и последовательную деятельность руководителей военного ведомства и правоохранительных органов) должно иметь характер общей превенции коррупционных проявлений.
Управленческая подготовка
Специальная управленческая подготовка в сфере антикоррупционной деятельности — приобретение таких познаний управленческого характера, которые помогали бы руководителям различного уровня организовать работу по профилактике и выявлению коррупционных проявлений как на уровне отдельного государственного (муниципального) органа, так и их системы. Предполагаемое усиление ответственности должностных лиц за собственные коррупционные деяния и деяния подчиненных им чиновников потребует тщательного изучения организационно-управленческих основ этой деятельности и введения в процесс обучения таких специальных курсов, как:
- «Организация управления административной этикой»,
- «Формы и методы антикоррупционного контроля за деятельностью военнослужащих»,
- «Информационное обеспечение антикоррупционной деятельности руководителя», и другие.
- Потребность в формировании подобных учебных спецкурсов назрела (и даже перезрела), и их создание и распространение могло бы служить реальным вкладом науки и образования в антикоррупционную деятельность.
Практическая подготовка военнослужащих
Связана с получением практических навыков антикоррупционной деятельности во время организации различных видов учебной работы. Формы ее могут быть весьма разнообразны — практика, проведение с помощью слушателей различного рода опросов и исследование влияния коррупциогенных факторов на состояние военной службы, имидж военнослужащих, отношение к армии, и т.п. Возможно и создание своеобразных «учебно-производственных подразделений», в которых бы слушатели по поручению центрального аппарата Минобороны России на базе учебных заведений проводили бы прием граждан и оказывали бы им консультационную помощь в вопросах решения их проблем, включая и изучение вопросов антикоррупционной направленности. Это позволило бы при участии военнослужащих и преподавателей расширить поле работы с гражданами и военнослужащими, способствовало бы получению и обработке информации о коррупционных правонарушениях, и т.п. Эта работа была бы на пользу и самим слушателям, для которых такая относительно самостоятельная практика позволяет понять и осознать проблемы военного управления через практическую работу с гражданами и военнослужащими.
Поставленные проблемы, как мне представляется, требуют решения на практическом уровне и могут состоять в следующем:
- в учебные программы военных ВУЗов необходимо ввести специальные разделы (весьма компактные по содержанию) или отдельную дисциплину, связанную с антикоррупционной деятельностью;
- введение специальных курсов по указанной проблематике по различным формам обучения, включая переподготовку;
- включение в учебные программы практики и практической проработки вопросов, связанных с предупреждением и противодействием коррупционным проявлениям.
Военнослужащим необходимо в процессе обучения не только придать достаточно высокий уровень «коррупционной устойчивости», но и научить поведению в реальных условиях воздействия на них коррупциогенных факторов.
Ниже приведена примерная программа учебного курса для военнослужащих на тему «Основы противодействия коррупции», которая включает в себя разделы:
Программа учебного курса «Основы противодействия коррупции»
- Пояснительная записка
- Тематический план курса
- Формы контроля
- Содержание программы
- Вопросы для оценки качества освоения
В пояснительной записке определены следующие вопросы:
- Цель курса
- дать слушателям комплексное представление о проблемах и перспективах разработки и применения государственных и специализированных антикоррупционных стратегий и специфике реализации независимых антикоррупционных инициатив; помочь слушателям сформировать осознанное и обоснованное личное отношение к коррупции и предложить схемы и инструменты его реализации на практике.
- Курс предназначен
- для военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, принимающих участие в деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений
- Требования к слушателям
- навыки активного восприятия и обсуждения лекционного материала, навыки самостоятельной работы с научной литературой, умение самостоятельно решать исследовательские задачи, навыки ведения дискуссии на научные темы, навыки коллективной работы и группового решения учебных задач
- Курс посвящен
- выявлению причин и факторов роста коррупции и разработке путей и методов противодействия этой общественно значимой проблеме. В рамках курса вопросы рассматриваются на нескольких уровнях.
- Теоретический блок
- проблема коррупции рассматривается с позиций моделирования коррупционной ситуации на военной службе, ее причин и вероятных последствий как для участников коррупционной сделки, так и для сообщества в целом. Значительное внимание уделяется анализу российского и международного опыта противодействия коррупции в силовых структурах.
- Прикладной блок
- подробно разбирается специфика противодействия коррупции на военной службе в России. Анализ ведется не только на уровне структурирования государственной политики в сфере реформирования государственной службы, но и с учетом комплексных антикоррупционных стратегий, задействующих ресурсы российского бизнес-сообщества и гражданского общества.
Структура курса определяется кругом актуальных проблем, оказывающих непосредственное влияние на разработку и внедрение антикоррупционной политики.
Также необходимо учитывать тот факт, что по опыту прошлых лет жесткое разделение формата подачи материала на лекционный и семинарский является неэффективным. В рамках большинства тем наибольшую эффективность демонстрируют интерактивные методы освоения учебного материала. В связи с этим структура курса является достаточно условной в части разделения занятий на лекции и семинары. Содержание программы включает в себя семь тем и учебные вопросы в каждой из них.
№ | Название темы | Всего часов | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | |
---|---|---|---|---|---|
Лекции | Семинары | ||||
1 | Тема 1: Введение в курс. Проблема коррупции и ее определение. Причины и последствия коррупции. | 6 | 4 | 0 | 2 |
2 | Тема 2: Социологический анализ коррупции. Проблемы измерения и сравнения. | 6 | 4 | 0 | 2 |
3 | Тема 3: Экономическая природа коррупции. | 6 | 4 | 0 | 2 |
4 | Тема 4: Правовые аспекты коррупции. | 6 | 4 | 0 | 2 |
5 | Тема 5: Антикоррупционный анализ законодательства | 14 | 0 | 4 | 10 |
6 | Тема 6: Зарубежный опыт противодействия коррупции | 8 | 4 | 0 | 4 |
7 | Тема 7: Антикоррупционная стратегия государства и общества | 8 | 4 | 0 | 4 |
Итого | 54 | 24 | 4 | 26 |
Курс рассчитан на 56 часов, в том числе 28 часов аудиторных занятий (24 аудиторных часов выделены для чтения лекций, 4 часа — для проведения семинаров). Кроме того, в процессе подготовки слушателям наряду с аудиторными занятиями необходимо проделать определенный объем самостоятельной работы. Для самостоятельной работы отводится 26 часов.
Формами контроля целесообразно иметь:
- текущий контроль — устные вопросы на занятиях для проверки усвоения материала и понятийного аппарата;
- промежуточный контроль — эссе.
- итоговый контроль — зачет.
При этом, зачет и первая пересдача зачета должны проводиться по билетам, состоящим из двух вопросов по темам данного курса, а итоговая зачетная оценка должна формироваться путем умножения начисленных баллов за отдельные виды промежуточного контроля на соответствующие веса.
Средневзвешенная оценка округляется до целых единиц, так что если:
- Средняя оценка не менее 4 баллов, то — «зачет» (тройка);
- Средняя оценка менее 4 баллов, то — «незачет» (двойка).
Вопросы для оценки качества освоения курса могут быть разработаны в зависимости от выбранной учебной литературы и утвержденного тематического плана для образовательной программы. На примере темы № 1 (Введение в дисциплину. Проблема коррупции и ее определение. Причины и последствия коррупции.) предлагаются следующие вопросы (см. таблицу).
№ | Примерные вопросы для оценки качества освоения курса по теме №1 |
---|---|
1 | Приведите исторические примеры распределения ролей: принципал, агент, клиент. |
2 | Каково место контролера в модели агентских отношений, как он включается в коррупционные отношения? |
3 | Какова может быть роль клиента в системе агентских отношений? |
4 | Какова потенциальная роль институтов гражданского общества с точки зрения оптимизации агентских отношений? Что препятствует реализации этого потенциала в России? |
5 | Кто является «верховным принципалом» в модели агентских отношений при демократическом режиме? |
6 | Как распределяются агентские издержки и потери от коррупции при демократическом режиме? |
7 | Назовите основные причины, порождающие коррупцию. Проранжируйте их по степени важности и значимости для Российской Федерации. |
8 | Попробуйте назвать позитивные последствия коррупции, опираясь на разобранную на предшествующем занятии метафору болезни и боли? Могут ли быть иные позитивные последствия коррупции? |
9 | Попробуйте назвать несколько негативных последствий коррупции? Какие из названных последствий наиболее важные? |
Таким образом, антикоррупционное воспитание должно стать органической составной частью всей системы воспитания военнослужащих. Поэтому для практического решения этой задачи представляется обязательное введение спецкурсов по антикоррупционной проблематике по окончанию, которых военнослужащие будут иметь ясное представление о сущности коррупции, её причинах и пределах возможного противодействия ей; уметь адекватно реагировать на коррупционные ситуации, возникающие в повседневной деятельности; знать и уметь применять на практике приемы противодействия коррупционному поведению, а также сформирует у военнослужащих потребность в противодействии коррупции и неприятии коррупции как средства достижения личных либо коллективных целей.
Батюшкин Сергей Анатольевич
генерал-майор, заслуженный военный специалист РФ, доктор военных наук, профессор, лауреат премии им. А.А.Свечина, лауреат премии им. А.В.Суворова, академический советник РАРАН, академик Академии военных наук РФ, руководитель 2-го отделения АВН РФ